Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика математических методов↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Методы сбора данных Психологическая информация может быть получена из трех принципиально различных источников. Данные, полученные из этих источников, обозначаются как «L»-, «Q»- и «Т»-данные (классификация Р. Б. Кеттела). «L»-данные. Данные, полученные путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни, принято называть « L »- данными (от «life record data») Идеально было бы иметь полное и подробное описание образа жизни исследуемого лица, однако на практике это неосуществимо. В лучшем случае удается получить информацию относительно отдельных периодов или сторон жизни испытуемого, например сколько раз ученик правильно отвечал на вопросы, сколько раз нарушал дисциплину, обращался к врачу и т. п. Поэтому чаще всего «L»-данные получают путем формализации оценок экспертов, наблюдающих поведение испытуемого в определенных ситуациях и в течение некоторого периода времени. С «L»-данных обычно начинаются предварительные исследования проблемы. В многомерных исследованиях очень важно достаточно полно охватить сферу исследования. Кэттелл считает, что «L»-данные идеальны для установления тех признаков поведения, которые нуждаются в измерении. «L»- данные хороши также тем, что все виды поведения уже представлены в языковой форме. Это гарантирует не только лучший начальный выбор переменных, но и более легкую интерпретацию полученных факторов. «Q»-данные. Изучение личности с помощью опросников и других методов самооценок обозначается как «Q-данные (от «Questionnaire data»). Благодаря простоте инструментальных конструкций и легкости получения информации «Q-данные (опросники, самоотчеты, шкалы самооценок и т. п.) занимают центральное место в личностных исследованиях. Число методик для получения «Q-данных огромно. Из них наиболее известны Миннесотский многопрофильный личностный перечень (MMPI), шестнадцатифакторный личностный опросник (16PF), опросники Айзенка (EPI, EPQ), Калифорнийский психологический тест. «Т»-данные – это сведения, получаемые от объективных тестов с контролируемой экспериментальной ситуацией (objective test data), а также от физиологических измерений. «T»- данные получают в результате объективного измерения поведения (вербального, невербального, социального и индивидуального) без обращения к самооценкам или оценкам экспертов. При всем многообразии объективных тестов во всех случаях создаются специальные микроситуации, способствующие проявлению основных измеряемых свойств. Наиболее полное собрание объективных тестов представлено в «компендиуме объективных тестов личности и мотивации», составленном Р. Б. Кэттеллом и Ф. В. Варбуртоном. В этом справочнике авторами собрано более 400 различных тестов, расклассифицированных на 12 групп. Например: - тесты способностей. Выяснилось, что некоторые тесты, первоначально созданные для исследования интеллектуальных функций, знаний и способностей, высоко коррелируют с личностными факторами, например показатели беглости речи, моторной ригидности высоко коррелируют с фактором «невротическая регрессия–мобилизация энергии». - тесты умений и навыков. К этой группе относятся тесты на зрительно-моторную координацию, координацию движений рук, точность прохождения лабиринта и т. п. - опросники. Это группа тестов, построенная в виде анкетного опроса о поведении, вкусах, привычках и т. п., например анкеты для опроса о состоянии здоровья, выполнении гигиенических требований и т. Д. - проективные тесты. Сюда относятся все виды формализованных проективных личностных тестов. - ситуационные тесты. Они предполагают создание определенной социальной ситуации. Например, одно и то же задание выполняется в одиночестве и перед всем классом, для личного зачета и для командного, в ситуации соревнования или кооперации и т. д. - игры. В игровых ситуациях хорошо проявляются индивидуальные особенности личности испытуемого. Поэтому многие игры включены в состав объективных тестов. - физиологические тесты. К ним относятся тесты, в которых регистрируются физиологические показатели: КГР, ЭКГ, ЭЭГ, тремор и т. п. - физические тесты. Их не всегда легко отличить от физиологических. Размер грудной клетки, удельный вес тела, тургор мышц, величина жировой складки и другие показатели относят к физическим тестам. Объективные тесты представляют собой истинно экспериментальный подход, полностью освобожденный от субъективных оценок. Большинство специалистов считают эту область наиболее перспективной, а Кеттелл сравнил переход к ним с «прохождением звукового барьера в авиации или с любым другим прорывом в науке в область новых принципов». Общая характеристика математических методов Достижения экспериментальной психологии Дополнительные статистические показатели для оценки Результатов факторного анализа Как правило, в любой компьютерной программе по ФА предусмотрен расчет показателей описательной статистики по матрице исходных данных (смешения), в частности, вычисление общего количества наблюдений, среднего арифметического значения и среднего квадратичного отклонения. Эти простые показатели позволяют быстро сравнить между собой все анализируемые переменные, и уже на уровне анализа исходных данных попытаться найти возможные ошибки, связанные либо с проведенными измерениями, либо с вводом данных в компьютер. Например, если при сборе данных использовалась 7-балльная шкала, то нас должно насторожить среднее значение по какой-то переменной, равное 0.87, или резко отличающаяся от других величина среднего квадратичного отклонения. Коэффициент сферичности Бартлета используется для оценки «хорошести» корреляционной матрицы. Если этот коэффициент достаточно большой, а соответствующий ему уровень значимости мал (например, меньше 0,05 или 0,01), то это свидетельствует о надежности вычисления корреляционной матрицы. Кроме того, для оценки надежности вычислений элементов корреляционной матрицы и возможности ее описания с помощью ФА во многих статистических программах применяется так называемая мера адекватности выборки Кайзера–Мейера–Олкина (КМО) [4]. По мнению Г. Кайзера, значения КМО около 0,9 оцениваются как «изумительные», 0,8 – «достойные похвалы», 0,7 – «средние», 0,6 – «посредственные», 0,5 – «плохие», а ниже 0,5 – «неприемлемые». Для оценки надежности вклада в корреляционную матрицу каждой переменной в отдельности также используют меру выборочной адекватности (например, коэффициент MSA в системе SPSS). Вышеприведенные характеристики Г. Кайзера справедливы и для оценки этих величин тоже. Исследование надежности каждой переменной позволяет исключить из расчетов одну или несколько переменных, и тем самым повысить результативность ФА. Работая с различными данными, Г. Кайзер установил, что величина данного коэффициента адекватности повышается при: а) увеличении количества переменных, б) возрастании числа наблюдений каждой переменной, в) уменьшении числа общих факторов и г) увеличении абсолютных значений коэффициентов корреляций. По сути дела он выделил те условия, при которых повышается адекватность данных, а следовательно, и информативность ФА. Методы сбора данных Психологическая информация может быть получена из трех принципиально различных источников. Данные, полученные из этих источников, обозначаются как «L»-, «Q»- и «Т»-данные (классификация Р. Б. Кеттела). «L»-данные. Данные, полученные путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни, принято называть « L »- данными (от «life record data») Идеально было бы иметь полное и подробное описание образа жизни исследуемого лица, однако на практике это неосуществимо. В лучшем случае удается получить информацию относительно отдельных периодов или сторон жизни испытуемого, например сколько раз ученик правильно отвечал на вопросы, сколько раз нарушал дисциплину, обращался к врачу и т. п. Поэтому чаще всего «L»-данные получают путем формализации оценок экспертов, наблюдающих поведение испытуемого в определенных ситуациях и в течение некоторого периода времени. С «L»-данных обычно начинаются предварительные исследования проблемы. В многомерных исследованиях очень важно достаточно полно охватить сферу исследования. Кэттелл считает, что «L»-данные идеальны для установления тех признаков поведения, которые нуждаются в измерении. «L»- данные хороши также тем, что все виды поведения уже представлены в языковой форме. Это гарантирует не только лучший начальный выбор переменных, но и более легкую интерпретацию полученных факторов. «Q»-данные. Изучение личности с помощью опросников и других методов самооценок обозначается как «Q-данные (от «Questionnaire data»). Благодаря простоте инструментальных конструкций и легкости получения информации «Q-данные (опросники, самоотчеты, шкалы самооценок и т. п.) занимают центральное место в личностных исследованиях. Число методик для получения «Q-данных огромно. Из них наиболее известны Миннесотский многопрофильный личностный перечень (MMPI), шестнадцатифакторный личностный опросник (16PF), опросники Айзенка (EPI, EPQ), Калифорнийский психологический тест. «Т»-данные – это сведения, получаемые от объективных тестов с контролируемой экспериментальной ситуацией (objective test data), а также от физиологических измерений. «T»- данные получают в результате объективного измерения поведения (вербального, невербального, социального и индивидуального) без обращения к самооценкам или оценкам экспертов. При всем многообразии объективных тестов во всех случаях создаются специальные микроситуации, способствующие проявлению основных измеряемых свойств. Наиболее полное собрание объективных тестов представлено в «компендиуме объективных тестов личности и мотивации», составленном Р. Б. Кэттеллом и Ф. В. Варбуртоном. В этом справочнике авторами собрано более 400 различных тестов, расклассифицированных на 12 групп. Например: - тесты способностей. Выяснилось, что некоторые тесты, первоначально созданные для исследования интеллектуальных функций, знаний и способностей, высоко коррелируют с личностными факторами, например показатели беглости речи, моторной ригидности высоко коррелируют с фактором «невротическая регрессия–мобилизация энергии». - тесты умений и навыков. К этой группе относятся тесты на зрительно-моторную координацию, координацию движений рук, точность прохождения лабиринта и т. п. - опросники. Это группа тестов, построенная в виде анкетного опроса о поведении, вкусах, привычках и т. п., например анкеты для опроса о состоянии здоровья, выполнении гигиенических требований и т. Д. - проективные тесты. Сюда относятся все виды формализованных проективных личностных тестов. - ситуационные тесты. Они предполагают создание определенной социальной ситуации. Например, одно и то же задание выполняется в одиночестве и перед всем классом, для личного зачета и для командного, в ситуации соревнования или кооперации и т. д. - игры. В игровых ситуациях хорошо проявляются индивидуальные особенности личности испытуемого. Поэтому многие игры включены в состав объективных тестов. - физиологические тесты. К ним относятся тесты, в которых регистрируются физиологические показатели: КГР, ЭКГ, ЭЭГ, тремор и т. п. - физические тесты. Их не всегда легко отличить от физиологических. Размер грудной клетки, удельный вес тела, тургор мышц, величина жировой складки и другие показатели относят к физическим тестам. Объективные тесты представляют собой истинно экспериментальный подход, полностью освобожденный от субъективных оценок. Большинство специалистов считают эту область наиболее перспективной, а Кеттелл сравнил переход к ним с «прохождением звукового барьера в авиации или с любым другим прорывом в науке в область новых принципов». Общая характеристика математических методов
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.251.103 (0.006 с.) |