Доставка документа между библиотеками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доставка документа между библиотеками

Поиск

Временное заимствование документов из других библиотек — распространенный способ улучшения обслуживания читателей. Роль межбиблиотечного абонемента и системы доставки документов (МБА и СДД) в библиотечной технологии достаточно велика. Полезно отметить концептуальную связь между библиотечным обслуживанием и МБА: так как в личной коллекции невозможно собрать все, что интересует или может заинтересовать отдельно взятого человека и для чего создаются учреждения коллективного пользования, так и одна библиотека не в силах предвидеть репертуар интересов своих читателей и прибегает к услугам распределенного фонда библиотек — участниц системы МБА.

Известный специалист, профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе г-н Хэйес (R. Hayes) считает, что соотношение закупок и абонирования может служить показателем состояния экономики страны. Навигационной основой использования систем МБА является составление Сводного каталога с описанием фондов библиотек-участниц. По мере развития средств изготовления удобных в обращении копий все шире используется и метод доставки копий документов (ДД).

Совершенно новый импульс использованию распределенного фонда придает возможность работы с электронными ресурсами, получение полных текстов в электронном виде и осуществление других функций, в частности заказа на доставку и платежей в электронном формате.

Технология обработки заказов МБА и ДД достаточно хорошо развита, приняты стандарты запроса и отслеживания прохождения документа по этапам (стандарты ISO 1060/1061). Активно развивается в рамках ИФЛА Международная программа всеобщей доступности публикаций (Universal Availability of Publications — UAP). Для устранения сложностей, связанных с различными типами национальных валют и для установления единой ценовой политики, по рекомендации ИФЛА была внедрена система ваучерных расчетов за выданные во временное пользование документы.

Если пытаться ввести типологию, то можно бы выделить следующие типы организаций, участвующих в МБА:

библиотеки-доноры, являющиеся в основном поставщиками документов из своих обширных коллекций: крупные (например, национального уровня) библиотеки с богатыми коллекциями;

библиотеки-реципиенты, в основном специальные библиотеки с разнообразным составом пользователей и трудно предсказуемыми интересами — далее мы приведем как пример опыт одной из немецких библиотек:

библиотеки-поставщики информации, для которых доставка документов является одним из основных видов бизнеса: OCLC, BLDSC и другие поставщики информации.

Нужно сказать, что журнальный кризис содействует развитию систем МБА и ДД. Библиотеки не осуществляют подписку на весь репертуар наименований периодических изданий, а выписывают только «ядро». Для обслуживания остальными журналами предлагается, во-первых, пользоваться библиографическими инструментами — такими, как таблицы содержания или реферативные журналы. Выбрав необходимую статью, пользователь заказывает через библиотеку полный текст, причем довольно часто доставка осуществляется за счет библиотеки, бесплатно для пользователя. Такая система оказывается экономически более оправданной, и как результат — за рубежом сложился хорошо отлаженный бизнес изготовления баз данных и доставки полнотекстовых документов.

Убедительные примеры общеевропейского или глобального сотрудничества — система доставки документов SUBITO (одного из крупнейших сегодня международных центров по электронной доставке документов, объединяющего 27 библиотек Германии, Швейцарии и Австрии) или практика работы известного Центра по доставке документов при Британской библиотеке (British Library Document Supply Center — BLDSC). расположенного в г. Бостон-Спа, Великобритания. Еще один мировой центр доставки документов — OCLC (Online Computer Library Center).

Практика использования заемных материалов существенно развивается и по экономическим причинам. Библиотеке по запросу пользователя проще оплатить доставку полного текста статьи (обычно это стоит от 10 до 50 долларов), чем стоимость подписки на несколько годовых комплектов соответствующих журналов, их обработку и содержание при совершенно непрогнозируемом спросе на конкретную статью.

На базе систем доставки документов могут формироваться целые сообщества, использующие распределенный библиотечный фонд и формирующие единую точку доступа к информации о публикациях. Этот подход, по-русски наиболее близкий к термину «практика работы с одним окном», а по-английски — «покупка в одном месте» (one stop shopping), мы проиллюстрируем примером системы Getinfo. совместным начинанием Немецкого центра научно-технической информации в Карлсруэ (FIZ Karlsruhe) и Немецкой национальной научно-технической библиотеки в Ганновере (TIB/UB. Hannover). Вместо того чтобы проводить поиск среди многочисленных издателей, научных издающих учреждений, предприятий и т. п., достаточно зайти на сервер системы Getinfo (www.getinfo-doc.de) и получить все необходимое, в том числе полные тексты электронных документов из самых различных источников. Дальнейшее развитие этот подход получил в проекте немецкого научного портала Vascoda (www.vascoda.de), созданного объединенными усилиями Министерства науки и образования Германии (BMBF) и Немецкого научного общества (DFG) на базе Немецкой национальной библиотеки по науке и технике в Ганновере (T1B/UB).

В проекте объединены усилия и коллекции многих немецких ЦНТИ (используются 4 тематические сети НТИ), высококачественные и отобранные ресурсы научных организаций, университетов (эти ресурсы считаются обычно «невидимыми», поскольку не проходят регистрацию в Сети) и научно-технических библиотек, а также 20 виртуальных библиотек.

Одним из старейших и самых известных международнозначимых центров доставки документов является уже упоминавшийся Центр — подразделение Британской библиотеки в г. Бостон-Спа (British Library Document Supply Centre — BLDSC). Фак­тически это промышленное производство, которое не имеет непосредственного общения с пользователями, а только выполняет их заказы. Отметим общее снижение активности запросов и увеличение за пять лет вдвое доли платных заказов (поступивших не от читателей Британской библиотеки).

В качестве показательного примера роли системы доставки документов приведем технологию библиотечной работы в организации, которая по-немецки называется Wissenschaftskolleg zu Berlin (Содружество ученых в Берлине), а в англоязычной версии они себя обозначают как Institute for Advanced Study (Институт перспективных исследований) в подражание Принстону, США. Это очень необычное научное учреждение, функционирующее с 1981 г. В институт приглашаются для стажировки в течение 10 месяцев примерно 40 стипендиатов (fellows) из всех стран мира, в том числе и из Германии. Это писатели, музыканты, философы, психологи, экономисты, юристы, историки и т. п., в том числе, например. Станислав Лем, венгерский писатель. лауреат нобелевской премии 2003 г. Петер Надаш, много композиторов. Они могут заниматься всем, чем угодно, преимущественно заявленными большими проектами. Библиотека института создает своим клиентам практически «райские» условия: фактически любое пожелание стипендиата самым срочным образом выполняется через систему МБА и доставки документов.

Работу с электронными документами невозможно себе представить без соответствующего информационного обеспечения, в первую очередь — справочно-поискового аппарата, ядро которого составляет электронный каталог.

Задание

1. Опишите основные технологические этапы ЭДД.

2. Опишите опыт российских служб ЭДД.

3. Зайдите на сайты ИНИОН РАН и Русского курьера. Сравните способы приема заказов у пользователей.

4. Зайдите на сайт ГПНТБ СО РАН. Изучите возможности и условия предоставления электронных копий в этой библиотеке.

5. Дайте характеристику специализированному программному обеспечению ЭДД (D2, Ariel).

6. Изучить методы получения заказов и доставки копий в библиотеках и библиотечных сетях (http://www.spsl.nsc.ru/lisa/experience.htm).

7. Ознакомиться с автоматизированной системой ИНИОН (http://vlib.ustuarchive.urfu.ru/storon/inion/)

8. Сравнить технологические этапы ЭДД, поддерживаемые программами D2, Ariel и стандартным ПО (поисковый сервер в библиографических БД, эл. почта, программы сканирования, программы распознавания (Fine Reader и др.), Ftp, www, эл. почта, графические редакторы и средства просмотра, в т.ч. входящие в состав ОСR, автоматизированная система учёта).

9. Подготовить отчет по всем предложенным для изучения вопросам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.57.239 (0.007 с.)