Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человек и его творческая природа↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Человек и его творческая природа Путь философии Возрождения – возвышение человека в ранг божественного. Формально человек признается творением Бога, но он наделяется, в отличие от всей остальной природы, не только способностью мыслить, но и творить. Истинный человек – культурный, цивилизованный, активный. Таким образом, человек не занимает в иерархии бытия раз и навсегда установленного места, а двигается в ней благодаря своим способностям (духовным, нравственным, творческим). Человек сам решает свою судьбу. Главный же признак благородства человека – его стремление к свободе: «Рожденный царствовать, он не может терпеть рабства». Мировоззрение этого времени все более ориентируется на понимание человека как частички, полностью подчиненной природе как целому. Нарастает своеобразная «натурализация» науки, права, культуры в целом и философии. Эти области духовной деятельности начинают переделываться «по образцу и подобию» естествознания – науки о природе (что сходно с теологизацией философии в средневековой культуре). В результате на первый план выходят механика, математика, оптика. Гуманитарные знания отодвигаются на второй план и постепенно гуманизм вообще элиминируется из философии и науки и становится достоянием только литературно-художественного творчества. Отказ от ренессансных идеалов гуманизма, нарастание механистических тенденций, подчинение философии и всей культуры натуралистическим устремлениям – все это обозначило переход философии Возрождения к «классическому» периоду так называемого Нового временя. Круг проблем философии Если мы определяем предмет философии как отношение, взаимосвязь человека и мира с точки зрения ценности и смысла человеческой жизни, то мы должны ответить на вопрос: что есть мир, что есть человек и как они взаимосвязаны в фундаментальных отношениях человека к миру, к которым относятся познание, оценка и деятельность. В соответствии с этими вопросами в философии выделяются учение о бытии – онтология; учение о познании – гносеология; учение о ценностях – аксиология; учение о деятельности – праксиология. Онтология как философское учение о бытии охватывает проблемы: что есть бытие, материальное и духовное; есть ли у мира основание единства; как изменяется и развивается бытие, мир; каковы объективные, не зависящие от воли и сознания людей, предпосылки и условия их деятельности – природные и социальные; что является основой и сущностью сознания; что есть общество как мир человека и многие другие. Гносеология как учение о познании включает проблемы: познаваем ли мир; что значит знать; что является целью познания; что есть истина; каким способом человек познает мир; какое место в познании занимают чувственное созерцание, абстрактное мышление, творческое воображение; каковы формы правильного мышления; что является основой творческой активности познания, духовной жизни; в каких формах человек осознает мир своего бытия? Праксиология как учение о деятельности занимается проблемами: что есть деятельность; основные виды деятельности; структура деятельности: потребность, цель, средства ее достижения, результат, их противоречивое единство; как практика связана с теорией и др. Аксиология занимается проблемами: какова природа человеческих ценностей, откуда они берутся, какую роль играют в жизнедеятельности человека и общества; как формируются ценностные ориентации личности; в чем причина различий и изменчивости ценностных ориентаций личности, группы, общества; как ценности как основание выбора влияют на человеческую деятельность; какова причина несоответствия замыслов и их реализации. Смысл человеческой жизни и его философские парадигмы Осознание конечности личного существования, неизбежности смерти определяет для человека остроту вопроса о смысле жизни. Выводы, которые делает человек из размышлений о смысле жизни, часто определяют поступки человека, его жизненный выбор, а следовательно, и его судьбу. История культуры вообще и религии и философии в частности свидетельствует о самых разных вариантах решения проблемы смысла жизни человека. Среди многих подходов к решению этой проблемы можно выделить три основных: Смысл жизни изначально присущий жизни в ее самых глубинных основаниях. Смысл жизни – за пределами самой жизни. Смысл жизни определяется и созидается самим человеком. Для всех трех подходов характерно представление, что жизнь, как она фактически есть, бессмысленна по формуле Екклесиаста: «Все суета!». Но понимание смыла жизни разнится. Человек, живущий подлинной жизнью, постоянно испытывает чувство вины, что жизнь его не получается, как надо, что он не успел и то, и другое, и третье, а то, что сделал, можно было сделать намного лучше. Такой человек всегда считает виноватым себя, а не что-то внешнее: только я за все отвечаю, я не могу перекладывать свою вину на общество, государство, других людей, а то, что меня плохо воспитали. Порвать с неподлинным существованием, вырваться из отупляющей животности можно, только став лицом к смерти, до самого дна души проникнувшись мыслью о неизбежности собственной смерти, ужасом исчезновения своего бытия. Существует много путей преображения жизни: и философия, и религия, и искусство могут потрясти человеческую душу, заставить человека всерьез задуматься над собственной жизнью. Но в любом случае спасение и освобождение человека должно быть внутренним делом. Никакие революции не освободят человека, которые в душе своей остался рабом. И хотя в человеческой истории для личности больше абсурда, чем цели и смысла, это не повод приходить в отчаяние и упиваться трагичностью своей жизни. Поиски смысла и составляют самое главное содержание человеческого существования. Именно из этих усилий немногих людей, живущих в каждую эпоху, и складывается тот духовный капитал, которым живут потом люди, благодаря которому становятся возможны взлеты в искусстве, политике, праве, морали. Стоики Стоики (Зенон из Китиона, Посийдоний, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) понимали мир как живое существо, в котором всевозможные возникновения и уничтожения совершаются по закону неизбежной необходимости. Необходимости подчиняются все явления Космоса и действия живых существ. Сущность человеческой свободы в следовании мировой закономерности, и в этом же – счастье. Человек должен быть безразличен ко всем жизненным благам и несчастьям – к бедности и богатству, болезнями, смерти. Стоики первые догадались, отметили активную роль человеческой деятельности, правда, понятую как деятельность духовная: пока человек не осознал необходимости, он остается ее рабом. Лишь познав и подчинившись необходимости, он становится свободным. Тождество необходимости и свободы составляет сущность понятия идеальной жизни стоического мудреца: истинная свобода состоит в примирении с необходимостью.Стоики первыми в античной культуре выдвинули идею равенства людей перед судьбой и природой. Основная цель – жить согласно с природой – это тоже самое, что жить согласно с добродетелью. Философия – «упражнение в мудрости». А философ – нравственный проповедник. Всю природу пропитывает ЛОГОС – закон необходимости, к познанию которого и стремится мудрый человек. Индивидуализм стоиков – противоположность эпикурейской морали, добродетель стоиков противоположна наслаждению эпикурейцев. Стоическое подчинение необходимости противоположно эпикурейскому пониманию свободы. Свобода – это духовная свобода, свобода смирения с действительностью. Функції філософії В качестве главной обычно называют мировоззренческую функцию философии. Действительно, философия имеет непосредственное отношение к мировоззрению человека, т.е. к осознанию человеком окружающего мира, своего места в нем, своего отношения к нему и к себе самому, своих намерений в отношении к этому миру и путей реализации этих намерений (жизненных программ). Но философия и мировоззрение – понятия нетождественные, т.к. мировоззренческие проблемы могут быть решены различным способом. Эксплицирующая и рационализирующая функции философии заключаются в том, что она выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная культура или жизнь людей в целом, то, что называют универсалиями культуры, переводит их в логическую, понятийную форму и систематизирует. Философия выполняет и ценностно-ориентационную функцию. В центре философских интересов – сложный мир человеческих ценностей, без которых не может совершиться даже самый простой жизненный выбор. Критически-рефлексивная функция философии (от латинского термина «рефлексия» - обращение назад), означает критическую направленность на предельно общие основания бытия человека в мире, его мышления, познания, культуры, деятельности, что позволяет постоянно держать в центре внимания человека, его важнейшие жизненные цели, ценности, и, таким образом дает ориентиры различным видам деятельности и познания. Философия осуществляет критику предрассудков, ошибок, стереотипов, догм, отказываясь от безусловных авторитетов, порождая сомнения в привычном и «самоочевидном». Кроме того, та же критичность философии дает возможность человеку противостоять попыткам манипулировать его сознанием и деятельностью, использовать его как средство достижения чуждых ему целей. Действительно, философия – не кулинарная книга, она не дает конкретных рецептов, она исследует основные принципы познания и действия, оценки и выбора, оставляя за каждым свободу самостоятельных решений. Т.е. для каждого из нас она выполняет функцию духовной ориентации в мире и делает это непринужденно. Епікуреїзм Эллинистические школы античной философии дают самые разные ответы на вопрос о человеческом счастье. Эпикуреизм (основатель Эпикур – III в. до н.э.) развивает идеи Демокрита о бытии как движении атомов в пустоте. Но в отличие от Демокрита, Эпикур признает факт отклонения атомов от движения по законам необходимости, причем без всякой внешней, а только по внутренней причине. У Демокрита случайности нет, все совершается по законам необходимости (фатализм). Эпикур признает случайность как результат «внутренних» причин. Начало и цель жизни человека по Эпикуру, – избежать неудовольствия, т.е. телесных страданий и душевных тревог (эта возможность вытекает из идеи отклонения атомов) и стремиться к удовольствиям, наслаждению (Гедонэ). Итак, Эпикур утверждает, что смысл жизни – наслаждение. Но когда мы можем жить, наслаждаясь? Когда у нас ничего не болит, ничто нам не грозит, есть кусок хлеба и крыша над головой. Наслаждение понималось очень скромно. «Нельзя жить сладко, не живя разумно, хорошо и праведно». У человека – два главных врага: страх и надежда. Страх перед богами и перед смертью. Но боги не вмешиваются в человеческую жизнь (атомизм). Пока мы живы, смерти нет, а когда смерть пришла – нас нет. Надежда– более сильный враг: человек надеется, что жизнь завтра станет лучше, что он достанет или выиграет много денег (Чехов в дневниках: «У русского человека одна надежда – выиграть в лотерею 100 тыс.».), новый правитель будет мягче и умнее, люди перестанут быть жестокими и глупыми. Но ничего в этом мире не изменится. Измениться должен ты сам – достичь невозмутимого спокойствия (атараксии) и тогда тебе не будет дела до умных и глупых правителей, богатства или глупости др. людей. Все, чего требует природа – легко достижимо, а все излишнее трудно достижимо. Хлеб и вода доставляют величайшее наслаждение тем, кто голоден. Дело не в природе вещей, а в наших желаниях, которым мы придаем слишком большое значение. Желания бывают трех видов: 1) естественные и необходимые; 2) естественные, но не необходимые; 3) неестественные и не необходимые. Первые – избавляют от страдания; вторые – разнообразят наслаждения (роскошный стол); третьи – венки и почетные статуи - заставляют всю жизнь гнаться за недостижимым и делают нас несчастными. Вообще неестественно все чрезмерное. Так, богатство, требуемое природой, ограничено и легко достижимо, а богатство, требуемое праздным мнением, простирается до бесконечности. Наслаждение души более значительны, чем наслаждение тела. Главное – быть хозяином собственных желания, укротителем страстей, и тогда отпадут многие сложности и заботы, которые омрачают наше существование. «Живи незаметно!», - призывал Эпикур. Проблема логіки історії Проблема Человек и его творческая природа Путь философии Возрождения – возвышение человека в ранг божественного. Формально человек признается творением Бога, но он наделяется, в отличие от всей остальной природы, не только способностью мыслить, но и творить. Истинный человек – культурный, цивилизованный, активный. Таким образом, человек не занимает в иерархии бытия раз и навсегда установленного места, а двигается в ней благодаря своим способностям (духовным, нравственным, творческим). Человек сам решает свою судьбу. Главный же признак благородства человека – его стремление к свободе: «Рожденный царствовать, он не может терпеть рабства». Мировоззрение этого времени все более ориентируется на понимание человека как частички, полностью подчиненной природе как целому. Нарастает своеобразная «натурализация» науки, права, культуры в целом и философии. Эти области духовной деятельности начинают переделываться «по образцу и подобию» естествознания – науки о природе (что сходно с теологизацией философии в средневековой культуре). В результате на первый план выходят механика, математика, оптика. Гуманитарные знания отодвигаются на второй план и постепенно гуманизм вообще элиминируется из философии и науки и становится достоянием только литературно-художественного творчества. Отказ от ренессансных идеалов гуманизма, нарастание механистических тенденций, подчинение философии и всей культуры натуралистическим устремлениям – все это обозначило переход философии Возрождения к «классическому» периоду так называемого Нового временя. Круг проблем философии Если мы определяем предмет философии как отношение, взаимосвязь человека и мира с точки зрения ценности и смысла человеческой жизни, то мы должны ответить на вопрос: что есть мир, что есть человек и как они взаимосвязаны в фундаментальных отношениях человека к миру, к которым относятся познание, оценка и деятельность. В соответствии с этими вопросами в философии выделяются учение о бытии – онтология; учение о познании – гносеология; учение о ценностях – аксиология; учение о деятельности – праксиология. Онтология как философское учение о бытии охватывает проблемы: что есть бытие, материальное и духовное; есть ли у мира основание единства; как изменяется и развивается бытие, мир; каковы объективные, не зависящие от воли и сознания людей, предпосылки и условия их деятельности – природные и социальные; что является основой и сущностью сознания; что есть общество как мир человека и многие другие. Гносеология как учение о познании включает проблемы: познаваем ли мир; что значит знать; что является целью познания; что есть истина; каким способом человек познает мир; какое место в познании занимают чувственное созерцание, абстрактное мышление, творческое воображение; каковы формы правильного мышления; что является основой творческой активности познания, духовной жизни; в каких формах человек осознает мир своего бытия? Праксиология как учение о деятельности занимается проблемами: что есть деятельность; основные виды деятельности; структура деятельности: потребность, цель, средства ее достижения, результат, их противоречивое единство; как практика связана с теорией и др. Аксиология занимается проблемами: какова природа человеческих ценностей, откуда они берутся, какую роль играют в жизнедеятельности человека и общества; как формируются ценностные ориентации личности; в чем причина различий и изменчивости ценностных ориентаций личности, группы, общества; как ценности как основание выбора влияют на человеческую деятельность; какова причина несоответствия замыслов и их реализации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.252.215 (0.01 с.) |