Госбюджет, его формирование и использование. Кейнсианская и неоклассическая концепции бюджетной политики.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Госбюджет, его формирование и использование. Кейнсианская и неоклассическая концепции бюджетной политики.



Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

Федеральный бюджет; бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты); бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты); бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профици́т. Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит. Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секве́стр.

Доходы государственного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.

Доходы формируются за счет:

налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти; неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности; доходов целевых бюджетных фондов.

Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.

Все расходы можно подразделить на следующие группы:

военные; экономические; на социальные нужды; на внешнеполитическую деятельность; на содержание аппарата управления.

Неоклассическая и Кейнсианская модели денежно-кредитной политики.

Неоклассический вариант. Итак, считаем, что центральный банк увеличивает денежную массу, и смотрим, как это повлияет на национальный доход. Поскольку статистика говорит, что реальный национальный доход возрастает при росте денежной массы, то неоклассики были вынуждены модифицировать свою модель, введя в нее функцию совокупного предложения : yS = yS(p)

Кейнсианский вариант. Кейнсианская версия отклика экономики на монетарный импульс следует из модели IS – LM. Прирост денежной массы напрямую вызовет снижение процентной ставки, за которым уже последует рост инвестиций и национального дохода.

С точки зрения кейнсианской теории, изменение денежной массы будет давать больший эффект при охлаждении перегретой экономики, а не при стимулировании экономики в фазе депрессии.

Налоги: сущность, функции и виды. Принципы налогообложения.

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.

Виды налогов:

1) Прямые- те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства.

2)Косвенные-налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.

3)Аккордные- те налоги, которые государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

4)Подоходные - налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода, делятся на:

а)Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка зависима прямо пропорционально от уровня дохода.

б)Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога обратно пропорциональна уровню дохода. в)Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Функции налогов:

1)Фискальная функция. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства.

2)Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов.

3)Регулирующая функция налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства.

4)Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

5)Стимулирующая функция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений.

6)Дестимулирующая функция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Главные принципы налогообложения:

1)Принцип справедливости - подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства.

2)Принцип определенности- налог, который обязан уплачивать каждый должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому;

3)Принцип удобства- каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика;

4)Принцип экономии- каждый налог должен быть так разработан, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству.

Фискальная политика.

Фискальная политика- деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета.

Фискальная политика направлена на:

•обеспечение стабильного развития экономики (стабилизация уровня валового внутреннего продукта, совокупного спроса);•предотвращение инфляции;•обеспечение занятости населения.

Типы фиск. Политики

1)Дискреционная- изменение доходов и/или расходов государственного бюджета, проводимые по решению правительства с целью преодоления неблагоприятных последствий экономической конъюнктуры.

Инструменты:

Объем государственных закупок товаров и услуг; Размер трансферов; Изменение налоговых ставок.

2)Недискреционная, или политика автоматических стабилизаторов. Ограниченные возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным новыми хозяйственными пропорциями, делает необходимым дополнить ее иным видом фискальной политики, способной непрерывно корректировать налоговые поступления. Это осуществляется автоматически с помощью так называемых встроенных стабилизаторов.

"Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства.

Виды стабилизаторов:

прогрессивная система налогообложения; система государственных трансфертов; система участия в прибылях.

Их суть заключается в увязке ставок налогов с величиной получаемого дохода.

По источникам различают два способа финансирования дефицита государственного бюджета для стимулирующих фискальных мероприятий.

1.Эмиссионное (монетарное)- финансирование с помощью займов в Центральном банке;

2.Долговое финансирование-внутренние займы у населения.

Последствия эмиссионного финансирования стимулирующих предприятий(схема и последствия):

Плюсы: Монетарное финансирование не сокращает экономическую активность частного сектора;

Минусы: Увеличение денежной массы(может стать потенциальным источником инфляции).

В условиях равновесия совокупный доход равен сумме планируемых расходов(величине совокупного спроса).

Таким образом, возникает дефицит государственного бюджета. Следовательно, для финансирования дефицита государственного бюджета правительство, как и частные предприниматели, занимает средства из сбережений домашних хозяйств.



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.029 с.)