Сущность и признаки предпринимательской деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и признаки предпринимательской деятельности



Признаки предпринимательской деятельности

Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.

Выделяют некоторые признаки предпринимательской деятельности.

1. Систематичность, то есть осуществление предпринимательской деятельности в течение определенного периода. Однако законодатель не определяет четких критериев систематичности. Поэтому для квалификации деятельности как предпринимательской применяют такие критерии, как:

- доля прибыли от осуществления предпринимательской деятельности в общих доходах лица;

- размеры прибыли;

- получение ее определенное количество раз за какой-либо отчетный период и др.

2. Самостоятельность, которая включает в себя две составляющие:

а) организационная самостоятельность - возможность самостоятельно принимать решения в процессе предпринимательской деятельности (волевой характер);

б) имущественная самостоятельность - наличие у предпринимателя обособленного имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Рисковый характер предпринимательской деятельности. Риск (от лат. risco – «отвесная скала») - вероятность неполучения запланированного или ожидаемого положительного результата.

3. Самостоятельная имущественная ответственность предпринимателя. Пределы такой ответственности зависят от организационно-правовой формы осуществления предпринимательской деятельности.

4. Легализованный характер. Наличие специального субъекта (предпринимателя) т.е. лица, зарегистрированного в этом качестве в установленном законом порядке. Предпринимательская деятельность может осуществляться только лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации является правонарушением (ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ); ст. 171 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ)).

5. Направленность на систематическое получение прибыли. Под прибылью понимают доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом важна именно цель деятельности лица, а не факт получения прибыли. Деятельность, направленная на получение прибыли, но приносящая убытки, также является предпринимательской.

6. Извлечение дохода от определённой деятельности: продажи товаров, оказание услуг, выполнение работ, получения доходов от использования имущества (например сдача помещения в аренду) и объектов интеллектуальной собственности предпринимателя.

7. Профессионализм - признак, предполагающий наличие у предпринимателя определенных знаний и навыков. В настоящее время такое требование закреплено в отношении далеко не всех видов предпринимательской деятельности (в основном наличие определенного образования требуется при осуществлении лицензируемых видов деятельности). Однако в качестве обязательного он указан в законодательстве Германии, Франции и др.

Виды предпринимательской деятельности классифицируются:

- по форме собственности, на базе которой осуществляется предпринимательская деятельность: частная, государственная, муниципальная;

- по количеству участников: индивидуальная, коллективная;

- по характеру деятельности: производство товаров, оказание услуг, выполнение работ и др.

 

Характеристика учений о предпринимательстве

Краткая характеристика учений о предпринимательстве в XVIII — XIX веков

Впервые экономическое определение слова «предприниматель» появилось во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723 году, где под ним понимался человек, берущий «на себя обязательство по производству или строительству объекта».

Впервые научное определение слова «предприниматель» появилось в работах английского экономиста конца XVII — начала XVIII вв. Ричарда Кантильона. Под предпринимателем он понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают — по неизвестной.

Источником богатства Кантильон считал землю и труд, которые и определяют действительную стоимость экономических благ.

Рассмотрим точки зрения отдельных ученых-экономистов на сущность предпринимательства и предпринимателей.

По мнению Р. Хизрича и М. Питерса, в XVIII в. предприниматель (антрепренер) — это лицо, заключившее с государством контракт, стоимость которого оговорена заранее. Такой человек берет на себя всю полноту финансовой ответственности за выполнение условий контракта, но если ему удается уложиться в сумму, меньшую оговоренной, то разницу он присваивает.

Значительный вклад в разработку теории предпринимательства внес А. Смит. Важное значение имеет учение Смита о разделении труда, о трудовой теории стоимости, о личном интересе индивидуумов. Смит считал, что труд есть истинный источник богатств.
Предприниматель, по Смиту, — это собственник капитала, который ради реализации какой-то коммерческой идеи идет на экономический риск и получение прибыли.

Смит предпочитал частную собственность как материальную основу предпринимательства, но у него не было безграничного доверия к инициативе частных лиц.

Смит является первым ученым-экономистом, который был против вмешательства государства в предпринимательскую деятельность.

Смит наиболее комплексно исследовал вопросы предпринимательства с учетом уровня развития экономической жизни в середине XVIII в. Важное значение для развития предпринимательства имели разработанные ученым предложения о налоговой системе и таможенных пошлинах.

Интерес представляет мнение Ж. Бодо (1797 г.) о том, что предприниматель — это лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело. Это тот человек, который планирует, контролирует, организует и владеет предприятием. Оперируя современными понятиями, это лицо, совмещающее функции собственника капитала и управляющего им. При этом Бодо указывал на необходимость освоения капиталистом новых знаний для развития своего предприятия.

Значительный вклад в становление теории предпринимательства внес французский ученый Жан Батист Сэй, который, изучив фундаментальный труд Смита «Богатство народов», изложил свою точку зрения на сущность и функции предпринимательства. В «Трактате по политической экономии» (1803 г.) Сэй большое внимание уделяет такой персоне, как предприниматель. Он разработал теорию 3-х факторов производства (земля, труд, капитал), которые являются источником богатства общества. Согласно этой теории в создании стоимости продукта (товара) равноправно участвуют труд, земля и капитал (отождествляемый со средствами производства), которые соответственно и являются источниками богатства общества —заработной платы, ренты и прибыли. Сэй рассматривал доходы как плату за производительные услуги, оказываемые каждым из трех факторов производства.
Если у А. Смита на первом месте стоял предприниматель-земледелец, то у Сэя — промышленный предприниматель.

Ж.Б. Сэй дает оригинальное толкование сущности предпринимателя: это, считает он, экономический агент, который комбинирует факторы производства, «перетаскивает» ресурсы из сферы низкой производительности и прибыльности в области, в которых они могут дать наибольший результат (прибыль, доход).

Таким образом, предпринимательство — это экономическая деятельность, осуществляемая посредством постоянного комбинирования факторов, направленная на эффективное использование всех ресурсов и получение наивысших результатов.

 

Функции предпринимательства

Общеэкономическая функция. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров, выполнение работ, оказание услуг и доведение их до конкретных потребителей: населения, других предпринимателей, государства. Состояние и уровень развития предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода.

Ресурсная функция изначально связана с наиболее эффективной комбинацией факторов производства, экономических ресурсов. Что и отличает предпринимателя от обычного хозяйственника - это применение различных новых способов соединения факторов производства. Новаторство, сознательный риск и ответственность за принимаемые решения, и проекты, на которые идет предприниматель ради получения максимальной прибыли, предполагает рациональное использование воспроизводимых и невоспроизводимых ресурсов.

Организаторская функция проявляется в свободе выбора вида коммерческой деятельности, независимости и самостоятельности хозяйствующих субъектов, в умении сформировать и повести за собой коллектив.

Социальная функция. Удовлетворение личных потребностей предпринимателя - получение прибыли - связано с удовлетворением потребностей других людей. На свой страх и риск предприниматель всегда выполняет определенный социальный заказ (на новый товар, услуги, технологии), ориентируясь на достижение экономического успеха. Получение прибыли для предпринимателя одновременно выступает как цель и как стимул в его деятельности. Чем эффективнее функционируют предпринимательские структуры, тем больше средств поступает в бюджеты разных уровней, обеспечивается рост рабочих мест. Формируется и новый слой людей - людей предприимчивых и самодостаточных, способных добиваться поставленной цели.

Творческая функция изначально присуща предпринимательству, поскольку связана с реализацией оригинальных взглядов и подходов по принимаемым решениям, технологиям, инновациям. Предпринимательские способности - это особое проявление способностей человеческого капитала, затраты высококвалифицированного труда. Предпринимателем в его деятельности движет воля к победе, желание борьбы, не только материальное, но и моральное удовлетворение, самоутверждение.

Политическая функция. Отношения по поводу владения, пользования и распоряжения средствами производства и продуктами труда помимо имущественных и правовых аспектов всегда имели социальный, этический и политический оттенки отношений элементов внутренней и внешней предпринимательской среды.

 

Некоммерческие организации

Основные разновидности субъектов предпринимательской деятельности согласно Гражданскому кодексу РФ представлены на схеме.

Юридические лица

Юридическое лицо, в отличие от индивидуального предпринимателя, имеет четыре характерных признака.

Первый - организационное единство. Конечно, юридическое лицо может иметь одного учредителя, и структура его может быть очень простой. Но, тем не менее, даже у такого юридического лица должно быть обязательно указание на то, кто (человек или группа людей) является органом юридического лица. Должен быть выделен высший орган, между структурными подразделениями должны быть распределены полномочия. Организационное единство закрепляется в учредительных документах, которые есть у каждого юридического лица - устав или учредительный договор.
Второй признак - имущественная обособленность. Юридическое лицо обязательно должно иметь закрепленное за ним и принадлежащее только ему имущество. Причем это имущество обособлено не только от имущества учредителей или участников, оно обособлено от имущества и других юридических лиц, государства, субъектов федерации и муниципальных образований. Сегодня для многих видов юридических лиц существуют нормы обязательного минимума имущества, которым необходимо обладать в момент создания или регистрации (уставный или складочный капитал). Для закрытых акционерных обществ, унитарных предприятий, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью минимальный размер уставного капитала составляет десять тысяч рублей, для открытых акционерных обществ – сто тысяч рублей. В случае если такой минимум не установлен, учредители несут дополнительно ответственность по долгам юридического лица (хозяйственные товарищества, учреждения).
Третий признак, отличающий юридическое лицо. Юридическое лицо выступает в гражданских правоотношениях от собственного имени, то есть, как заключает сделки, так и выступает истцом и ответчиком в суде и арбитраже от собственного имени. В то же время, филиалы и представительства, которые не являются юридическими лицами, заключают сделки от имени того юридического лица, которое представляют по доверенности, выданной на имя руководителя филиала или представительства.
Четвертый признак - самостоятельная юридическая ответственность, то есть ответственность своим имуществом. По долгам юридического лица взыскание обращается на его имущество. Только в некоторых случаях, и то при невозможности удовлетворить требования за счет имущества юридического лица, можно обратить взыскание на имущество учредителя. Но это только после того, как исчерпаны возможности удовлетворить требования за счет имущества самого юридического лица.
Соединяя вместе эти 4 признака, получим определение юридического лица:

Юридическое лицо – это организация, которая обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать гражданские права и обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде и арбитражном суде (ГК РФ, статья 46).

Ограничения

У ИП нет ограничений на количество точек и географии бизнеса в пределах РФ. Он может работать по всей России, независимо от места регистрации. Также нет ограничений на сумму дохода от бизнеса.

Лицензии

Некоторыми видами деятельности индивидуальный предприниматель может заниматься только после получения лицензии либо разрешения. К лицензируемым видам деятельности индивидуальных предпринимателей относятся: фармацевтическая, частная сыскная, перевозки железнодорожным, морским, воздушным транспортом грузов и пассажиров, а также другие. Индивидуальный предприниматель не может заниматься закрытыми видами деятельности. К таким видам деятельности относятся разработка и/или продажа продукции военного назначения, оборот наркотических средств, ядов и т.д. С 2006 года к запрещенным также относят производство и продажу алкогольной продукции.

 

Регистрация

Государственной регистрацию индивидуального предпринимателя осуществляет ФНС РФ. Предприниматель регистрируется по в районной налоговой по месту прописки, в Москве – МИ ФНС РФ №46 по г. Москве. Индивидуальными предпринимателями могут быть

· совершеннолетние, дееспособные граждане РФ

· несовершеннолетние граждане РФ(с 16 лет, при наличии согласия родителей, попечителей; вступившие в брак; принятии судом либо органом опеки решения о дееспособности)

· иностранные граждане, проживающие на территории РФ

Государственные и муниципальные служащие не могут быть индивидуальными предпринимателями. Коды ОКВЭД для индивидуального предпринимателя такие же как для юридических лиц

Необходимые документы для регистрации индивидуального предпринимателя:

· Заявление о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (в 1 экземпляре). Лист Б формы P21001 должны заполнить в налоговой и вам отдать

· Копию ИНН Копию паспорта с пропиской на одном листе

· Квитанцию об оплате госпошлины регистрации индивидуального предпринимателя(800 р.)

· Заявление о переходе на УСН(Если необходимо перейти)

В течение 5 дней вы зарегистрированы как индивидуального предпринимателя или получаете отказ. Вам должны выдать документы:

1) Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРН ИП)

2) Выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП)

 

Процедуры после регистрации

После регистрации ИП необходимо обязательно стать на учет в пенсионный фонд и ФОМС, получить коды статистики. Также необходимым, но необязательным для предпринимателя является открытие расчетного счета, изготовление печати, регистрация ККМ

 

Налоги и платежи

ИП платит фиксированный платеж в пенсионный фонд, в 2013 году - 35664,66 рублей, в 2014 году - 20727,53 рубля+1% от сумм дохода свыше 300 000 рублей. Фиксированный взнос платится независимо от дохода, даже при нулевом доходе. Для расчета суммы воспользуйтесь калькулятором фиксированного платежа ИП. Там же КБК и подробности исчисления.

Индивидуальный предприниматель может применять налоговые схемы: УСН(упрощенка), ЕНВД(вмененка), ОСНО(общая система налогообложения)

Налогообложение индивидуального предпринимателя почти такое же как у юридических лиц, но вместо налога на прибыль платится НДФЛ(при ОСНО). В 2010 году для индивидуальных предпринимателей отменили ЕСН. Также ИП не платит 9% с личной прибыли в виде дивиденда.

Предприниматель никогда не был обязан вести бух.учет(план счетов и пр.) и сдавать бух.отчетность.

Из недорогих программ для ИП можно выделить эту онлайн-бухгалтерию с возможностью сдачи отчетов через интернет. 500 рублей квартал(150р/мес). Её главным плюсом является простота и автоматизация всех процессов.

Стаж

Пенсионный стаж

Если предприниматель всё исправно платит в ПФР - то пенсионный стаж идет с момента гос.регистрации до закрытия ИП, независимо от дохода.

Страховой стаж

Страховой стаж для ФСС идет только если предприниматель добровольно будет платить в соцстрах(ФСС) отчисления.

 

Закрытие

Ликвидация индивидуального предпринимателя термин некорректный. Предпринимателя нельзя ликвидировать.

Закрытие ИП происходит в следующих случаях:

· в связи с принятием индивидуального предпринимателя решения о прекращении деятельности;

· в связи со смертью лица, зарегистрированного в качестве ИП;

· по решению суда:

· в принудительном порядке в связи с вступлением в силу приговора суда лишения права заниматься предпринимательской деятельностью;

· в связи с аннулированием документа(просрочкой), подтверждающего право данного лица проживать на территории России;

· в связи с принятием судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом).

 

Юридические лица

Понятие юридического лица

На рынке, как и в жизни вообще, люди вступают между собой в различного рода отношения. Они вступают в эти отношения непосредственно, т. е. как обособленные физические лица, и опосредованно, через различного рода группы, объединения физических лиц. В последнем случае такая группа или объединение действуют как единое целое, имеющее какие-то общие интересы, задачи, цели. В свою очередь эти группы опять же могут объединяться в новые группы и т. д.

Объединения людей могут носить формализованный и неформализованный характер. В первом случае такие объединения получают статус юридического лица или иной разрешенный по закону статус, например, статус филиала, представительства юридического лица. Во втором случае они существуют без какого-либо юридического оформления.

В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленноеимущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего лица приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Цель деятельности

По цели деятельности юридические лица подразделяются на два больших класса: коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческая организация — это организация, занимающаяся коммерческой деятельностью, или это организация — участник рынка, основной целью деятельности которой является получение прибыли.

Некоммерческая организация - это организация, занимающаяся некоммерческой деятельностью, или это организация, основной целью деятельности которой является та или иная цель, не связанная с получением прибыли, которая в свою очередь не подлежит распределению между участниками данной организации.

Юридически различие между коммерческой и некоммерческой организациями в современном Гражданском кодексе РФ сводится лишь к следующему: и та и другая организация может иметь прибыль, но в коммерческой организации эта прибыль может распределяться между учредителями (участниками), а в некоммерческой организации вся полученная прибыль расходуется на уставные цели.

Характер отношений

По характеру отношений между юридическим лицом и его учредителями возможны два типа организаций.

Первый тип организаций состоит в том, что учредители сохраняют право собственности на свои вклады, вносимые в организуемое ими юридическое лицо, а последнее не имеет прав собственности на эти вклады.

Второй тип организаций состоит в том, что учредители теряют право собственности на свои вклады в юридическом лице и это право переходит к юридическому лицу. Данный тип организации может иметь две подгруппы:

§ первая подгруппа — организации, в которых учредитель взамен своего взноса получает определенные обязательственные права в отношении юридического лица;

§ вторая подгруппа — организации, в которых учредитель не получает взамен своего взноса никаких прав по отношению к учреждаемому им юридическому лицу.

К первому типу юридических лиц относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения, финансируемые их собственником.

Ко второму типу — все остальные юридические лица.

К первой подгруппе второго типа юридических лиц относятся хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные и потребительские кооперативы.

Ко второй подгруппе второго типа юридических лиц относятся общественные организации (объединения), религиозные организации, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы, объединяющие юридических лиц, другие некоммерческие организации.

Правовой режим имущества

В зависимости от правового режима имущества юридические лица подразделяются на:

§ субъекты права собственности (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы и все некоммерческие организации, кроме учреждений);

§ субъекты права хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия, дочерние предприятия);

§ субъекты права оперативного управления (федеральные казенные предприятия, учреждения).

В мировой практике в законодательстве других стран имеют место и другие виды юридических лиц, что отражает, с одной стороны, длительную историю развития рыночного хозяйства, а с другой — национальные особенности каждой страны. С этой точки зрения, в перспективе, возможно появление в России и других видов юридических лиц, если в этом появится необходимость у участников российского рынка.

Общая классификация юридических лиц по российскому законодательству приведена на рис. 2.

Предпринимательские идеи

Начинающий предприниматель должен обладать прежде всего идеей, которую можно характеризовать как предпринимательскую, основанную на инновации или включающую в себя инновационный момент. Наличие реальной для осуществления предпринимательской идеи - основной фактор предпринимательской деятельности. Действительно, можно иметь капитал и все необходимое для производства, но такое обладание может быть бесполезным, если нет идеи, ради которой капитал и вовлекается в процесс производства.

Предпринимательская идея - это отражение в сознании предпринимателя присущего потребителю желания (осознанного или нет) иметь тот товар, который будет произведен предпринимателем. Это четкое представление о том, как потребность потенциального покупателя может быть удовлетворена, путем каких конкретных действий предпринимателя.

В практической деятельности проблема предпринимательской идеи имеет две существенные особенности:
• без наличия конкретной идеи предпринимательская деятельность невозможна (что особенно важно для начинающего предпринимателя);
• любой функционирующий предприниматель в своей деятельности не может избежать процесса накопления, отбора и сравнительного анализа предпринимательских идей.

Каждый предприниматель избирает свою собственную линию профессионального поведения. В общих чертах эта концепция технологии используется почти всеми предпринимателями. Что она собой представляет? Прежде всего, как мы уже отмечали, включает в себя три момента:
• предприниматель осуществляет накопление идей, которые могли бы (при их более детальном анализе) составить предмет его предпринимательской активности. Накопление идей - результат осмысления окружающей действительности: и рынка, и рыночной ситуации, и поведения потребителей, и уровня развития науки, техники и технологии;
• предприниматель ведет отбор конкретных идей из накопленного объема, осуществляющийся по разным критериям:
- эффективность идеи (например, реализация идеи А обещает чистую прибыль в размере 1 млн р., а идеи Б - 2 млн р. в месяц);
- перспективы завоевания прочного положения на рынке (допустим, с товаром А можно завоевать 10% рыночного сегмента, а с товаром Б - 25%);
- длительность подготовительного периода (от начала воплощения предпринимательской идеи до момента передачи потребителю товара, составляющего предмет этой идеи. Реализация идеи А потребует длительного периода - продолжительностью шесть месяцев, а идеи Б - 1,5 месяца);
- размер требуемого капитала и возможности его инвестирования - с выбором источников капитала (к примеру, идея А потребует инвестиций в объеме 100 тыс. р., которыми предприниматель обладает сам, а идея Б - инвестиций в размере 1 млн р., 900 тыс. из которых будет составлять заемный капитал;
- степень доступности оборудования, требуемого для организации производства (например, для реализации идеи А необходимо закупить оборудование за рубежом, а для идеи Б оборудование может быть приобретено у партнера в том же городе, где осуществляет свою деятельность предприниматель);
- доступность требуемого сырья в необходимых количествах;
- наличие рабочей силы требуемого профиля и достаточного уровня квалификации.

 

Бизнес-план как инструмент предпринимательской деятельности

Реформы в экономике неразрывно связано с изменением стереотипов управления, методов и подходов в планировании и осуществлении преобразований. Современная экономическая ситуация в РФ, связанная с переходом к рыночным отношениям, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений.

Оптимальным вариантом достижения таких решений в новых экономических условиях хозяйствования является бизнес-план. Ни одно предприятие не сможет работать прибыльно в условиях рыночной экономики без тщательно подготовленного бизнес-плана. Бизнес-план дает детальные пояснения, как будет происходить управление бизнесом для обеспечения прибыльности предприятия, а также возвратности инвестиций. Постоянные изменения экономической среды, в которой действует компания, предполагают уточнение и пересмотр бизнес-плана, что, в свою очередь, требует выработки механизма привлечения управленческого персонала к данной работе.

Отсутствие тщательно продуманного бизнес-плана, систематически корректируемого в соответствии с меняющимися условиями, является существенным недостатком, отражающим слабость управления компанией, что в итоге усложняет привлечение финансовых ресурсов и достижение долгосрочной стабильности в конкурентной среде.

Таким образом, бизнес-план - это критическая стартовая точка и базис всей плановой и исполнительской деятельности предприятия. Это наиболее важный источник аккумуляции стратегической информации и способ прямого управленческого воздействия на будущее положение предприятия, описывающий пути достижения прибыльности.

В зарубежных странах с развитой рыночной экономикой бизнес-планы давно заняли достойное место. Россия только накапливает опыт разработки этих планов, так необходимых и для получения финансирования, и для формулировки собственных идей в части бизнеса, и для оценки жизнеспособности его предлагаемого объекта.

Все больший интерес к особенностям разработки бизнес-планов проявляют руководители организаций и предприятий всех форм собственности, предприниматели, банковские и страховые структуры. Бизнес-план вошел в практику российского предпринимательства как инструмент стратегического планирования и необходимый документ для ведения деловых переговоров с инвесторами, кредиторами, а также как информация для государственных управляющих органов (министерств, комитетов, административных органов управления и т.д.).

В настоящее время имеется большое разнообразие определений такого, в общем-то, традиционного для рыночной экономики документа, как бизнес-план, его значения, структуры и методов разработки.

Раскроем сущность данного понятия.

Дословно «бизнес-план» переводится с английского business plan как план предпринимательской деятельности, предпринимательства и предполагает, по крайней мере, два слагаемых: бизнес и план. Слово «бизнес» здесь рассматривается как синоним предпринимательства.

В новых экономических справочниках и словарях «бизнес» называется экономической деятельностью субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленной на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции и услуг.

Предпринимательская деятельность, предпринимательство представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли; осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия.

Планирование - это определение цели развития управляемого объекта, методов, способов и средств ее достижения, разработка программы, плана действия различной степени детализации на ближайшую и будущую перспективу.

Таким образом, бизнес-план - объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время - необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией. В нем описываются основные аспекты будущего коммерческого предприятия, с достаточной полнотой анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и самыми современными методами определяются способы решения этих проблем. Следовательно, бизнес-план - одновременно поисковая, научно-исследовательская и проектная (предпроектная) работа. Именно бизнес-планирование помогает предпринимателям реально оценить свои сильные и слабые стороны, рассмотреть возможность альтернативы, предложить своевременные меры по предотвращению рисков, что обеспечит успех задуманного дела и поможет обойти конкурентов.

Бизнес-план появился в нашей стране в начале 90-х годов и был принципиально отличным от действующих документов. Многие предприятия поначалу не обратили на него внимания, не придали должного значения. Вскоре, однако, выяснилось, что бизнес-план, если к нему отнестись серьезно, требует знаний отечественного бизнеса, его глубин.

С развитием рынка и в России необходимость в бизнес-планах стала настолько очевидной, что уже в 1994-1995 годах их применение становится обязательным.

Наряду с внутрифирменными функциями бизнес-планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования на макроуровне. Совокупность долгосрочных бизнес-планов предприятий составляет информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования экономики.

Таким образом, бизнес-план служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования.

1.1 Назначение бизнес-плана

Бизнес-план - краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.

Бизнес-план служит для обоснования предполагаемого бизнеса и оценки результатов за определенный период времени. В этой связи он может рассматриваться как мера степени достижения успеха.

Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля.

Бизнес-план в большинстве случаев используется как средство получения необходимых инвестиций. В этом аспекте он служит мощным инструментом финансирования бизнеса.

Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. В этом плане он представляется как постоянно обновляемый документ, делающий организацию восприимчивой к разного рода нововведениям - техническим, технологическим, информационным, организационным, экономическим и другим.

Бизнес-план может быть хорошей рекламой для предлагаемого бизнеса, создавая деловую репутацию и являясь своеобразной визитной карточкой организации, поэтому он должен быть компактным, красиво оформленным, информационно наполненным.

Бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех предлагаемого бизнеса. Он демонстрирует готовность идти на риск.

Бизнес-план - инструмент самообучения. В этом аспекте его разработка - это непрерывный процесс познания и самопознания.

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что бизнес-планирование - творческий процесс, требующий профессионализма и искусства.

Бизнес-план является не только внутренним документом предприятия. В качестве внешнего документа он выступает при установлении или расширении контактов с контрагентами и потенциальными финансовыми партнерами:

* инвесторами;

* поставщиками сырья, материалов, топлива, оборудования;

* посредниками в реализации продукции предприятия;

* предприятиями или организациями, с которым предполагается осуществлять кооперирование научно-технической, производственной, инвестиционной и иной деятельностью;

- возможными спонсорами предприятия и др. На основе бизнес-плана могут разрабатываться проспекты эмиссии ценных бумаг, предложения по государственной поддержке предприятия, другие документы, в которых требуется отразить состояние и перспективы развития последнего.

Потребность в подготовке бизнес-плана возникает при решении таких актуальных задач деятельности предпринимательства:

подготовка заявок существующих и вновь создаваемых частных и акционерных фирм на получение кредитов;

открытие нового дела и определение профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности;

перепрофилирование существующей фирмы и выбор новых направлений и способов осуществления ее деятельности;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 4020; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.1 с.)