Структура, механизмы и социально-психологические эффекты общения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура, механизмы и социально-психологические эффекты общения



 

1. Структура и основные составляющие общения

2. Социально-психологические механизмы общения

3. Социально-психологические эффекты общения

4. Общение, как коммуникация

5. Общение, как интеракция

 

 

Структура и основные составляющие общения

 

Три аспекта общения:

1. Перцептивный аспект общения. Общение основано на первых этапах общения – это всегда процесс взаимного восприятия людей друг друга.

2. Коммуникативный – связано с тем, что общение – это практически всегда передача информации, не обязательно вербальной.

3. Интерактивный аспект общения. Его выделение обусловлено тем, что общение – это не только обмен информацией, но и обмен действиями.

 

1. Перцептивный аспект общения. Связано с ошибками первого восприятия. Мы привыкаем к тому, что есть в нашей жизни – общение, без которого невозможно существования. Зачастую мы общаемся так непроизвольно, как дышим, не думая о том, насколько общение важно. Оказывается, люди привыкают общаться, что не замечают этого. Начинаем понимать, что есть закономерности в общения, которые человек нарушает, сталкиваясь с непониманием.

Если ситуация нейтральная, то зачастую мы правильно оцениваем человека с первого взгляда, бегло. Но если нам необходимо в будущем общаться с человеком, мы часто делаем ошибки первого восприятия:

 

Ошибки первого восприятия:

1. Мы находимся под влиянием фактора превосходства

2. Действует фактор привлекательности

3. Фактор отношения к нам.

 

1. Фактор превосходства:

1. Делаем неправильный вывод о том, что человек превосходит нас

2. Делаем вывод о том, что человек ниже нас.

За что цепляется наш глаз: манеры, одежда, аксессуары, машина, интерьер кабинета, интерьер комнаты.

 

Фактор привлекательности.

Срабатывает схема, если человек обладает привлекательной внешностью, то мы автоматически переоцениваем его качества. Если внешность привлекательная, то человек умный, талантливый и т.д. А если наоборот, то и всё наоборот.

Эталон красоты различается, но есть общие характеристики оценки внешности:

Внешность атлетическая и приближенная к ней привлекает. Полные вызывают негативные эмоции.

 

Фактор отношения к нам.

Если человек становится нам интересен и он хорошо к нам относится, то мы пересматриваем его характеристики. И наоборот.

 

Социально-психологические механизмы общения

 

Механизм общения – это что-то, благодаря чему нам становится легче общаться.

1.Идентификация – это отождествление себя с другим человеком-партнером по общению. Это непосредственное переживание той или иной степени тождественности с партнером по общению.

2.Рефлексия – это осознание того, как нас воспринимают партнеры по общению.

3.Эмпатия – это способность индивида откликаться на переживания других людей.

Два проявления эмпатии:

а) сочувствие - понимаем эмоциональное состояние человека, но сами не переживаем это состояние;

б) сопереживание – мы не только понимаем эмоц. состояние партнера, но и переживаем те же эмоции.

Уровень эмпатии больше у женщин.

 

Тест Миграбяна - Эпштейна на Эмпатию

25 вопросов.

10 уровней эмпатии, разные для мужчин и женщин.

Чем выше уровень – тем выше эмпатия и наоборот.

 

Социально-психологические эффекты общения

 

Эффекты осложняют, деформируют процессы общения, это дефекты общения. Есть результат нашей жизни в социуме, от СМИ, мы должны с ними жить и знать, как они влияют на процессы нашей жизни.

 

1.Каузальная атрибуция – предписывания причин поступков, как правило, когда у нас нет достаточной информации об истинных причинах.

Фундаментальная

Ошибка

Атрибуции

 

2.Стереотип – это упрощенное схематизированное представление о человеке, его образ, как представителя определенной социальной группы. Это обобщенная оценка, не несущая никакой окраски, ни негативной, ни позитивной. Помогают в межкультурном общении.

 

3. Социальная установка – настроенность человека, определенным образом реагировать на явления социальной жизни, в том числе и на других людей.

Три компонента социальной установки:

а) когнитивный компонент (какая-то система определенных взглядов и представлений)

б) аффективный компонент

в) поведенческий компонент или конативный.

 

Если установка есть, то она будет всегда проявляться. Но есть факторы, которые мешают этой установке проявиться. Таких факторах около 40.

Американский психолог Чарльз Лапьер в 40 годах, провел эксперимент с двумя студентами китайцами с проездами по отелям. То при посещении отелей, срабатывала установка ответить «Да» на просьбу о свободных местах. Но, когда он позже разослал по тем же отелям письма забронировать места для двух китайцев, то из 250 писем, положительный ответ пришел только один.

 

Исследователи пришли к выводам, когда установки будут проявляться во всей полноте:

1. Когда будут сведены до минимума все влияния, кроме того, который вызывает эту социальную установку.

2. Если установка полностью отвечает спрогнозированному поведению.

3. Если установка сама по себе является очень сильной. Не успеваем поразмыслить над ситуацией, как ситуация активизирует наше поведение и установку к действию.

 

4. Предубеждения – это негативная социальная установка, имеющая характер стереотипа и предполагающая оценку человека в терминах «плохой», «хороший». Это антипатия, которая базируется на ошибочном представлении о человеке, - Олберт.

Предубеждения формируются через СМИ и от людей, значимых для нас. Расизм, ксенофобия, сексизм, эйджизм – это сформированные предубеждения.

Предубеждения дают почву для дискриминаций по целому ряду других параметров.

Явление в Америке Тоукенизм – скрытая завуалированная дискриминация.

 

5. Аттракция – это позитивное эмоциональное отношение к партнеру по общению. Если бы не было аттракции – не было бы любви и близких взаимоотношений. Необъяснимое влечение людей друг к другу.

 

Есть ряд закономерностей, как сближаются противоположные полы:

а) Главным является похожесть. Для продолжения отношений, необходимо открывать свои новые или отличные черты.

б) Чтобы возникла аттракция – нужно перед объектом своих воздыханий мелькать.

в) Физиологические основы аттракции – формирование аттракции связано с запахах неосязаемых умом, феромонах.

 

 

25.11.2011

Влияние привлекательной внешности.

 

 

Самоосуществляющееся пророчество – если мы ведем себя с человеком, как с красивым, то через определенное время он преображается и становится красивым. То есть, конкретное отношение к человеку внушает ему его самооценку и приводит к переменам в его самооценке и поведении.

 

Для установления и зарождения отношений очень важно сходство: внешности, характера, интересов, открытие новых интересов и комплиментарность и так далее.

 

Привлекательная внешность большее значение имеет по отношению мужчин к женщинам, чем наоборот. По эксперименту, проведенному среди студентов, красивым женщинам и мужчинам зачастую ошибочно приписывали особенность быть плохими родителями.

В целом, оказывается, что преподаватели ставят более высокие оценки ученикам с более привлекательной внешностью. И такие дети, видя подобное отношение, чувствуют себя более уверенно и успеваемость у таких детей повышается.

Красивых людей реже просят о помощи, но чаще им оказывают помощь.

С другой стороны, к людям с более привлекательной внешностью выдвигаются более высокие требования, когда потребность в красоте удовлетворена. Люди с привлекательной внешностью чаще чувствуют негативное отношение со стороны людей своего пола.

 

 

Механизм перцептивной защиты.

 

Механизм перцептивной защиты действует таким образом, что мы перестаем слышать и чувствовать такие вещи, которые разрушают нашу веру в справедливость в мире. Мы не замечаем того, что происходит вокруг нас. Этот механизм спасает нас во многих ситуациях, помогая нам отгораживаться.

Мы создаем себе мир, в котором бывают негативные вещи, но не так сильно нами воспринимаются, либо эти вещи с нами не происходят, а существуют как бы, параллельно.

 

Общение, как коммуникация

 

Основные специфические характеристики общения, как средства коммуникаций:

1. Участники человеческой коммун. – активные субъекты. Обмен информацией.

2. Влияние участников коммуникации друг на друга.

3. Челов. коммун. предполагает наличие единой системы значения (разговор на понимаемом языке).

4. Только в человеческой коммуникации возникают барьеры, практически непреодолимые, социокультурного или психологического плана (стеснительность, застенчивость, иное воспитание)

 

Два вида общения, как коммуникации:

1. Вербальная коммуникация

2. Невербальная коммуникация.

 

1. Вербальная коммуникация – общение с помощью языка (коммуникатор – вещающий, и реципиент – слушающий). На долю слушания попадает 53%, говорения 16%, письмо 14%, чтение 17%.

2. Невербальная коммуникация – общение с помощью других систем знаков.

 

Четыре вида знаков и 4 вида форм невербальной коммуникации:

1) Оптико-кинетическая система – жесты и мимические движения.

2) Пара - лингвистическая и Экстра – лингвистическая система знаков. (Повышение-понижение голоса).

3) Пространственно – временная система знаков. (Опоздание есть способом сообщения информации о своей значимости), (Размещение собеседника в аудитории).

4) Визуальная система знаков (Выражение глаз). Алан Пиз – Боди Ленгвидж. – Язык Тела.

 

Если нужно передать факты – хватит вербальной коммуникации, а если необходимо передать отношение и чувства – нам помогает невербальная.

 

1) Феномен Интуиции. Это наша способность различать и считывать невербальные знаки коммуникации. У большинства женщин интуиция развита по той причине, что мать учится понимать невербальную коммуникацию младенцев. Большинство исследователей считают, что есть некий набор невербальных знаков, наследуемых генетически, даже у животных. Слепые и глухие люди от рождения умеют улыбаться, по своему.

Существуют невербальные знаки коммуникации, определенные и ограниченые культурой.

Невербальная информация дает нам представление о несоответствии слов человека и его жестов – ложь.

 

3) Пространственная система знаков: классификация дистанций для общения:

1) Интимная дистанция – 15 - 45 см. Так общаются хорошо знакомые люди, родственники, родители с детьми.

2) Личная дистанция – 46 - 119 см. Характеризует общение во время официального мероприятия, общение между двумя не очень знакомыми людьми

3) Социальная дистанция – 120 – 360 см. Дистанция, на которой мы пытаемся держаться от незнакомых людей.

4) Общественная дистанция – более 360 см. Дистанция между аудиторией и ректором.

Люди, вынужденные находиться в условиях скученности –пытаемся не замечать людей, стоящих слишком близко.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.51.151 (0.022 с.)