Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственное регулирование экономикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Необходимость государственного регулирования экономики определяется, во-первых, «несовершенствами», которые присущи рыночному механизму и, во-вторых, потребностью обеспечения, с общественной точки зрения, оптимального и эффективного функционирования экономики. Выясним, какие же сферы социально-экономической жизни общества подвергаются государственному регулированию? 1. В мировой экономической науке прежде всего принято отмечать деятельность государства по созданию правового режима работы хозяйствующих субъектов. Сюда относится законотворческая деятельность государства в области хозяйственного права, направленного на регулирование экономического поведения субъектов, обеспечение соблюдения обязательных для всех «правил игры» на обширном экономическом пространстве. 2. Широкий круг проблем государственного регулирования связан с предотвращением или хотя бы ослаблением так называемых негативных последствий развития и функционирования рыночной экономики. Речь идет о периодически повторяющихся спадах производства, сопровождающихся ростом безработицы, углублением инфляции, обострением социальных конфликтов. Антикризисное регулирование национальной экономики осуществляется методами финансовой, кредитно-денежной, таможенной, инвестиционной политики, направленных на сглаживание циклических колебаний. 3. Значительна роль государства в качестве собственника средств производства, а следовательно, в качестве субъекта воспроизводственного процесса. Это относится к таким сферам экономики, которые не представляют интереса для частного капитала в силу тех или иных причин (низкая рентабельность, длительный срок окупаемости и т.п.). В этих сферах сосредоточены средства производства, удовлетворяющие общественные потребности (естественные монополии, различные отрасли инфраструктуры, НИОКР, освоение космоса и пр.). К ним примыкает военная промышленность, сферы экономики, подвергающиеся экологическим явлениям. Государственный сектор (государственное предпринимательство) имеет место во всех Западных странах, и масштабы его значительны, хотя в последние годы произошло его сокращение. 4. Особо можно выделить государственное регулирование деятельности субъектов в микроэкономике. Такое регулирование позволяет успешно координировать частнопредпринимательскую деятельность крупного и малого бизнеса. По отношению к крупному бизнесу меры государства направлены на предотвращение негативных последствий монополизма, а по отношению к малому – на всестороннюю его поддержку. Для развития нормальных рыночных отношений государство берет на себя обязательство по созданию относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм (предприятий). 5. Важным объектом регулирующей деятельности государства является социальная сфера. Это регулирование уровней и динамики доходов различных слоев населения, поддержка социально уязвимых слоев: содержание инвалидов, детей, пенсионеров, малоимущих. Государство регулирует занятость, удерживая в официально установленных границах численность безработных. Социальная политика, с одной стороны, является заботой общества о благополучии всех слоев населения, с другой – направлена на поддержание социального мира, на обеспечение социальных гарантий гражданам. 6. Государство организует денежное обращение, внешнеторговые отношения, платежный баланс, валютные курсы. 7. Государство разрабатывает стратегию социально-экономического развития. При этом учитываются все аспекты развития национальной экономики: отраслевой, региональный, социальный, экологический и другие. Теоретическое обновление данной стратегии – функция фундаментальной науки. На государство же возлагается ответственность за ее реализацию, за координацию деятельности хозяйствующих субъектов в направлении решения стратегических задач. Многосторонняя деятельность государства проявляется через его функции. В экономической литературе в качестве основных функций государства отмечаются следующие: 1) разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства (правовой основы); 2) стабилизация экономики (стимулирование экономического роста, контроль за уровнем занятости и инфляции и прочее); 3) социально ориентированное распределение имеющихся ресурсов в стране (создание условий для развития сельского хозяйства, транспорта, связи, определение расходов на оборону, космос, науку, образование, здравоохранение); 4) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии (минимума заработной платы, пенсий, пособий и т.д.). Для наглядности функции государства представим следующей схемой: Из анализа направлений и функций государства в экономической области можно заключить, что государственное регулирование необходимо как для сохранения и развития самого рыночного механизма, так и для решения экономических проблем, перед лицом которых рынок обнаруживает либо полную свою несостоятельность, либо недостаточную эффективность. При изучении данного вопроса необходимо обратить внимание на то, что с точки зрения направленной экономической политики классификация форм государственного воздействия на экономику будет несколько иной, она не совпадает с классификацией экономических функций государства. Здесь обычно выделяют: фискальную политику, денежную политику, политику регулирования доходов, внешнеэкономическую политику. Такой подход и классификацию отмечают П. Самуэльсон и В. Нордхаус в своем учебнике «Экономикс» (гл. 32). В условиях рынка государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляют государственные учреждения, наделенные определенными обязанностями. В качестве субъектов регулирования здесь выступают центральные (федеральные), региональные, муниципальные или коммунальные органы. Государственному регулированию присущи определенные недостатки. Так, например, государственные органы не застрахованы от того, что могут выбрать: более дорогой и наименее эффективный путь решения той или иной проблемы. В ряде стран мира был значительно расширен государственный сектор, хотя он оказался менее эффективным, чем частное хозяйство. Государственное регулирование экономики осуществляется с помощью прямых (административных) и косвенных (экономических) методов. Однако границы между ними нередко условны, а поэтому некоторые методы регулирования смешанного типа. К прямым методам относятся административные методы воздействия государственных органов на деятельность субъектов рыночных отношений. Административное регулирование включает в себя меры по лицензированию, квотированию и т.д. С помощью административных мер (меры разрешения, принуждения) осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, ставкой процента. Среди методов прямого государственного регулирования используются различные формы целевого финансирования секторов экономики регионов, предприятий, убыточность и банкротство которых могут иметь серьезные экономические последствия для страны. Прямое воздействие на экономику государство осуществляет через инвестиции в определенные отрасли хозяйства, путем поддержки отдельных предприятий совместной собственности. Государство поддерживает такие сферы, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, развитие науки. Эти отрасли являются постоянным объектом субсидирования многих государств, так же как сельское хозяйство, добывающая промышленность, транспорт и т.д. К прямым методам относятся также установления обязательных стандартов, за невыполнение которых государство применяет соответствующие санкции. Стандарты в основном социального характера: экологические, санитарные и другие обязательные нормы. Государство осуществляет антимонопольные меры, оказывает прямое регулирующее воздействие на экспорт, на национальный рынок. Особой формой прямого государственного регулирования является программирование, прогнозирование и планирование. Они связаны с усложнением хозяйственных связей и необходимостью применения комплексных подходов в достижении сложных макроэкономических задач. Объектами целевых программ являются важные отрасли национальной экономики, направления научных исследований и т.д. К косвенным методам относятся бюджетное, налоговое, денежное, кредитное государственное регулирование экономики. Подробно эти вопросы изучаются в специальных темах курса экономической теории. Итак, выполняя свои функции, государство применяет разнообразные формы и методы воздействия на экономику. Есть ли какие особенности и ограничения в их использовании, связанные с рыночными отношениями? Да, они имеют место и о них надо иметь четкое представление. В принципе исключаются любые действия государства, разрушающие связи в рыночном механизме. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, всеохватывающий административный контроль над ценами (хотя государство в определенной мере занимается и планированием, и ценами). Государственное регулирование рынком должно осуществляться в основном косвенными, экономическими методами. Причем этими методами надлежит пользоваться осторожно, не ослабляя, а тем более, не заменяя рыночные стимулы. Известно, например, какое влияние может оказать на экономику денежная или налоговая политика, если государство будет игнорировать данное требование. Следует учитывать отмеченные особенности государственного регулирования, анализировать и выявлять результаты. Это обстоятельство имеет важное значение для России. Смешанное регулирование Сопоставление рыночного и государственного механизмов регулирования экономики, их плюсов и минусов не дает основание сделать вывод о преимуществе только одного из них. Сложность современной социально-экономической жизни постепенно привела к органическому сочетанию и ному переплетению рыночных и государственных начал. Реальная действительность показала, что рынок – это прежде всего экономическая эффективность. Все современно развитые национальные экономики опираются на рыночные принципы. Но многие фундаментальные проблемы современного общества (отмечены выше) не могут быть решены исключительно рыночным механизмом и нуждаются в государственном участии. Рынок и государство занимают в социально-экономической системе вполне определенное место, выполняют только присущие им функции и существуют в непрерывном единстве. Смешанный тип хозяйственного механизма представляет собой объективную реальность, которая нашла отражение в экономической теории и мировой практике. В учебнике П. Самуэльсона и В. Нордхауса отмечается следующее положение: «Эффективному и гуманному обществу требуются две составляющие смешанной системы – рынок и государство. Для эффективного функционирования современной экономики нужны обе эти половинки – одной рукой аплодировать невозможно».[22] Что характерно для смешанного типа регулирования экономики? Во-первых, смешанный тип регулирования экономики органически сочетает гибкость рыночного и устойчивость государственного регулирования, личных и общественных интересов. Во-вторых, смешанное регулирование позволяет оптимально сочетать основные макроэкономические цели; эффективное и стабильное развитие экономики и социальную справедливость. В-третьих, смешанное регулирование имеет возможность обеспечить макроэкономическое и прежде всего рыночное равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. В течение ХХ в. сочетание рынка и государства принимало в разных странах мира разнообразные формы, множество вариантов хозяйственного механизма. Различия эти касались в основном сфер действия рынка и государства, форм и методов государственного регулирования. В экономической теории большое внимание уделяется обоснованию моделей смешанного регулирования экономики: а) с максимально допустимым участием государства в хозяйственном механизме; б) с минимальным участием государства в регулировании национального хозяйства. Таким образом, можно отметить следующее: 1. в процессе развития общества сложились рыночный и государственный типы экономического регулирования; 2. как показал мировой опыт, рыночный механизм, имея большие достоинства, сам по себе не способен обеспечить оптимальное функционирование национальной экономики; 3. наличие целого ряда «изъянов» рыночного регулятора, а также необходимость обеспечения эффективного развития макроэкономики обуславливают вмешательство государства в экономику; 4. государство призвано создать условия для нормальной работы рынка, обеспечивать стабилизацию экономического развития и регулирование социальных отношений в обществе; 5. свои экономические функции государство осуществляет с учетом рыночных отношений, используя преимущественно экономические методы, проверенные реальной практикой.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.20 (0.008 с.) |