Донаучный период психологии и педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Донаучный период психологии и педагогики



Донаучный период психологии и педагогики

Психология зародилась, как и многие другие современные науки, в недрах философии. И лишь чуть более ста лет назад была признана самостоятельной наукой. Причина вполне понятная: и психология, и философия имеют одни объект изучения – человека. С их помощью человечество познает самое себя. Педагогика начинала свое развитие как утилитарная, прикладная деятельность человека по передаче следующим поколениям общечеловеческого знания, накопленной предыдущими поколениями информации о мире и самих себе, а также правил поведения в обществе, его норм и традиций.

Психология – это наука, изучающая процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики. Предметом психологии является создание субъективного образа объективного мира.

Современная педагогика представляет собой науку о воспитании и обучении человека. Понятие воспитания берется здесь в самом широком смысле, включая в себя и образование, и обучение и даже такую междисциплинарную категорию, как «развитие».

4. Виды психологии и педагогики: научная и житейская.

 

5. Школы современной психологии и их связь с педагогикой: психология сознания, гештальдпсихология, когнитивная психология.

Школы психологии. Чаще всего выделяют пять наиболее значимых направлений (школ) современной психологии. Их возникновение и развитие касалось также изменения в предмете педагогики, хотя в педагогике смена предмета науки не была такой бурной, а сам предмет не отличался разнообразием.

v Психология сознания. У.Джемс об учителе.

Родоначальником первой крупнейшей психологической школы на рубеже 20 века явился американский психолог Уильям Джемс (Джеймс). Джемс определял психологию «как описание и объяснение состояний сознания как таковых». Определяя границы психологии, Джемс утверждал, что психология представляет собой такую научную дисциплину, которая должна основательно и документально изучать все возможные состояния психики, их происхождение и связь с физическими и физиологическими показателями, чтобы приносить пользу образованию, медицине и любой другой человеческой деятельности, которая нуждается в контроле разума. Однако, основное внимание им было направлено на сознание, поэтому возглавляемая им школа определяется как «психология сознания».

Каково же содержание сознания?

Джемс предложил рассматривать сознание как нечто похожее на поток или речку. Мысль непрерывна. Наблюдая за собственными мыслями с помощью метронома (как это делал и В.Вундт в своих исследованиях элементов сознания), Джемс отмечал, что мысли меняются (они дискретны, прерывисты): каждое биение мысли, угасая, передает свое поле и силу другой мысли. Далее он уточнил свою метафору – сознание - скорее много ручейков, потоков, текущих одновременно. Современные исследования сознания показывают, что в содержании, а также в структуре и форме самой мысли все постоянно изменяется.

Джемс отмечал, что прерывность сознания есть, но она не сопровождается личной непрерывностью. Он приводил пример, когда мы просыпаемся утром, то никогда не задаемся вопросом «Кто это проснулся?». Мы не чувствуем необходимости обратиться к зеркалу, чтобы удостовериться, мы ли это. Нам не нужно подтверждения, что мы проснулись с тем же сознанием, с которым легли спать.

У.Джемс имел свое видение процесса обучения, опиравшееся на его общепсихологические постулаты. Он высказывал предположение, что дети от рождения наделены интересом и способностью к учению. Однако, успех обучения во многом, по Джемсу, зависит от учителя. Ученик учится успешно, в первую очередь, потому, что учитель дает правдивую информацию по своему предмету, что он в состоянии понять особенности психики обучающихся и по возможности относится к ним сочувственно, а также постоянно поощряет в учащихся влечение к одному предмету, или к одной идее (поддерживает развитие внимательности и заинтересованности).

Будучи создателем философского направления, названного прагматизмом, Джемс требовал, чтобы содержание излагаемого предмета имело отношение к жизни и интересам учащихся. Достоинством преподавателя считал умения, с помощью которых он, зная что-то сам, может показать учащимся связь между изучаемым предметом и потребностями обучаемого (какой далекой не была бы эта связь). Джемс отвергал наказания в любом их проявлении; считал, что лучше занять обучающегося интересной работой.

v Когнитивная психология и обучение.

Предметом когнитивной психологии являются познавательные процессы. Представители этого направления убеждены, что когнитивные процессы действуют не случайным образом, а организованным и систематизированным путем. Поэтому часто человеческая мысль рассматривается подобной компьютеру, а человек представляется как информационный процессор, который поглощает информацию из внешнего мира, кодирует и интерпретирует ее, хранит и восстанавливает.

Это направление в психологии в настоящее время ближе всего к традиционному пониманию термина «наука». Отмечается, что, естественно, процессы, которые когнитивные психологи изучают, не являются непосредственно наблюдаемыми. Нельзя «влезть» в голову человека и наблюдать за тем, как протекают, например, процессы памяти. Однако, когнитивные психологи подчеркивают, что проникновение в познавательные процессы возможно благодаря выведению умозаключений из поведения индивида, при условии, что такие выводы подкрепляются объективными, эмпирическими данными. Поэтому ими часто используется экспериментальный метод, в котором придается особое значение объективности, контролю и воспроизводимости. Кроме того, когнитивные психологии пытаются изучить прямо не наблюдаемые психические процессы с помощью гипотетических (вероятностных) моделей, часто с использованием компьютера. Модель может затем быть проверена экспериментально или другими способами и, в свете полученных в исследовании данных, может быть уточнена или заменена новой моделью. Моделирование оказалось ценным и плодотворным способом получения новой информации в когнитивной психологии

 

6. Школы современной психологии и их связь с педагогикой: психоанализ, гуманистическая психология.

Зарубежные и отечественные подходы к личности

Личность представляет собой абстрактное понятие, которое объединяет многие аспекты, характеризующие человека: восприятие, мысли, эмоции, мотивацию и действия. При этом личность не сводится ни к одному из названных аспектов функционирования. На сегодняшний день, не существует признанного всеми понимания и определения личности. Даже в рамках самой психологии мы не найдем единственного, общепринятого значения этого термина – их может быть столько, сколько психологов, решающих данную задачу. Чтобы составить представление о многообразии трактовок понятия личность в психологии, обратимся ко взглядам некоторых признанных теоретиков в этой области.

Следует отметить, что те или иные определения личности не обязательно истинны или ложны, но лишь более или менее полезны психологам при исследовании и объяснении закономерностей человеческого поведения, а для изучающих психологию эти знания важны как ориентир в самопознании и самосовершенствовании, а также в самореализации и достижении большего удовлетворения от жизни.

Рассмотрение существующих в настоящее время подходов к личности начнем с анализа трех основных зарубежных традиций: психодинамической или психоаналитической, когнитивно-поведенческой и экзистенциально-гуманистической (феноменологической).

Психодинамический подход

Основателем психодинамической (психоаналитической) традиции является З.Фрейд.

З.Фрейд уподобил личность айсбергу, верхушку которого представляет сознание, основную же массу, расположенную под водой и не видимую, - бессознательное. По З.Фрейду, именно бессознательные психические процессы детерминируют мысли, чувства и поведение человека. При этом, истинные причины нашего поведения редко бывают доступными осознанию.

Фрейд первым охарактеризовал психику, как поле боя между непримиримыми силами: инстинктом, разумом и моралью. Термин «психодинамический» указывает именно на эту непрекращающуюся борьбу между разными аспектами личности. При всем разнообразии представляющих психоанализ школ и концепций (психоанализ З.Фрейда, индивидуальная психология А.Адлера, аналитическая психология К.-Г.Юнга, воззрения К.Хорни, Э.Фромма, Г.Салливена, а также транзактный анализ Э.Берна и др.), представителей этого направления объединяет ряд принципиальных позиций: признание роли бессознательного, необходимость понимания бессознательного психического содержания и его скрытого значения, важность раннего детского опыта для формирования личности, возможность изменений через глубинный инсайт и др.

Концепция черт личности

Один из наиболее популярных подходов в рассмотрении структуры личности – концепция черт личности. Согласно данной концепции, личность описывается как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. Черта здесь рассматривается как устойчивое качество или склонность человека вести себя определенным образом в различных ситуациях. Различия в поведении людей объясняются различиями в выраженности личностных черт.

Согласно Г.Оллпорту, человек может иметь от двух до десяти главных черт (трудолюбие или склонность к праздности, честность, деловые качества, любовь к музыке и т.д.), которые характеризуют его образ жизни; у него также имеются многочисленные второстепенные черты, которые скорее соответствуют его установкам в различных конкретных ситуациях.

По мнению Р.Кеттела, автора известного личностного опросника – 16 PF - ядро личностной структуры образуется шестнадцатью факторами (обобщенная черта личности), полученными в результате статистической обработки (факторного анализа). Личностный профиль строится с учетом балльных показателей по всем 16-ти факторам.

Понятие характера

В повседневной жизни, стремясь подчеркнуть своеобразие человека, мы говорим не только о его темпераменте, но и об уникальном складе характера. Понятие «характер» используется весьма широко, для обозначения специфического не только в человеке, но и в каком-либо явлении или процессе. В психологии оно конкретизируется: под «характером» подразумевается определенная психическая подструктура или психическое свойство личности.

Характер (от греч. character – черта, признак, примета, особенность) – это стрежневое психическое свойство человека, накладывающее отпечаток на все его действия и поступки, свойство, от которого, прежде всего, зависит деятельность человека в различных жизненных ситуациях, его привычные способы реагирования, специфические особенности отношений с окружающим миром.

Под характером следует понимать не любые индивидуально-психологические особенности человека, а только совокупность наиболее выраженных и относительно устойчивых черт личности, типичных для данного человека. По мнению Б.Г.Ананьева, характер «выражает основную жизненную направленность и проявляется в своеобразном для данной личности образе действий».

Характер представляет собой единство особенного и типичного. С одной стороны, в каждом конкретном случае налицо неповторимость индивидуального опыта человека, его жизненного пути, психологической судьбы, и все это запечатлено в человеческом характере. С другой стороны, имеют место типичные обстоятельства жизни, общие для многих, в которых проявляется конкретный человеческий характер, что позволяет говорить об общественных предпосылках его формирования.

В становлении характера человека ведущую роль играют формы его социальных (межличностных) взаимоотношений. Характер является результатом взаимодействия наследственных задатков и качеств, вырабатываемых в процессе развития личности, ее социализации, обучения и воспитания.

Характер может маскироваться посредством освоенных человеком способов социально ожидаемого или ролевого поведения. Однако в экстремальных или эмоционально напряженных ситуациях его наиболее существенные черты проявляются даже вопреки обстоятельствам.

Под чертой характера понимают ту или иную особенность личности человека, которая систематически проявляется в различных видах его деятельности и по которой можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. Б.М.Теплов предложил черты характера делить на несколько групп в соответствии с системой отношений человека к действительности:

· по отношению к другим людям – общительность (коммуникабельность) или замкнутость, тактичность или грубость, искренность или лживость и пр.;

· по отношению к деятельности (труду) - ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность и пр.;

· по отношению к объектам и к собственности – аккуратность или небрежность, бережливость или расточительность, щедрость или скупость и пр.;

· по отношению к самому себе – самоуверенность или самокритичность, скромность или заносчивость, чувство собственного достоинства, обидчивость, эгоцентризм и т.д.

Чем ярче и сильнее у человека характер, тем более определенно его поведение и более отчетливо в различных поступках выступает его индивидуальность. Людей, зависящих от внешних обстоятельств, не умеющих противостоять чужому влиянию, часто называют бесхарактерными.

Хотя в психологии темперамент и характер различаются, четкая граница между ними не установлена. Наблюдаются тенденции как отождествления, так и противопоставления этих подструктур личности. С.Л.Рубинштейн полагал, что темперамент является ядром характера, его неизменяемой частью. В самом общем и приблизительном смысле темперамент продолжает пониматься либо как «природная предпосылка», либо как «динамическая основа» характера (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев).

В любом случае не следует смешивать эти два понятия. Честным, добрым, вежливым, смелым или, наоборот, лживым, грубым, злым, трусливым можно быть при любом темпераменте. Правда, проявляться эти черты у людей с разными темпераментами будут по-разному.

Кроме того, на базе определенных темпераментов одни черты вырабатываются легче, а другие труднее (например, флегматику проще сформировать такую черту характера как лень, а холерику проще стать агрессивным человеком). В каждом темпераменте можно найти предпосылки для формирования как сильных, так и слабых сторон характера. Зная свой темперамент, необходимо опираться на его положительные особенности и преодолевать отрицательные. Темперамент человека – важное условие, с которым следует считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению и всестороннему развитию его способностей.

Следует отметить, что характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Мы не можем рассматривать характер человека как фатально предопределенный. Хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизни человека, сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков личности. Поэтому характер человека продолжает формироваться или видоизменяться и в зрелом возрасте. Личность сама является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек, которые вырабатывает у себя человек, от дел и поступков, которые он совершает, от его сознательной деятельности. Этот процесс в современной психологической литературе рассматривается как процесс самовоспитания.

Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это позволит ему определить цель работы над собой, т.е. те черты характера, от которых он хотел бы избавиться или, наоборот, которые хотел бы выработать у себя.

24. Структура личности.

 

А) Структура личности.

1. Отношения и их уровень развития: а) высокий (идейный – убеждения, сознание долга, общественно-коллекти-
вистские мотивы); б) средний (преобладание конкретно-личных отношений – личные симпатии и антипатии, непосредственный утилитарный интерес или расчет); в) низкий (примитивно-витальный – влечения).

2. Интеллект и способности и степень их развития:
а) уровень развития – высокий, средний, низкий; б) дифферен-
цированность отдельных компонентов: запаса знаний (высокий, средний, бедный), развития умений, характеристики работоспособности и воли (мера стремления к реализации потребности), а также особенностей других психических процессов (памяти, внимания, мышления).

3. Темперамент (динамика психических реакций и особенности эмоциональности человека): а) типы по Гиппократу-Павлову: холерический (безудержный), сангвинический (сильный, подвижный), флегматический (сильный, инертный), меланхолический (слабый); б) человеческие типы по Добролюбову-Павлову: художественный, мыслительный, средний.

4. Характер (личность в ее своеобразии, привычные способы поведения): а) тип характера – сильный, слабый, недифференцированный; б) структура характера – цельный (гармонический), противоречивый (дисгармонический); в) направленность основных тенденций – экспансивный, импрессивный, уравновешенно-рассудочный, неуравновешенно-безрассудочный.

 

25. Акцентуации характера.

 

26. Мотивация и мотивы личности.

 

Мы подошли к рассмотрению основных понятий, описывающих мотивационную сферу личности, - «мотивация» и «мотив».В связи с этим необходимо отметить, что в поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регулятивная. Побуждение обеспечивает активность и направленность поведения, а регуляция обеспечивает гибкость и устойчивость поведения в различных условиях. Психические процессы, свойства и состояния, рассмотренные нами ранее, обеспечивают в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с мотивацией и мотивами.

Термин «мотивация» используется в современной психологии в двух смыслах: 1) мотивация – это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека. Сюда включаются такие образования, как потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и др.; 2) мотивация - это характеристика процесса, обеспечивающего и поддерживающего поведенческую активность на определенном уровне. Другими словами – мотивирование. Таким образом, мотивацияэто совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Это поиск ответов на вопросы «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл…?».

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае речь идет о психологических свойствах субъекта поведения (о его мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п.), а во втором – о внешних условиях и обстоятельствах его деятельности (о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации). Все психологические факторы, которые как бы изнутри определяют поведение человека, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях, как аналогах внутренних и внешних причин поведения.

Внутренняя и внешняя мотивации взаимосвязаны. Потребности и желания человека могут стать актуальными под влиянием определенной ситуации, а активизация потребностей приводит, в свою очередь, к изменению восприятия человеком данной ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому, сиюминутное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Таким образом, мотивация человека может быть представлена как циклический процесс, в котором человек и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого взаимного влияния является реально наблюдаемое поведение.

В отличие от мотивации, мотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – это то, что принадлежит самому человеку, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.

Мотивы могут классифицироваться по различным основаниям. Наиболее простая классификация по отношению мотивов к деятельности. Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними мотивами по отношению к этой деятельности (например, стремление получить хорошую оценку своей работы). Если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними мотивами (например, интерес к решению задачи).

Есть и другие основания для классификации мотивов. Например, по уровню осознания мотивы делятся на осознаваемые и неосознаваемые. То есть, человек может сознательно двигаться к цели, но может и не знать, что побуждает его поступать и действовать определенным образом. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознаваемым мотивам.

В процессе образования мотива можно выделить несколько шагов:

· с возникновением потребности, нужды в чем-то, сопровождаемой эмоциональным беспокойством, неудовольствием начинается мотив;

· осознание мотива ступенчато: вначале осознается, в чем причина эмоционального неудовольствия, затем осознается объект, который отвечает данной потребности и может ее удовлетворить (формируется желание), позже осознается, каким образом, с помощью каких действий возможно достичь желаемого;

· реализуется энергетический компонент мотива в реальных поступках.

Мы видим, таким образом, что сами мотивы формируются из потребностей человека. Процесс «узнавания» потребностью собственного предмета называется опредмечиванием. Опредмечивание - это акт, в котором рождается мотив.

Потребность же представляет собой первичный уровень активности живых существ, организующий и направляющий познавательные процессы и поведение. Для того, чтобы жить и действовать в окружающем мире, человек нуждается в пище, воде, воздухе, движениях, в предметах материальной и духовной культуры, в общении. Потребностью, таким образом, называют осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности.

В психологии различают нужду и потребность. Нужда – это объективная необходимость, которую сам человек может не переживать и не осознавать. Для того чтобы понять это различие, достаточно проанализировать простые факты повседневной жизни. Организм человека постоянно нуждается в кислороде, который поступает в кровь благодаря дыханию. Но потребностью нужда становится только тогда, когда возникает какой-либо дефицит: заболевают органы дыхания, снижается содержание кислорода в атмосфере. В этом случае человек страдает от нехватки кислорода, предпринимает какие-то действия, чтобы ее устранить, радуется, когда может вздохнуть полной грудью. Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо преобразовывается в психологическое состояние – потребность.

Одной из основных характеристик потребности является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, т.е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.

Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие – цель. Целью называют осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуальную потребность. Цель воспринимается человеком как образ желаемого будущего, ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Принято различать цель деятельности и жизненную цель. Это связано с тем, что человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в качестве обобщающего фактора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями.
С жизненными целями связан уровень достижений личности, «концепция собственного будущего». Осознание человеком не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности.

Состояние расстройства, подавленности, свойственное человеку, осознающему невозможность достижения цели, называют фрустрацией. Это состояние возникает в тех случаях, когда человек сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами на пути к достижению цели или, когда они воспринимаются как таковые.

Потребности, мотивы и цели – основные составляющие мотивационной сферы человека (рис.1.).

Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развитости, можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность.

Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Более гибкой является мотивационная сфера человека, который, в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива, может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, у одного человека потребность в знаниях может быть удовлетворена только с помощью телевидения и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера будет более гибкой.

Следующая характеристика мотивационной сферы – это иерархизированность мотивов. Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие – слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

27. Направленность личности и ее составляющие.

 

Чаще всего, в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность – это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, убеждение.

Понятие эмоций

Каждый человек знает, что такое эмоции. И все же, если спросить, что вы чувствуете, когда сидите возле костра у ночной реки, или по отношению к близкому человеку, это, скорее всего, вызовет определенные затруднения. «Мы живем в мире эмоций» – это утверждение столь же верно, как и то, что «Мы не знаем своего эмоционального мира». Как правило, нам очень нелегко описать свои переживания. Мы нередко испытываем смятение под влиянием множества противоречивых чувств. И мы скорее стремимся контролировать свои эмоции, нежели пытаемся разобраться в них.

В этой главе вы найдете сведения о том, что же такое «эмоции», какую роль они играют в нашей жизни, как ученые объясняют функционирование эмоций, что представляют собой наши основные эмоции, и, наконец, в чем заключается своеобразие нашего эмоционального мира и как можно его гармонизировать.

Эмоция (от лат. еmovere – возбуждать, волновать) обычно понимается как переживание, душевное волнение. Эмоции – не только действующее лицо больших драм, они являются повседневным спутником человека.

С позиций научной психологии эмоция - это процесс отражения человеком в форме непосредственного пристрастного переживания отношений к предметам и явлениям действительности.

С.Л.Рубинштейн, рассматривая эмоцию как феномен, выделяет три основных ее признака:

1. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту (в отличие от восприятия, в котором отражается содержание самого объекта);

2. Эмоции, обычно, отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие - неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль и т.п. Причем, эти два полюса не являются взаимоисключающими. В сложных человеческих чувствах они часто образуют противоречивое единство;

3. В эмоциональных состояниях так же, как отметил В.Вундт, обнаруживаются противоположности напряжения и разрядки, возбуждения и подавленности. Наличие напряжения, возбуждения и противоположных им состояний вносит существенную дифференциацию в эмоции: наряду с радостью-восторгом, радостью-ликованием существует «тихая» радость – растроганность и т.п.

Эмоция – это реакция организма и личности, это психофизиологический феномен, поэтому о возникновении эмоции можно судить не только по сообщению человека о том, что он переживает, но и по характеру изменения вегетативных показателей (частоте сердечных сокращений, артериальному давлению, частоте дыхания и пр.) и психомоторике (мимике, пантомимике, двигательных реакциях, голосу). Целостное определение эмоции должно принимать во внимание три аспекта или компонента: а) переживаемое или осознаваемое ощущение эмоции; б) процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; в) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций, в частности те, которые отражаются на лице.

Особенно хорошо изучены и описаны 6 основных эмоций: радость, удивление, горе, страх, гнев, отвращение.

Радость. В.Квинн определяет радость как активную положительную эмоцию, выражающуюся в хорошем настроении и ощущении удовольствия. К.Изард отмечает, что радость сопровождается переживанием удовлетворенности самим собой и окружающим миром.

Радость легко распознаваема, о ее наличии, как правило, свидетельствуют улыбка и смех. Характерным для радости является ее очень быстрое возникновение.

Горе это глубокая печаль по поводу утраты кого-либо или чего-либо ценного, необходимого.

По К.Изарду, горе сводится к страданию, печали, унынию. Н.Д.Левитов пишет, что в аффективном переживании горя можно выделить ряд компонентов: жалость к тому, с кем случилось несчастье, и жалость к самому себе, а также ощущение беспомощности, невозможности все вернуть назад, в редких случаях – отчаяние. Дж.Боулби отмечает приспособительное значение горя для человека. Оно позволяет ему «превозмочь себя» и приспособиться к потере, показать другим, какой он любящий и заботливый, а также вызвать со стороны окружающих сострадание и помощь.

Страх – это эмоциональное состояние человека, отражающее защитную реакцию при переживании реальной или мнимой опасности для его здоровья или благополучия. Таким образом, при наличии реальной угрозы возникновение страха не только биологически целесообразно, но и полезно.

Однако нередко страх возникает как реакция на мнимую угрозу и становится препятствием для достижения поставленных целей. При этом, игнорирование страха, равно как и его высмеивание, дает отрицательный результат. Разумнее признать наличие страха и пытаться преодолевать его, осознавая, что нет никаких реальных причин для его возникновения. Состояние страха довольно типично для человека, особенно в экстремальных видах деятельности и в незнакомой обстановке.

Гнев может быть вызван личным оскорблением, обманом или непреодолимым препятствием, стоящим на пути к цели. Понятие «гнев» синонимично понятиям «негодование», «возмущение», «злость». Гнев сопровождается приливом сил, энергии. Это повышает уверенность в себе, уменьшает страх при наличии опасности. Эволюционное значение гнева состоит в мобилизации энергии для активной самозащиты. С развитием цивилизации данная функция гнева становится не столь важной. Кроме того, проявление гнева способствует эмоциональной разрядке. Однако, как говорил Л.Толстой, «то, что начато в гневе, кончается в стыде».

Отвращение, как и презрение, является специфическим проявлением враждебности. Е.П.Ильин считает, что презрение – это социальное отвращение к человеку, совершившему недостойный поступок. Некоторые ученые утверждают, что отвращение развилось из голода и связанного с ним поведения. Возможно, в процессе эволюции отвращение способствовало поддержанию санитарного состояния среды и предотвращало употребление испорченной пищи и несвежей воды. Не исключено, что отвращение играет роль в осуществлении гигиены тела. Отвращение, как и презрение, может быть направлено на идею или личность, включая свою собственную. В последнем случае, отвращение понижает самооценку и вызывает самоосуждение. Отличительной особенностью данной эмоции является то, что, возникнув ситуативно, она не исчезает бесследно, а переходит в стойкое отрицательное отношение.

Удивление возникает при встрече человека с новым объектом. По мнению, К.Изарда, внешней причиной удивления нередко является внезапное и неожиданное событие – удар грома, взрыв фейерверка или неожиданное появление друга. Оно быстро наступает и быстро проходит. Удивление – это переживание захваченности, зачарованности, любопытства. У человека, испытывающего удивление, возникает желание исследовать, вмешаться, расширить свой опыт путем включения новой информации.

Если бы человек жил в стабильном, неизменном мире, возможно, в удивлении не было бы нужды. Однако, мы живем в постоянно меняющемся мире и обладаем способностью испытывать удивление, не позволяющее переменам остаться незамеченными. С помощью удивления эмоционально окрашивается и выделяется новое, имеющее ценность для человека. Удивление «запускает» мышление. По мнению Платона, с удивления начинается всякое познание.

35. Виды эмоционального реагирования.

 

Учитывая параметр длительности, можно говорить об эмоциональных переживаниях мимолетных, неустойчивых (например, появление на секунду-две досады у баскетболиста, не попавшего мячом в корзину), длительных, продолжающихся несколько минут, часов и даже дней (например, у детей первого класса негативные переживания после эвакуации из школы, спровоцированной заложенной в ней «бомбой», наблюдались в течение трех дней) и хронических, что имеет место в патологии.

При дифференцировании эмоциональных состояний по параметру интенсивности и глубины, чаще всего, используется линейный подход: на одном конце ряда находятся эмоции низкой интенсивности (настроение), на другом – эмоции высокой ин



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.061 с.)