Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Управление персоналом в условиях различных национальных культур.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Многочисленными социологическими исследованиями был установлен факт, что руководящие принципы культуры предприятий находятся в прямой зависимости от культуры окружающей среды. Системный подход к национальной культуре позволяет упорядочить взаимосвязь между составляющими переменными. Семья вырабатывает образцы поведения, необходимые в дальнейшем для выполнения различных ролей в организации (например, по статусу, полу, возрасту). Образование обеспечивает будущего сотрудника информацией, знаниями, навыками, ценностными ори-ентациями. В одних культурах учат тому, что надо делать, в других — чего не надо делать. Экономика — способ, с помощью которого общество производит и распределяет товары и услуги. При этом возможны индивидуальный, групповой или коллективный подходы. Политика — преимущественно используется для поддержания порядка. Здесь возможны подходы от племенного и родового до демократического. Религия — определяет мораль и доминирующие ценности в обществе. В дальнейшем на эти ценности ориентируется организация. Социализация — определяет принципы группирования людей в данном обществе. Отдых — пути социализации людей и использование своего свободного времени. Одни культуры ориентируют все свое внимание на спорте, другие — на танцах, третьи — на зрелищах. В зависимости от приоритетов каждая из составляющих оказывает влияние на формирование национальной культуры, которая, в свою очередь, влияет на культуру организации. В 70—80 гг. были проведены масштабные исследования, подтвердившие решающую роль национально-государственного и этнического факторов в становлении организационной культуры. Интересные результаты были получены голландским ученым, профессором антропологии (организаций) в университетах Лимбурга и Маастрихта Г. Хофштеде. В 70 странах мира более 60 ООО респондентам были заданы вопросы об удовлетворенности их своим трудом, коллегами, руководством, о восприятии проблем, о жизненных целях, верованиях и профессиональных предпочтениях. Используя полученные данные Геерт Хофштеде, разработал модель аспектов культуры той или иной организации на основе четырех характеристик: 1) индивидуализм /коллегиальность. Индивидуализм предполагает, что человек действует исходя из своих интересов, а также интересов самых близких ему людей, т.е. его родственников. Коллективизм, напротив, исходит из того, что каждый человек по рождению или по работе принадлежит к более или менее сплоченной группе и не может считать себя свободным от нее. Группа заботится об удовлетворении запросов индивидуума, требуя от него, в свою очередь, полного и без условного подчинения. Ситуацию, когда интересы группы жестко определяет поведение ее членов, можно рассматривать как проявление сектантства; 2) зона власти. Сфера распространения власти как элемента культуры определяется пространством, в пределах которого даже наименее наделенный властью индивидуум в группе осознает неравноправие в распределении власти и считает это нормальным положением вещей. Неравноправие существует во всех культурах, но отношение к нему в различных странах неодинаково. Возьмем для примера какую-либо страну, где критерием, определяющим пределы власти, являются различия в уровне доходов. Внутри компаний данный критерий включает не только выплаты и право собственности на проценты, но и атрибутику должности (например, модель машины, выделяемой компанией; личный шофер и возможность или невозможность общения с боссом); 3) устранение неопределенности. Эта характеристика указывает на стремление избежать ситуаций, в которых люди чувствуют себя неуверенно. Примером может служить практика навязывания жестких поведенческих стандартов и призывы верить в абсолютную истину. Однако стоит задуматься и спросить себя, в какой мере индивидуумы в рамках той или иной структуры обеспокоены ситуациями, на первый взгляд кажущимися неопределенными, неясными или непредсказуемыми. Культура, неспособная к восприятию неопределенности, отличается активностью, агрессивностью, эмоциональной нетерпимостью, в то время как культуры, воспринимающие неопределенность, характеризуются большей рефлексией, меньшей агрессивностью, бесстрастностью и относительной толерантностью; 4) мужественность /женственность. Эта характеристика устанавливает степень восприимчивости культуры к особенностям, присущим женской модели поведения. В сущности, все культуры несут в себе преобладающее мужское начало и в «мужественных» культурах предполагается, что мужчина самоуверен, тщеславен, стремится к борьбе и сориентирован на достижение материального успеха. Мужчины питают уважение к величию, силе и напористости. В «мужественных» культурах женщине отводится лишь деятельность, связанная с улучшением качества жизни, а также с воспитанием детей и заботой о престарелых и немощных. Женственность — по Хофштеде — предполагает способность к восприятию малого, слабого и медлительного. Короче говоря, в «мужественных» культурах акцент делается на материальный успех и решительность.В женских же приоритет отдается качеству жизни и заботе о слабом. Вывод, сделанный ученым на основании анализа результатов: индивид получает из своей национальной культуры в форме фундаментальных ценностей серию установок, которые действуют во всех сферах его жизнедеятельности, в том числе и в производственных организациях. Таким образом, на культуру организации оказывает существенное воздействие менталитет нации. Менталитет (от франц. mentalite) — склад ума, мироощущение, мировосприятие, формируемые историческим путем. Он преобразовывает общечеловеческие ценности в индивидуальные и групповые с учетом особенностей данной страны. В практике управления персоналом важно выделить, во-первых, что наиболее существенное из особенностей национальной культуры проявляется в культуре организации; во-вторых, возможно ли соединить элементы различных национальных культур в рамках одной организации. Культуры не бывают плохие или хорошие, они разные. В современной социологии получили довольно широкое распространение типологии организационных культур по национально-государственному признаку. В основе лежат важнейшие ценностные ориентации и верования, характерные для тех или иных национально-государственных образований и этнических общностей, они напрямую связаны с господствующей религией. Например, в США — с протестантской этикой, в Японии — с буддистской, в России — с православной (Развитие взглядов: С. Иошимури, У. Нойман, Р. Блейк). С 1987 года ученые ФРГ и Китая проводили изучение проблем совместных предприятий. Были обследованы 23 СП на различных стадиях их деятельности: предварительные проработки, переговоры, развертывание деятельности, полномасштабные операции, прекращение деятельности. Изучалась работа бизнесменов, администраторов, юристов и психологов. Обобщение отдельных выводов, базирующихся на китайско-германских СП, может представлять интерес и для других стран. Например, фактор времени. Западные менеджеры живут в мире линейно-упорядоченных временных отрезков и действуют при принципу «время — деньги». Их заграничные командировки обычно рассчитаны на 1 — 3 года, за это время они должны добиться определенных успехов как для компании в целом, так и для себя. Поэтому разрабатываются строгие временные графики для подразделений и отдельных исполнителей и любые отклонения от планов воспринимаются как причины серьезных потерь. Но не во всех культурах, как показывают меж национальные исследования, время рассматривается в качестве ограниченного невосполнимого ресурса. В других философиях это постоянно доступное благо. Различия в восприятии времени между местными и иностранными менеджерами вызывают раздражение и приводят к конфликтам. Если западные компании считают капиталовложения успешными при сроках окупаемости 3—5 лет, то при создании СП «Восток — Запад» многие консультанты сходятся во мнении, что следует ориентироваться на фактически более продолжительные сроки окупаемости. Или фактор качества продукта или услуги. Это характеристика, которая для западного восприятия может быть описана с помощью норм, стандартов или образцов, т.е. в основу понятия «качество» включают технические аспекты. В других обществах допускаемые границы качества гораздо шире, т.е. выполняют свою задачу на социально приемлемом уровне. Подобные расхождения во взглядах на качество также вызывают противоречия и конфликты между иностранными и местными сотрудниками. Западные консультанты часто отмечают отсутствие готовности к принятию самостоятельных решений восточноевропейскими менеджерами, которые традиционно ориентированы на национальные экономические планы, в то время как западный менеджер так же традиционно воспринимает СП как элемент, конкурирующий с другими компаниями на национальных или международных сегментах рынка.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.217.176 (0.007 с.) |