Выделяют некоторые признаки предпринимательской деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выделяют некоторые признаки предпринимательской деятельности.



Принципы -

Принцип свободы предпринимательской деятельности закреплен в ст. 8 и ст. 34 Конституции РФ, которая устанавливает: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Следовательно, каждый гражданин решает самостоятельно, заниматься предпринимательской деятельностью или нет, какую организационно-правовую форму и вид предпринимательской деятельности избрать и т. д. Данный принцип развивается в ГК РФ и иных нормативных правовых актах.

Принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты основывается на положениях п. 2 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.

Принцип единого экономического пространства, который выражается в том, что согласно п. 1 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации гарантируется свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств». Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В соответствии с п. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Ст. 34 Конституции РФ устанавливает также запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данный принцип получил развитие в законодательстве о конкуренции, о естественных монополиях.

Принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели в некоторых случаях могут не учитывать интересы государства и общества в целом. Согласовать интересы предпринимателей и общества позволяют различные меры государственного регулирования предпринимательства. Они могут быть прямыми (директивными) и косвенными (экономическими).

Прямое государственное регулирование выражается:

· в установлении требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности;

· установлении запретов;

· применении мер ответственности.

Косвенное государственное регулирование выражается:

· в предоставлении льгот при налогообложении, кредитовании.

Принцип законности. С одной стороны, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении законодательства. С другой стороны, государством должна быть обеспечена законность в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по отношению к субъектам предпринимательской деятельности.


 

5. Методы, средства и формы государственного регулирования экономики

Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленную на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Правовыми формами государственного воздействия на экономику являются правовые акты:

· нормативно-правовые акты (регулируют поведение неопределенного круга лиц),

· акты ненормативного характера (акты индивидуального регулирования, касающиеся конкретного субъекта): плановые акты, акты регулирования, акты контроля.

Виды:

· В зависимости от уровня регулирования:

- Федеральное,

- Региональное,

- Местное.

· В зависимости от отношений между государством и хозяйствующими субъектами и формы собственности, на базе которой действуют хозяйствующие субъекты:

- Общее правовое регулирование,

- Особенное (в государственном секторе экономики).

· В зависимости от цели деятельности:

- Ценовое,

- Антимонопольное,

- Налоговое,

- и т.д.

Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности можно разделить на две группы.

1. Прямые (административные) методы - средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К их числу относятся:

- государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей;

- государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- налогообложение;

- лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;

- выдача предписаний антимонопольным органом и т.д.

2. Косвенные методы - экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. К ним относятся:

- прогнозирование и планирование;

- предоставление налоговых льгот;

- льготное кредитование;

- государственный (муниципальный) заказ и др.

Средства:


· Разрешения

· Запреты

· Нормы (нормативы)

· Лимиты

· Размеры ставок налогов, пошлин, иных обязательных платежей

· Квоты
Коэффициенты

· Резервы

· Предельно допустимые суммы

· Размеры капиталов и фондов

· другие

 



6. Государственный контроль и надзор за предпринимательской деятельностью.

Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности представляет собой систему проверки и наблюдения за соблюдением индивидуальными предпринимателями и организациями требований нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности. Порядок проведения государственного контроля (надзора) определен Федеральным законом от 8.08.2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», положения которого распространяются на все виды государственного контроля (надзора), за исключением: налогового контроля; валютного контроля; бюджетного контроля; банковского и страхового надзора; транспортного контроля; таможенного контроля; иммиграционного контроля; лицензионного контроля и т.д.

Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора). Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать одного месяца. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Органы государственного контроля (надзора) проводят как плановые, так и внеплановые проверки.

В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года. В отношении субъекта малого предпринимательства плановые мероприятия по государственному контролю (надзору) могут проводиться не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.

Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) также в случаях:

· получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органом государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

· возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

· обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получение иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

По результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.

К акту прилагаются: акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора).

В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

Результаты мероприятия по контролю, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством РФ о защите государственной тайны.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета мероприятий по контролю, в котором должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю. При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенного мероприятия по контролю, делается соответствующая запись.

При выявлении в результате проведения мероприятия по контролю нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязаны принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.

Орган государственного контроля (надзора) может обращаться в суд с требованием о возмещении расходов на проведение исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований.


7. Лицензирование отдельных видов деятельности субъектов предпринимательского права.

В настоящее время правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Под лицензией понимают специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензирование представляет собой комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий.

Перечень лицензируемых видов деятельности содержится в п. 1 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники; разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации; деятельность по хранению и уничтожению химического оружия и т.п.). Деятельность, не упомянутая в этом списке, в лицензировании не нуждается, за исключением видов деятельности, которые названы в п. 2 ст. 1 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (образовательная, нотариальная, биржевая, страховая деятельность, деятельность кредитных организаций; деятельность, связанная с защитой государственной тайны, и др.). Указанные виды деятельности подлежат лицензированию в соответствии со специальным законодательством.

В законодательстве закреплены несколько правил лицензирования.

Во-первых, разрешенный лицензией вид деятельности может осуществляться лицензиатом на всей территории России вне зависимости от того, выдана она федеральным органом исполнительной власти или исполнительным органом субъекта РФ. Однако в случаях, когда лицензия выдана органом субъекта РФ, осуществление лицензируемого вида деятельности на территории других субъектов РФ возможно только после уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ. Уведомление производится лицензиатом в письменной форме на позднее момента, когда он непосредственно приступит к осуществлению лицензируемой деятельности.

Во-вторых, лицензия предоставляет право осуществлять указанный в ней вид деятельности только получившему лицензию хозяйствующему субъекту, т.е. лицензия не подлежит передаче другому лицу, за исключением случаев правопреемства при преобразовании юридического лица.

В-третьих, лицензия бессрочна (п.4 ст.9 ФЗ).

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, который не может превышать шести месяцев. В случае если в установленный срок лицензиат не устранил нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Аннулирование лицензии возможно:

а) во внесудебном порядке. Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии;

б) в судебном порядке, т.е. решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушения, в связи с которыми действие лицензии было приостановлено. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.


8. Саморегулирование в сфере предпринимательской деятельности.

Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие определяемую в соответствии с ГК РФ предпринимательскую деятельность.

Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов в саморегулируемые организации. Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг).

В России порядок образования и деятельности саморегулируемой организации, основные цели и задачи регулируются ФЗ «О саморегулируемых организациях», а также федеральными законами, регулирующими соответствующий вид деятельности.

Саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация при условии ее соответствия следующим требованиям:

1) объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности, если ФЗ не установлено иное;

2) наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;

3) обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами.

В случае, если иное не установлено федеральным законом, для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами саморегулируемой организации.

Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра.

Саморегулируемые организации вправе создавать ассоциации (союзы) в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.

Примеры СРО:

· Саморегулируемая организация арбитражных управляющих;

· Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг;

· Саморегулируемая организация аудиторов;

· Саморегулируемые организации в строительстве;

· Саморегулируемые организации в проектировании;

· Саморегулируемые организации в инженерных изысканиях и др.

9. Понятие и признаки субъектов предпринимательской деятельности.

Под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие определяемую в соответствии с ГК РФ предпринимательскую деятельность.

Субъектами предпринимательской деятельности являются физические лица (индивидуальные предприниматели) и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации).

Индивидуальные предприниматели — это физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, зарегистрированные в установленном законодательном порядке. Полная имущественная ответственность по всем обязательствам.

Юридическое лицо — это организация, которая обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать гражданские права и обязанности, выступать истцом и ответчиком в арбитражном суде. Все юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческими являются организации, деятельность которых основана на получении прибыли и распределении полученной прибыли между участниками. А организации, не имеющие в качестве такой цели извлечение прибыли, являются некоммерческими.

К коммерческим организациям относятся хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия. В свою очередь хозяйственные товарищества подразделяются на полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные товарищества). Хозяйственные общества подразделяются на акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью. Государственные и муниципальные предприятия подразделяются на предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления (унитарные и казенные).

К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, учреждения, общественные организации, религиозные организации и объединения, благотворительные и другие фонды, ассоциации, союзы и др.

Признаками субъектов предпринимательского права являются:

1. зарегистрированность в установленном порядке – обязательная регистрация в реестре.

2. наличие хозяйственной компетенции – возможность осуществлять определенные виды хозяйственной деятельности на основании закона, учредительных документов, лицензии.

3. наличие обособленного имущества как базы для осуществления предпринимательской деятельности – необходимое условие для создания субъекта предпринимательской деятельности.

4. самостоятельная имущественная ответственность – субъект сам отвечает своим имуществом перед контрагентами и государством. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника.

10. Виды субъектов предпринимательской деятельности.

Под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие определяемую в соответствии с ГК РФ предпринимательскую деятельность.

Субъектами предпринимательской деятельности являются физические лица (индивидуальные предприниматели) и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации).

Индивидуальные предприниматели — это физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, зарегистрированные в установленном законодательном порядке. Полная имущественная ответственность по всем обязательствам.

Юридическое лицо — это организация, которая обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать гражданские права и обязанности, выступать истцом и ответчиком в арбитражном суде. Все юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческими являются организации, деятельность которых основана на получении прибыли и распределении полученной прибыли между участниками. А организации, не имеющие в качестве такой цели извлечение прибыли, являются некоммерческими.

К коммерческим организациям относятся хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия. В свою очередь хозяйственные товарищества подразделяются на полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные товарищества). Хозяйственные общества подразделяются на акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью. Государственные и муниципальные предприятия подразделяются на предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления (унитарные и казенные).

Кнекоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, учреждения, общественные организации, религиозные организации и объединения, благотворительные и другие фонды, ассоциации, союзы и др.


11. Правовое положение индивидуального предпринимателя.

Существуют нек-рые особ-ти деят-ти и прав. положения ИП:

· для гос. регистрации в качестве ИП не требуется «стартовый» (уставный, складочный, долевой) капитал, необходимо лишь оплатить гос. пошлину в размере 400 руб.;

· при государственной регистрации оформляется меньшее количество документов (отсутствуют протоколы общих собраний, учредительные документы и др.);

· ИП обладают общей хозяйственной компетенцией и могут заниматься всеми видами деятельности, не запрещенными законом;

· ИП не обязан вести бухгалтерский учет. Он ведет только налоговый учет, отражая хозяйственные операции в «Книге учета доходов и расходов», которая регистрируется в налоговом органе;

· ИП несет более легкое налоговое бремя, т.к. по основному виду деятельности он уплачивает НДФЛ, ставка которого существенно ниже, чем ставка налога на прибыль организаций;

· в отношении ИП применяется только судебный порядок взыскания налогов, а с юридических лиц налоги могут быть взысканы во внесудебном порядке;

· для ИП существует более легкий (по сравнению с юридическими лицами) переход на упрощенную систему налогообложения;

· на ИП не распространяются установленные ЦБ РФ ограничения в расчетах наличными деньгами;

· ИП вправе, но не обязан, иметь личную печать и расчетный счет в банке;

· ИП вправе использовать труд наемных работников;

· некоторые виды предпринимательства (банковское, страховое, профессиональных участников рынка ценных бумаг и др.) не могут осуществляться ИП. Данные виды деятельности требуют обязательного создания юридического лица;

· по своим обязательствам ИП отвечает всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание (перечень установлен ст. 446 ГПК РФ).

Необходимо отметить, что государственная регистрация в качестве ИП утрачивает свою силу со смертью физического лица, право на предпринимательскую деятельность по наследству не передается, наследуется только имущество предпринимателя.

 


 

12. Коммерческие организации как субъекты предпринимательского права.

Коммерческая организация — юр. лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деят-ти, в отличие от некоммерч. орг-ции, к-рая не имеет целью извлечение прибыли и не распределяет получ. прибыль между участниками

Основные признаки коммерч. организации

- Цель деят-ти — получение прибыли;

- Чётко опред. в законе организ.-прав. форма;

- Распределение прибыли между участниками юр. лица.

Также коммерческие организации обладают всеми признаками, присущими юридическому лицу:

· Обладают обособленным имуществом на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, иного вещного права; имущество может быть арендованным;

· Отвечают по своим обязательствам принадлежащим им имуществом;

· Приобретают и осуществляют от своего имени имущественные и неимущественные права; несут обязанности;

· Мб истцом и ответчиком в суде.

В статье 50 ГК РФ дан исчерпывающий перечень организ.-прав. форм коммерческих юр. лиц: юр. лица, явл. коммерч. орг-ями, могут создаваться в организ.-прав. формах хоз. товар-в и общ-в, крестьянских (фермерских) хозяйств, хоз. партнерств, произв. кооперативов, гос. и муниц. унитарных предприятий.

 

 


 

13. Особенности предпринимательской деятельности юридических лиц различных организационно-правовых форм.

 

Потребительские кооперативы

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Фонды

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ст. 118-119 ГК РФ).

Имущество, переданное фонду его учредителями, считается собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам фонда. Фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Учреждение

Учреждение — это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Учреждение полностью или частично финансируется собственником. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Прекращение деятельности ИП

Гос. рег-ция при прекращении ФЛ деят-ти в качестве ИП в связи с принятием им решения о прекращении такой деят-ти осуществляется на основании представляемых в регистр. орган док-тов:

а) подписанного заявителем заявления о гос. регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти;

б) документа об уплате гос. пошлины;

в) документ, подтверждающий представление в орган Пенс. фонда РФ сведений указанных в законе.

Гос. рег-ция при прекращении деят-ти ФЛ в качестве ИП мб в связи:

1) со смертью данного лица

2) с принятием судом решения о признании его банкротом

3) в принудительном порядке по решению суда

4) с вступлением в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок

5) с аннулированием документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в РФ, или окончанием срока действия указанного документа

Гос. регистрация при прекращении физ. лицом деят-ти в качестве ИП осуществляется в течение 5 рабочих дней.

Гос. рег-ция ФЛ в качестве ИП утрачивает силу после внесения об этом записи в ЕГРИП.

19. Правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности.

В состав имущества, принадлежащего предпринимателю, входят вещи и имущественные права. Вещи - это материальные объекты, как правило, имеющие экономическую форму товара, т.е. являющиеся результатом труда. Имущественные права включают, например, право требовать возврата денег, данных взаймы, право требовать получения дивидендов по акциям.

Состав и стоимость принадлежащего предпринимателю имущества определяют пределы его ответственности перед кредиторами, что в свою очередь гарантирует его участие в рыночном обороте, поскольку отношения на рынке предполагают состоятельность партнеров.

Вместе с тем размер имущества конкретных субъектов рынка, степень обремененности этого имущества долгами мб различными. Поэтому субъекты предприн. деят-ти несут кроме того риск невозм-ти удовлетв-я своих потенциальных требований к должнику, даже если этот партнер обладал наличным имуществом в момент заключения сделки.

Предприниматели без образования юр. лица (ИП) вправе иметь в собственности здания, сооружения, оборудование, машины, земельные участки, иные вещи, используемые в производственном процессе и в коммерческой деятельности, деньги, ценные бумаги, нематериальные объекты (промышленные образцы, товарные знаки, «ноу-хау», коммерческие секреты, фирменные наименования и др.).

ИП по всем своим обязательствам (в том числе и перед наемными работниками) несет ответственность всем имуществом, принадлежащим ему на праве собственности, на которое по действующему закон-ву мб обращено взыскание, в том числе используемое и не используемое им в предприн. деятельности.

Юр. лица являются собств-ками обособленного на балансе имущества, в том числе имущества, переданного в качестве вкладов (взносов) участников (членов), за исключением имущества унитарных предприятий и учреждений, которое принадлежит на праве собственности учредителям (гос. или муниц.органам власти или управления).

В зависимости от прав участников (учредителей) юридического лица на закрепленное за ними имущество выделяют юридические лица трех моделей:

Первая модель — учредители сохраняют вещные права на имущество юридического лица. Это государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

Вторая модель - участники (учредители) утрачивают вещные права на имущество, переданное юридическому лиц, но приобретают обязательственные права (права требования — например, право требовать выплаты дивидентов и т.п.). К таковым относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.

Третья модель — участники не имеют никаких прав на имущество юридического лица (общественные и религиозные объединения, фонды).


 

20. Ответственность предпринимателя.

Цели установления и применения мер ответственности: 1) стимулирование к соблюдению установленных процедур, правил, иных требований и запретов, в рамках которых дол



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.128 с.)