Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет истории педагогики. Фазы мирового историко-педагогического процесса, методологические подходы, принципы и задачи исследований.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предмет истории педагогики. Фазы мирового историко-педагогического процесса, методологические подходы, принципы и задачи исследований. Предмет истории педагогики составляет развитие восприятия, школы, пед. идеей с древности до современности. Мировой историко-педагогический процесс прошёл 3 фазы: Сумма идей – накопление опыта воспитания. Концепции – критическая оценка сложившегося опыта и создание в итоге многочисленных систем воспитания. Теории – создание научных теорий при появлении социальных потребностей. В качестве методологии могут выступать следующие подходы: Формационный, цивилизационный, культурологический, антропологический, конкретно-исторический, социологический. Важнейшими м етодологическими принципами являются историзм и системность. Сущность истор. принципа заключается в отражении соц.-эконом. Особенностей эпохи, определяющие содержание и методы воспитательного процесса. Сущность принципа системности- рассмотрение фактов и явлений воспит. практики в рамках всей школьной системы соответствующей эпохе. Педагогические явления могут исследоваться на 3 уровнях: межличностном, макросоциальном и макросоциальном. Воспитание как общественно-историческое явление. Концепции происхождения воспитания. Человек современного типа появился повсеместно около 40тыс. лет назад. Зарождение воспитания происходит на самой ранней ступени общественного развития. Основная задача воспитания- целенаправленная передача будущему поколению соцеально-историческогоопыта. Концепции происхождения воспитания: · Биологическая – стремление человека к продолжению рода и закон естественного отбора. Отрицается сознательный характер воспитания, представляется как психийно-естественное явление. · Психологическая – безосновательное подражание детей старшим, первобытное восстание возникло как процесс приспособление детей к существовавшему тогда прядку веще. · Соц.-эконом. – основное условие возникновения воспитания трудовая деятельность людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения. · Антропосоциогенез – объединение биологич., психолог. и соц.-эконом. концепций Особенности воспитания на разных стадиях первобытного общества. Процесс становления воспитания охватывает периоды от появления человека до появления государства. Понятие о первобытном строе существует только в марксистской науке. Согласно периодизации первобытное общество делится на 2 стадии: стадная община и родовая община, подразделяемую на матриархальную и патриархальную. Цель воспитания: переносить лишение, боль, проявлять храбрость и выносливость. Воспитание в стадной общине: всё общее, даже дети принадлежали всем, воспитание проходило коллективно. Люди делились на: старики взрослые и дети. Каждая крупа имела свои права. Разделение труда между мальчиками и девочками. Воспитание в родовой общине: воспитание подрастающего поколения опытным людям. Дети знакомятся с правилами зародившейся культуры. На данной стадии появляются зачатки научных познаний в географии, ботанике, зоологии, медицине. К концу родового строя появилась пиктография самая ранняя форма письменности. Понятие счёта «один» из «многих». Происходит в последующем перевод детей в стадию взрослых, сопровождающиеся празднованиями и испытаниями. С появлением собственности, рабства и моногамной семьи происходит разложение первобытного общества. Историческое и современное значение этнопедагогики. Этнопедагогика - совокупность мыслей, представлений, навыков и приёмов в области воспитания, отражённых в народном творчестве. Появилось в связи с необходимость передачи общественно-исторического опыта. Сначала была устная передача опыта, затем появилась писменная. Главная цель: достижение народного идеала. Формирование моральных качеств, патриотических и эстетических чувств. Принципы: воспитание в труде, связь с жизнью, окружающим миром, гуманизм и т.д. Основные средства воспитания в народной педагогике. Труд( ремесло)- помогает развивать творческое отношение к жизни. Родной язык- способ выделения особенностей народа и средство развития национального сознания. Пословицы и поговорки – представляют морально-практическую философию для простого народа. Загадки - стимулятор развития деятельности мышления. Приметы. Игры- средство повышения физической и психологической активности. Педагогические идеи в Библии. Религиозное воспитание – сознательное привитие религиозного чувства, обязательное соблюдение обрядов, определённый образ жизни. Религиозное просвещение - ознакомление со значительной частью культурного достояния. Шесть заповедей имеют общечеловеческое значение. На них в значительной мере было построено уголовное и гражданское право, складывалась определенная система воспитания нравственности. В священном писании определяются пороки людей: тщеславие, зависть, гнев, лень, чревоугодие, блуд. А так же называются добродетели: вера, воздержание, простота, невинность, скромность, знание и любовь. Храм был единственным местом где человек мог приучиться к нравственной культуре. Ветхий завет- основа авторитарной педагогики, Новый заве – для личносто-ареетнированной Педагогики. По всем религиозным правилам дети имеют не только обязанности но и права. Спартанская система воспитания. Спартанская система обусловлена особенностями социально-экономической и политической жизни страны. Рабы являлись собственностью государства, они часто поднимали восстания. Спартанцы всегда должны были находиться в боевой готовности, проявлять жестокость и насилие по отношению к рабам. Воспитание в Спарте носило военно-физический характер. После специально отбора в младенческом возрасте больных детей убивали. Здоровые дети до 7 лет воспитывались дома, затем они помещались в государственные учреждения- агеллы, объединялись в отряды и учились там до 18 лет. Здесь учили военному искусству. Достигнув 18-20 лет, юноша поступали в эфебию, где проходили подготовку к военной службе. Женщины тоже получали военное образование. Брачный возрос у ж. составлял 18-20 лет, у мужчин 30-35. Богатые женихи- бедные невесты Афинская система воспитания. Высоко развитая культура, ремесло, торговля. На рабов установлена частная собственность. Система образования направлена на формирование гармонически развитого в физическом и умственном плане человека. Здесь впервые прозвучало человеческий идеал- всесторонне развитая личность. К. Маркс и Ф. Энгельс. До 7 лет дети воспитывались с помощью кормилец. Особое внимание уделялось физическому развитию и правилам хорошего поведения. После 7 лет мальчики поступали в школу грамматиста, изучавшему письмо, чтение, а затем и в школу кифариста, лит. иэстет. образование. В 13-14 перехадили в палестру где овладевали пятиборьем. В 18- 20 в эфибию, где продолжалась военное и политическое воспитание. Девушки из аристократских семей вели замкнутую жизнь и только после 18 могли появляться на улицах во время празников. Демокрит впервые высказал идею о природосообразности воспитания. По его мнению первоначально люди жили как дикие звери, и только потом человека достигла культура. Он считал что умного человека можно распознать по его характеру, а не по его представление о сомом себе. Ценил в воспитательном прцессе труд и упражнения. Он выступал за воспитание в семье. Педагогические взгляды Платона и Аристотеля. Платон ( 428-347)- ученик Сократа, создатель теории объективного идеализма. По Платону: идеи вечны, неизменны, вещи – тени мира идей. Задача воспитания: укрепление разумной части душы путем передачи потомству принципов добродетельности. Сочинения «государство» и «закон» он высказал идею что браки должы быть между людьми одинакового сословия., дети с самого детства должны обучаться, богатые начинают обучение раньше и закончивают его позже. Аристотель (384-322) – ученик Платона. Он признал что мир един и идеи вещей неотделимы от самих вещей. Римская система воспитания. Иерархические ценности в первую очередь имели патриотический характер. Рим представлялся высшей ценностью в сознании людей. Гражданин Рима должен был обладать мужеством, стойкостью, верностью, честностью…чтить богов- покровителей своих семей. Школы открывались при монастырях, епископских и приходских церквах. Они были двух категорий: внутренние – для мальчиков, готовившихся к пострижению в монахи, и внешние – для мирян. В них, учили детей дворян и реже именитых горожан. Приходские школы изначально предназначались для детей священников, но когда в 11 веке был установлен обед безбрачия, эти школы становились демократическими. Основная масса народа не получала образования в школах, а воспитывалась дома в повседневном труде. Для детей дворянских детей была введена система рыцарского воспитания, она складывалась на семи рыцарских добрадейтелях, которые включали умение ездить верхом, владеть копьём, щитом и мечом, фехтовать, плавать, охотиться, играть в шахматы. Долгое время даже грамотность не была нужна рыцарям. Они изучали французский. Дочери воспитывались под надзором со специальной воспитательницей. Их обучали письму и чтению. Зачастую девочек отдавали на воспитания в монастыри. Здесь их обучали всестороннему развитию. Уровень обучения женщин, был выше чем мужчин. Обрабатывая античную идеологию, интеллигенция перерабатывала её по-своему, формируя мировоззрение, противоположное господствующему. Гуманизм- в центре мировоззрения стоит человек, а не что-то божественное. В мировоззрении людей преобладает оптимизм, вера в человека, светлое будущее. Человек был главным центром изучения. Идея гражданского воспитания, смысл в формировании члена общества. Так Леонардо Бруни настаивал на воспитании не только духа но и тела. Он является первосоздателем женского образования. Да- Фальтре открыл школу «Дом радости» где было много воздуха и света. Томазо Компанелла в своём трактате «город солнца» нарисовал образец равного общества. Француа Рабле в романе показывает недостатки староко и преимущество нового образования. Томас Мор «золотая книга» он в ней дикларирует новые принципы образования. Дидактика Я. Коменского. Теория чистой доски Образование джентльмен приобретает дома по руководством воспитателя. Года – физическое Лет – эмоциональное Лет – умственное Лет – нравственное 21. И. Песталоцци и его теория элементарного образования. Иоганн Песталоцци (1746-1827)- выдающийся швейцарский педагог, прогрессивная педагогическая мысль и один из основоположником методики начального образования. Кершенштеинер Георг (1854-1932) Его мнение-школа должна принадлежать государству. Фор-е у учас-ся твердый хар-р буржуазную убежденность подчинение. выхватить душу ребенка за работой и запроггам-ть под себя.урезано общее об-е,введено расширенное обучение труду. «школа труда».Занятость детей на предприятии.прослеживался разрыв между массовой школой и шкл. для имущих. Мейман,Декроли,Клапаред,Бине,и др.цель-найти новые методы изучения ребенка путем эксперимента.Мейман опред-л основные принципы в эк.пед его книга «Лекции по введению в эксп-ю пед-ку».с пом-ю тестов из-е кооф-та умтвенного раз-я определ-ть индивид-е способности.введен коэф.АЙКЮ Вильямом Штерном. стремление разрушить школьную трад. как слово учителя. Педагогика действия. Педагогика действия создана в германии Вильгельмом Лайем (1862-1926)восприятие-переработка-выражение.для правильного реагирования реб-ка на окр.среду Лай предлогает ор-ть социальную микросреду которая бы вынуждала согласовать свои дейс-я с законами природы и волей людей.Лай раз-т план «наблюдательно-вещное», (пред из-е жизнь,история,физика,химия,физика)«изобрно-формальное»(пред материал для выражения)Школа дол-на готовить лояльных граждан. важное место религии. Педагогика прагматизма. Педагогика прогматизма появилась в США прагма-действие дело выгода.джон Дьюи превозносил бурж-ю демокраию.Создал пед-ю концепцию,потребности ребенка,труд. обучения. инструментализм – 1е место занимает опыт накопленный детьми,критическое мышление знания не яв-ся ведущими.педоцентриз-принцип по которому в цетре школы стоит ребенок. понятие ребенком знаний не яв-ся главным,а интерес к деят-ти кото-й делает сам.на идеях Дьюи были основаны метод поектов,дальтон-план.его работы «школа будующего»,»школа и ребенок».позже появ-ся новая прагматич. концептия «воспитание для выживания» учение молодежи выживать в ус-х конфликтов,безработицы,соц.конфликтов. Педагогика Экзист. «чем я явл-сь для самого себя»Бердяев Розанов Леонтьев Флоренский.выступают против раз-я науки и техники.задача воспитания – побудить ребенка быть самим собой.разный виды позвоночных отличаються меньше,чем один человек от другого,интерес должен исходить к каждой отдельной личности.Жан Поль Сартр(1905-1980)считал самым эффективным самовоспитание.на экзистенциализме строится антипедагогическое движение,негативная педагогика. 32. Педагогика неотомизма и акселерированное христианское образование («Школа 1879-основана академия Святого Фомы.распр-е неотомизма происходило во франции Италии Испании.исповедание веры в высшую силу,отвержение обьективных законов,педагоги-неотемисты требуютот ребенка соблюдение дисциплины,послушания,что яв-ся подготовкой к свободе духовной личности.отвержение заповедей Христа,идеологи нотемизма:Каннингам,Макгакен,Маритен.завтрашнего дня»). Польша и ВКЛ обьединились в РП.Рп вела непрерывную войну с 1648-1717,много памятников уничтожено,строений,реликвии вывезены за предела гос-ва,погибал каждый 4й. католич.школы:развивались бурно,давались хорошие знания,учили раз-м языкам с целью превличения больинства,действовали женские монашеские ордены. протестанские школы:француз Ж.Кальвин(1509-1564) кал-м получил широкое распространение на восточ.землях Белорусии. ее придерживались знать магнаты,Радзивилы,Сапеги,Ходкивичи, открыто множество школ. православие: находиться в сильно усугубленном положении,власти просили подчиниться папе римскому,тем самым разрешали сохранить обряды.Постоянно велась борьба против окатольчив.и ополячивания собиролись братства при которых нах.прав.школы.в школы принимали только мальчиков. униатские школы:1637г. при школах открывались театры.театр при виленском колегиумепросущ 100лет. в белорусии в момент РП был широкий образоват.период.симон будный.мелетий смотрицкий. П.Я.Гальперин(1901-1987)юбое умственное действиенаступает после внешней деятельности.разработал теорию поэтапного формирования умственных действий.принцип заключаеться в управлении процессом обучения,обучением можно назвать любую деятельность.в деят-ти выделяет стороны:1создание схемы ориентировочной основы деятельности2формирование материальной деятельности3внешняя речь4внутренняя речь5интеририоризация действия.действие становиться деятельностью если ее цель и мотив совпадают. Пед.сотрдничества – отказ от монологичной формы учебно-воспитательного процесса переход к диалогической.1совместный труд ученика и учащегося2сотрудничество среди уч-ся одной группы3сотрудничеством родителей и учителей(семьи школы).В,Ф,Шаталов учитьвсех учить каждого.приобщение всех к труду.знаниям,применяет метод цепочки. С.Н. Лысенкова перспективно-опережающее обучение с использование опорных схем.коментированное управление.Амонашвили «Здравствуйте дети». «Как живете дети».пять звеньев;1наметка цели2ввод в нее учеников3условия для обдумывания и поиска4собщение ребенком учителю решения5решиние для всех 50. Актуальные требования к созданию современных систем воспитания. Важнейшей проблемой для педагогики обновление теории социализации школьника.но сейчас многое осуществляеться в подходах и учетах достижении планирования раз-я личности.в настоящее время необходимы баланс между авторитарными принципами и новаторскими подходами,задачами школы по оптимальному развитию ребенка, итребованию школы. приоритеты воспитания:толерантное воспитание,персональные высоконравственные качества.культура,традиции, Открытая и общинная школа. Международные приоритеты в образовании Открытая школа-открыта к жизни миру культуре природе знаниям «школа без стен» изучение истории в музее.химии – в лаборатории и тп. черты:опора на действие,опора на индивидуальность,на культуру,на предмет,принцип исследования,задания,идея открытой школы находит интерес в россии. общинная школа- комплекс состоящий из школы,учреждения системы обр-я взрослых и системы образовния.воспитание в духе общины,решение единых значимых и социальных задач,наз «закрытая» первая общинная школа создана в 1924 в Англии,прежде всего это начальня школа. ОСНОВНАЯ ХРОНОЛОГИЯ ХІ–ХІV вв. – возникновение первых университетов в Европе 1450 – открытие книгопечатания Иоганном Гутенбергом в Германии Ян Амос Коменский 1632 – первое издание "Великой дидактики" Коменского Джон Локк Жан Жак Руссо Иоганн Генрих Песталоцци Иоганн Гербарт Адольф Дистервег Джон Дьюи Рудольф Штайнер Мария Монтессори Селестен Френэ Букварь Спиридона Соболя 1632 – Киево-Могилянская академия 1687 – Славяно-греко-латинская академия в Москве Академия наук в Петербурге Михаил Васильевич Ломоносов 1755 – Московский университет Антон Семенович Макаренко БГУ Предмет истории педагогики. Фазы мирового историко-педагогического процесса, методологические подходы, принципы и задачи исследований. Предмет истории педагогики составляет развитие восприятия, школы, пед. идеей с древности до современности. Мировой историко-педагогический процесс прошёл 3 фазы:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.74.147 (0.013 с.) |