Основные этапы интерпретации сновидения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы интерпретации сновидения



Успех и вообще результат толкования сновидения зависит прежде всего от того, насколько полно и точно передано его содержание. Сновидение лучше записывать сразу же после пробуждения, так как в этом случае сознание сохранит больше деталей и подробностей сна. Следует фиксировать также общее эмоциональное состояние при пробуждении и все сильные чувства, которые присутствовали непосредственно в сновидении. Если сны записываются систематически, их нужно датировать, указывая самые важные жизненные события, происходившие в тот период, когда снился сон.
Толкование сна лучше проводить через два-три дня после того, как он приснился. Большинство юнгианских аналитиков указывают, что труднее всего интерпретировать собственные сновидения, а сны других людей лучше доступны анализу. Юнг неоднократно отмечал, что смысл и значение многих своих снов он понял лишь через годы после того, как их увидел. Толкования могут сменять друг друга, причем каждое последующее обычно дополняет и расширяет предыдущее. В силу потенциальной опасности бессознательного для людей, не владеющих специальными техниками работы с ним, при интерпретации сновидений лучше заручиться профессиональной помощью психолога или психотерапевта. В любом случае обсуждение сна и его толкования с другом или близким человеком принесет больше пользы, чем работа в одиночку.
Один из последователей Юнга, Р.А.Джонсон выделил четыре основных принципа или критерия, по которым следует оценивать истинность полученного толкования. Они таковы:
— из возможных толкований следует предпочесть то, которое несет больше новой информации. Бессознательное не будет повторять то, что уже и так известно сознанию. Поэтому самой ценной и наиболее правильной будет та интерпретация, которая заставит сновидца совсем по-новому взглянуть на ценности, сомнения, достижения, проблемы и события своей жизни;
— следует избегать льстивых толкований. Бессознательное никогда и никому не делает комплиментов. Сны заняты не успехами и свершениями личности, а ее неудачами, проблемами, незавершенными делами. Интерпретация-"поглаживание" является просто еще одним наглядным свидетельством процесса психической инфляции; — толкование сна не должно развиваться в направлении, снимающем ответственность сновидца за то, что происходит в его жизни. Сновидения не занимаются другими людьми — их недостатками, намерениями, мотивами и поступками. "Это Вы можете предоставить снам других людей и их бессознательному, — пишет Джонсон. — Вы можете предоставить это Богу" (16, с. 119). Если персонажами сна являются другие люди — близкие, знакомые сновидца — это не значит, будто содержание сновидения имеет к ним отношение. Черты личности и поведение других людей метафорически олицетворяют различные аспекты жизнедеятельности сновидца, интенции его собственной психики;
— нужно стремиться к соотнесению содержания сновидений не только с актуальными событиями жизни, но и с целостной картиной жизненного пути. Сновидения достаточно часто отражают те или иные аспекты процесса индивидуации, так что их смысл может быть понят только из цельного контекста личностного развития. Бывают сны, родственные между собой, внутренне связанные, хотя и снящиеся с продолжительными временными интервалами. Или человек может время от времени видеть различные варианты одного и того же сна. Сны в жизненной перспективе отражают как частные, так и наиболее общие, глобальные тенденции бессознательного, уяснение которых бывает особенно важно.
Юнг говорил, что сновидения, как правило, имеют определенную структуру, близкую к структуре драмы. Первая часть — экспозиция — содержит описание места и времени действия, исходное положение и основные характеристики действующих лиц. Вторая фаза — завязка. Начальная ситуация начинает каким-то образом развиваться, напряжение растет, неизвестно, что случится дальше. Третья фаза — это кульминация: резкое изменение, перелом в ходе развертывающегося действия, сопровождающийся максимум напряжения. Наконец, последняя стадия разрешения, подводящая итог всему сновидению. Иногда она оформлена как некоторый результат или вывод, но может и отсутствовать вообще.
Анализ сновидения можно начинать индивидуальных ассоциаций сновидца по поводу образов и символов сновидения (Юнг называл их наитиями), либо с исследования символики. При этом синтетический или конструктивный метод финального толкования предполагает не столько анализ в полном смысле этого слова (как разложение символов на составляющие, упрощение или редукцию), сколько расширение поля имен и значений всеми сознательными средствами. Амплификация, обогащение бессознательного материала дает возможность его интеграции в систему осознаваемых смыслов.
Юнг говорит о двух способах толкования, которые он называет соответственно толкованием на объектной и субъектной ступени: "Я называю всякое толкование, в котором высказывания сновидения могут быть соотнесены и отождествлены с реальными объектами — толкованием на объектной ступени. Это толкование противопоставляется такому, которое каждую часть сновидения, например, всех участвующих лиц, соотносит с самим сновидцем. Этот метод я обозначаю как толкование на субъектной ступени. Толкование на объектной ступени — аналитическое, потому что оно разлагает содержание сновидения на блоки реминисценций, которые соотносимы с внешними ситуациями. Толкование на субъектной ступени, напротив — синтетическое, так как оно отделяет комплексы, или блоки реминисценций, лежащие в основе, от внешних поводов и понимает их как тенденции или как компоненты субъекта а также опять присоединяет их к субъекту" (56, с. 135).
Попробуем поэтапно продемонстрировать сущность юнговского метода на примере анализа одного довольно сложного сновидения, принадлежащего молодой женщине-преподавателю, Светлане К. Сновидение ей самой представляется очень важным и значимым, весьма пугающим и непременно нуждающимся в истолковании.
Мне снится, будто я с подругой под вечер ухожу из нашего института. Мы идем через парк, и я замечаю в стороне старый остов автобуса, один кузов, без колес, ржавый и облупленный. Внутри там какие-то девушки. Я их не знаю, но это Танины (Таней зовут подругу) знакомые. Она предлагает: "Давай пойдем к ним". Я не хочу, но потом соглашаюсь, и мы сворачиваем с дорожки к этому автобусу.
Затем Таня исчезает, я иду одна через какие-то кусты, и вдруг на меня нападают три парня. Намерения у них самые недвусмысленные, и один из них обливает мне голову керосином. Я прямо чувствую (во сне) запах керосина. Я понимаю, что это конец — они не только надругаются надо мной, но и потом убьют. В голове только одна мысль: как спастись от смерти. Ужас.
Неожиданно откуда-то появляется четвертый парень, он явно самый главный у них. Я это сразу понимаю и предлагаю ему сделать все вдвоем. Говорю: "Давай пойдем ко мне, гораздо лучше, если все будет по-человечески". Он соглашается, и мы. идем в институт, но заходим не с главного входа, а со стороны библиотеки. Этот парень вообще симпатичный, он напоминает мне юношу, с которым я раньше встречалась, он мне нравился. Уже внутри здания я говорю: "Ты меня подожди, я пойду помоюсь и переоденусь, а то вся в керосине". Но на самом деле я хочу его обмануть. Он ждет, а я убегаю и оказываюсь на лестнице, громадной мраморной лестнице, очень высокой, со множеством ступеней. Но лестнице постелен ковер, парадный, малиновый, и я бегу вверх по этому ковру, очень быстро, потому что хочу убежать от того парня.
Поднявшись по лестнице, я оказываюсь в синем корпусе, где я училась, иду по коридору. Но вместо аудиторий здесь почему-то больничные палаты, я открываю двери и вижу койки, на них лежат больные, некоторые в бинтах. Открыв очередную дверь, я вижу в ней группу студентов, они сидят на полу на ковре (ковер тоже красный, похож на тот, что был на лестнице) и как бы медитируют, что ли. Я думаю, что среди них мне ничто не угрожает, т.е. тот парень. Я подхожу к окну и вижу (внизу), как он уходит, явно разочарованный. Сейчас он особенно похож на того парня, который мне раньше нравился. У него светлые волосы, он блондин.
Я тоже сажусь на ковер, в некотором отдалении от группы. Неожиданно входит медицинская сестра, она одета как акушерка, помогающая при родах, — белые бахилы на ногах, операционный костюм, марлевая маска. Это женщина средних лет, скорее плотная, она похожа на акушерку, которую я видела в роддоме, когда рожала. В руках у нее такой поднос и на нем, как бы на круглой подставке-основе, надета Танина голова. Как если бы кожу сняли вместе с волосами и надели на круглую деревяшку. Лицо мертвенно-бледное, глаза открыты, губы синие. Эта тетка говорит мне: "На, держи, а я должна пойти позвонить, сообщить ее родственникам. Тело лежит в соседней комнате". И я думаю: "Ну вот, а Таню все-таки убили".
Я держу в руках эту ужасную голову и смотрю в ее открытые глаза. И неожиданно понимаю, что это. не Танины глаза — они большие, карие, с длинными черными ресницами. Это мои глаза! На этом сон кончается.
Завязкой и экспозицией этого сна является ходьба через парк и решение подойти к знакомым подруги в автобусе. Кульминация — нападение трех парней, особенно эпизод, в котором голову Светы обливают керосином. Затем следует развязка (побег от главаря) и новая экспозиция — больничные палаты в коридоре учебного корпуса. Снова завязка (аудитория с медитирующими студентами), еще одна кульминация — голова подруги на деревянной болванке, и развязка — сновидица узнает на лице мертвой подруги свои глаза.
Объектное (каузально-редуктивное) толкование можно сформулировать следующим образом: нельзя сворачивать с пути, собьешься — можешь погибнуть. В трудной ситуации на помощь придет сообразительность и смекалка. Согласись для видимости с тем, что тебе "предлагают", а потом ищи выход. Привлекательные мужчины опасны, а работа, научная карьера — это путь наверх. Идти надо быстро, а потом уже можно сесть и передохнуть, подумать. Подруга "сбилась с пути" и не сумела убежать — погибла. Ее пример — другим наука, отрезанная голова выглядит как учебное пособие, муляж. Но в ней (подруге) можно узнать себя — "это мои глаза". Акушерка приносит не ребенка, плод, рожденный Светой, а страшный урок — вместо того, что сновидица могла бы "родить", занимаясь своей работой как следует. Вывод: занимайся делом и не сворачивай с пути — пропадешь! Будь активна, думай, соображай — спасешься! Иди наверх и благодари судьбу зато, что опасное приключение для тебя кончилось благополучно. Могла ведь и головы лишиться.
Но такое толкование совершенно очевидно льстит сновидице. В нем есть сравнение с подругой, которой не удалось спастись от бандитов. Отдельные детали (малиновый ковер, керосин, сходство главаря с другом молодости) являются малопонятными, необязательными. Наконец, здесь нет никакой дополнительной информации, которой бы не располагало сознание Светы. Невольно задумываешься: зачем сновидению громоздить столько ужасов, чтобы высказать ряд трюизмов по поводу осторожности и предусмотрительности, находчивости и трудолюбия?
Обратимся теперь к собственно юнгианской парадигме. Толкование удобнее начать со средней части сна, в которой сновидица поднимается по лестнице. Перед нами символ процесса индивидуации. Путь наверх для Светы, которая после окончания вуза осталась работать на одной из кафедр в качестве ассистента, — это карьера ученого, преподавателя, лестница и приводит ее в то место, где она раньше училась, а теперь работает. Больничные палаты в сновидении — отражение, с одной стороны, потенциальных опасностей чересчур интенсивной работы, а с другой стороны, имеют отношение к процессу психической инфляции.
Идея инфляции сновидением выражена весьма ярко и конкретно. Светин "путь вверх" пока достаточно успешен, но его вряд ли можно уподобить подъему по парадной лестнице с роскошным ковром. У нее хорошая, гибкая и эффективная Персона, и отношения с людьми складываются легко. Определенные успехи личностного роста, "подвижки" в самоактуализации породили трактовку других людей, у которых всего этого нет, как больных, нуждающихся в лечении. Сама же Света (она медик по профессии) со временем станет (и уже отчасти является), тем, кто помогает, лечит, исцеляет. Сновидение символически выражает идею о том, что достигнутые успехи не столь велики, как считает сознание. Ей необходимо еще много учиться (присоединиться к группе студентов), серьезно размышлять о себе и своей жизни, духовно совершенствоваться (медитация). А для этого необходимо сесть. Сидящий человек уже не возвышается над другими, сидеть — это качественно иное состояние по сравнению с активным движением. Там, где сознание видит активный подъем вверх, бессознательное вмешивается: не смотри сверху на людей, а сядь и поразмышляй над своей жизнью. Это компенсаторное указание составляет главную суть середины сна.
Стоит Свете лишь начать это делать (в сновидении она присоединяется к группе медитирующих студентов, но садится немного поодаль), как в символическом ряду происходит следующее: появляется внушительная теневая фигура и буквально ставит сновидицу перед зловещим символом инфляции — пустой головой, внешней оболочкой Самости. (В процессе толкования Света говорит: "Она прямо всунула мне в руки этот ужасный поднос. А я стою, держу его и не знаю, что же делать"). Этот эпизод отражает настойчивую компенсаторную тенденцию, бессознательная установка резко контрастирует с привычным рядом сознательных представлений. Отсюда — замешательство сновидицы, ее страх и непонимание.
Разберем подробнее символику отрезанной головы подруги, точнее, снятой с нее и отпрепарированной кожи, пустой оболочки. Это очень яркий, эмоциональный образ Персоны, мощь его усиливается собственными глазами сновидицы, встроенными в него. Мертвая голова в сказках всегда дает советы, но одновременно она, как правило, принадлежит неудачливому предшественнику героя, "сложившему голову" при решении трудной задачи. Ближайшая мифологическая параллель — голова Горгоны Медузы, отрезанная Персеем и прикрепленная к щиту Афины Паллады. Любой, кто встретится взглядом с Горгоной, прекращается в камень, сновидица тоже каменеет, увидев на лице мертвой головы свои глаза. Инфляция, состоящая, как известно, в подмене Самости Персоной, в отождествлении Я с Персоной и утрате подлинности, является остановкой на пути индивидуации. Пораженный инфляцией застывает и окаменевает как тот, кто встретился со взглядом Горгоны. Эта встреча в сновидении изображена с потрясающей выпуклостью и эмоциональной мощью. "Я встретил Смерть, и у нее были твои глаза" — эту фразу Джона Китса Эго могло бы обратить к Персоне.
То, что сновидение использовало фигуру Тани, подруги Светы, объясняется психологическим значением личности Тани для Светы. Таня для нее — та, чье поведение успешно маскирует ее подлинную природу. Таня действительно в какой-то степени менее аутентична, чем Света, но самое главное — она воплощает в себе, олицетворяет типичные черты и свойства Персоны, оцениваемые большинством людей как позитивные и желанные. Она очень сдержанна, старается вести себя бесстрастно и спокойно в эмоционально непростых ситуациях. Но эта "лебединая сталь в облаках" дается самой девушке ценой колоссальной психологической защиты, трудно представить себе, сколько сил забирает у нее ставшая привычной маска холодного спокойствия.
Остановимся теперь на образе женщины, принесшей поднос с мертвой головой. Она, безусловно, выражает отчасти теневые аспекты, Света отмечает, что этой фигуры она побаивается. Ее можно сопоставить с реальной женщиной, чье влияние на жизнь Светы достаточно велико. Она проницательна, так что бессознательное сновидицы вполне могло избрать ее на ту роль, которую она и играет в сновидении. Фактически у Светы очень хорошие отношения с этой женщиной, последняя ей помогает и неоднократно высказывала ей свое расположение. Однако Света ее все же побаивается, и бессознательное акцентирует этот аспект отношений. Кроме того, женщина во сне — акушерка, то есть символически выполняет именно ту роль, которую можно соотнести с ее реальным вкладом в Светину жизнь. Действительно, она помогала "родиться" многим плодам.
Эта женщина позитивна, но какая-то слишком уж положительная, многое может и пользуется сильным влиянием. По всей видимости, бессознательно Света питает к ней то чувство, которое некий римлянин испытывал к Аристиду Справедливому. На вопрос, следует ли изгнать Аристида, римлянин ответил утвердительно. "Но разве он сделал тебе что-нибудь плохое?" — спрашивает неузнанный им Аристид. "Нет, я его совсем не знаю, — ответствовал прохожий, — но мне не нравится, что его повсюду называют Справедливым". В данном же случае налицо реальная помощь, которая еще больше усиливает этот ревнивый аспект в отношениях.
Нужно отметить также, что описанная выше женщина — именно та, кто способствует "рождению" нового знания о себе, не всегда являющегося приятным и льстящим самолюбию Светы. Безусловно, она лучшая повитуха при рождении горькой правды, что, собственно, она и делает во сне.
Первая часть сновидения, судя по всему, относится к эмоционально-аффективному аспекту жизни сновидицы. Речь идет об антагонизме между разумом и страстями, и в изображении последнего сновидение сочетает компенсаторную функцию с редуцирующей. В тот период, когда приснился данный сон, чувственные (не только эротические, но и они тоже) потребности и влечения у Светы находились "в загоне", ее основные силы уходили на работу и семью. Хорошенькая, веселая, кокетливая, уверенная в себе, до замужества Света привыкла к тому, что она часто находится в центре внимания, вызывает поклонение и восхищение. Но брак, рождение сына и заботы о семье в сочетании с обширными и сложными для молодой женщины служебными обязанностями практически свели к нулю свободу, игривость в отношениях — всю веселую и беззаботную девическую жизнь. Не удивительно, что после окончания трудного жизненного периода (когда сын был еще маленьким, а работа представлялась неподъемной) наступила некоторая ностальгия по вольной и свободной жизни. На момент сновидения Света уже проработала в вузе год, сын начал ходить в детский сад — проблем стало меньше.
Вряд ли в этом случае можно говорить о присутствии сознательных тенденций к "разгульному" времяпрепровождению, но сновидение компенсаторно выявляет некоторую (смутную, неосознаваемую) тоску по вольной жизни и тягу к приключениям несколько сомнительного плана. Это скорее потребности Персоны, чем Я и тем более Самости — в сновидении знакомые подруги и ее предложение инициируют начало опасного эпизода. Нападение насильников изображает чувственные влечения "на стороне", а обливание головы керосином — угрозу гибели разума, подвергнувшегося нападению, атаке страстей.
Фигуру четвертого юноши можно соотнести с Аниму-сом, причем это амбивалентный Анимус, губительный и спасающий, привлекательный и опасный одновременно. "Путь спасения" в сновидении пролегает через библиотеку, т.е. это путь разума, и выход из трудной ситуации обусловлен интеграцией сведений, знаний, воплощенных позитивным аспектом Анимуса. При этом негативные черты последнего преодолены с помощью обмана. Символически это выражает опять-таки идею инфляции, центральную для данного сновидения.
Сцена нападения во сне Светы, безусловно, манифестирует негативно-компенсирующую (редуцирующую) функцию. "Редукция или обесценивание, — пишет Юнг, — при таких обстоятельствах представляет собой такую же компенсацию в смысле самоуправления; ясно также, что эта редуцирующая функция может быть несомненно проспективной" (56,с.169). В процессе толкования Света признала, что сон является для нее предостережением. Собственно, она с самого начала подразумевала нечто подобное (предостережение), только не знала, в чем же оно состоит и к чему относится.
Психологически важный и сильный момент нападения и спасения может быть проинтерпретирован с точки зрения юнгианских представлений о функциях архетипа Тени. Несомненно, насильники — теневые фигуры, а связанный с ними бессознательный аспект присутствует в сновидении как нечто опасное и угрожающее. Однако разрешить ситуацию Света смогла лишь тогда, когда она "обратилась" к теневой фигуре, вступила с ней во взаимодействие. Обман же привел к инфляции, пластически выраженной подъемом вверх по парадной лестнице с малиновым ковром. Отметим, что вступить в диалог с теневым бессознательным сновидица смогла лишь перед лицом смертельной угрозы. Договориться с Тенью, как указывает Юнг, крайне сложно, но это необходимая часть процесса индивидуации.
Анализ сновидений посредством применения к ним концептуальных положений юнгианства о природе и функциях бессознательного в системе психики выглядит и является непростым делом. Для этого требуется систематическое обращение к работам Юнга и постюнгианцев (что затруднительно), необходимы специальные знания архетипической символики и т.п. Можно использовать несколько более простые способы, одним из которых является четырехфазовый подход к работе со снами.
Первая фаза состоит в продуцировании возможно большего числа ассоциаций по поводу всех образов, встречающихся в сновидении. При этом необходимо записывать ассоциации, непосредственно относящиеся к элементам сновидения, избегая "цепочек", которые уводят прочь от его содержания. Не следует пытаться как-то оценивать ассоциации или производить отбор. Важны как личные, так и архетипические коннотации — сходство ситуаций или действующих лиц сна с сюжетами или героями сказок, мифов, художественных произведений и т.п. После того, как основные ассоциации записаны, нужно перебрать их все, ожидая интуитивной подсказки о том, какая из них является правильной, наиболее подходящей Такая ассоциация рано или поздно найдется, "щелкнет", и именно от нее необходимо отталкиваться в раскрытии смысла сновидения.
Вторая фаза состоит в соотнесении образов и действий сна с динамикой внутренней психической жизни сновидца, с его осознаваемыми и бессознательными мыслями, установками, интенциями. Наиболее важным является установление связей образов сновидения с архетипами структуры личности (Тень, Персона, Анима, Анимус), а его сюжета и замысла в целом — с вариантом процесса индивидуации, свойственным сновидцу.
В третьей фазе проводится собственно толкование, завершающее работу на двух первых стадиях. Сновидение предстает как целостная картина, связное послание, несущее вполне определенную и важную для сновидца информацию.
И, наконец, четвертой фазой является ритуал. Она предполагает совершение физических действий, символически выражающих то, к чему призывает сновидение Ритуалы могут быть самыми разными, важно лишь, чтобы они совершились и тем самым знаменовали завершение работы над сном. Реальные действия помогут лучше интегрировать бессознательное послание сна в систему сознательной активности индивида.
Приведем пример четырехфазовой работы со сновидением Владимира С, 28-летнего мужчины, работника коммерческой фирмы.
Я сижу за партой в каком-то классе или аудитории, в ней полутьма. Все вокруг сидят в белых халатах, и я тоже. Я никого не узнаю, но чувствую, что это мои знакомые (коллеги). Я сижу за первой партой, и вместе со всеми пишу сочинение или какую-то контрольную. Я чувствую себя довольно неуютно, вокруг темно, сыро.
Напротив меня в соседнем ряду сидит (тоже за первой партой) девушка, это какая-то моя знакомая, но не по работе в фирме. Вдруг она встает, выходит, затем входит снова и громко говорит, обращаясь ко мне: "Твои отпечатки пальцев, Скляренко (фамилия изменена), до сих пор на моем теле!" Тут я начинаю понимать, что это вроде бы Наталья, (что-то напоминает мне ее, что-то противное и толстое). Я думаю про себя: "Ну и дура!"
Оглядываюсь назад, в зал, и вижу Г. С. (директор фирмы, где работает Владимир), он один в черном костюме и как бы наблюдает за всеми, ждет, когда же мы напишем. Его лицо спокойное и невозмутимое, казалось, он ничего не видит и не слышит. Я про себя думаю: Г. С. всегда такой спокойный и уверенный, это оттого, что он на самом деле все про всех знает и понимает. Продолжаю писать сочинение.
Первая фаза толкования принесла следующие значимые ассоциации: сочинение или контрольная — профессиональная состоятельность, точнее, испытание ее; белые халаты и черный костюм Г.С. — различный профессиональный уровень (белый цвет — цвет стерильности, сновидцу иногда кажется, что он мало что умеет в своей работе, т.е. "стерилен"); отпечатки пальцев — влияние; упомянутая в сновидении девушка проассоциирована прямо гам же, во сне, с фигурой реальной знакомой Владимира, он эту сослуживицу недолюбливает и не доверяет ей.
Вторая фаза оказалась особенно продуктивной. Два центральных действующих лица, девушка и Г.С, манифестируют соответственно теневые аспекты Анимы и строгую, контролирующую Персону. Последняя воплощает в себе также высокий уровень профессионального мастерства, мудрость, спокойствие и проницательность, т.е. качества, необходимые Эго, которые оно может обрести посредством преобразованной и хорошо интегрированной Персоны. Девушка в сновидении пытается скомпрометировать сновидца (здесь же присутствует его начальник), это указание на то, что реальный прототип негативной Анимы может использовать свои знания о личной жизни и внутреннем мире Владимира для того, чтобы "подставить" его. Общий контекст сна сопоставим с ситуацией личностного и профессионального роста сновидца в настоящее время. Мотивы негативной Анимы понятны в сопоставлении с историей отношений Владимира с Натальей, с которой ассоциируется девушка во сне. "Что-то противное, толстое" отражает душевную грубость и расчетливость этой девушки.
Собрав воедино всю эту информацию и последовательно реализуя принципы юнгианского анализа, в третьей фазе можно прийти к следующему толкованию. Основной смысл сновидения состоит в призыве быть осторожным к внешне малозначимым аспектам отношений с людьми. Для сновидца характерны дружелюбные и доброжелательные отношения с девушками, в том числе и с той, что упомянута во сне. Однако его влияние на нее достаточно сильное, а то, что внешне поведение Владимира безупречно, не мешает ему на скрытом, интимно-личностном уровне быть (в трактовке самой девушки) грубым и пренебрежительным. Основная претензия негативной Анимы (репрезентируемой фигурой Натальи), такова: ты слишком сильно повлиял на меня, а теперь пренебрегаешь мною. Девушка в действительности хотела бы более близких отношений со сновидцем, она проявляет стойкий интерес к его внутренней духовной и личной жизни. Однако интерес этот — поверхностный и корыстный, Владимир полагает, что при случае она, не задумываясь, использовала бы такую осведомленность против него. Что, собственно, и показано в сновидении (попытка опорочить сновидца в присутствии многих сослуживцев и — особенно — директора фирмы).
Строгая Персона напоминает об осторожности и осмотрительности. В то же время во сне Владимир продолжает писать сочинение, а Г.С. остается спокойным и бесстрастным. Здесь прямой совет неторопливо и уверенно делать свое дело как можно лучше — тогда осуждения начальника, равно как и инсинуаций недоброжелателей, можно не опасаться. Но нужно быть предельно внимательным в отношениях с людьми, чтобы не допустить действий, которые, фактически не являясь порицаемыми, могут быть истолкованы в худшую сторону. Это особенно касается отношений с женщинами, в первую очередь с Натальей, с которой особенно легко стать без вины виноватым.
В четвертой фазе сновидец решил выполнить следующий ритуал: составить подборку песен о коварстве теневой Анимы и записать их на отдельную магнитофонную кассету. А в начале и в конце этой записи поместить песню об осторожности и необходимости поддерживать равновесие, чтобы не поскользнуться и не упасть ("Гололед").



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.65.174 (0.007 с.)