Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика диагностики межличностных отношений лири↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Методика создана Т. Лири (Т. Лиар), Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При исследовании межличностных отношений, социальных аттитюдов наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность. Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей. Схема Тимоти Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения. Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа. Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа. Предположим, необходимо выявить представления человека о себе. Ему дается инструкция: "Вам будут представлены суждения, касающиеся характера человека, его взаимоотношений с окружающими людьми. Внимательно прочтите каждое суждение и оцените, соответствует ли оно Вашему представлению о себе. Поставьте на бланке ответов знак " + " против номеров тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе, и знак " - " против номеров тех утверждений, которые не соответствуют Вашему представлению о себе. Старайтесь быть искренним. Если нет полной уверенности, знак " + " не ставьте. ТЕКСТ ОПРОСНИКА I 1 Другие думают о нем благосклонно 2.Производит впечатление на окружающих 3.Умеет распоряжаться, приказывать 4.Умеет настоять на своем II 5.Обладает чувством собственного достоинства б.Независимый 7.Способен сам позаботиться о себе 8.Может проявить безразличие IIII 9.Способен быть суровым 10.Строгий. но справедливый 11.Может быть искренним 12.Критичен к другим IV 13Любит поплакаться 14.Часто печален 15.Способен проявить недоверие 16.Часто разочаровывается V 17.Способен быть критичным к себе 18.Способен признать свою неправоту 19.Охотно подчиняется 20.Уступчивый VI 21.Благородный 22.Восхишаюшийся и склонный к подражанию 23.Уважительный 24.Ищущий одобрения VII 25.Способен к сотрудничеству 26.Стремится ужиться с другими 27 Дружелюбный, доброжелательный 28.Внимательный и ласковый VIII 29.Деликатный 30.Одобряющий 31.Отзывчивый к призывам о помощи 32.Бескорыстный I ЗЗ.Способен вызвать восхищение 34.Лользуется уважением у других 35.0бладает талантом руководителя З6. Любит ответственность II 37.Уверен в себе 38.Самоуверен и напорист 39 Деловит и практичен 40.Любит соревноваться III 41.Строгий и крутой, где надо 42.Леумолимый, но беспристрастный 43.Раздражительный 44.0ткрыгый и прямолинейный IV 45. Нe терпит, чтобы им командовали 46.Скептичен 47 На него трудно произвести впечатление 48.0бидчивый, щепетильный V 49.Легко смущается 50 Неуверен в себе 51.Уступчивый 52.Скромный VI 53.Часто прибегает к помощи других 54.0чень почитает авторитеты 55.Охотно принимает советы 56 Доверчив и стремится радовать других VII 57.Всегда любезен в обхождении 58 Дорожит мнением окружающих 59.0бщительный и уживчивый 60. Добросердечный VIII 61 Добрый, вселяющий уверенность 62 Нежный и мягкосердечный 63Любит заботиться о других 64.Бескорыстный, щедрый I 65. Любит давать советы 66.Производит впечатление значимости 67Лачальственно-повелительный 68.Властный II 69.Хвастливый 70. Надменный и самодовольный 71 Думает только о себе 72.Хитрый и расчетливый III 73 Нетерпим к ошибкам других 74.Своекорыстный 75.Откровенный 76.Часто недружелюбен IV 77.Озлобленный 78. Жалобщнк 79.Ревнивый 80. Долго помнит обиды V 81.Склонный к самобичеванию 82.3астенчивый 83.Безынициативный 84.Кроткий VI 85.3ависимый, несамостоятельный 86.Любит подчиняться 87Лредоставляет другим принимать решения 88Легке попадает впросак VII 89 Легко попадает под влияние друзей 90.Готов довериться любому 91.Благорасположен ко всем без разбору 92.Всем симпатизирует VIII 93.Прощает все 94.Переполисн чрезмерным сочувствием 95.Всликодушен и терпим к недостаткам 96.Стремится покровительствовать I 97.Стремптся к успеху 98.0жидает восхищения от каждого 99.Распоряжается другими 100 Деспотичный II 101.Cнoб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам) 102.Тщеславный 103.Эгоистичный 104.Холодный, черствый III 105.Язвитсльный, насмешливый 106.Злобный, жестокий 107.Часто гневливый 108.Бесчувственный, равнодушный IV 109. Злопамятный 110. Проникнут духом противоречия 111.Упрямый 112. Недоверчивый и подозрительный V 113.Робкий 114.Стыдливый 115.Отличается чрезмерной готовностью подчиняться 116.Мягкотелый VI 117 Почти никогда и никому не возражает 118. Ненавязчивый 119 Любит, чтобы его опекали 120. Чрезмерно доверчив VII 121.Стремится снискать расположение каждого 122.Со всеми соглашается 123.Всегда дружелюбен 124.Всех любит VIII 125.Слишком снисходителен к окружающим 126.Старается утешить каждого 127.Заботится о других в ущерб себе 128. Портит людей чрезмерной добротой После оценивания своего реального "Я вновь прочтите все суждения и отметьте те из них, которые соответствуют Вашему представлению о том, каким Вам, по Вашему мнению, следовало бы быть в идеале". Подсчет баллов ведется отдельно для каждой оцениваемой личности. Показателем нарушения отношений с определенным лицом является разница между представлениями человека о нем и желаемом его образе в качестве партнера по общению. С помощью специального "ключа" подсчитывается количество баллов по каждому блоку. Максимальная оценка - 16 баллов, она разделена на четыре степени выраженности отношения (от адаптивного до дезадаптивного поведения). Характеристики, оцененные в пределах 8 баллов, свидетельствуют о гармоничном, адаптивном поведении(доминирование, уверенность в себе, требовательность, уступчивость, доверчивость, отзывчивость). Показатели от14 до 16 баллов свидетельствуют о трудностях социальной адаптации (деспотизм, эгоизм, жестокость, зависимость, конформизм). В результате баллы по каждому блоку переносятся на психограмму (расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данному блоку), из них образуют личностный профиль. По специальным формулам определяется показатели по двум основным факторам: доминирование = (1 - 5) + 0,7(8 + 2 - 4 - 6) дружелюбие = (7 - 3) + 0,7(8 - 2 - 4 + 6) Положительное значение результата, полученного по формуле "доминирование", свидетельствует о выраженном стремлении человека к лидерству в общении, к доминированию. Отрицательное значение указывает на тенденцию к подчинению, отказу от ответственности и позиции лидерства. Положительный результат по формуле "дружелюбие" является показателем стремления личности к установлению дружелюбных отношений и сотрудничеству с окружающими. Отрицательный результат указывает на проявление агрессивно-конкурентной позиции, препятствующей сотрудничеству и успешной совместной деятельности. Количественные результаты являются показателями степени выраженности этих характеристик. В результате проводится анализ личностного профиля - определяются типы отношения к окружающим (по Пугачеву, 2003): I. Авторитарный 13-16 - диктаторский, властный, деспотичный характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее. 9-12 - доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения. II. Эгоистичный 13-16 - стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый. 0-12 - эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству. III. Агрессивный 13-16 - жесткий и враждебный по отношению к окружающим, жестокий, резкий, агрессивность может доходить до асоциального поведения. 9-12 - требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный. 0-8 - упрямый, упорный, настойчивый и энергичный. IV. Подозрительный 13-16 - отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недоволен. 9-12 - критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии. 0-8 - критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям. V. Подчиняемый 13-16 - покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном. 9-12 - застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации. 0-8 - скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности. VI. Зависимый 13-16 - крайне неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения. 9-12 - послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы. 0-8 - конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый. VII. Дружелюбный 9-16 - дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный. 0-8 - склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях. VIII. Альтруистический 9-16 - гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя "маска", скрывающая личность противоположного типа). 0-8 - ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый. Кроме количественного, проводится также качественный анализ. Можно сравнить психограммы, демонстрирующие различие между представлениями разных людей о каком-то человеке. На основе этих данных можно сформировать "идеальный" профиль, сравнить с ним реальный и провести необходимую корректировку. Приложение 2 Результаты исследования ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ПО МЕТОДИКЕ ТОМАСА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.15.34 (0.01 с.) |