Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория регулирования рыночной экономики

Поиск

1. Необходимость и сущность экономического регулирования.

2. Типы экономического регулирования.

3. Альтернативные подходы к определению характера и роли государственного регулирования макроэкономики.

 

Изучение темы начинается с выяснения объективной необходимости регулирования национальной экономики, его основных целей. Изучаются типы макроэкономического регулирования: рыночное саморегулирование, государственное и смешанное регулирование, их роль, достоинства и недостатки. Выясняются основные направления экономической деятельности государства и их максимально доступные границы. В этой связи анализируются альтернативные подходы к определению характера государственного регулирования экономики и его роль. С учетом развития рыночных отношений в нашей стране раскрываются некоторые важные вопросы по осуществлению экономической реформы.

 

Необходимость и сущность экономического регулирования

Как известно, национальная экономика любого общества представляет собой сложную систему с прямыми и обратными связями между составляющими ее элементами:

- хозяйствующими субъектами;

- ресурсами, которыми располагает страна;

- объемами их распределения между экономическими субъектами;

- объемами производства данных субъектов;

- частями национального продукта, возникающими в процессе производства, распределения, обмена и потребления и др.

Важное значение для макроэкономики имеет воспроизводственная и отраслевая структура национального продукта.

К воспроизводственной структуре относят деление общественного продукта в зависимости от функционального назначения его частей. Отраслевая структура производства отражает систему распределения производственных ресурсов по основным видам деятельности.

Национальная экономика, ее целостность базируется на общественном разделении труда, которое делает взаимосвязанными все крупные сферы экономики, отрасли производства, территориальные подразделения (регионы) страны. Постоянно укрепляющиеся взаимосвязи между звеньями общественного разделения труда создают макросистему, органически соединяющую все материальное и нематериальное производство в единую систему.

Для динамичного развития национальной экономики, как единой системы, необходимо соответствие между ее элементами, сбалансированность в использовании ограниченных производственных ресурсов и их распределении между различными членами общества.

Непременным же условием нормальной жизни общества является достижение макроэкономического развития, такого состояния национального хозяйства, при котором оно может полностью удовлетворить весь покупательский спрос.

Для установления и поддержания такого равновесия нужен общественный регулятор экономики, призванный уравнивать все макроэкономические структуры и обеспечивать экономическое развитие.

В экономической литературе макроэкономический регулятор (иногда называют «хозяйственный механизм») определяют как общественный способ организации и упорядочения национального хозяйства[18]. Он выполняет следующие функции:

1) объединяет все хозяйство нации в единую систему;

2) направляет деятельности всех низовых звеньев экономики;

3) распределяет труд и средства производства по отраслям и видам хозяйства в соответствии с общественными потребностями;

4) стимулирует высокоэффективное предпринимательство.

Как было отмечено, объектом макроэкономического регулирования выступает национальная экономика в целом. А поэтому целью такого регулирования являются национальные интересы, которые сводятся к обеспечению устойчивого и эффективного развития экономики, повышению благосостояния всего населения страны.

Структуру хозяйственного механизма можно представить с точки зрения набора образующих его элементов:

1. Определенных форм хозяйствования;

2. Соответствующих принципов и методов регулирования;

3. Информационного комплекса регулирования;

4. Аппарата регулирования и контроля за ходом производственного процесса. Макроэкономический регулятор составляет единую, целостную систему, где комплексное взаимодействие всех образующих его элементов служит условием эффективного функционирования национального хозяйства.

Естественно, такой регулятор макроэкономики начинает действовать в условиях единого национального хозяйства. Впервые такие условия создает развитое товарное производство и рынок.

Таким образом, постоянные и сознательное регулирование национальной экономики представляет собой одну из объективных общественных тенденций современного экономического развития. В странах с развитыми рыночными отношениями ныне выработана целая система форм и методов воздействия на экономику, опыт использования которых представляет непосредственный интерес для всех стран.

В историческом плане, в мировой практике, сложились три типа регулирования национальной экономикой: рыночный, государственный, смешанный.

Рассмотрим в общих чертах каждый из них.

Типы экономического регулирования

Рыночное саморегулирование

Механизм рыночного регулирования национального хозяйства впервые теоретически обосновал А. Смит. Он считал рынок «естественным порядком», полностью соответствующим самой природе человека. В основе обмена на рынке лежит взаимная выгода его участников. Каждый человек достигает своей цели, оказывая услуги другим людям, предлагая им свой труд и его результаты. На рынке, отмечает А. Смит, различные продукты людей «…благодаря склонности к торгу и обмену собираются как бы в одну общую массу, из которой каждый человек может купить себе любое количество произведений других людей, в которых он нуждается».[19]

Центральной идеей учения А. Смита о рынке является обоснование взаимодействия личного и общественного интересов. По его словам, преследуя свои собственные интересы, предприниматель неизбежно предпочитает такие действия, которые наилучшим образом служат интересам общества.[20]

По мнению французского экономиста Ж.Б. Сэя, рыночный механизм настолько гибок, что в состоянии сам устранить диспропорции, которые время от времени образуются в экономике, с помощью свободной конкуренции.

Конкуренция выступает решающей силой, вызывающей движения рыночной цены к уровню равновесной ситуации. Она позволяет товаропроизводителям и обществу в целом успешно достигать своих целей, ориентировать производство на удовлетворение потребностей людей. В этой связи можно привести интересное положение Ф. Энгельса. Он писал: «…конкуренция осуществляет такую организацию и такой порядок общественного производства, которые являются единственно возможными при данных обстоятельствах. Только слишком низкие или слишком высокие цены воочию показывают отдельным производителям – что и сколько требуется для общества и чего не требуется».[21]

Свободная конкуренция приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно, так как они направляются прежде всего в те отрасли, которые производят необходимые для потребителя и рентабельную для товаропроизводителя продукцию.

Каков же механизм рыночного саморегулирования? В самом сжатом и общем виде модель рыночного регулирования можно представить следующим образом. Товарный рынок определяет (отслеживает) неудовлетворенный спрос покупателей и посылает сигналы рынку капиталов – фондовым биржам. Курс акций фирм (предприятий), производящих дефицитную продукцию, начинает повышаться, спрос на них увеличивается. Напротив, у фирм (предприятий), продукция которых перестает пользоваться спросом, курс акций начинает падать, что заставляет их (фирмы) перестраивать производство, в противном случае они терпят убытки и в конечном счете вообще разоряются. Каковы же особенности и преимущества рыночного регулятора?

Рыночный механизм характеризуется прежде всего оперативной координацией действий всех участников общественного производства. Регулятором здесь выступает непрерывно поступающая, постоянно обновляемая информация о динамике цен, ставках заработной платы, уровне банковского процента, валютном курсе, величине арендной платы, норме прибыли, уровне налогов и т.д.

Благодаря этому рынок имеет возможность оперативно определять объем и структуру предложения, устанавливать его соотношение со спросом, быстро реагировать на потребности в новых товарах и услугах. Рынок активно влияет на структуру и пропорции в экономике, способствует более рациональному распределению и использованию имеющихся ресурсов страны, служит мощным рычагом научно-технического процесса, внедрения в производство новой техники и технологии.

Как показала многолетняя мировая практика, рыночный механизм действует постоянно и эффективно, стимулируя инвестиции, снижение затрат, повышение качества и расширение ассортимента товаров и услуг. В условиях рынка успешнее решаются основные социально-экономические задачи общества (уровень жизни, структура и эффективность производства).

Несмотря на ряд преимуществ рыночного механизма, существуют серьезные недостатки, о которых свидетельствует весь мировой опыт экономического развития. Так, рыночный механизм не в состоянии гарантировать решение всех социально-экономических проблем современного общества.

1. Рынок не может контролировать возникающие в ходе экономической деятельности «внешние эффекты». Они могут возникать и в производстве, и в потреблении, иметь как положительное, так и отрицательное значение. Яркий пример «внешнего эффекта» со знаком «плюс» – это деятельность садовода, создавшего прекрасный цветник, благоприятно влияющий на настроение людей; пример со знаком «минус» – работа химического завода, загрязняющего атмосферу, что отрицательно влияет на здоровье людей.

2. Рыночные отношения сами по себе не в состояние обеспечить социальную защиту нетрудоспособных членов общества, безработных. По самой своей природе «нерыночны» фундаментальная наука, функционирование вооруженных сил, правоохранительных служб и т.п.

3. Усиление действия факторов, которые деформируют или парализуют рыночный механизм. К ним относятся: а) все типы монополий, которые ограничивают доступ на рынки, мешают свободному перемещению капитала, устанавливают произвольные цены; б) постоянная инфляция; в) вынужденная безработица; г) диспропорции экономики, порождающие экономические кризисы.

Все это позволяет сделать вывод о том, что сам рыночный механизм не в состоянии преодолеть действие отмеченных факторов, а тем более искоренить или резко ограничить их разрушительное действие.

Недостатки рыночного механизма с особой силой проявились во время разрушительного экономического кризиса 1929–1933 годов. За этот период во всем капиталистическом мире совокупный объем промышленного производства сократился на 46%, выплавка стали – на 62%, добыча угля – на 31%, производство продукции судостроения – на 83%, внешнеторговый оборот – на 67%. Реальные доходы населения сократились в среднем на 58%.

Внутренние противоречия и недостатки рыночного саморегулирования потребовали усиления государственного вмешательства в экономические отношения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.141 (0.01 с.)