Экономические потребности и ограничения. Понятие эффективности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические потребности и ограничения. Понятие эффективности



Предмет микроэкономики

Микроэкономика - составная часть экономической теории, изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая общие закономерности их хозяйственной деятельности.

Микроэкономика - это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных экономических субъектов. Ее основными проблемами являются:

* цены и объемы выпуска и потребления конкретных благ;

* состояние отдельных рынков;

* распределение ресурсов между альтернативными целями.

Микроэкономика изучает относительные цены, т. е. соотношения цен отдельных благ, в то время как абсолютный уровень цен изучает макроэкономика.

Непосредственным предметом микроэкономики являются: экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.

Объектом микроэкономических исследований является микросистема. Поскольку микросистема выступает как система экономических отношений между хозяйствующими субъектами, то анализировать ее можно через выяснение того, какие субъекты вступают в эти отношения

К основным субъектам микросистемыотносятся:

а) домохозяйства.Это группа людей, которые объединяют свои доходы, имеют общую собственность и вместе принимают экономические решения. Наиболее характерным примером домохозяйства является семья

б) предприятия (фирмы).К ним относятся любые хозяйствующие субъекты, которые занимаются производственным потреблением ресурсов и производят товары или услуги с целью получения дохода.

в) государство.Оно в микросистеме рассматривается как совокупность органов власти, которые осуществляют роль координатора и регулятора экономической жизни.

Главная задача экономических субъектов микроэкономики заключается в том, чтобы осуществить экономический выбор, обусловленный ограниченностью ресурсов. В любом обществе ограниченность ресурсов вынуждает делать выбор с целью решения следующих вопросов:

* что производить

- как

- кто

- для кого

 


2.

Экономические потребности и ограничения. Понятие эффективности

Экономическая теория, как общественная наука, изучает экономическую, производственную деятельность человеческого общества, исходя при этом из двух взаимосвязанных предпосылок:

1. Человеческие потребности безграничны.

2. Возможности их удовлетворения ограниченны.

Экономическая теория имеет дело с экономическими (материальными) потребностями. Экономические потребности представляют собой внутренние мотивы, побуждающие к экономической (производственной) деятельности. Они делятся на первичные (жизненно важные) и вторичные (все остальные). В качестве примеров первичных потребностей можно привести потребности в пище, одежде, жилище и т.д. К вторичным потребностям можно отнести потребности досуга (занятия спортом, искусством, развлечения и т.д.) Конечно, это деление условно, но в целом к первичным можно отнести потребности, которые не могут быть заменены одна другой, вторичные же потребности – могут. Средствами удовлетворения потребностей являютсяблага (goods). Одни из них имеются в неограниченном количестве (атмосферный воздух), другие – количественно ограниченны (вещи, услуги). Именно ограниченные (экономические) блага изучает экономическая теория.

Экономические блага делятся на долговременные и недолговременные блага. Долговременные блага предназначены для многоразового использования (автомобиль, книга, электроприборы и т.д.). Недолговременные – исчезают в процессе разового потребления (хлеб, мясо, фрукты, спички и т.п.).

Среди экономических благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные) блага. Примерами субститутов являются следующие пары благ: мясо – рыба, маргарин – масло, чай – кофе и др. К комплементарным благам относятся: стол – стул, компьютер – принтер, автомобиль – бензин, фотоаппарат – фотопленка и т.д.

Для производства большинства благ нужны экономические ресурсы. Экономические ресурсы, т.е. факторы производства – это все природные, людские и все произведенные человеком ресурсы, используемые человеком для производства экономических благ

Поскольку наличные экономические ресурсы всегда ограниченны, постольку ограниченны и возможности удовлетворения человеческих потребностей. Поэтому одной из важнейших задач экономики является задача наилучшего, наиболее эффективного использования ресурсов.

Экономическая эффективность характеризует связь между объемом затрат ресурсов, которые используются в процессе производства, и получаемым в результате объемом какого-либо продукта. Чем больше объем продукта, получаемый от данного объема затрат ресурсов, тем выше экономическая эффективность. Существует система показателей экономической эффективности, важнейшим из которых является производительность труда, рассчитываемая как отношение объема произведенной продукции (либо в натуральном, либо в денежном выражении) к количеству отработанного рабочего времени (или к количеству работников).

 

 

Производственная функция

Конспект лекции: Производство. Производственная функция

 

Производство - любая деятельность человека, направленная на преобразование ресурсов в необходимые блага, которые предназначены для удовлетворения потребностей непосредственно, или опосредованно через создание капитальных благ. Виды производства:

· - материальное (производятся осязаемые блага – продукты и услуги) и нематериальное (производятся неосязаемые блага – информация, знания, зрелища);

· - массовое и мелкосерийное.

Фирма - институт, преобразующий ресурсы в продукцию, который присутствует на рынках путем приобретения ресурсов и продажи товаров. В микроэкономике принято рассматривать фирму, максимизирующую прибыль.

Производственная функция - это соотношение между ресурсами, затраченными фирмой (трудом, капиталом, землей, предпринимательскими способностями) и получаемой продукцией или услугами. Определяет максимальный объем производимого продукта при каждом заданном количестве ресурсов.

Математически производственная функция представляется в следующем виде: Q=f(K,L,N), где Q – максимальный объем продукта, который можно произвести при заданной технологии и определенном количестве факторов производства; К, L, N - затрачиваемое количество различных видов ресурсов (капитала, труда, земли).

Производственная функция всегда конкретна, т.е. отражает зависимость между максимально возможным объемом продукта и количеством необходимых ресурсов при данной технологии. Если будет использоваться новая технология - ее будет характеризовать новая производственная функция.

Графическим изображением производственной функции является изокванта - кривая, на которой расположены все сочетания производственных факторов, обеспечивающих одинаковый объем выпуска продукции.

Рис. 5.4. Условие экономического равновесия

16 Олигополия

Олигополия (от др.-греч. ὀλίγος — малочисленный, и πωλέω — продаю, торгую) — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др. Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии.

Свойства олигополии

· Доминирование на рынке небольшого количества продавцов-олигополистов

· Очень высокие барьеры для вступления в отрасль

· Чтобы выжить в долгосрочном периоде, фирме-олигополисту не обязательно производить дифференцированную продукцию

· Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: принимая решение, фирма-олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора

· Небольшое количество товаров-заменителей продукции олигополистов

· Олигополист может быть как прайс-мейкером, так и прайс-тейкером на рынке

· В качестве количественного описания этой формы, может быть использовано следующее соотношение — доля четырех фирм-лидеров отрасли должна быть больше 40 %

Поведение олигополистов

Можно выделить три принципиальные возможности поведения фирмы на олигополистическом рынке.

1. Нескоординированная олигополия, при которой фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти точку устраивающего всех равновесия.

2. (Картель или сговор) фирм, ориентирующихся не на достижение равновесия Курно, а на долгосрочное монополистическое равновесие с последующим разделом монополистической прибыли (более высокой, чем прибыли олигополистические) между участниками.

3. "Игра по правилам", при которой фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, чем облегчают достижение равновесия в отрасли.

Рассмотрим более подробно каждую разновидность олигополии.

Нескоординированная олигополия. Одной из наиболее простых моделей этого класса являетсямодель ломаной кривой спроса (англ. kinked demand curve), предложенная независимо П. Суизи, а также Р. Хитчем и К. Холлом в 1939 г. для объяснения относительной стабильности цен на продукты олигополистических отраслей по сравнению с товарами конкурентных отраслей.


Рис.Ломаная кривая спроса

Модель опирается на предположение, что рассматриваемая нами фирма будет иметь две разные линии спроса при различном поведении фирм-конкурентов: линию DD (см. рисунок) - если конкуренты последуют за изменениями цен данной фирмы, D`D` - если они не будут реагировать на ее изменения цен. Линии DD и D`D` пересекаются в точке K.

Допустим, что первоначально фирма выбрала цену РK и объем производства QK Что произойдет с объемом спроса, если фирма изменит цену? Если фирма снизит цену на свой товар, а конкуренты последуют ее примеру, то она может ожидать, что ее объем продаж вырастет в меньшей степени, чем в том случае, если бы конкуренты сохранили свои цены без изменения. Логично предположить, что конкуренты снизят цену с тем, чтобы потерять как можно меньше своих покупателей. Следовательно, при ценах ниже РK линией спроса будет отрезок линии DD. Напротив, если фирма повысит цену, то разумно предположить, что конкуренты не последуют за ней и объем продаж увеличится меньше, чем при совместном повышении цен. Тогда при ценах выше РK линия спроса нашей фирмы пойдет по отрезку линии Единая кривая спроса, отмеченная сплошной линией, окажется с изломом в точке K.

Предполагая, что конкуренты будут вести себя рационально, фирма будет воздерживаться от изменения первоначальной цены РK. И только значительное изменение затрат может склонить фирму к изменению цены. Это объясняется формой кривой предельной выручки (ALMN). Ломаной линии спроса соответствует разрывная ломаная линия предельной выручки, которая образована участками линий MR и , соответствующих отрезкам линий DD и D`D`, а также вертикальным отрезком LM, связанным с точкой излома K. Если кривая предельных затрат (МС) пересечет линию предельной выручки в точке вертикального участка, то оптимум фирмы будет достигаться при ценеРK и объеме выпуска QK. Таким образом, сдвиг кривой выше или ниже положения, показанного на рисунке, не повлечет за собой изменения оптимальной комбинации цены и объема выпуска, если точка пересечения с линией предельной выручки не выйдет за пределы отрезка LM.

Картель. Немногочисленность основных участников олигополистического рынка благоприятствует заключению между ними соглашения. Основная идея подобного сговора состоит в установлении объема производства и цен на таком уровне, который обеспечивает максимальную прибыль для всей группы, договаривающихся компаний в целом. Далее этот объем делится между участниками картеля с помощью определения квоты (доли) каждого из них в общем производстве или путем географического закрепления рынков (члены картеля обязуются не вторгаться на чужие участки рынка).

Временем расцвета картелей был период с конца XIX и до конца 30-х гг. XX в., когда они имели легальную форму и были широко распространены. Если господство одной-единственной фирмы в отрасли представляет собой редкое и, как правило, кратковременное явление, то картели названного периода смогли создать монополистическую структуру рынка в целом ряде ведущих отраслей (электротехника, химия, металлургия, нефтяная промышленность), причем создать ее на длительное время.

Все недостатки чистой монополии, изученные нами в предыдущих лекциях, на практике известны человечеству в основном из опыта деятельности картелей. Особенно сильное негативное воздействие на экономику картели оказали в период тяжелых кризисов перепроизводства в 30-е гг. В большинстве стран они законодательно запрещены.

В настоящее время картели существуют (и преследуются властями) как тайные сговоры. Легально они допускаются лишь в некоторых особых сферах экономики (например, в старых, умирающих отраслях или в экспортной деятельности) под контролем государства.

"Игра по правилам". Данная форма олигополии представляет собой компромисс между нескоординированной олигополией и прямым сговором. Фирмы не вступают друг с другом в соглашения, но подчиняют свое поведение определенным неписаным правилам. Такая политика, с одной стороны, позволяет избежать юридической ответственности, вытекающей из антикартельного законодательства. А с другой - уменьшить риск непредсказуемой реакции конкурентов, т. е. оградить себя от главной опасности, свойственной нескоординированной олигополии. "Игра по правилам" облегчает достижение олигополистического равновесия.

Наиболее часто употребляемым приемом "игры по правилам" является лидерство в ценах. Оно состоит в том, что все крупные изменения цен сначала проводит одна фирма (обычно самая крупная), а затем они повторяются в близких размерах остальными компаниями. Ценовой лидер фактически единолично определяет цены (а значит, и объем производства) для всей отрасли. Но делает это с таким расчетом, чтобы новые цены устроили и остальных. Ведь если они будут невыгодны конкурентам, то те просто не последуют за лидером и отрасль перейдет в опасное для всех участников состояние нескоординированной олигополии. Не случайно поэтому лидер часто "прощупывает" отношение конкурентов, заранее предавая огласке размер предстоящего изменения и прислушиваясь к реакции других фирм.

Лидерство в ценах очень распространено на Западе, а в наши дни его можно наблюдать и в России, например в автомобилестроении. Так в 1991-1992 гг. лидером в ценах на легковые машины постоянно выступал ВАЗ, а АЗЛК и ГАЗ следовали за ним.

В заключение несколько слов о проблеме общественной эффективности олигополии как особого типа рынка. Не вызывает сомнений тот факт, что в форме картеля олигополия крайне не эффективна. Мы уже говорили, что в этом случае речь фактически идет о групповой монополии.

Сложнее обстоит дело с нескоординированной олигополией и "игрой по правилам". Разумеется, и этим формам олигополии свойственны все недостатки несовершенной конкуренции. Более того, из-за значительной степени контроля над рынком эти недостатки проявляются при олигополии много сильнее, чем, скажем, при монополистической конкуренции.

Народная поговорка, однако, гласит, что корову всегда покупают с рогами. Не являются ли все перечисленные слабые стороны олигополии оборотной (и совершенно неотъемлемой!) стороной достоинств крупных фирм? И, может быть, с ними стоит смириться, коль скоро всякая отрасль, где эффективным является крупное производство, обязательно становится олигополистической?

Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.

Таким образом, большинство предприятий мира можно назвать монополистически конкурентными.

Краткосрочный период

 

Суть монополистической конкуренции заключается в том, что каждая фирма продает продукцию, на которую существует много близких, но несовершенных заменителей. В результате каждая фирма имеет дело с убывающей кривой спроса на свою продукцию. В краткосрочном периоде поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции во многом аналогично поведению монополии. Так как товар данной фирмы отличается от товаров фирм-конкурентов особыми качественными характеристиками, которые нравятся определённой категории покупателей, тогда фирма может поднять цену своего товара без падения продаж, потому что достаточное число потребителей готово заплатить более высокую цену. Как и монополия, фирма несколько недопроизводит продукцию и завышает на нее цену. Таким образом, монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии тем, что фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров.

 

Абстрактная модель монополистической конкуренции в краткосрочном периоде

 

 

Долгосрочный период

 

В долгосрочном периоде монополистическая конкуренция аналогична совершенной конкуренции. В условиях свободного доступа на рынок потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая прибыли до нуля. Этот же процесс работает и в обратном направлении. Если бы спрос на рынке с монополистической конкуренцией снизился после достижения равновесия, то фирмы покинули бы рынок. Это происходит потому, что сокращение спроса сделало бы невозможным для фирм покрывать свои экономические издержки. Они выйдут из отрасли и переместят свои ресурсы в более выгодные предприятия. Когда это произойдёт, кривые спроса и предельного дохода оставшихся на рынке продавцов сместятся вверх. Выход фирм из отрасли будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнуто новое равновесие.

Абстрактная модель монополистической конкуренции в долгосрочном периоде

Спрос на труд

На рынке труда спрос на труд предъявляют фирмы. Условием максимизации прибыли фирм является равенство предельного дохода предельным издержкам (МR = МС). Предельным доходом фирмы от найма дополнительного (предельного) рабочего будет выручка от продажи продукции, произведенной этим рабочим, которая равна произведению цены товара (Р) на предельный продукт труда (МРL), а предельными издержками – номинальная (денежная) заработная плата рабочего. Итак, чтобы прибыль фирмы была максимальной, должно выполняться равенство: Р х MPL= W. Фирма нанимает рабочих, т.е. предъявляет спрос на труд, с тем, чтобы рабочие, участвуя в процессе производства, создавали продукцию. Поэтому спрос фирмы на труд определяется предельным продуктом труда или предельной производительностью труда. График спроса фирмы на труд есть график предельного продукта (предельной производительности) труда. Поскольку действует закон уменьшающейся предельной производительности труда, то кривая имеет отрицательный наклон.
Таким образом, спрос на труд является функцией предельного продукта труда: LD = LD(MPL).
Из условия максимизации прибыли: Р x MPL = W следует, что MPL = W/Р, а поскольку LD = LD(MPL), то отсюда получаем, что LD = LD(W/P).
Это означает, что спрос на труд является функцией от реальной заработной платы. Причем зависимость эта отрицательная. Чем выше реальная заработная плата, тем меньше величина спроса на труд. Изменение реальной заработной платы ведет к движению вдоль кривой спроса на труд и к изменению величины спроса на труд.

Предложение труда

Предложение труда осуществляют домохозяйства. Принимая решение о том, работать или нет, домохозяйство делает выбор между трудом (трудовыми усилиями) и досугом (ничегонеделанием). Для того, чтобы человек отказался от отдыха и вышел на работу, он должен получить достаточную, на его взгляд, компенсацию за эту жертву. Такой компенсацией является доход, полученный за предоставленный труд, т.е. заработная плата. Предпосылкой классической модели является то, что у рабочих отсутствуют денежные иллюзии. Это означает, что рабочие никогда не путают номинальную (денежную) заработную плату (W) и реальную заработную плату (w), т.е. покупательную способность номинальной заработной платы, измеряемую отношением номинальной заработной платы к уровню цен (w = W/P). Поэтому предложение труда в классической модели есть функция от реальной ставки заработной платы: LS = LS(W/P), причем зависимость величины предложения труда от реальной заработной платы прямая (движение вдоль кривой). Изменение номинальной заработной платы ведет к сдвигу кривой предложения труда (при росте номинальной заработной платы кривая сдвигается вправо, а при ее сокращении – влево).

 


Равновесие рынка труда устанавливается в точке пересечения кривой спроса на труд LD и кривой предложения труда LS (рис. 2.). Состоянию равновесия на рынке труда соответствует равновесная ставка реальной заработной платы (W/P)Le и равновесный уровень занятости (L)e.

 

арушения равновесия спроса и предложения происходят чаще всего вследствие монопольного воздействия профсоюзов, требующих: во-первых, повысить зарплату, зачастую без уче­та прочих экономических условий; во-вторых, ускорить заме­щение труда капиталом без учета прочих экономических усло­вий, что вызывает относительное снижение спроса на рабочую силу; в-третьих, предпринять меры, ограничивающие предло­жение труда в соответствующей отрасли.

Регулирование рынка труда (Labour market regulation) — это система мер по воздействию на спрос и предложение труда, где объектами этого регулирования выступают заработная плата, социальные гарантии, продолжительность рабочей смены и недели, порядок отпусков и т.д.

Согласно экономической теории, следует считать, что на рынке труда существуют внеконкурентные факторы, способствующие регулированию рынка труда. К ним можно отнести:

  • государство, которое выступает главным субъектом, регулирующим рынок труда через законодательство, устанавливая минимальный уровень заработной платы, проводя социальную политику, индексируя доходы населения;
  • профсоюзы, также значительно влияющие на размер заработной платы в сторону ее увеличения, путем ограничения предложения труда;
  • крупные компании и корпорации, влияющие на заработную плату, по известным причинам, в сторону ее стабильности, отказываясь от ее увеличения при изменении ситуации в соотношении спроса и предложения труда.

Регулирование рынка труда имеет свою специфику из-за выступающего на нем товара в виде наемного работника. На данном рынке процедура купли-продажи производится в форме найма, путем заключения трудового договора. При этом нанятый работник выпадает с рынка на время действия данного договора, а также в случае его продления. Следует отметить, что конкуренция на рынке труда вынуждает работников соглашаться на худшие условия при найме на работу. Поэтому в этом плане, фирмы тоже выступают в качестве регуляторов рынка труда.

В современных условиях экономического и социального развития необходимость государственного регулирования рынка труда не вызывает сомнений. Особо следует подчеркнуть, что те меры, которые предпринимает государство, воздействуя на рынок труда, должны отвечать интересам и наемных работников, и предпринимателей. Государство на рынке труда должно выступать в качестве законодателя и арбитра, не отдавая предпочтений ни той, ни другой стороне. Соблюдение этого принципа является чрезвычайно важным с точки зрения гармонизации социально - трудовых отношений, создания реальных предпосылок, обеспечивающих подлинное равенство сторон на рынке труда.
В системе мер государственного регулирования рынка труда можно выделить следующие основные элементы:
- меры по регулированию спроса на труд;
- меры по регулированию предложения труда;
- меры по предоставлению социальных гарантий занятости.

 

Политика регулирования рынка как составная часть экономической политики предусматривает достижения трех основных целей:

- стимулирование структурной перестройки и ускорения процесса перераспределения высвобождаемых работников;

- наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь;

- предоставление работы каждому, кто ее ищет.

Меры государственной политики трудоустроенности дифференцируются по:

- объекту воздействия (общие и специализированные меры);

- источникам финансирования.

К методам воздействия на трудоустроенность можно отнести:

- прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры;

- косвенные (экономические): финансовая, монетарная и фискальная политика.

Типы государственного воздействия на занятость населения:

- пассивный: социальная помощь незанятому населению;

- активный: стимулирование предложения труда, стимулирование спроса на труд, меры по согласованию спроса и предложения, меры помощи регионам и т.д.

Профсоюзы - объединения работников, обладающие правом на ведение переговоров с предпринимателем от имени и по поручению своих членов.

Важнейшие задачи, которые ставят перед собой профсоюзы, состоят в следующем:

- Улучшение условий труда и обеспечение его безопасности. Постоянная забота профсоюзов - снижение риска гибели на производстве или получение травм. Но в экономике все имеет свою цену, и такая деятельность профсоюзов приводит к реальному удорожанию труда. Рост цены труда (ставки заработной платы) ведет к снижению величины спроса на него, то есть числа людей, которых фирмы готовы принять на работу.

- Повышение заработной платы. Решение этой задачи возможно двумя способами: за счет создания условий для роста спроса на труд или за счет создания условий для ограничения предложения труда.

Спрос на реальный капитал

Спрос на реальный капитал формируют инвестиции в реальный капитал (нефинансовые инвестиции). Этот инвестиционный спрос состоит из спроса на множество товаров и услуг, которые нужны для воспроизводства и обновления реального капитала и которые называются инвестиционными товарами и услугами. Основными элементами инвестиционных товаров являются машины, оборудование, транспортные средства и строительные материалы для основного капитала, а также сырье, топливо и энергия, материалы и полуфабрикаты для оборотного капитала плюс инвестиционные услуги (геолого-разведочные, проектные и др.).

Наибольший спрос на инвестиционные товары предъявляют фирмы. Но инвестиционные товары потребляют также домашние хозяйства (строя дома, покупая машины и оборудование, топливо и энергию и т.д.), некоммерческие организации и государство (для нужд армии и милиции, образования, науки, здравоохранения и т.д.).

Рис. 8.1. Кривая Лоренца

Здесь по горизонтали отложены процентные группы населения, а по вертикали – проценты дохода, получаемого этими группами. Если бы в распределении дохода существовало абсолютное равенство, то 20% населения получали бы 20% всего совокупного дохода общества, 40% населения – соответственно 40% дохода, 60% населения – 60% дохода и т.д. Линия абсолютного равенства представлена биссектрисой прямого угла, так как любые точки, расположенные на ней, одинаково удалены от обеих осей координат.

В реальности фактическое распределение дохода показано линией 0АВСDЕ. Точка А на нашей кривой показывает долю доходов самых бедных (20%) семей, точка В – долю 40% семей нарастающим итогом, точка С – долю 60% семей и т.д. Чем больше отклоняется эта линия от биссектрисы, тем больше неравенство в распределении доходов.

По данным статистики, например, в России на начало 2001 г. только 3% населения относилось к “богатым” (имело годовой доход свыше 5 тыс. дол.), 20% – имело средние доходы, 40% – малообеспеченные, отброшенные по уровню потребления на 10-15 лет назад, 20% – население с доходами ниже прожиточного уровня (социально неблагополучные), 7% – неимущие граждане, для которых стоит проблема поддержания физиологического стандарта, 10% – нищие, так называемый “социальный низ”;

2) коэффициент Джини (или индекс концентрации доходов), названный по имени итальянского экономиста и статистика Коррадо Джини. Он определяется отношением площади заштрихованной фигуры на графике кривой Лоренца, образованной линией абсолютного равенства и линией реального распределения дохода (0АВСDЕ), к площади треугольника 0ЕF. Коэффициент Джини может меняться в пределах от 0 до 1. Очевидно, что чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше площадь заштрихованной фигуры и тем больше коэффициент Джини. Например, в России в начале 1992 г. он был равен 0,238, а в 2000 г. – уже 0,4;

3) децильный коэффициент, который выражает соотношение между средними доходами 10% наиболее высоко обеспеченных граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных. Рекомендуемое значение этого коэффициента – до 5. В конце 2001 г. в России по официальным данным он составлял 17,6 (для сравнения в 1989 г. – 4), в США – 6, а в Китае – 3.

Дифференциация доходов в значительной степени связана с уровнем образования. Нужно принять во внимание, что распределение населения на группы по доходам отражает дифференциацию доходов на данный момент, но у многих людей доходы меняются в течение жизни. Если молодые люди, как правило, имеют низкие доходы, то к 40-50 годам они передвигаются в группы с более высокими доходами. У людей с высшим образованием доходы в среднем в два с лишним раза выше, чем у людей, окончивших только школу.

 

 

30. Государственная политика перераспределения доходов

Государственная политика перераспределения доходов направлена на решение двух главных задач: оказание помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценения доходов и сбережений населения.

Данная политика заключается в перераспределении доходов через госбюджет путём дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоёв населения с высокими доходами к слоям населения с низкими доходами.
Ныне все развитые страны создали системы социальной поддержки малоимущих. Особая роль в системе социальной поддержки бедных отводится трансфертам. Социальные трансферты - это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в экономической деятельности, а также поддержания внутреннего спроса.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоёв населения, создаёт условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряжённости и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов измеряется объёмом расходов на социальные цели за счёт бюджетов различных уровней, а также ставкой налогообложения доходов.

Возможности государства в перераспределении доходов ограничены бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведёт к росту бюджетного дефицита и инфляции. Чрезмерные социальные расходы госбюджета требуют повышения ставок налогов, способных подорвать рыночные стимулы.

Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у высокодоходных слоёв населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путём изменения цен (фермерам) и введением минимальной ставки заработной платы.
Государство вмешивается и в первичное распределение денежных доходов, устанавливая верхний предел увеличения заработной платы. Политика доходов используется государством для сдерживания заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности отечественной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции.
Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы является определение минимального размера оплаты труда (МРОТ). Именно исходя из МРОТ ведутся переговоры между предпринимателями и профсоюзами о заключении коллективных договоров, где оговариваются премии, доплаты и т.д.
Немаловажное значение имеет защита денежных доходов от инфляции. С этой целью применяется индексация, позволяющая частично возместить удорожание потребительских товаров и услуг. Однако индексация доходов отрицательно сказывается на стремлении к более напряжённому труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.

Государство, требуя от предпринимателей выплачивать рабочим определённый минимум заработной платы, выдавая пособия по безработице, выделяя из бюджета средства на содержание многодетных семей, предоставляя бедным продовольственные талоны, услуги образования и здравоохранения, становится полноправным участником воспроизводства рабочей силы. Созданная им система переквалификации облегчает трудящимся поиск рабочих мест, сокращает время безработицы, а следовательно, способствует лучшему распределению ресурсов между секторами экономики. Получается, что государство во многом берёт на себя формирование предложения рабочей силы, старается сделать так, чтобы оно отвечало спросу, предъявляемому предпринимателями. Если налаживается воспроизводство рабочей силы, то становится более пропорциональным и весь процесс общественного воспроизводства.
Вторгаясь в сферу распределения доходов, и, соответственно, ослабляя степень социально-экономического неравенства, государство ни в коем случае не должно добиваться его полной ликвидации. Неравенство не только продукт рыночной системы, но и обязательное условие эффективного функционирования рынка. Только оно способно создать по- настоящему действенные мотивы к труду и инвестированию.

 

31 Частичное и общее равновесие. Модель Вальраса

Частичное равновесие — равновесие, складывающееся на отдель­ном рынке. Однако экономика представля



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.243.21 (0.018 с.)