Соотношение сознательного и бессознательного в структуре личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение сознательного и бессознательного в структуре личности.



Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Далеко не все, что воспринимается человеком и оказывает влияние на принятие решений, им осознается. Кроме сознания у человека есть и сфера бессознательного.

Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и тому подобное.

Соотношение сознания и бессознательного было впервые рассмотрено З. Фрейдом. К бессознательному в личности человека он относил такие качества, потребности и интересы, которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Это могут быть ошибки (оговорки, описки и тому подобные явления), непроизвольное забывание (имен, обещаний, намерений, событий, фактов), это могут быть фантазии, мечты, грезы или сновидения.

Ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. В этих ошибках проявляются скрытые для человека мотивы, переживания или мысли. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой целью действия. Это неосознаваемое противоречие между скрытым мотивом и целью. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным, это результат «противодействия двух различных намерений».

Забывание имен, фактов, событий связано с какими-то неосознаваемыми человеком отрицательными эмоциями, неприятными чувствами, которые когда-то возникли у него по отношению к человеку с этим именем, к тому или иному событию или факту.

Сновидения и грезы, по Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Для расшифровки сновидений Фрейд предложил специальный метод, который называется психоанализом.

Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного остается до сих пор одним из сложнейших вопросов психологии и не имеет однозначного решения.

Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения.

В современной психологической науке выделяют различные состояния сознания, дифференцируемые как по характеру феноменальных переживаний, так и по совокупность поведенческих и психофизиологических показателей:

Бессознательное состояние – экстремальное состояние, при котором регистрируются лишь психовегетативные реакции (проявления познавательных и эмоциональных процессов отсутствуют);

Сон – состояние, которое предполагает переживание сновидений, различающихся степенью связанности: от отдельных образов до их упорядоченных последовательностей;

Бодрствование – состояние осознания окружающего мира и себя, доступное самонаблюдению. Оно включает весь спектр психических проявлений в модусе осознания – восприятие, воспоминание, внимание, мышление и саморегуляцию.

К особой группе относятся так называемые измененные состояния сознания – гипноз, состояния, возникающие под влиянием психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков и других)

Научное и ненаучное знание. Вера и разум. Рациональное и иррациональное.

Отличительный признак научного знания по сравнению с другим, вненаучным - это его теоретический характер и непосредственная связь с опытом, посредством которого оно проверяется на истинность или ложность. Цель науки связана с получением новых, достоверных знаний о действительности, которые описывают, объясняют или предсказывают ее процессы и явления.

Наравне с научными знаниями существуют и вненаучные. К ним относят, например, обыденные знания, необходимые в повседневном мире и связанные с удовлетворением естественных потребностей человека в пище, тепле, отдыхе и пр. Эстетические знания отличаются от научных отсутствием аргументированности и доказательности. Религиозные, мистические, эзотерические знания также не являются научными, поскольку не имеют однозначного эмпирического подтверждения. Существует и псевдонаучные знания, к числу которых относят: алхимию, астрологию, спиритуализм, уфологию, экстрасенсорику и т.п.

Довольно специфическим является взаимодействие научных и философских знаний, которые по ряду признаков являются ненаучными. Так, философские знания абстрактны и теоретичны, они не имеют подтверждения опытом. Превращение философских знаний в научные отстаивалось позитивистами, которые игнорировали их мировоззренческие функции. Методологическая роль философии обусловливает ее связь с теоретическими проблемами наук.

Критерии научности позволяют отделить научные знания от вненаучных. К их числу относят: систематичность, теоретическую полноту, логическую правильность, подтверждение опытом, использование научных методов

 

 

Наука как особый вид человеческой деятельности.

Наука – общественная познавательная деятельность, направленная на выработку и развитие объективных, системно организованных и обоснованных знаний о законах реальности. (Авторы как бы вернулись на привычные для них марксистско-ленинские позиции, но не верь глазам своим).

Комплекс значений понятия «наука»:

- система знаний (факты, зависимости, проблемы, гипотезы, законы, теории, научные картины мира, идеалы и нормы науки);

- производство знаний (создание мира теоретических образов);

- социальный институт (система специальных учреждений: академии наук, научно-исследовательские институты, вузы, лаборатории и т.д.).

Основные функции науки:

- культурно-мировоззренческая;

- непосредственной производительной силы;

- социальной силы (направляет и организует почти все виды человеческой деятельности).

Наука каксредства познания. Специфика:

Обладает собственной методикой (конкретные приёмы получения и обработки фактического материала)

Имеет свои целевые установки. Основная цель – описание, объяснения и предсказание процессов и явлений действительности.

Имеет свой предмет исследования, свои средства и методы исследования.

Имеет свои формы:

научный факт - описания совершившегося явления

эмпирический закон - это объективная существенная повторяющиеся устойчивая связь процессов и явлений

аксиома – не требующие доказательства

Гипотеза – предположения

Теория – достоверное система положений обобщающая опыт и отражающая закономерности объективного мира

Научное исследование это процесс включающий следующие этапы:

Постановка проблемы

Предмет и объект исследования

Актуальность

Цель и задачи

Научная разработанности

Методология и методика

Методика исследования

Теоретические и эмпирические источники

Научная новизна

Теоретическая практическая значимость

Апробация

Структуры и методы научного познания

Выделяют 2 уровня

Эмпирический – непосредственная связь субъекта и объекта

Изучает явления и их взаимосвязи

Теоретический – основано на анализировании и абстрогировании, и обобщения результатов исследования.

Изучает сущность явлений и их законы.

Эти уровни отличаются друг от друга предметом, средствами и методами исследования:

Предмет на импиречиском уровне – процесс, явления факты, на теоретическом уровне – законы модели и теории.

Средства на эмпирическом уровне – приборы и реактивы на теоретическом уровне – понятия и категории

Методы на эмпирическом уровне – наблюдения, эксперемент. А на теоретическом – идеализация (образования объекта не существующих в действительности), апрстрогирование (мысленное отвлечения от ненужного).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.01 с.)