Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Причины победы большевиков в гражданской войнеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Важную роль в разгроме Белого движения сыграл недостаток его политического обеспечения. Гражданская война в России вновь – после религиозных войн средневековья и Великой французской революции – продемонстрировала огромное значение политических лозунгов, идеологии в сплочении и мобилизации масс. Военизированные белые, в отличие от политизированных красных, не смогли использовать эту козырную карту. Причиной послужила относительная слабость, нединамичность правых и либеральных политических сил, не сумевших адаптироваться к резко изменившейся в 1917 году обстановке в стране, а также традиционная аполитичность российских офицеров. Белое движение оставалось разнородным, объединенным, прежде всего негативной целью – борьбой с большевиками. Все это не только не позволило выработать четких и популярных лозунгов, но и способствовало определенному моральному перерождению Белого движения. "Начатое "почти святыми", оно попало в руки "почти бандитов", - с горечью писал один из его идеологов В.В. Шульгин. Хотя белые правительства признали формально верховенство Колчака, между их лидерами сохранялись несогласованность и внутренние антагонизмы. Возможно, решающую роль в поражении белых сыграли их противоречия с так называемыми лимитрофными государствами, национальным движением, а также запоздалые и несогласованные действия Антанты, которые ни в малейшей степени не напомнили те "комбинированные подходы", о которых с упоением писала советская историография. На стороне большевиков было важное преимущество – центральное положение в России. Это позволяло им не только располагать мощным экономическим потенциалом (основные людские ресурсы и подавляющая часть металлообрабатывающей промышленности), чего не было у белых, но и быстро маневрировать своими силами, оперативно перебрасывая их на наиболее опасные участки. Истоки победы красных коренились в их успехах организации тыла и государственном строительстве. Благодаря созданному огромному госаппарату, да и большевистской партии они гораздо эффективнее могли концентрировать ресурсы, подавлять оппозицию, проводить массовые мобилизации в армию. Большевики сталкивались с невиданным дезертирством. За 1918 – 1920 г.г. в Красную Армию было привлечено 6,7 млн. человек, а только в 1919 – 1920 г.г. было выявлено и возвращено на службу более 2,8 млн. дезертиров. Тем не менее, в результате повальных мобилизаций и облав на дезертиров Красная Армия росла невиданными темпами. Таким образом, успех большевиков был достигнут при примерном равенстве сил во многих, прежде всего, в военном, отношениях. Поэтому важно понять, в чем же основная причина их победы. Видимо, наиболее точно можно было бы определить ее следующим образом: большевики победили не столько в силу собственной силы, сколько в силу слабости их противников.
Советское государственное управление было перестроено после иностранной военной интервенции и гражданской войны на основе восстановления и развития принципов Конституции РСФСР, с учетом глубокого системного кризиса власти, общества. Решающим стало осознание сущности как поворота, который произошел в 1917—1920 гг., так и возможных перспектив. Советский тип власти и управления получил в те годы широкую поддержку, так как народ убедился на собственном опыте в его способности выражать практически коренные интересы абсолютного большинства населения. Опыт 1917—1920 гг. обнаружил присущий этому типу управления мощный социальный арсенал рычагов мобилизации ресурсов и оперативного решения как насущных, конкретно-ситуационных задач, так и перспективных, долговременных проблем. Этот социальный механизм оказался гораздо сильнее подобного механизма интервентов и антисоветских российских сил. Он перевел Россию на новые рельсы. Народ не хотел возвращаться к старому, хотя такая альтернатива не исключалась. Отечественный и мировой опыт доказывал необходимость не останавливаться, не топтаться на месте в ожидании “мировой революции”, идти только вперед, реализовать выбор 1917 г., сделавший Россию впервые в истории новатором цивилизационного творчества, основываться на новых ценностных идеалах, осуществлять радикальные преобразования. Утвердилась в общественном сознании идея безальтернативной замены старого образа государственного управления новым, основанным на принципах народной собственности, власти, без угнетения и эксплуатации человека человеком. Осмысливалась политически диалектика двух диаметрально противоположных процессов: а) утверждения прямой демократии трудящихся в лице Советов, созданных ими самими в процессе революционной борьбы и ставших феноменальным проявлением их самодеятельной инициативы; б) сохранения, развития, обновления вековечных государственных традиций. Требовалось нащупать оптимальный вариант их рационального совмещения. Была отвергнута утопическая идея скачка, быстрых темпов, коротких сроков социальных преобразований, возникновение которой связано с психологической ориентацией на самочинные революционные изменения, с так называемой красногвардейской атакой на капитал, с отрицательными последствиями военно-коммунистического штурма капитализма в 1918—1920 гг. Утверждалось представление о длительности функционирования государственного управления в условиях сложного и неведомого перехода к новому обществу. Государственному управлению предстояло перейти к направляемому эволюционному реформированию. Экстремальная ситуация 1917—1920 гг. максимально обострила идейно-политическую атмосферу, классовый раскол, гражданское противостояние. Люди, не разделявшие идейную платформу, курс антикапиталистических преобразований, не могли служить в государственно-политических органах. Опытом 1917—1920 гг. была доказана настоятельная необходимость ускорить формирование новых фундаментальных основ государственного управления в экономической, социальной, политической, духовной сферах на базе живого творчества народа. Органам же управления надлежало развить, организовать это творчество как решающий фактор действительности для достижения близких и понятных народу ценностей. Предстояло преобразовать организационную структуру, кадровый состав аппарата государственного управления, придать всем звеньям системы управления гибкость форм организации, способность перестраиваться адекватно складывавшимся ситуациям, сохранять и укреплять связь с социальной опорой — многомиллионными слоями трудящихся. Допущенные ошибки, просчеты управления следовало исправлять по ходу дела, одновременно снизу и сверху, в соответствии с ритмом жизни общества. Послевоенный кризис обострил восприятие новых идей государственного управления, заставив пересмотреть соотношение его конституционных и чрезвычайных методов, структур, функций. Начавшееся весной 1921 г. нэповское реформаторство, направленное приоритетно на экономическую сферу жизни общества, коснулось государственного управления, воплотило сочетание новаторства и преемственности прошлого опыта. Государственное управление имело долговременные цели: восстановить, развить и преобразовать экономику на основе государственного уклада, сделать ее основой укрепления экономической и политической свободы, обороноспособности России, непрерывного повышения жизненного уровня трудящихся; ликвидировать классовый антагонизм, эксплуатацию человека частным капиталом и др.; формировать новые экономические, социально-политические, духовные связи; возвысить роль системы государственного управления в соответствии с российской традицией реформирования сверху, идеей решающей роли государства; вовлечь трудящихся в управление государством на конституционной основе. Среди текущих задач государственного управления преобладали в начале 20-х гг. следующие: упразднить чрезвычайные органы, отказаться от чрезвычайных методов; привести старый государственный аппарат в соответствие с новым типом государства, власти; преодолевать бюрократизм управления и т. д. Послевоенная обстановка требовала безболезненного перехода к другим способам государственных действий: вместо “красногвардейских атак”, чрезвычайщины, милитаризации, тотального военно-коммунистического огосударствления к новым отношениям, методам, образу государственного управления. Исходным фундаментальным принципом его должны стать интересы трудящегося большинства, благо всей массы общества в рамках классового содержания. Самым первоочередным среди основных направлений послевоенной перестройки государственного управления стала ликвидация, преобразование чрезвычайных органов, отказ от чрезвычайных функций и методов работы конституционных органов, от военно-коммунистического образа управления. Острая борьба сторонников военно-коммунистической и нэповской моделей управления расколола руководящую элиту правящей партии, отразилась в различных платформах, появлении фракциий, длительной общепартийной дискуссии, сокрушила “чрезвычайщиков”, помогла осознать размеры и опасность социальной базы “чрезвычайки”. Система управления сплочена под знаменем новых подходов к его объектам. Отвергнуты идеи как тотального, так и безгосударственного или ослабленного государственного и лишь общественного самоуправления. Восстановлены и максимально возможно реализованы конституционные нормы власти и управления. Ежегодно избирались, созывались, работали Всероссийские, местные съезды Советов, проводились сессии ВЦИК, местных исполкомов, заседания президиумов; был увеличен количественный состав представительных, исполнительных органов. Никакие другие органы не могли принимать законы. Возросла роль съездов Советов всех уровней, ВЦИК, где усилена роль президиума и созданы постоянные федеральные бюджетная и другие комиссии. На заседания Советов привлекались рабочие, крестьяне; заседания местных Советов проводились нередко в рабочих кварталах, на промышленных предприятиях. Работники органов власти и управления регулярно отчитывались перед населением, информировали трудящихся о всех мероприятиях советской власти. С целью усиления надзора за государственным аппаратом, устранения бюрократизма, волокиты, возвышалась роль рабоче-крестьянской инспекции, в работе которой участвовали широкие массы рабочих и крестьян. Изменились в сторону демократизации, были упорядочены на конституционной основе взаимоотношения центральных и местных органов управления, расширены права, самостоятельность последних. Они стали функционировать на основе законно изданных в развитие Конституции специальных Положений (1922 г.) о губернских, уездных, городских, волостных Советах, их исполкомах. Активизации их служил лозунг оживления Советов после войны. Вопросы перестройки органов власти, управления решались коллективно на уровне Всероссийских съездов, сессий ВЦИК. Повышен статус, возросла роль высшего государственного управления, высшего исполнительного и распорядительного органа — СНК, который под председательством В.И. Ленина перестроил в короткие сроки, упорядочил всю систему управления, обеспечил нэповское восхождение России. Упразднялись совнаркомы губернских, городских Советов, существовавшие в годы интервенции и гражданской войны. Повышению эффективности управленческого механизма способствовало развертывание его функционирования на плановых началах в соответствии с перспективным планом ГОЭЛРО, разработанным коллективом ученых, одобренным сначала VIII и затем утвержденным IX Всероссийскими съездами советов в декабре 1920 и 1921 гг. Первый в мировой цивилизации опыт государственного планирования рождался в Советской России на основе преобладания государственной и общественной собственности, утверждения власти народных Советов, позволял концентрировать оптимально скудные материальные, финансовые, людские ресурсы на решении приоритетных проблем электрификации, народнохозяйственного возрождения, достижения современной энерговооруженности труда и проявился по мере экономической, политической стабилизации в текущем, контрольно-годовом планировании. Постепенно возникла система планового управления во главе с государственной плановой комиссией, “плановое развитие стало характерной чертой государственного руководства экономикой”. Произошло более четкое разделение функций государственных управленческих структур, усилена роль ВСНХ, местных СНХ в руководстве экономикой, изменена внутренняя структура ВСНХ, из ведения его главных комитетов изымались и передавались непосредственно предприятиям вопросы приобретения сырья, реализации продукции, распределения средств, что определило тенденции упразднения разбухшей в военное время системы главкизма и развития хозяйственной самостоятельности предприятий. Радикальное поствоенно-коммунистическое реформирование воплотилось в трестировании, акционировании, синдицировании промышленности, поддержке концессионной, смешанной, кооперативной форм государственного капитализма, разветвленной банковской системы, развитии товарно-денежных, рыночных отношений, проведении финансовой и денежной реформ, частичной денационализации и приватизации мелких и средних предприятий, использовании частного и иностранного капитала и др. Характерно было использование рыночных механизмов, дифференцированных налогов, комплекса экономических методов управления при расширении его демократических принципов. В системе государственного управления возникли структуры, ведавшие сферами внутренней торговли (Комиссия СТО, Наркомат), концессий (Главный концессионный комитет), кооперации, кредита и др., что изменяло априорные догматические и военно-коммунистические представления о характере советского управления. Все большую роль в управлении играли профсоюзные, кооперативные, молодежные и другие общественные организации, их выборные органы. Одновременно суживалась его плюралистическая основа. Усилилась тенденция ликвидации многопартийности Советов, уменьшались количественно фракции меньшевиков и эсеров в составе всероссийских и местных съездов Советов. В трудах лидеров, документах РКП(б) обосновывались тезисы “диктатуры партии”, целесообразности монопартийной политической системы, преследования и репрессий небольшевистских партий. Коммунистической партии отводилась роль единственного идеологического, политического руководящего ядра в системе власти и управления. Утверждался в сознании и практике постулат о том, что партия и руководит, и управляет в государстве рабочих и крестьян. Нэповское государственное управление опиралось на конституционные основы, развитые и конкретизированные в Гражданском, Уголовном, Земельном, Гражданско-процессуальном, Уголовно-процессуальном кодексах, Кодексе законов о труде и других, вступивших в действие в 1922 г., ставших результатом интенсивной кодификационной работы, в которой участвовали крупные ученые, государственные и общественные деятели. Кодексы заменили чрезвычайное законодательство военного происхождения, укрепили законодательную базу, создали единое правовое пространство российского управления, которое опиралось на расширявшиеся рамки правового регулирования общественных отношений. Судебная реформа, создание прокуратуры РСФСР как высшего органа правового надзора, реорганизация всех звеньев системы юстиции и правоохранительных органов, законодательства о правах граждан существенно повлияли на становление послевоенного управления в соответствии с советским характером демократии. Российское государственное управление приобретало новые аспекты в связи с углублением интеграции советских государств. В 1918—1920 гг. Россия, Украина, Латвия, Литва, Белоруссия объединили армии, военное командование, управление транспортом, связью, финансами, снабжением, создали денежную систему на основе российского рубля. РСФСР взяла на себя все расходы этих государств по содержанию армий, государственного аппарата, налаживанию экономической жизни. Опираясь на итоги и уроки военно-политического союза, самостоятельные государства Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Украина заключили с РСФСР договоры о сотрудничестве не только по военным, но и по экономическим, а затем и дипломатическим вопросам, осуществляли единую таможенную политику без таможенных границ. Возникли объединенные наркоматы путей сообщения, почт, телеграфа и др. ВСНХ приобретал черты общефедеративного органа, отраслевое управление переходило к органам РСФСР. Нэп диктовал интеграцию управления. Были активизированы поиски путей координации государств в сфере власти и управления. Представители государств стали участвовать в работе Всероссийских съездов Советов, ВЦИК, а в декабре 1921 г. вошли в его состав. ВЦИК выступал теперь в роли не только российского, но и общефедеративного органа. Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Украина распространяли действие отдельных законов РСФСР, утверждали их (“регистрация законов РСФСР”). Уполномоченные наркоматов РСФСР управляли объединенными наркоматами этих государств, координировалась работа необъединенных наркоматов. В органах власти и управления РСФСР представители этих государств имели широкие полномочия. Органы их управления строились по образцу РСФСР. Азербайджан, Армения, Белоруссия, Бухара, Грузия, Дальневосточная республика, Украина, Хорезм уполномочили РСФСР представлять и защищать их интересы на международной конференции в Генуе, подписывать все акты и от их имени. Тогда же, в 1922 г., развернулись активные поиски нового уровня федеративных отношений. Однако аппарат управления оставался по сути старым, был чуть-чуть “подмазан советским миром”, а отдельные его звенья работали против власти. Сказывались и прежние военно-коммунистические склонности, подпитываемые интервенционистскими силами на окраинах государства, ультимативными угрозами с Запада и Востока, нэповской стихией, нэпманским разгулом, сохранением безработицы, преступности, детской беспризорности, низкого уровня жизни и др. С учетом первого года нэповского реформирования были внесены существенные коррективы в первоначальную концепцию нэпа, в организацию управления. На основе опыта двух послевоенных лет и в целом первого советского пятилетия сделаны выводы принципиального характера и внесены перспективные предложения. Это пятилетие стало переломным в российской истории, решающим в становлении советской формы государственности, народной власти и управления. Россия стала советской, вышла из первой мировой войны, защитила свою государственность от попыток реставрировать старый строй. Преобразования выводили Россию на новый уровень развития, явились составной частью мирового и российского модернизационного процесса. В.И. Ленин признал иллюзорной ставку на скорую всемирную революцию, короткий переходный период к новому обществу, бестоварность будущего общества, отметил отсталость России от цивилизованных государств мира, обосновал возможность существования России до следующего мирового военного конфликта в условиях постоянной угрозы западноевропейских государств. России надлежало весь аппарат управления построить рационально, на принципах его научной организации, освободить от бюрократических и других излишеств, максимально сократить, удешевить, сделать гибким, оперативным, эффективным. Решение этих задач следовало возложить на реорганизованный Рабкрин (Рабоче-крестьянскую инспекцию), привлечь туда лучшие силы специалистов, рабочих, крестьян, сделать приоритетной его нормативную функцию, особым образом организовать его совместную работу с органами авторитетного партийного контроля, сохранив статус НК РКИ в составе правительства. Исходя из фактической роли правящей партии в системе государственной власти и управления, В.И.Ленин обосновал необходимость увеличения количественного состава ЦК и ЦКК (Центральной контрольной комиссии) за счет наиболее активных политически рабочих и крестьян; совершенствования организации их взаимоотношений; замены И.В. Сталина на посту генсека ЦК; делегирования членов ЦКК в наркомат РКИ; использования его обследовательских материалов для разработки партийных решений, государственных законов и других актов. Таким путем предполагалось укрепить коллективность в работе структур и ЦК в целом, контроль над партийными должностными лицами; предотвратить генсековский вождизм, не допустить сосредоточения непомерно большой власти в руках генсека, который призван обеспечить работу секретариата как исполнительного органа ЦК, его политбюро. В.И. Ленин предложил следовать неукоснительно решениям VIII — XI съездов РКП (б) и “пресечь наметившуюся тенденцию подмены Советской власти правящей партией. Партия, считал он, не должна подменять Советскую власть, но лишь направлять ее деятельность”. Концептуальные предложения были направлены на радикальную корректировку государственного устройства и управления на основе усиления роли партии, развития исторического творчества трудящихся, которое играло роль решающего фактора общественного развития и становления государственного управления советского типа. Реализация этих предложений, вызвавших общепартийную дискуссию по вопросам реорганизации Рабкрина, происходила в условиях образования СССР.
Всемирно-историческое значение Великой Октябрьской социалистической революции Великая Октябрьская социалистическая революция коренным образом отличалась от всех предшествующих социальных революций тем, что последние лишь заменяли одну форму эксплуатации другой, а социалистическая революция навсегда ликвидировала эксплуатацию и эксплуататоров. Свершил ее российский рабочий класс в союзе с беднейшим крестьянством, составлявшим почти 65% сельского населения. Мощь пролетариата, во главе которого стояла партия большевиков, вооруженная знанием марксистско-ленинской теории, и слабость буржуазии, крах буржуазных партий способствовали успеху революции. Международный империализм, втянутый в мировую кровопролитную войну, не мог активно выступить против русской революции. В то же время пролетариат России, выступивший во главе трудящихся всех угнетенных наций, пользовался поддержкой международного рабочего класса. Все эти факторы обусловили победоносное завершение социалистической революции. «Победа Октября — главное событие XX века, коренным образом изменившее ход развития всего человечества»,— говорится в постановлении ЦК КПСС «О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции» (О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Постановление ЦК КПСС от 31 января 1977 года, с. 3). В результате этой победы возникло первое в мире социалистическое государство. Великий Октябрь открыл новую эпоху — эпоху революционного обновления мира, эпоху перехода человечества от капитализма к социализму, эпоху борьбы «за освобождение народов от империализма, за прекращение войн между народами, за свержение господства капитала, за социализм» (см.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 37, с. 171). Октябрьская социалистическая революция положила начало созданию мировой системы социализма. Великий Октябрь расковал могучие силы социального прогресса, которые за кратчайший исторический срок неузнаваемо преобразили облик всей планеты. Октябрь стал знаменем народов, строящих новое общество, вдохновляющим примером трудящихся, ведущих борьбу против ига капитала. Великая Октябрьская социалистическая революция, решая проблемы нашей страны, затронула общие, выдвинутые ходом общественного развития всего человечества проблемы. «Всемирно-историческое значение Октябрьской революции как раз в том и состоит,— сказал на юбилейном торжественном заседании, посвященном 60-летию Октября, Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев,— что она открыла путь к решению этих проблем и тем самым — к созданию на земле нового типа цивилизации». Октябрь доказал возможность коренного изменения политических основ общества, установления власти трудящихся. Вся история нашей страны подтвердила вывод В. И. Ленина о том, что без власти народа, без социалистической государственности, помимо нее путей к социализму не было и нет. Победа Октября открыла возможность покончить с многовековой эксплуатацией, вырваться из плена экономической стихии на основе ликвидации частной и создания общественной собственности. Анархия производства уступила место научному, плановому управлению хозяйством. Октябрьская революция вызвала духовное раскрепощение трудящихся. За время жизни одного поколения страна избавилась от безграмотности. Трудящиеся стали активными участниками культурной жизни, творцами духовных ценностей. Социалистическая революция успешно разрешила национальный вопрос в нашей стране. Победа Октября была одновременно победой в борьбе за национальное освобождение. Главным итогом Великого Октября является общество реального социализма, существующее в нашей стране и братских социалистических государствах. Оно создано трудящимися и в интересах трудящихся, оно олицетворяет собой будущее человечества. Самоотверженным трудом советского народа построено общество развитого социализма — ныне высшее достижение социального прогресса, как указывается в постановлении ЦК КПСС от 31 января 1977 года «О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции». Октябрьская революция всесторонне раскрыла великую всемирно-историческую освободительную миссию рабочего класса. Опыт революции подтвердил истинность ленинского положения о том, что только рабочий класс, ведомый Коммунистической партией, может руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемых в деле создания нового общественного строя. Установление и упрочение Советской власти как одной из форм диктатуры пролетариата на деле обеспечило невиданную, невозможную ни в одной капиталистической стране свободу и демократию для гигантского большинства трудящихся. Всемирно-историческое значение победы Октября в том, что в нашей стране создана самая справедливая организация общества в интересах трудящихся. Октябрь дал мощный импульс мировому революционному процессу, вдохновил революционеров всех стран. Опыт победоносных социалистических революций в Европе, Азии и Латинской Америке, при всем своеобразии каждой из них, подтверждает истинность ленинского вывода о неизбежности повторения в международном масштабе основных черт Октябрьской революции. Содружество социалистических стран, продолжая опыт Октября, стало могучим фактором социального прогресса, несокрушимым оплотом мира, демократии и социализма. Великий Октябрь открыл перед угнетенными народами перспективы национально-освободительной борьбы и крушения колониальной системы. Все мировое общественное развитие после Октября 1917 года подтверждает правильность ленинской оценки международного значения нашей революции. «История человечества,— писал Ленин,— проделывает в наши дни один из самых великих, самых трудных поворотов, имеющих необъятное — без малейшего преувеличения можно сказать: всемирно-освободительное — значение»
Гражд́анская войн́а и во́енная интерв́енция в России — период в истории СССР, характеризующийся борьбой рабочих и трудящихся крестьян Советского государства и его Вооружённых Сил под руководством Коммунистической партии за защиту завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции, за создание нового социалистического общества, за независимость Советского государства от сил внутренней и внешней контрреволюции.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 829; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.194.130 (0.02 с.) |