Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пантеїзм філософії Відродження↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Н. Кузанский отказывается от антропоморфных представлений о Боге, но при этом не растворяет Бога в природе. Бог есть во всем и в то же время Бог содержит в себе всю возможность бытия. Мир содержится в Боге, Бог охватывает собой весь мир. Мир и Бог, таким образом, едины. Эта мысль выражена у Н. Кузанского формулой: «Бог есть во всем, но Бога нет вне мира». Это и есть формула ренессансного пантеизма. То, что в природе относительно и неразвернуто, то в Боге абсолютно и завершено. Из принципа единства Бога и мира Н. Кузанский выводит безграничность мира: мир не может быть обособлен от божественного «свернутого» начала даже в своем пространственно-физическом существовании, он не бесконечен (так как в этом случае он был бы равен Богу), но все же нельзя считать его конечным, потому что он не имеет границ, между которыми заключен. Следовательно, земля не есть центр мира, а он сам не является сферой неподвижных звезд. Мир, понятый пантеистически, есть проявление божественного могущества. Поэтому мир – прекраснейшее божественное творение, а красота мира говорит о внутренней стройности творения. Гармония мира выражается и в человеке. Ему суждено познать Бога и созданным им прекрасный мир. Возможность познания заложена в природе человеческого разума. Если рассудок не может идти дальше конечного мира вещей, то разум дает знание сущности вещей и явлений, может постичь совпадение противоположностей в Боге (понятом пантеистически). Философия Возрождения выражала гносеологический оптимизм – веру в безграничные познавательные возможности человека. При этом истина понималась не как готовая формула, а как бесконечный процесс. Познание бесконечно из-за бесконечности своего объекта и собственной незавершенности, оно не может остановиться, ибо истина неисчерпаема Становлення та сутність суспільства Для того, чтобы ответить на первый вопрос о сущности и специфичности общества, нам придется обратиться к истории возникновения и становления общества. Именно процесс возникновения и становления какого-либо явления обычно указывает на то новое и самое существенное, что это явление собою представляет. Появление человека и общества – не единовременный акт, а длительный и противоречивый процесс, который обозначается термином «антропосоциогенез».Абсолютную дату появления общества установить невозможно. В этом процессе выделяются два основных, узловых момента, соответствующие началу этого процесса и его завершению. Первый – это переход от животных предшественников человека к стадии формирующихся людей (отмечено началом изготовления орудий) и от животного стада к формирующемуся обществу, в котором появляются социальные связи на основе орудийной деятельности и первые социальные нормы, несводимые к инстинктивным формам поведения. Второй – это смена переходных форм человека человеком современного типа, «готовым» человеком (отмечено изготовлением орудий-инструментов и комбинированных орудий) и смена формирующегося общества «готовым» обществом в форме родовой организации, где совместная преобразовательная деятельность регулируется исключительно социальными регуляторами – социальными нормами и ценностями. В качестве итогов антропосоциогенеза можно отметить следующее:
Вместо генетически обусловленных механизмов поведения возникают такие виды деятельности и регуляторы поведения, которые передаются другим поколениям через культуру – систему знаний, норм и ценностей - и которые каждому приходится осваивать в ходе обучения и воспитания. Посредником между внешней природой и человеком выступают общественные связи и отношения. Посредником между индивидом, наделенным сознанием и волей, и социальной общностью стоит словесно зафиксированный, надиндивидуальный, выходящий за пределы жизни отдельного человека обычай поведения. Способ существования общества – человеческая деятельность. Это не только указывает на то, что источник развития общества находится в нем самом, но и позволяет объяснить, почему история принципиально непредсказуема, почему исторические предсказания носят всегда лишь прогностический характер. Деятельность людей представляет сложное взаимодействие объективных условий и субъективных факторов (оценок, намерений, целей), что всегда предполагает не только возможность, но и необходимость ситуации выбора. И не только выбор целей, но и средств. И этот выбор делает сам человек. Екзистенціалізм як напрямок сучасної західної філософії
Одним из наиболее влиятельных направлений современной западной философии является экзистенциализм. Название происходит от лат. слова “existentia” – существование, поэтому направление называют также «философией существования». Истоки экзистенциализма - в философском творчестве С. Кьеркегора и русских философов начала ХХ в. Н. Бердяева и Л. Шестова. Идеи экзистенциализма возникали в разных странах в разные годы, но сложились в более или менее единое направление и получили признание в середине ХХ в. Наибольшую известность прибрел немецкий религиозный экзистенциализм и французский атеистический. Интерес к этой философии связан с тем, что она выступила защитницей гуманизма, привлекла внимание к «вечной» проблеме человека, его места и роли в мире, выразила протест против нивелирования личности, невнимания к ее страданиям, неустроенности человеческой жизни. При всех различиях отдельных школ и персоналий экзистенциализм имеет общие исходные принципы. Его интересуют одинокий человек в век «кризиса», «тревоги» и гибели иллюзий. Чудовищные политические потрясения 20 века, две мировые войны противопоставили человеку мир как жуткий и опасный. Человек оказался безнадежно заброшенным, отданным всеобъемлющему разрушению, он направляет отчаянные усилия на то, чтобы справиться с бременем своей судьбы. Экзистенция – это есть переживание человеком своего «бытия в мире». Именно в экзистенции заключается сущность человеческого бытия. Мир рассматривается как мир для человека и в человеке. Элементами экзистенции выступают различные состояния сознания, «переживания», «настроения»: забота, тревога, страх, любовь, отчаяние и др. Существование всегда находится в какой-нибудь ситуации, в которую оно «заброшено» и с которой вынуждено считаться. Ж.-П. Сартр в своей работе «Экзистенциализм – это гуманизм» поясняет специфику существования человека: у человека существование предшествует сущности. Это значит, что первоначально человек ничего из себя не представляет, нет никакой особой природы человек, как нет и Бога, который бы ее задумал. У человеческой жизни нет заданного смысла, первоначально она абсурдна. Следующий важнейший принцип – ответственность человека за то, что он из себя представляет. Экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование, за все, что с человеком происходит: мы одиноки и нам нет извинения. Экзистенциализм делает из этих посылок вывод, который Сартр характеризует как жестокий, но оптимистичный: судьба человека находится в нем самом. Жестокий потому, что человек – это совокупность его поступков, и существует он настолько, насколько себя осуществляет, и в счет идет только реальность. Оптимистичный потому, что жить – это значит действовать, и надежда – лишь в действии, которое ты определяешь сам. Близость, угроза смерти заставляет людей задуматься о смысле и содержании своей жизни, повернуться к своей экзистенции, подлинному бытию. Погружение в подлинное существование осуществляется в «предельных», «пограничных ситуациях» - страдания, вины, борьбы и смерти.Ситуация личного выбора – излюбленная тема экзистенциализма, которая анализируется не только в философии, но и в художественных произведениях, т.к. в центр философской рефлексии ставится проблема бытия человека и главное в нем – индивидуальная сущность.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.163 (0.009 с.) |