Пантеїзм філософії Відродження 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пантеїзм філософії Відродження



Н. Кузанский отказывается от антропоморфных представлений о Боге, но при этом не растворяет Бога в природе. Бог есть во всем и в то же время Бог содержит в себе всю возможность бытия. Мир содержится в Боге, Бог охватывает собой весь мир. Мир и Бог, таким образом, едины. Эта мысль выражена у Н. Кузанского формулой: «Бог есть во всем, но Бога нет вне мира». Это и есть формула ренессансного пантеизма. То, что в природе относительно и неразвернуто, то в Боге абсолютно и завершено. Из принципа единства Бога и мира Н. Кузанский выводит безграничность мира: мир не может быть обособлен от божественного «свернутого» начала даже в своем пространственно-физическом существовании, он не бесконечен (так как в этом случае он был бы равен Богу), но все же нельзя считать его конечным, потому что он не имеет границ, между которыми заключен. Следовательно, земля не есть центр мира, а он сам не является сферой неподвижных звезд. Мир, понятый пантеистически, есть проявление божественного могущества. Поэтому мир – прекраснейшее божественное творение, а красота мира говорит о внутренней стройности творения. Гармония мира выражается и в человеке. Ему суждено познать Бога и созданным им прекрасный мир. Возможность познания заложена в природе человеческого разума. Если рассудок не может идти дальше конечного мира вещей, то разум дает знание сущности вещей и явлений, может постичь совпадение противоположностей в Боге (понятом пантеистически). Философия Возрождения выражала гносеологический оптимизм – веру в безграничные познавательные возможности человека. При этом истина понималась не как готовая формула, а как бесконечный процесс. Познание бесконечно из-за бесконечности своего объекта и собственной незавершенности, оно не может остановиться, ибо истина неисчерпаема

Становлення та сутність суспільства

Для того, чтобы ответить на первый вопрос о сущности и специфичности общества, нам придется обратиться к истории возникновения и становления общества. Именно процесс возникновения и становления какого-либо явления обычно указывает на то новое и самое существенное, что это явление собою представляет. Появление человека и общества – не единовременный акт, а длительный и противоречивый процесс, который обозначается термином «антропосоциогенез».Абсолютную дату появления общества установить невозможно. В этом процессе выделяются два основных, узловых момента, соответствующие началу этого процесса и его завершению. Первый – это переход от животных предшественников человека к стадии формирующихся людей (отмечено началом изготовления орудий) и от животного стада к формирующемуся обществу, в котором появляются социальные связи на основе орудийной деятельности и первые социальные нормы, несводимые к инстинктивным формам поведения. Второй – это смена переходных форм человека человеком современного типа, «готовым» человеком (отмечено изготовлением орудий-инструментов и комбинированных орудий) и смена формирующегося общества «готовым» обществом в форме родовой организации, где совместная преобразовательная деятельность регулируется исключительно социальными регуляторами – социальными нормами и ценностями. В качестве итогов антропосоциогенеза можно отметить следующее:

Вместо генетически обусловленных механизмов поведения возникают такие виды деятельности и регуляторы поведения, которые передаются другим поколениям через культуру – систему знаний, норм и ценностей - и которые каждому приходится осваивать в ходе обучения и воспитания. Посредником между внешней природой и человеком выступают общественные связи и отношения. Посредником между индивидом, наделенным сознанием и волей, и социальной общностью стоит словесно зафиксированный, надиндивидуальный, выходящий за пределы жизни отдельного человека обычай поведения. Способ существования общества – человеческая деятельность. Это не только указывает на то, что источник развития общества находится в нем самом, но и позволяет объяснить, почему история принципиально непредсказуема, почему исторические предсказания носят всегда лишь прогностический характер. Деятельность людей представляет сложное взаимодействие объективных условий и субъективных факторов (оценок, намерений, целей), что всегда предполагает не только возможность, но и необходимость ситуации выбора. И не только выбор целей, но и средств. И этот выбор делает сам человек.

Екзистенціалізм як напрямок сучасної західної філософії

Одним из наиболее влиятельных направлений современной западной философии является экзистенциализм. Название происходит от лат. слова “existentia” – существование, поэтому направление называют также «философией существования». Истоки экзистенциализма - в философском творчестве С. Кьеркегора и русских философов начала ХХ в. Н. Бердяева и Л. Шестова. Идеи экзистенциализма возникали в разных странах в разные годы, но сложились в более или менее единое направление и получили признание в середине ХХ в. Наибольшую известность прибрел немецкий религиозный экзистенциализм и французский атеистический. Интерес к этой философии связан с тем, что она выступила защитницей гуманизма, привлекла внимание к «вечной» проблеме человека, его места и роли в мире, выразила протест против нивелирования личности, невнимания к ее страданиям, неустроенности человеческой жизни. При всех различиях отдельных школ и персоналий экзистенциализм имеет общие исходные принципы. Его интересуют одинокий человек в век «кризиса», «тревоги» и гибели иллюзий. Чудовищные политические потрясения 20 века, две мировые войны противопоставили человеку мир как жуткий и опасный. Человек оказался безнадежно заброшенным, отданным всеобъемлющему разрушению, он направляет отчаянные усилия на то, чтобы справиться с бременем своей судьбы. Экзистенция – это есть переживание человеком своего «бытия в мире». Именно в экзистенции заключается сущность человеческого бытия. Мир рассматривается как мир для человека и в человеке. Элементами экзистенции выступают различные состояния сознания, «переживания», «настроения»: забота, тревога, страх, любовь, отчаяние и др. Существование всегда находится в какой-нибудь ситуации, в которую оно «заброшено» и с которой вынуждено считаться. Ж.-П. Сартр в своей работе «Экзистенциализм – это гуманизм» поясняет специфику существования человека: у человека существование предшествует сущности. Это значит, что первоначально человек ничего из себя не представляет, нет никакой особой природы человек, как нет и Бога, который бы ее задумал. У человеческой жизни нет заданного смысла, первоначально она абсурдна. Следующий важнейший принцип – ответственность человека за то, что он из себя представляет. Экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование, за все, что с человеком происходит: мы одиноки и нам нет извинения. Экзистенциализм делает из этих посылок вывод, который Сартр характеризует как жестокий, но оптимистичный: судьба человека находится в нем самом. Жестокий потому, что человек – это совокупность его поступков, и существует он настолько, насколько себя осуществляет, и в счет идет только реальность. Оптимистичный потому, что жить – это значит действовать, и надежда – лишь в действии, которое ты определяешь сам. Близость, угроза смерти заставляет людей задуматься о смысле и содержании своей жизни, повернуться к своей экзистенции, подлинному бытию. Погружение в подлинное существование осуществляется в «предельных», «пограничных ситуациях» - страдания, вины, борьбы и смерти.Ситуация личного выбора – излюбленная тема экзистенциализма, которая анализируется не только в философии, но и в художественных произведениях, т.к. в центр философской рефлексии ставится проблема бытия человека и главное в нем – индивидуальная сущность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.004 с.)