ТОП 10:

Устройство мира после Второй мировой войны.



Разгром Герм.и ее союзников во Второй мировой войне изменил расстановку сил в мире. Воина принесла подавляющему большинству европейских стран oгромные материальные и людские потери. Доля восточноевропейского региона в мировом промышленном производстве уменьшилась в 2 раза. Германия, Япония, Италия были отстранены от участия в мировой политике. Ведущую роль стали играть страны-победительницы.Модель нового мира, построенного па принципах либеральной демократии, была сформулирована в Атлантической хартии президентом США Ф. Рузвельтом совместно с. Черчиллем в 1941 г. Предполагалось, что эти принципы (отказ от насилия, право народов на самоопределение, разоружение, свободная терпели) создадут предпосылки для достижения согласия в мировой политике.

Путь становления сверхдержав шел через создание ядерного оружия (США - 1945 г., СССР 1949 г.) и производство межконтинентальных ракет. Мировая политика в послевоен. период шла пол знаком перехода от многополярности к биполярности мирового устройства.Антигитлеровская коалиция имела серьезные внутр. противоречия. Однако в условиях борьбы с нацизмом союзники стремились найти согласие. Одни-ми из важнейших и спорных являлись проблемы послевоенного устройства мира. Крымская (4-11 февраля 1945 г.), а затем Потсдамская конференции (17 июля - 2 августа 1945 г.) определили политику СССР, США. Великобритании по отношению к побежденным странам, а также новые границы многих стран, принимавших участие в войне. СССР переходила территория Восточной Пруссии (ныне Клининградская область), Закарпатская Украина, область Печенга, Южный Сахалин и Курильские острова.Граница Польши и Германии устанавливалась по Одеру и Западной Нейсе. Польша получилa земли «Данцигского коридора». Венгрия передавала Чехословакии территорию в окрестностях Братиславы и южные районы Словакии, а Северную Трансильванию - Румынии. Италия сохранила территорию в границах 1938 г., признала независимость Албании и Эфиопии.По реш. Потсдамской конференции была произведена депортация немецкого населения с территории Судетской области Чехословакии, зе-мель, перешедших Польше, а также из Вост.Пруссии, Венгрии.

На посл. этапе войны в большинстве восточноевропейских стран происходил процесс консолидации бывших оппозиционных партий и движений. Эти коалиции получили название нац. или отечественных фронтов. Болгарский Отечественный фронт образовался еще в 1942 г., а в сентябре 1944 г. было сформировано коалиционное правительство Фронта под руководством К. Георгиева. В сентябре ] 944 г. создан Нац.-демокр.Фронт Румынии. В декабре 1944 г. сформирован Венгерский нац. фронт и переходное правительство. В марте 1945 г. создан Национальный Фронт чехов и словаков во главе с К. Готвальдом.Внутриполит. обстановка в Польше характеризовалась противоборством между созданным в июле 1944 г. Комитетом национального освобождения и эмиграционным правительством С. Миколайчика. Однако в соответствии с решениями Крымской конференции в Польше было создано коалиционное правительство, которое в июне 1945 г. возглавил Э. Осубка-Моравский. Вице-премьером Временного правительства Национального единства стал С. Миколайчик.Во всех восточноевропейских странах был ликвидирован монархический строй, начато восстановление экономики и решение острейших соц. проблем. Первое послевоенное время (1945-1946 гг.) стало периодом нар.демократии в этих странах. СССР активно влиял на полит.судьбу Восточной Европы, однако не форсировал создание коммунистических режимов, придерживаясь договоренностеи Сан-Францисской конференции (апрель 1945 г.). В «Декларации об освобожденной Европе» США, СССР, Великобритания возглавили на себя обязательства по поддержке демокр.преобразований в освобожденных странах и обеспечению свободы выбора путей развития.

Причины и характер «холодной войны».

.Итак, “холодная война” возникла вскоре после окончания Второй Мировой войны, когда союзники принялись подводить ее итоги. Что же они увидели? Во-первых, пол-Европы оказалось в советской зоне влияния, и там лихорадочно возникали просоветские режимы. Во-вторых, возникла мощная волна освободительного движения в колониях против метрополий. В-третьих, мир быстро поляризовался и превращался в двухполюсной. В-четвертых, на мировой арене сформировались две сверхдержавы, военно-экономическая мощь которых давала им существенное превосходство над другими. Плюс ко всему, интересы стран Запада в различных точках земного шара начинают наталкиваться на интересы СССР. Вот это новое состояние мира, образовавшееся после Второй Мировой войны, быстрее других и осознал Черчиль, провозгласив “холодную войну”.

объединились против СССР. Советский Союз же, стремясь обезопасить себя, создал вокруг своей границы своего рода буфер, окружив себя странами, в которых по окончании военных действий сформировались просоветские правительства. Таким образом мир был разделен на два лагеря: капиталистический и социалистический. И в том, и в другом были созданы так называемые системы коллективной безопасности - военные блоки. В апреле 1949 года была создана Организация североатлантического договора - НАТО, куда входили США, Канада и страны Западной Европы. В мае 1955 года - подписан Варшавский Договор. В него входили (на момент подписания) Албания (Позже (в 1968 г.) она денонсировала Договор), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, ЧССР. Поляризация мира завершилась, и созданные коалиции, во главе со своими лидерами, принялись бороться за влияние в странах третьего мира.В чем же выражалась “холодная война”? Первое, и едва ли не самое наглядное ее выражение, - это гонка вооружений.Начало ее было связано с атомным оружием.

Итоги “холодной войны” подведет история, ее истинные результаты будут видны через десятилетия. Сейчас мы не объективны. С одной стороны, есть немало людей, считающих, что “холодная война” не закончилась, а перешла в следующую фазу; с другой стороны, многие склонны рассматривать ее итоги как начало нового противостояния. Что плохого в “холодной войне”? Прежде всего, наверное, балансирование на грани войны. Стороны конечно не воевали, но так основательно к ней готовились, что казалось она может начаться в любой момент. Все события и явления в мире, в мире рассматривались как хорошие и плохие, то что выгодно одной из сторон (в этом они мало отличались друг от друга) было хорошо, все остальное - плохо. Целые поколения людей вырастали с деформированной психикой, которая выражалась в неадекватном восприятие окружающего мира.

Но эта война принесла с собой и много положительных результатов. Во-первых, потому, что она была не горячей, т.е. в достаточно длительный период не смотря на очень сильные противоречия стороны смогли выяснить отношения не прибегая к силе оружия; во-вторых, она впервые заставила противоположные стороны вести переговоры и вносить определенные правила игры в само противостояние (целая система договоров по ограничению гонки вооружений тому доказательство); гонка вооружений, как явление, имела безусловный знак минус. Она уносила огромные материальные ресурсы, но, как и любое явление имела и оборотную сторону. В данном случае можно говорить о “золотом веке” естественных наук, без бурного развития которых ни о какой гонке вооружений нельзя было бы и думать. Она подчеркнула, что основная составляющая, которая определила победу одной из сторон - это общечеловеческие ценности, перевесить которые не смогло ни фантастическое развитие техники, ни изощренное идеологическое воздействие.

БССР в 50–80-е годы.

Всер. 50-х гг. в мире началась НТР, которая открывала возможности комплексной автоматизации производства, использования ЭВМ, новых источников энергии, материалов и т.д. Эти процессы затронули и экономику Беларуси. На основе решений июльского (1955) Пленума ЦК КПСС в шестой пятилетке (1956-1960) в республике ускоренными темпами развивалось машиностроение, энергетика, происходило внедрение в нар.хоз. новейших достиж. науки и техники. Минский автомобильный завод начал выпуск 25-тонных самосвалов. На Могилевском металлургическом заводе в 1957 г. был выпущен первый белорусский прокат. Нов.продукция появилась на многих друг. предприятиях. Происх. изменения в управл. промышленностью. Вместо отраслевых министерств-совнархозы, которые руководили промышленностью по территориям (1957). В Беларуси был создан один совнархоз. После решений сентябрьск. (1953 г.) Пленума ЦК КПСС, который определил меры поэконом. укреплению с.х., повышению самостоятельности колхозов и совхозов, материальной заинтересованности крестьян, несколько улучшилось состояние сельс. хоз.. Укрепилась экономика колхозов и совхозов, росло производство сельхозпродукции. В 1958 г. машино-тракторные станции (МТС) были преобразованы в ремонтно-технические станции (РТС). Техника МТС была продана колхозам.

Последние два года шестой пятилетки объединялись со следующей, и в результате был принят семилетний план развития народного хозяйства СССР (1959-1965). В годы семилетки в республике ускоренными темпами развивались приборостроение, электроника, радиоэлектроника, машиностроение. Была введена в строй Березовская электростанция, что дало возможность создать единую Бел.энергосистему. Вступили в строй Первый калийный комбинат в Солигорске, Гродненский азотнотуковый, Полоцкий нефтеперерабатывающий заводы и др. Несмотря на то, что промышл. в целом справилась с заданиями семилетки, негативных явлений избежать не удалось. Значительное кол-во предприятий выпускало продукцию устаревших образцов. Снизились темпы роста валовой продукции промышленности, снизилась производительность труда. Не оправдали себя попытки перестройки промышленности по территориальному принципу. В начале 60-х гг. началось снижение производства сельскохоз. продукции. Не дала положительных результатов и реорганизация МТС, в результате которой колхозы оказались в больших долгах у государства. Появился дефицит не только промышленных товаров, но и сельскохоз. продуктов. Страна стала закупать зерно за границей. Стало очевидным, что экстенсивный путь развития экономики исчерпал себя.

В сер. 60-х годов были проведены эконом.реформы. В промышленности вернулись к отраслевому принципу руководства. В Беларуси вместо одного совнархоза было создано 6 министерств союзно-республиканских и 3 республиканских. Предусматривалось расширение хоз. самостоятельности предприятий..

В сел.хоз. предусматривались меры по росту капитальных вложений в сельскохоз. производство, увеличению поставок техники колхозам и совхозам, повышению закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию более чем на 50%.. Была списана задолженность за купленную технику, уменьшены налоговые обязательства колхозов перед государством. Реформы середины 60-х гг. дали определенный импульс эконом.развитию страны, в том числе и Беларуси. Это нашло отражение в выполнении восьмого пятилетнего плана (1966-1970). Объем промышленной продукции увеличился в 1,8 раза, валовая продукция сельского хозяйства возросла по сравнению с семилеткой на 45%. В сельском хозяйстве создавались животноводческие комплексы и фермы, осуществлялась механизация сельскохозяйственных работ, мелиорация заболоченных земель.

В целом реформы 60-х гг. не достигли цели и к началу 70-х гг. были фактически прекращены. Но ситуация в эти годы в Беларуси не была еще критической. За 1970-1985 гг. было введено в действие более 186 промышленных предприятий. Продолжалась концентрация производства. В 1980 г. в Беларуси действовало около 200 производственных и научно-производственных объединений.

Вместе с тем, в 70-80-е гг. экономика Беларуси, как и в целом СССР, стала снижать темпы роста. В 1982 г. среднегодовой прирост национального дохода составил 3,4%. НТП затронул в первую очередь оборонную промышленность. Увеличилось отставание технич. уровня Беларуси от уровня промышленно развитых стран.

Противоречиво развивалось и сел.хоз. Беларуси. С одн. стороны, шло укрепл. его матер-технич. базы, а с другой – сниж. темпы развития сельскохоз. производства. Не дали результатов и решения майского Пленума ЦК КПСС о Продовольственной программе.

Таким образом, командно-администр. методы руководства экономикой к середине 80-х гг. себя изжили. Настала необходимость глубоких соц-эконом. и полит.реформ.

 

63. СССР и БССР на пути кардинального реформирования общества. "Эпоха Горбачева".

С середины 80-х гг.начали обрисовываться контуры глубокого эконом. и пол. кризиса, кризис доверия к власти и даже к сложившейся общественно-политической системе. Бурно прокатилась "третья волна" эмиграции из СССР. В зарубежной печати начали появляться критические статьи о жизни в СССР, широкое распространение получила неофициально отпечатанная "самиздатовская" литера-тура.Первые попытки поиска выхода из засасывающей страну трясины были предприняты Ю.В. Андроповым в 1982-83 гг. Важное значение для начала обновления общества имел и тот факт, что в ЦК КПСС к середине 80-х гг. появились партийные руководители, остро чувствовавшие необходимость перемен и обладавшие полит.волей для их осуществления. Однако и у них в то время еще не было четкого представления о масштабах кризиса, постигшего страну, а значит и о глубине необходимых преобразований.В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС становится Горбачев. А уже в апреле этого же года на Пленуме ЦК КПСС в качестве стратегической цели нового сов. руководства и общества в целом был провозглашен курс на ускорение соц-экономического развития страны.Главным его движителем виделся научно-технич. прогресс, технич. перевооружение машиностроения и активизация "человеческого фактора". Нарастало отставание в научных разработках по многим направлениям. Все хуже стали обстоять дела с внедрением результатов этих разработок в производство. Термина "перестройка" еще не было в политическом лексиконе. Комплекс намеченных преобразований касался, прежде всего, сферы экономики. Решению этой первоочер. задачи были подчинены меры по наведению порядка, укрепл. трудовой и технологической дисциплины, повышению ответственности кадров и др. Предпринятые шаги дали положительные отдачи.

На ускорение соц-экономического развития страны были нацелены и решения XXVII съезда КПСС, состоявшегося в 1986 г. и принявшего новую редакцию Программы партии. Из нее были изъяты провалившиеся задания по построению основ коммунизма к 1980 г. и провозглашен курс на совершен-ствование социализма.

После съезда нар. хоз. продолжало работать по старой схеме, активно используя методы приказного нажима, полит. кампаний и т.д.На повестку дня был выдвинут лозунг перестройки всей системы экономических и политических отношений.

Начало практической перестройке экономических и политических отношений положили решения январского и июньского (1987 г.) Пленумов ЦК КПСС В июне-июле 1988 г. впервые за последние почти полвека, состоялась XIX Всесоюзная конференция КПСС, на которой все идеи получили обобщение и дальнейшее развитие.

Подготовленная в это время программа преобразований в экономической системе страны была крупнейшей и самой радикальной после введения НЭПа в 1921 г. В основу ее было положены резкое расширение границ самостоятельности предприятий, перевод их на полный хозрасчет и самофинансирование, наделение трудовых коллективов необходимыми правами, развитие кооперации. Была провозглашена и реформа полит. системы, направленная на достиж. полновластия Советов, формирование механизмов гражд. общества и правового гос-ва.Однако очень скоро стало ясно, что и этот радикализм не приносит должного эффекта. Выявились и некоторые иллюзии перестройки. Практика вскоре показала, что недостаточно энергичным было и продвижение вперед в освоении новых подходов..Немалым ущербом обернулись и другие просчеты правительства в денежной и финансово-кредитной политике. Негативное воздействие оказали тяжелейшая по своим по-следствиям авария на Чернобыльской АЭС (1986 г.), землетрясение в Армении (1988 г.), снижение на мировом рынке цен на нефть.

Кроме того, после XIX Всесоюзной партийной конференции в соответствии с ее решениями начался процесс передачи власти от КПСС к Советам. Скоропалительное отстранение КПСС от руководства привело к потере управляемости страной.В итоге по истечении пяти лет перестройка не дала ощутимых соц.-эконом. результатов, так как все предприн.меры разрабатывались в рамках общего жесткого планирования. Экономика по-прежнему отторгала НТП. Он оставался невостребованным. Переход предприятий на новые условия хозяйствования не только не повысил, но даже снизил их заинтересованность в направлении общественных средств на реализацию научно-технических достижений. Снизились темпы создания образцов новых типов машин, оборудования, средств автоматизации и вычислительной техники.На фоне общей дестабилизации экономики, разрушения хоз. связей, дальнейшее замедление темпов НТП привело к катастрофическому положению. Снизились темпы прироста валового национального продукта с 3,3% в 1986 г. до 2% в 1990 г. Показатели роста производительности труда стали иметь отрицательные характеристики при безудержном увеличении денежных доходов. Некоторые позитивные результаты наблюдались лишь в ходе демократизации общества. Стала реальностью гласность. Журналы начали печатать произведения, появление которых в недавнем прошлом было просто невозможно. Огромный интерес общественности вызвали романы "Дети Арбата" А. Рыбакова, "Мужики и бабы" Б. Можаева, "Зубр" Д. Гранина, "Белые одежды" В. Дудинцева и др. Началась реабилитация сотен тысяч советских граждан, ставших жертвами сталинского беззакония.Полным ходом развивалась попытка передачи реальной власти Советам. Были внесены изменения в избирательную систему, создающие условия для избрания в Советы наиболее активных, политически зрелых людей.Реальностью становится многопартийная система. Возникли такие оппозиционные КПСС партии, как "Демократический союз", "Демократическая партия России" и др. Во всех союзных и автономных республиках возникли Народные фронты.Руководство страны, стремясь расширить социальную базу своей политики перестройки, предприняло ряд энергичных шагов для кардинального из-менения церковно-госуд. отношений. Кульминационным пунктом в этой сфере общественных преобразований стало принятие 1 октября 1990 г. Верховным Советом СССР закона "О свободе совести и религиозных организаций", который привел советское законодательство в соответствие с международными нормами права и гарантировал право граждан на определение и выражение своего отношения к религии, устранил многочис. ограничения и противоречия в прежнем законодательстве о религиозных культах, препятствующие практическому осуществлению принципа свободы совести.

64 распад ссср и образование снг

10 января 1991 г. президент СССР М. С. Горбачев обратился к Верховному Совету Литвы с тре-бованием восстановить на территории республики действие Конституции СССР и Конституции Литов-ской ССР. 13 января в Литве создается "Комитет национального спасения", заявивший о поддержке действий центральных властей.

Действия центральных властей вызвали обратную реакцию: против Горбачева выступили объе-диненным фронтом российская и региональная демократическая оппозиция. На прошедшем 9 февраля в Литве референдуме свыше 90% опрошенных жителей высказалось за независимую демократическую Литовскую республику. В своем интервью 19 февраля 1991 г. по Центральному телевидению Б. Н. Ельцин заявил, что отмежевывается от нынешней политики президента СССР и выступает за его отставку. В свою очередь 21 февраля 1991 г. в парламенте России ряд за-местителей Ельцина (в том числе С. П. Горячева) потребовали его ухода с занимаемого поста. 17 марта 1991 г. в СССР прошел референдум, на котором большинство граждан страны (76,4%) высказались за сохранение обновленного Союза. Большинство россиян поддержали решение парламента России о необходимости введения поста президента РСФСР.12 июня 1991 г. состоялись первые в истории России выборы Президента. Им стал Б. Н. Ельцин. К августу 1991 г. с трудом удалось подготовить компромиссный и согласованный лишь в общих чертах проект Союзного договора, подписание которого намечалось на 22 августа. Документ предусматривал сохранение за союзным центром лишь вопросов обороны, финансов, внутренних дел и частично налоговой и социальной политики. Основные властные полномочия согласно проекту закреплялись за республиками. Пытаясь реанимировать союзный договор, Горбачев согласился на серьезные уступки со стороны центра в пользу республик, признал независимость Прибалтики и предпринял попытку создания нового демократического союзного правительства, куда пригласил известных демократов Э. А. Шеварднадзе, В. В. Бакатина и др. В сентябре началась разработка нового договора об образовании конфедеративного Союза суверенных государств вместо СССР.Однако 1 декабря 1991 г. состоявшийся референдум на Украине высказался за независимость республики. 5 декабря избранный президентом Украины Л. Кравчук подписал указ о выходе республики из Союза. 8 декабря 1991 г. лидеры России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Белоруссии (С. С. Шушкевич) объявили о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и прекращении деятельности СССР. 21 декабря к СНГ присоединилисьруководители еще восьми республик (Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдавия, Тад-жикистан, Туркмения, Узбекистан).Прибалтийские республики и Грузия (президент 3.Гамсахурдия), приветствовав распад СССР, присоединиться к СНГ отказались. 25 декабря 1991 г. М. С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.191.31 (0.011 с.)