Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика начального обучения в гандболе

Поиск

В. Н. Соколов

МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ГАНДБОЛЕ

 

 

С.-Петербург

Издательство РГПУ им. А. И. Герцена

 

I. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ

Основными задачами при проведении занятий по гандболу яв­ляются: формирование специальных двигательных навыков и уме­ний, необходимых для овладения технико-тактическими приемами игры; всестороннее гармоническое и физическое развитие занимающихся; овладение методикой обучения основным технико-тактическим приемам игры.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

В любой сфере обучения процесс воспитания и формирования определенных навыков и умений складывается из общепринятых принципов: сознательности и активности, наглядности, система­тичности, постепенности, последовательности, индивидуализации, специализации и всесторонности.

Принцип сознательности и активности — основной в организа­ции учебного процесса. Без сознательного отношения к изучаемо­му материалу, без активности занимающихся при выполнении уп­ражнений и в учебных двухсторонних играх обучение не может быть успешным. Сознательный и активный подход к выполнению подводящих и специальных упражнений способствует более быст­рому и качественному формированию двигательных навыков, что л конечном счете обеспечивает успешность овладения гандболом.

Принцип наглядности предполагает широкое использование различных средств и осуществляется путем демонстрации упраж­нений, просмотра игр, изучение фото- и кинограмм, схем, кино­фильмов и т. п.

Принцип систематичности предусматривает соблюдение пра­вильной последовательности изучения материала и определенной системы построения занятий. При подборе подводящих и специ­альных упражнений необходимо помнить о том, что они должны включать в себя определенные приемы техники игры. По мере ов­ладения этими упражнениями необходимо усложнять условия их выполнения, и включать в них другие более сложные приемы тех­ники. Это необходимо потому, что в игре применяются комплексы приемов и их разновидности.

Кроме того, данный принцип реализуется в регулярности за­нятий, чередовании нагрузок с отдыхом. Определенное значение имеет повторение изученных упражнений, что приводит к автоматизации движений, способствует формированию тактических на­выков, оказывает воздействие на развитие физических качеств и двигательной памяти.

Принцип постепенности предполагает увеличение объема и ин­тенсивности нагрузок, усложнение условий выполнения упражне­ний и включение в них более сложных приемов техники. Это воз­можно тогда, когда у занимающихся сформировался устойчивый двигательный навык, позволяющий приблизить выполнение уп­ражнений к игровым условиям. Поэтому в упражнения необходимо включать активных защитников, увеличивать или уменьшать время на выполнение задания, ограничивать игровое пространство, включать в упражнения элементы техники, соответствующие игро­вым функциям занимающихся.

Принцип последовательности в обучении осуществляется при соблюдении правил: от простого к сложному, от легкого к трудно­му, от глазного к второстепенному, от известного к неизвестному. В гандболе это выражается в соблюдении определенной методиче­ской последовательности в обучении технико-тактическим прие­мам игры.

Принцип индивидуализации обязывает при подборе материала учитывать возрастные особенности, уровень физической и техни­ко-тактической подготовки занимающихся.

Упражнения, используемые для обучения, должны быть по­сильны и одновременно с этим представлять определенную труд­ность для занимающихся. Это вызывает определенный интерес у занимающихся и в то же время требует от них проявления опреде­ленных способностей для преодоления этих трудностей.

Принцип специализации предусматривает развитие необходимо­го уровня физических качеств, без которого невозможно не только прочное закрепление изученного материала, но и дальнейшее со­вершенствование его в учебно-тренировочных занятиях. При регу­лярном и многократном повторении упражнении у занимающихся формируются устойчивые навыки, которые должны быть не только прочными, но и подвижными, чтобы их легко можно быловидоизменять в зависимости от игровой обстановки.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Качество процесса обучения в значительной степени определя­ется методами, которые применяет преподаватель в занятиях. Вы­бор метода обусловливается содержанием учебного материала, ус­ловиями проведения (место, оборудование, инвентарь) и подготовленностью занимающихся.

При обучении технико-тактическим действиям в гандболе ис­пользуются словесные, наглядные и практические методы.

Словесные методы, как средство воздействия на занимающихся включают: объяснение, рассказ, беседы, указания, лекции и т. п. Они направлены на то, чтобы создать у занимающихся представле­ние о технике выполнения приемов, о темпе, ритме и амплитуде отдельных частей и звеньев тела.

Наглядные методы включают: показ различных технико-тактических приемов, демонстрацию кинофильмов, кинограмм, рисунков, фотографий, схем и других наглядных пособий, создаю­щих у занимающихся образные представления об изучаемых прие­мах и действиях.

Практические методы являются основными в формировании двигательных навыков и овладении технико-тактическими приема­ми гандбола, а также в развитии и совершенствовании психомо­торных способностей занимающихся. Условно их можно разделить на две группы — методы строго регламентированного и частично регламентированного упражнения.

Методы строго регламентированного упражнения характеризу­ются многократным выполнением двигательного действия при строгой регламентации формы движений, величины нагрузки, ее нарастания, чередования с отдыхом.

Методы разучивания по частям предусматривают первоначаль­ное изучение отдельных частей двигательного действия с после­дующим соединением их в необходимое целое (Б. А. Ашмарин, 1979). В гандболе этот метод применяется при обучении сложным приемам игры (броски мяча по воротам в движении, в прыжке, в падении и др.).

Методы разучивания в целом предусматривают изучение двига­тельного действия в том виде, в каком оно предстоит как конечная задача обучения. Метод применяется на заключительном этапе обучения двигательному действию и следует за методом разучива­ния по частям (Б. А. Ашмарин, 1979). При использовании этого метода в гандболе технику приема упрощают таким образом, чтобы сущность его оставалась неизменной. В. последующем постепенное увеличение усилий, темпа, ритма, амплитуды позволяет совершен­ствовать технику выполнения приема и способность управлять. своими движениями (Л. А. Латышкевич и др., 1988).

Методы частично регламентированного упражнения допускают свободный выбор действий занимающимися для решения постав­ленной перед ними задачи. Метод, как правило, используется на этапе совершенствования, когда занимающиеся уже обладают дос­таточным объемом знаний и умений.

Повторный метод обучения предполагает повторение упражне­ний, которые приобретают большое значение в обучении (Б. А. Ашмарин, 1979).

В гандболе повторный метод обучения применяется для овла­дения структурой и точностью выполнения приемов игры и разви­тия двигательной памяти; для развития способностей выполнять приемы с различной быстротой, силой, а также для достижения стабильности в проявлении точности; для автоматизации прочно­сти, вариативности движений при выполнении приемов игры и развития двигательной памяти (Л. А. Латышкевич и др., 1988).

Переменный метод основан на проведении тренировочных воз­действий с варьированием темпа и ритма их выполнения.

Интервальный метод заключается в выполнении специальной работы с интервалами, которые могут изменяться по мере роста тренированности гандболистов (Л. А. Латышкевич и др., 1988).

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ

Эффективность обучения приемам и действия игры в гандбол зависит от рациональной последовательности, которая предусмат­ривает ознакомление с приемом и действием, а затем разучивание и совершенствование его выполнения.

При ознакомлении с технико-тактическими приемами необхо­димо назвать их в соответствии с установленной терминологией, а затем продемонстрировать в игровом темпе. После этого необхо­димо рассказать об основных компонентах данного приема (исходное положение, движение рук, ног и туловища и т. д.), соче­тая объяснения с показом в медленном темпе.

Объяснение и показ должны дополнять друг друга. Их значе­ние может быть различным в зависимости от сложности изучаемо­го материала и подготовленности занимающихся. К разучиванию следует приступать после ознакомления с тех­нико-тактическим приемом игры. При выполнении разучиваемого приема необходимо определить насколько правильно занимающие­ся овладели им, отметить имеющиеся ошибки и указать пути их исправления. При этом первоначальному исправлению подлежат ошибки, искажающие структуру движения. Указания по исправле­нию ошибок целесообразно делать не только после, но и в процес­се выполнения упражнений.

Разучивание технико-тактических приемов может осуществ­ляться в целом и по частям, с помощью подводящих и специаль­ных упражнений. При этом условия их выполнения должны быть облегченными, что позволяет занимающимся более качественно овладевать структурой движений.

Совершенствование технико-тактических приемов игры осу­ществляется многократным повторением упражнений, постепен­ным усложнением условий выполнения разученных приемов. Это возможно за счет включения в упражнение большего количества мячей; увеличения или уменьшения расстояния до партнера; вклю­чения пассивного, а затем активного сопротивления; ограничения игровой площадки при увеличении количества игроков в учебных играх; создания численного перевеса защитников и нападающих; уменьшения времени на атаку ворот; ограничения количества пе­редач в различных частях площадки в двухсторонних играх.

Стойка нападающего.

В процессе игры гандболист использует различные виды двига­тельных действий, которые позволяют ему быть в постоянной го­товности при выполнении технических приемов. Успешность их выполнения в значительной степени зависит от исходного положе­ния — стойки.

Специфика действий нападающего игрока позволяет опреде­лить несколько вариантов стоек. Это, в первую очередь, стойки при выполнении различных технических приемов без мяча и с мя­чом.

При игре нападающего игрока без мяча стойка может меняться в зависимости от положения нападающего относительно защитни­ка и ворот соперника; игры защитника; действий партнеров по на­падению.

Стойка нападающего игрока с мячом зависит от того, какие действия он выполняет. Здесь следует выделить стойку для ловли и передач мяча; бросков мяча по воротам; ведения мяча.

 

Упражнения для обучения стойке нападающего:

1. Принять определенную стойку и приподняться на носки,
равномерно распределив вес тела на обе ноги, затем возвратиться в
стойку.

2. Из положения на носках перенести вес тела с одной ноги на
другую и вновь принять стойку.

3. По сигналу принять стойку при движении шагом и бегом.

4. Стоя с мячом в руках, подбросить его над собой, поймать и
принять стойку.

5. Выполняется, как и 4-е упражнение, но стойку необходимо
принять после прыжка вверх.

6. При ходьбе принять стойку и выполнить ловлю мяча с по­
следующей его передачей партнеру.

7. Выполняется, как и 6-е упражнение, но при беге.

8. Выполняется, как и 6-е упражнение, но передача выполня­ется влево, вправо от игрока.

 

Упражнения 5 и 6 можно выполнять вблизи линии площади ворот при передвижении игрока спиной; вправо, влево приставны­ми шагами.

При обучении стойкам необходимо помнить о том, что игрок должен сохранять устойчивое положение, так как правила разре­шают тесный контакт и силовое давление со стороны соперника. В связи с этим при совершенствовании техники стоек следует ис­пользовать активного защитника, особенно вблизи площади ворот.

Передвижения.

Передвижение игрока по площадке является одним из основ­ных приемов игры в гандбол. Умение управлять своими движения­ми, изменять их в соответствии с игровой обстановкой позволяет игроку добиться определенного преимущества перед соперником. Это проявляется прежде всего в умении своевременно выбрать ме­сто на площадке; «освободиться» самому или «освободить» своего партнера от опеки соперника для ловли или броска мяча по воро­там. Значительную роль в обучении передвижениям и совершенст­вование в них имеет правильная «работа» ног.

Особенностью передвижений нападающего игрока является так называемое маневрирование. Сущность его заключается в том, чтобы, передвигаясь по площадке, без мяча или с мячом нападаю­щий игрок мог менять направление и скорость движения в зависи­мости от действий защитника и конкретной ситуации. Это требует от него умения управлять скоростью передвижения и помнить, что она не должна быть максимальной.

Для передвижения по площадке игроки используют ходьбу, бег, остановки, прыжки и повороты.

Ходьба.

Ходьба в игре применяется реже других видов передвижения. Наиболее часто она используется при смене позиции в период ко­ротких пауз или снижения игровых действий. При этом игроки пе­редвигаются лицом, спиной вперед, боком.

Бег.

Бег является основным средством передвижения в игре. В бы­стро меняющихся ситуациях, при переходе от защиты к нападению и обратно игроку приходится передвигаться лицом и спиной впе­ред, изменять направление и скорость бега. Резкое, неожиданное для соперника увеличение скорости бега — рывок позволяет напа­дающему освободиться от опеки защитника, тем самым обеспечить выигрыш во времени и пространстве для взаимодействия с партне­рами, участия в розыгрыше комбинаций или завершения атаки во­рот.

Методическая последовательность обучения технике бега:

1) бег на месте с переходом в бег по прямой;

2) семенящий бег с переходом на обычный;

3) семенящий бег, переходящий в ускорение; переходящий в
рывок;

4) бег с изменением направления (использование поворотов), с прыжками, маневрированием (использование финтов), с измене­нием частоты шагов на определенных участках площадки.

При обучении бегу необходимо обращать особое внимание на правильное отталкивание, что способствует не только быстрому перемещению игрока, но и изменению направления и скорости движения. Для этого целесообразно использовать следующие уп­ражнения.

1. Бег на месте с высоким подниманием бедра.

2. Прыжки на месте, подтягивая колени к груди.

3. Прыжки с ноги на ногу по разметке площадки с переходом
на бег.

4. Передвижение прыжками, толчком двух ног, с высоким
подниманием бедер и высоким взлетом.

Выполняя упражнения, необходимо следить за энергичным и полным выпрямлением толчковой ноги и ускорением в конце дви­жения.

При обучении технике бега с изменением скорости необходи­мо использовать следующие упражнения.

1. Старты из различных исходных положений, с места с пробеганием отрезков 5—10 м.

2. Ускорение после обычного бега по ориентирам, по слуховыми зрительным сигналам.

3. Ускорение по прямой после выхода с дуги.

Здесь следует обратить внимание на длину шагов, постановку стоп на площадку с носка возможно ближе к оси центра тяжести, энергичное движение рук, эффективное отталкивание.

Упражнения для обучения и совершенствования бега:

1. Бег на месте с максимальной частотой шагов в течение 10—20 с.

2. То же, что и в 1-м упражнения, но с последующим рывком
вперед и быстрой остановкой с переходом на шаг.

3. Бег 15—20 с из различных исходных положений; низкого
старта; упора лежа; лежа на спине лицом в сторону, противопо­ложную направлению бега; лежа на груди, спине, носки (пятки) на линии старта.

4. Бег с ускорением по сигналу, вдоль боковой линии, поперек
площадки, от средней до лицевой линии.

5. При передвижении в колонне по одному последний в ко­лонке выполняет ускорение по внутреннему кругу бегущей колон­ны, занимая место направляющего, и т. д.

6. Бег с изменением направления движения между препятст­виями.

7. Бег по кругу в колонне по одному. Расстояние между бегу­щими 2 м. По сигналу последний в колонне бежит между партне­рами (змейкой) и становится направляющим.

 

8. Бег в колонне по одному: змейкой поперек зала; противоходом по длине зала; используя разметку баскетбольной площадки по
малой и большой восьмерке.

9. Бег в группах по четыре человека. Замыкающий каждой
группы делает рывок влево, резко меняет направление бега и обго­няет троих впереди бегущих с внешней стороны и становится на­правляющим. Следующие игроки выполняют то же самое.

10.Бег с изменением направления движения после остановоки поворотов.

 

Прыжки.

В игре гандболист использует прыжки при ловле высоколетя­щих мячей, передачах и бросках мяча по воротам. Наиболее харак­терным является прыжок толчком одной ногой.

Прыжок толчком одой ногой, перед броском мяча по воротам, выполняется после определенного количества шагов. При этом толчковая нога выносится вперед и ставится с пятки, маховая нога, согнутая в коленном суставе и тазобедренном, за счет активного маха, выносится вперед вверх. После взлета, когда гандболист дос­тигает наивысшей точки прыжка, маховая нога отводится в сторо­ну, что способствует сохранению «устойчивого» положения во вре­мя полета. Приземление после прыжка должно быть на одну или две ноги, без потери равновесия. Это достигается за счет аморти­зирующего сгибания слегка согнутых ног. Качественное приземле­ние позволяет гандболисту, немедленно приступить к выполнению последующих игровых действий.

Прыжок толчком двумя ногами используется при ловле высо­колетящих мячей, блокировании мячей при бросках по воротам, при розыгрыше спорных бросков.

При обучении прыжкам основное внимание обращается: на правильную постановку стоп при толчке, полет и приземление, своевременность его выполнения, высоту, способность «зависать» в воздухе и координирование движений в безопорном положении. Различные направления прыжка достигаются за счет направления отталкивания и перемещения общего центра тяжести в нужном на­правлении. Обучение прыжкам начинается с места, затем в движе­нии толчком одной и двумя ногами.

Упражнения для обучения прыжкам:

 

1. Прыжки толчком двумя ногами вверх, вверх—вперед, вверх—назад, вперед—в сторону.

2. Прыжки на месте вверх толчком двух ног, с поворотами от90 до 360°.

3. Много скоки с акцентом на высоту и длину прыжка.

4. Прыжки на месте из положения полу приседа и приседа.

5. Прыжки на месте с касанием подвешенных предметов на
различной высоте, толчком одной и двумя ногами.

6. Прыжки на месте, из положения боком к стене, с касанием
разметки на стене, толчком одной и двумя ногами.

7. Напрыгивание на гимнастические снаряды различной высоты.

8. Прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед по полу; по
матам; по гимнастической дорожке.

9 Много скоки через гимнастическую скамейку с продвижени­ем вдоль нее, толчком одной и двумя ногами.

10. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх до касания предметов, подвешенных на различной высоте.

П. Прыжки через скакалку, попеременно толкаясь одной, двумя ногами.

 

Держание мяча.

Способность игрока управлять различными движениями при выполнении передач мяча, бросков мяча по воротам, обманных движений в значительной степени расширяет его игровые возмож­ности. Это предъявляет определенные требования к умению игрока
держать мяч..

Выделяют два способа держания мяча: двумя и одной рукой.

 

При держании мяча двумя руками кисти рук располагаются на мяче сверху—сбоку, при этом пальцы широко расставлены, а ладо­ни касаются мяча всей поверхностью.

Держание мяча одной рукой осуществляется за счет наложения кисти на мяч сверху. При этом мяч захватывается большим и бе­зымянным пальцами, остальные пальцы поддерживают его. Разно­видностью держания мяча одной рукой является держание снизу. В этом случае он лежит на ладони и удерживается пальцами. Игрок, балансируя рукой с мячом и поддерживая его другой, выполняет передачи и броски.

Упражнения для обучения держанию мяча:

1. И.П. присед, левая нога впереди, мяч лежит на полу перед
игроком. Наложив кисть правой руки на мяч сверху, поднять его.

2. И.П. присед, левая нога впереди, удерживая мяч правой ру­кой поднять его и ударить, не выпуская из руки, об пол.

3. Выполняется, как и 2-е упражнение, но левой рукой.

4. Удерживая мяч попеременно правой, левой рукой, выпол­нить: тыльное и ладонное сгибание; вращение влево, вправо в лучезапястном суставе; в лицевой и боковой плоскости в локтевом и плечевом суставах.

5. Удерживая мяч правой, левой рукой маховые движения впе­ред, назад, в сторону назад, за спину книзу, за спину кверху.

6. Перекладывание мяча перед собой из одной руки в другую и
перевод его за спиной.

7. И.П. ноги на ширине плеч, туловище прямо. Вращение мяча
вокруг туловища, ног, между ногами по «восьмерке» вправо, влево.

8. Удерживая мяч левой, правой рукой, подбросить его вверх и
поймать одной рукой на уровне головы, хватом снизу.

9. Удерживая мяч левой, правой рукой, ударить им об пол и
захватить его после отскока.

10.Удерживая мяч левой, правой рукой, на уровне груди от­пустить его и поймать хватом сверху до касания пола.

11.Перебрасывание мяча из рук в руки по дуге над головой,
перед грудью с последующим удержанием мяча и вращением в ли­цевой плоскости.

12.Мяч лежит в 1—1,5 м от игрока. Выполнив три шага к мя­чу, хватом сверху, поднять его, ударить об пол и поймать после от­ скока.

13.Выполняется, как и 12-е упражнение, но игрок двигается к
мячу семенящими шагами.

14. Выполняется, как и 12-е упражнение, но игрок поднимает катящийся мяч.

Держание мяча является составной частью техники игры в гандбол. Качественное владение этим приемом в значительной степени ускоряет обучение ловле и передачам мяча, броскам мяча по воротам. При держании мяча одной рукой у игрока появляются значительно большие возможности выбора направления и длитель­ности замаха, при этом направление замаха может быть за спину, за голову, перед собой и т. д. Это в конечном итоге сказывается на быстроте и качестве выполнения ловли, передач и бросков мяча по воротам.

Остановки.

Быстро меняющаяся игровая обстановка, действия игрока с мячом и без мяча, активные действия соперника в защите и напа­дении требуют от гандболиста замедления или прекращения двига­тельных действий. Способность игрока управлять скоростью движения и выполнения определенных технических приемов позволя­ет ему получить определенное преимущество перед соперником в осуществлении своих дальнейших действий.

 

Остановка — это действие игрока, направленное на частичное или полное прекращение движения. Остановка после бега может осуществляться одной ногой (шагом), двумя ногами (шагами) и прыжком.

При остановке одной ногой игрок выставляет прямую ногу вперед стопой развернутой внутрь. Туловище отклоняется назад и поворачивается боком (соответственно выставленной ноге) к на­правлению движения, руки согнуты, другая нога при этом сильно сгибается.

При остановке двумя ногами первый шаг короткий, нога ста­вится с пятки, причем стопа слегка разворачивается наружу, левое, праве плечо отводится назад. Второй шаг несколько длиннее, при постановке на опору, стопа развернута внутрь, туловище отклоня­ется назад, разворачивается боком, руки согнуты, сзади стоящая нога согнута.

Остановка прыжком выполняется следующим образом: игрок делает невысокий скользящий прыжок по ходу движения, причем, оттолкнувшись одной ногой, он подает туловище назад и призем­ляется на широко расставленные ноги, туловище при этом прямо, вес тела переносится на сзади стоящую ногу.

Этот способ остановки используется: при ловле мячей, летя­щих навстречу игроку, на уровне груди; для сокращения расстоя­ния г защитником при подготовке и выполнении обманных дви­жении.

Остановка прыжком, при ловле высоколетящих мячей осуще­ствляется, за счет одновременной постановки обеих ног на опору. При этом вес тела равномерно распределяется на обе ноги, туловище слегка наклонено вперед, руки с мячом согнуты перед грудью.

В обоих способах эффект остановки определяется сильным сгибанием ног и правильным распределением веса тела на ноги, что позволяет игроку сохранить устойчивое положение и возмож­ность продолжения действий.

Повороты.

Действия игрока, направленные на изменение направления движения; сохранение мяча при активных действиях защитника; выполнение финтов при бросках по воротам. Игрок «переступанием», махом одной ногой (маховой) поворачивается в нужном направлении вокруг другой ноги (осевой), не отрывая ее от пола. При этом вес тела переносится на осевую ногу. Направле­ние выполнения поворота определяется положением и степенью активности защитника. Различают следующие направления пово­ротов: поворот на сзади стоящей ноге — назад (спиной вперед); поворот на сзади стоящей ноге вперед (лицом вперед). То же самое может выполняться на впереди стоящей ноге. Повороты могут вы­полняться как с мячом, так и без мяча: на месте в опорном поло­жении; после прыжка; в движении; при ведении мяча.

Игрок с мячом, применяя повороты, создает условия для пере­дач мяча, бросков мяча по воротам и освобождение от активно действующего защитника.

Игрок без мяча использует поворот для освобождения от опе­ки соперника, изменения направления и скорости бега.

II.2. ТЕХНИКА ИГРЫ С МЯЧОМ

Ловля мяча. Ловля — прием, с помощью которого игрок может уверенно овладеть мячом и предпринять с ним атакующие дейст­вия. Ловлю мяча необходимо сочетать с принятием исходного по­ложения для дальнейших действий: передач мяча, бросков, ведения II финтов.

Существуют два способа ловли мяча: ловля двумя и одной ру­кой.

Ловля мяча двумя руками — это наиболее простой и в то же время надежный способ овладения мячом. Техника ловли заключа­тся в том, что игрок, находясь в стойке на согнутых ногах, рас­ставленных на ширине плеч или с выставленной вперед ногой, вы­тягивает руки навстречу мячу. При этом пальцы и кисти образуют воронку, что обеспечивает большую площадь соприкосновения с мячом. В момент соприкосновения с мячом руки сгибаются в лок­тевых суставах, что позволяет погасить скорость летящего мяча. Учитывая то, что передачи могут быть различными по траектории полета мяча, различают: ловлю на уровне груди, ловлю высоколе­тящих мячей, ловлю после отскока от пола и катящихся мячей.

Ловля мяча на уровне груди осуществляется за счет быстрого выставления рук навстречу мячу и уступающего (амортизирующего) движения сгибания рук в локтевых суставах. Если мяч летит несколько ниже уровня груди, игрок сгибает ноги ниже, чем обычно, снижая тем самым высоту расположения плеч до уровня полета мяча.

Ловля высоколетящего мяча осуществляется за счет выпрыги­вания вверх и выноса рук с разведенными кистями навстречу мячу. В момент соприкосновения с мячом кисти поворачиваются внутрь и крепко обхватывают мяч. После этого руки сгибаются в локтевых суставах, опускаются вниз и притягивают мяч к туловищу.

Ловля катящегося мяча осуществляется за счет последователь­ного движения руками. Мяч подхватывается ближней к нему ру­кой, вторая рука захватывает его сверху.

Ловля мяча после отскока осуществляется за счет движения игрока к мячу и происходит в начальный момент отскока от пола. Игрок сближается с местом падения мяча, делая выпад к нему, бы­стро наклоняет туловище вперед над ногой, руки опускает вперед вниз и пальцами обхватывает мяч. Захватив мяч, игрок выпрямля­ется и подтягивает его к себе.

Ловля мяча одной рукой осуществляется двумя способами: без захвата и захватом мяча пальцами.

Ловля без захвата мяча пальцами осуществляется за счет дви­жения руки, с перпендикулярно поставленной ладонью, навстречу летящему мячу. В момент касания мяча пальцами рука отводится назад (амортизирующее движение), туловище поворачивается в сторону ловящей руки, при этом мяч удерживается на ладони си­лой инерции.

При ловле мяча захватом игрок выпрямляет руку вперед, с широко расставленными пальцами. При касании мяча сгибает руку и кончиками пальцев захватывает мяч.

 

 

Для одного игрока.

1. Игрок стоит на расстоянии 4—5 м от стены, с мячом в руках. После передачи мяча в стену он ловит отскочивший мяч, вы­полняет поворот на 360° указанным способом и обратную передачу в стену.

2. После передачи мяча в стену игрок выполняет поворот на
360° в любую сторону и только после этого ловит мяч.

3. Игрок стоит в углу, на расстоянии 3—4 м от обеих стен, с
мячом в руках. Выполняет передачу мяча, после очередной ловли
отскочившего от стены мяча, различными способами (двумя или
одной рукой) попеременно в одну и другую сторону.

4. Игрок стоит спиной к стене, на расстоянии 3—4 м. Мяч
удерживается двумя руками на уровне пояса. Выполнив бросок мя­ча над головой, поворачивается кругом и ловит мяч, отскочивший от стены, указанным способом.

5. Игрок стоит спиной к стене, на расстоянии 3—4 м, мяч
удерживается двумя руками пред грудью, ноги на ширине плеч.
Ударом мяча в пол, между ногами, направляет его в стену. После
поворота кругом ловит мяч, отскочивший от стены.

6. После передачи мяча в стену игрок ловит его, выполняет
определенные обманные движения и после этого повторяет пере­дачу в стену.

Упражнения для группы игроков.

 

7. Занимающиеся построены в две шеренги на расстоянии 7—
8 м. Упражнение выполняется парами. Это же упражнение можно выполнять в тройках (например, Х-5, Х4, X5,, Х6, Х7, Х8 и т. д.) и четвертках (Х9, Х10, Х Х12; Х13, Х14, Х15,X16 и. т. д.). Не изменяя построения, упражнение можно проводить: 1) поточно с одним мячом, 2) в виде эстафеты с двумя мячами. Мячи находятся у X1 и Х2. По сигналу X1передает мяч Х4, Х4 — Х5; Х5 - Хб; Х8 - Х9; Х9 - Х12; Х12 - Х15 и т. д. до конца шеренги и обратно. Х2 — Х3; Х3 — X6; X6 — Х7; Х7 — Х10; Х10 — Х11 и т. д. до конца шеренги и обратно. Побеждают игроки той шеренги, в которой передача мяча выполняется быстрее в обоих направлениях.

Для более краткого описания содержания упражнений в работе использована следующая графическая форма их записи.

8. Занимающиеся построены по кругу лицом к центру (рис. 2). При выполнении упражнения одним мячом он передается рядом стоящему игроку. При выполнении упражнения с двумя мячами его можно проводить в виде эстафеты. Мячи находятся у игроков X1 и Х2. X1 передает мяч игрокам с нечетными номерами, игрок Х2 — с четными номерами. Команда, первой закончившая выполне­ние передач, считается победительницей.

 

 

 

10. Игроки располагаются, как показано на рис. 4 в группах по пять человек. Игрок X1выполняет передачу мяча игроку X2, X2 - Х3; Х3 — Х5; Х5 — Х4; Х4 — Х3; Х3 — X1 и т д.

Упражнения 7, 8, 9, 10 могут выполняться по времени или на количество передач. Направление передачи, ее способ и смена игроков происходит также после определенного времени или количества выполненных передач.

 

 

10.Занимающиеся выстраиваются в 3—4 колоннах, напротив друг друга, на расстоянии 7—8 м (рис. 5). У направляющих одной колонны в руках мячи. По сигналу игрок x1 передает мяч в противоположную колонну игроку Х10 и после передачи становится за X3. Игрок Х10, выполнив ловлю мяча, передает его Х2 и становится Х12и т. д

 

 

 

При выполнении перечисленных (7—11) упражнений передачи мима выполняются одной рукой. Совершенствование техники вы­полнения передач происходит за счет сочетания передач с поворотами и финтами. В данных упражнениях занимающиеся должны

следить за правильным выполнением ловли мяча. Она выполняется
за счет амортизирующего движения рук, направленного на пога­шение скорости полета мяча. Вынос рук вперед для ловли осуществляется в момент начала выпрямления рук партнера с мячом. В зависимости от ситуации игрок, выполняющий, ловлю, может
»заказать», т. е. движением рук, туловища, головы «подсказать» партнеру направление выполнения передачи.

Игроку, выполняющему передачу мяча, необходимо помнить о том, что она должна быть своевременной, удобной и точной.

Своевременной передача является тогда, когда она выполняется партнеру, устремившемуся в быстрый отрыв, освободившемуся от опеки соперника и вышедшему на ударную позицию для броска по воротам, занявшему удобную позицию по отношению к защит­нику, перед воротами.

Удобная передача та, при которой игрок, выполняющий ловлю мяча, затрачивает минимум времени для его обработки. Показате­лем этого является траектория полета мяча, его направление и скорость полета.

Точность передачи зависит от момента выпуска мяча —соответствует определенному положению руки с мячом по отношению к туловищу; расположения защитника к нападающему и нападаю­щего по отношению к воротам; расстояния до партнера.

Скорость полета мяча в определенной степени зависит от направления отведения руки в положение замаха, его длины и быст­роты разгона мяча. Различают замах вверх—назад, в сторону— назад; снизу—вверх, снизу—в сторону. При этом мяч удерживается одной или двумя руками и замах выполняется из положения перед
грудью или внизу.

В зависимости от расстояния до партнера, его положения относительно ворот, активности соперника (плотная опека, опека на расстоянии) длина замаха может быть различной. Это обусловлено рем, что он является носителем информации для соперника о на­коплении передачи мяча. В этой связи замах должен быть несколько короче, что позволяет ускорить разгон мяча.

Упражнения для обучения и совершенствования ловли и передачи мяча в движении:

1. Занимающиеся построены в две шеренги на расстоянии 6—8 м. Игроки с мячами стоят в положении правая нога впереди, мяч в правой руке спереди сбоку. С. шагом левой ногой игроки вы­полняют передачу мяча своему партнеру.

2. Выполняется, как и 1-е упражнение, но передача мяча парт­неру с двух, трех шагов.

3. Мяч лежит в 1,5—2 м от игрока. Из положения левая нога
впереди игрок, выполнив три шага к мячу, поднимает его и, начи­ная с левой ноги, после трех шагов передает его партнеру.

4. Выполняется, как и 3-е упражнение, но расстояние до мяча
увеличивается и игрок двигается к мячу бегом.

5. Построение занимающихся, как и в предыдущих упражне­ниях. Игрок подбрасывает мяч над собой и ловит его. В положении правая нога впереди на опоре, выполнив три шага, передает его партнеру.

6. Выполняется, как и 5-е упражнение, но игрок бросает мяч вперед—вверх. Двигаясь к мячу, выполняет ловлю, в положении правая нога впереди на опоре, и после трех шагов передает мяч партнеру.

7. Выполняется, как и 6-е упражнение, но игрок ловит мяч по­сле отскока от пола, с последующей передачей его партнеру.

8. Выполняется, как и 6-е упражнение, но игрок передает мяч партнеру после подъема катящегося мяча.

Ори увеличении расстояния между партнерами целесообразно использовать семенящий бег и передвижение в положении пристав­ного шага с выставленной вперед правой ногой. Такое передвижение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 7284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.210.226 (0.01 с.)