Предмет истории педагогики. Фазы мирового историко-педагогического процесса, методологические подходы, принципы и задачи исследований. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет истории педагогики. Фазы мирового историко-педагогического процесса, методологические подходы, принципы и задачи исследований.



Предмет истории педагогики. Фазы мирового историко-педагогического процесса, методологические подходы, принципы и задачи исследований.

Предмет истории педагогики составляет развитие восприятия, школы, пед. идеей с древности до современности. Мировой историко-педагогический процесс прошёл 3 фазы:

Сумма идей – накопление опыта воспитания.

Концепции – критическая оценка сложившегося опыта и создание в итоге многочисленных систем воспитания.

Теории – создание научных теорий при появлении социальных потребностей.

В качестве методологии могут выступать следующие подходы: Формационный, цивилизационный, культурологический, антропологический, конкретно-исторический, социологический. Важнейшими м етодологическими принципами являются историзм и системность. Сущность истор. принципа заключается в отражении соц.-эконом. Особенностей эпохи, определяющие содержание и методы воспитательного процесса. Сущность принципа системности- рассмотрение фактов и явлений воспит. практики в рамках всей школьной системы соответствующей эпохе.

Педагогические явления могут исследоваться на 3 уровнях: межличностном, макросоциальном и макросоциальном.

Воспитание как общественно-историческое явление. Концепции происхождения воспитания.

Человек современного типа появился повсеместно около 40тыс. лет назад. Зарождение воспитания происходит на самой ранней ступени общественного развития. Основная задача воспитания- целенаправленная передача будущему поколению соцеально-историческогоопыта.

Концепции происхождения воспитания:

· Биологическая – стремление человека к продолжению рода и закон естественного отбора. Отрицается сознательный характер воспитания, представляется как психийно-естественное явление.

· Психологическая – безосновательное подражание детей старшим, первобытное восстание возникло как процесс приспособление детей к существовавшему тогда прядку веще.

· Соц.-эконом. – основное условие возникновения воспитания трудовая деятельность людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения.

· Антропосоциогенез – объединение биологич., психолог. и соц.-эконом. концепций

Особенности воспитания на разных стадиях первобытного общества.

Процесс становления воспитания охватывает периоды от появления человека до появления государства. Понятие о первобытном строе существует только в марксистской науке. Согласно периодизации первобытное общество делится на 2 стадии: стадная община и родовая община, подразделяемую на матриархальную и патриархальную.

Цель воспитания: переносить лишение, боль, проявлять храбрость и выносливость.

Воспитание в стадной общине: всё общее, даже дети принадлежали всем, воспитание проходило коллективно. Люди делились на: старики взрослые и дети. Каждая крупа имела свои права. Разделение труда между мальчиками и девочками.

Воспитание в родовой общине: воспитание подрастающего поколения опытным людям. Дети знакомятся с правилами зародившейся культуры. На данной стадии появляются зачатки научных познаний в географии, ботанике, зоологии, медицине.

К концу родового строя появилась пиктография самая ранняя форма письменности. Понятие счёта «один» из «многих». Происходит в последующем перевод детей в стадию взрослых, сопровождающиеся празднованиями и испытаниями.

С появлением собственности, рабства и моногамной семьи происходит разложение первобытного общества.

Историческое и современное значение этнопедагогики.

Этнопедагогика - совокупность мыслей, представлений, навыков и приёмов в области воспитания, отражённых в народном творчестве. Появилось в связи с необходимость передачи общественно-исторического опыта. Сначала была устная передача опыта, затем появилась писменная.

Главная цель: достижение народного идеала. Формирование моральных качеств, патриотических и эстетических чувств.

Принципы: воспитание в труде, связь с жизнью, окружающим миром, гуманизм и т.д.

Основные средства воспитания в народной педагогике.

Труд( ремесло)- помогает развивать творческое отношение к жизни.

Родной язык- способ выделения особенностей народа и средство развития национального сознания.

Пословицы и поговорки – представляют морально-практическую философию для простого народа.

Загадки - стимулятор развития деятельности мышления.

Приметы.

Игры- средство повышения физической и психологической активности.

Педагогические идеи в Библии.

Религиозное воспитание – сознательное привитие религиозного чувства, обязательное соблюдение обрядов, определённый образ жизни.

Религиозное просвещение - ознакомление со значительной частью культурного достояния.

Шесть заповедей имеют общечеловеческое значение. На них в значительной мере было построено уголовное и гражданское право, складывалась определенная система воспитания нравственности.

В священном писании определяются пороки людей: тщеславие, зависть, гнев, лень, чревоугодие, блуд. А так же называются добродетели: вера, воздержание, простота, невинность, скромность, знание и любовь.

Храм был единственным местом где человек мог приучиться к нравственной культуре.

Ветхий завет- основа авторитарной педагогики, Новый заве – для личносто-ареетнированной

Педагогики.

По всем религиозным правилам дети имеют не только обязанности но и права.

Спартанская система воспитания.

Спартанская система обусловлена особенностями социально-экономической и политической жизни страны. Рабы являлись собственностью государства, они часто поднимали восстания. Спартанцы всегда должны были находиться в боевой готовности, проявлять жестокость и насилие по отношению к рабам. Воспитание в Спарте носило военно-физический характер.

После специально отбора в младенческом возрасте больных детей убивали. Здоровые дети до 7 лет воспитывались дома, затем они помещались в государственные учреждения- агеллы, объединялись в отряды и учились там до 18 лет. Здесь учили военному искусству.

Достигнув 18-20 лет, юноша поступали в эфебию, где проходили подготовку к военной службе.

Женщины тоже получали военное образование. Брачный возрос у ж. составлял 18-20 лет, у мужчин 30-35. Богатые женихи- бедные невесты

Афинская система воспитания.

Высоко развитая культура, ремесло, торговля. На рабов установлена частная собственность.

Система образования направлена на формирование гармонически развитого в физическом и умственном плане человека.

Здесь впервые прозвучало человеческий идеал- всесторонне развитая личность.

К. Маркс и Ф. Энгельс.

До 7 лет дети воспитывались с помощью кормилец. Особое внимание уделялось физическому развитию и правилам хорошего поведения. После 7 лет мальчики поступали в школу грамматиста, изучавшему письмо, чтение, а затем и в школу кифариста, лит. иэстет. образование. В 13-14 перехадили в палестру где овладевали пятиборьем. В 18- 20 в эфибию, где продолжалась военное и политическое воспитание.

Девушки из аристократских семей вели замкнутую жизнь и только после 18 могли появляться на улицах во время празников.

Демокрит впервые высказал идею о природосообразности воспитания. По его мнению первоначально люди жили как дикие звери, и только потом человека достигла культура. Он считал что умного человека можно распознать по его характеру, а не по его представление о сомом себе. Ценил в воспитательном прцессе труд и упражнения. Он выступал за воспитание в семье.

Педагогические взгляды Платона и Аристотеля.

Платон ( 428-347)- ученик Сократа, создатель теории объективного идеализма.

По Платону: идеи вечны, неизменны, вещи – тени мира идей. Задача воспитания: укрепление разумной части душы путем передачи потомству принципов добродетельности.

Сочинения «государство» и «закон» он высказал идею что браки должы быть между людьми одинакового сословия., дети с самого детства должны обучаться, богатые начинают обучение раньше и закончивают его позже.

Аристотель (384-322) – ученик Платона. Он признал что мир един и идеи вещей неотделимы от самих вещей.

Римская система воспитания.

Иерархические ценности в первую очередь имели патриотический характер. Рим представлялся высшей ценностью в сознании людей. Гражданин Рима должен был обладать мужеством, стойкостью, верностью, честностью…чтить богов- покровителей своих семей.

Школы открывались при монастырях, епископских и приходских церквах. Они были двух категорий: внутренние – для мальчиков, готовившихся к пострижению в монахи, и внешние – для мирян. В них, учили детей дворян и реже именитых горожан. Приходские школы изначально предназначались для детей священников, но когда в 11 веке был установлен обед безбрачия, эти школы становились демократическими.

Основная масса народа не получала образования в школах, а воспитывалась дома в повседневном труде.

Для детей дворянских детей была введена система рыцарского воспитания, она складывалась на семи рыцарских добрадейтелях, которые включали умение ездить верхом, владеть копьём, щитом и мечом, фехтовать, плавать, охотиться, играть в шахматы. Долгое время даже грамотность не была нужна рыцарям. Они изучали французский.

Дочери воспитывались под надзором со специальной воспитательницей. Их обучали письму и чтению. Зачастую девочек отдавали на воспитания в монастыри. Здесь их обучали всестороннему развитию. Уровень обучения женщин, был выше чем мужчин.

Обрабатывая античную идеологию, интеллигенция перерабатывала её по-своему, формируя мировоззрение, противоположное господствующему. Гуманизм- в центре мировоззрения стоит человек, а не что-то божественное. В мировоззрении людей преобладает оптимизм, вера в человека, светлое будущее. Человек был главным центром изучения.

Идея гражданского воспитания, смысл в формировании члена общества. Так Леонардо Бруни настаивал на воспитании не только духа но и тела. Он является первосоздателем женского образования. Да- Фальтре открыл школу «Дом радости» где было много воздуха и света. Томазо Компанелла в своём трактате «город солнца» нарисовал образец равного общества. Француа Рабле в романе показывает недостатки староко и преимущество нового образования. Томас Мор «золотая книга» он в ней дикларирует новые принципы образования.

Дидактика Я. Коменского.

Теория чистой доски

Образование джентльмен приобретает дома по руководством воспитателя.

Года – физическое

Лет – эмоциональное

Лет – умственное

Лет – нравственное

21. И. Песталоцци и его теория элементарного образования.

Иоганн Песталоцци (1746-1827)- выдающийся швейцарский педагог, прогрессивная педагогическая мысль и один из основоположником методики начального образования.

Кершенштеинер Георг (1854-1932) Его мнение-школа должна принадлежать государству. Фор-е у учас-ся твердый хар-р буржуазную убежденность подчинение. выхватить душу ребенка за работой и запроггам-ть под себя.урезано общее об-е,введено расширенное обучение труду. «школа труда».Занятость детей на предприятии.прослеживался разрыв между массовой школой и шкл. для имущих.

Мейман,Декроли,Клапаред,Бине,и др.цель-найти новые методы изучения ребенка путем эксперимента.Мейман опред-л основные принципы в эк.пед его книга «Лекции по введению в эксп-ю пед-ку».с пом-ю тестов из-е кооф-та умтвенного раз-я определ-ть индивид-е способности.введен коэф.АЙКЮ Вильямом Штерном. стремление разрушить школьную трад. как слово учителя.

Педагогика действия.

Педагогика действия создана в германии Вильгельмом Лайем (1862-1926)восприятие-переработка-выражение.для правильного реагирования реб-ка на окр.среду Лай предлогает ор-ть социальную микросреду которая бы вынуждала согласовать свои дейс-я с законами природы и волей людей.Лай раз-т план «наблюдательно-вещное», (пред из-е жизнь,история,физика,химия,физика)«изобрно-формальное»(пред материал для выражения)Школа дол-на готовить лояльных граждан. важное место религии.

Педагогика прагматизма.

Педагогика прогматизма появилась в США прагма-действие дело выгода.джон Дьюи превозносил бурж-ю демокраию.Создал пед-ю концепцию,потребности ребенка,труд. обучения. инструментализм – 1е место занимает опыт накопленный детьми,критическое мышление знания не яв-ся ведущими.педоцентриз-принцип по которому в цетре школы стоит ребенок. понятие ребенком знаний не яв-ся главным,а интерес к деят-ти кото-й делает сам.на идеях Дьюи были основаны метод поектов,дальтон-план.его работы «школа будующего»,»школа и ребенок».позже появ-ся новая прагматич. концептия «воспитание для выживания» учение молодежи выживать в ус-х конфликтов,безработицы,соц.конфликтов.

Педагогика Экзист. «чем я явл-сь для самого себя»Бердяев Розанов Леонтьев Флоренский.выступают против раз-я науки и техники.задача воспитания – побудить ребенка быть самим собой.разный виды позвоночных отличаються меньше,чем один человек от другого,интерес должен исходить к каждой отдельной личности.Жан Поль Сартр(1905-1980)считал самым эффективным самовоспитание.на экзистенциализме строится антипедагогическое движение,негативная педагогика.

32. Педагогика неотомизма и акселерированное христианское образование («Школа 1879-основана академия Святого Фомы.распр-е неотомизма происходило во франции Италии Испании.исповедание веры в высшую силу,отвержение обьективных законов,педагоги-неотемисты требуютот ребенка соблюдение дисциплины,послушания,что яв-ся подготовкой к свободе духовной личности.отвержение заповедей Христа,идеологи нотемизма:Каннингам,Макгакен,Маритен.завтрашнего дня»).

Польша и ВКЛ обьединились в РП.Рп вела непрерывную войну с 1648-1717,много памятников уничтожено,строений,реликвии вывезены за предела гос-ва,погибал каждый 4й. католич.школы:развивались бурно,давались хорошие знания,учили раз-м языкам с целью превличения больинства,действовали женские монашеские ордены. протестанские школы:француз Ж.Кальвин(1509-1564) кал-м получил широкое распространение на восточ.землях Белорусии. ее придерживались знать магнаты,Радзивилы,Сапеги,Ходкивичи, открыто множество школ. православие: находиться в сильно усугубленном положении,власти просили подчиниться папе римскому,тем самым разрешали сохранить обряды.Постоянно велась борьба против окатольчив.и ополячивания собиролись братства при которых нах.прав.школы.в школы принимали только мальчиков. униатские школы:1637г. при школах открывались театры.театр при виленском колегиумепросущ 100лет. в белорусии в момент РП был широкий образоват.период.симон будный.мелетий смотрицкий.

П.Я.Гальперин(1901-1987)юбое умственное действиенаступает после внешней деятельности.разработал теорию поэтапного формирования умственных действий.принцип заключаеться в управлении процессом обучения,обучением можно назвать любую деятельность.в деят-ти выделяет стороны:1создание схемы ориентировочной основы деятельности2формирование материальной деятельности3внешняя речь4внутренняя речь5интеририоризация действия.действие становиться деятельностью если ее цель и мотив совпадают.

Пед.сотрдничества – отказ от монологичной формы учебно-воспитательного процесса переход к диалогической.1совместный труд ученика и учащегося2сотрудничество среди уч-ся одной группы3сотрудничеством родителей и учителей(семьи школы).В,Ф,Шаталов учитьвсех учить каждого.приобщение всех к труду.знаниям,применяет метод цепочки. С.Н. Лысенкова перспективно-опережающее обучение с использование опорных схем.коментированное управление.Амонашвили «Здравствуйте дети». «Как живете дети».пять звеньев;1наметка цели2ввод в нее учеников3условия для обдумывания и поиска4собщение ребенком учителю решения5решиние для всех

50. Актуальные требования к созданию современных систем воспитания.

Важнейшей проблемой для педагогики обновление теории социализации школьника.но сейчас многое осуществляеться в подходах и учетах достижении планирования раз-я личности.в настоящее время необходимы баланс между авторитарными принципами и новаторскими подходами,задачами школы по оптимальному развитию ребенка, итребованию школы. приоритеты воспитания:толерантное воспитание,персональные высоконравственные качества.культура,традиции,

Открытая и общинная школа.

Международные приоритеты в образовании

Открытая школа-открыта к жизни миру культуре природе знаниям «школа без стен» изучение истории в музее.химии – в лаборатории и тп. черты:опора на действие,опора на индивидуальность,на культуру,на предмет,принцип исследования,задания,идея открытой школы находит интерес в россии. общинная школа- комплекс состоящий из школы,учреждения системы обр-я взрослых и системы образовния.воспитание в духе общины,решение единых значимых и социальных задач,наз «закрытая» первая общинная школа создана в 1924 в Англии,прежде всего это начальня школа.

ОСНОВНАЯ ХРОНОЛОГИЯ

ХІ–ХІV вв. – возникновение первых университетов в Европе

1450 – открытие книгопечатания Иоганном Гутенбергом в Германии

Ян Амос Коменский

1632 – первое издание "Великой дидактики" Коменского

Джон Локк

Жан Жак Руссо

Иоганн Генрих Песталоцци

Иоганн Гербарт

Адольф Дистервег

Джон Дьюи

Рудольф Штайнер

Мария Монтессори

Селестен Френэ

Букварь Спиридона Соболя

1632 – Киево-Могилянская академия

1687 – Славяно-греко-латинская академия в Москве

Академия наук в Петербурге

Михаил Васильевич Ломоносов

1755 – Московский университет

Антон Семенович Макаренко

БГУ

Предмет истории педагогики. Фазы мирового историко-педагогического процесса, методологические подходы, принципы и задачи исследований.

Предмет истории педагогики составляет развитие восприятия, школы, пед. идеей с древности до современности. Мировой историко-педагогический процесс прошёл 3 фазы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.038 с.)