Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика начального обучения в гандболе↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте В. Н. Соколов МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ГАНДБОЛЕ
С.-Петербург Издательство РГПУ им. А. И. Герцена
I. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ Основными задачами при проведении занятий по гандболу являются: формирование специальных двигательных навыков и умений, необходимых для овладения технико-тактическими приемами игры; всестороннее гармоническое и физическое развитие занимающихся; овладение методикой обучения основным технико-тактическим приемам игры. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ В любой сфере обучения процесс воспитания и формирования определенных навыков и умений складывается из общепринятых принципов: сознательности и активности, наглядности, систематичности, постепенности, последовательности, индивидуализации, специализации и всесторонности. Принцип сознательности и активности — основной в организации учебного процесса. Без сознательного отношения к изучаемому материалу, без активности занимающихся при выполнении упражнений и в учебных двухсторонних играх обучение не может быть успешным. Сознательный и активный подход к выполнению подводящих и специальных упражнений способствует более быстрому и качественному формированию двигательных навыков, что л конечном счете обеспечивает успешность овладения гандболом. Принцип наглядности предполагает широкое использование различных средств и осуществляется путем демонстрации упражнений, просмотра игр, изучение фото- и кинограмм, схем, кинофильмов и т. п. Принцип систематичности предусматривает соблюдение правильной последовательности изучения материала и определенной системы построения занятий. При подборе подводящих и специальных упражнений необходимо помнить о том, что они должны включать в себя определенные приемы техники игры. По мере овладения этими упражнениями необходимо усложнять условия их выполнения, и включать в них другие более сложные приемы техники. Это необходимо потому, что в игре применяются комплексы приемов и их разновидности. Кроме того, данный принцип реализуется в регулярности занятий, чередовании нагрузок с отдыхом. Определенное значение имеет повторение изученных упражнений, что приводит к автоматизации движений, способствует формированию тактических навыков, оказывает воздействие на развитие физических качеств и двигательной памяти. Принцип постепенности предполагает увеличение объема и интенсивности нагрузок, усложнение условий выполнения упражнений и включение в них более сложных приемов техники. Это возможно тогда, когда у занимающихся сформировался устойчивый двигательный навык, позволяющий приблизить выполнение упражнений к игровым условиям. Поэтому в упражнения необходимо включать активных защитников, увеличивать или уменьшать время на выполнение задания, ограничивать игровое пространство, включать в упражнения элементы техники, соответствующие игровым функциям занимающихся. Принцип последовательности в обучении осуществляется при соблюдении правил: от простого к сложному, от легкого к трудному, от глазного к второстепенному, от известного к неизвестному. В гандболе это выражается в соблюдении определенной методической последовательности в обучении технико-тактическим приемам игры. Принцип индивидуализации обязывает при подборе материала учитывать возрастные особенности, уровень физической и технико-тактической подготовки занимающихся. Упражнения, используемые для обучения, должны быть посильны и одновременно с этим представлять определенную трудность для занимающихся. Это вызывает определенный интерес у занимающихся и в то же время требует от них проявления определенных способностей для преодоления этих трудностей. Принцип специализации предусматривает развитие необходимого уровня физических качеств, без которого невозможно не только прочное закрепление изученного материала, но и дальнейшее совершенствование его в учебно-тренировочных занятиях. При регулярном и многократном повторении упражнении у занимающихся формируются устойчивые навыки, которые должны быть не только прочными, но и подвижными, чтобы их легко можно быловидоизменять в зависимости от игровой обстановки. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Качество процесса обучения в значительной степени определяется методами, которые применяет преподаватель в занятиях. Выбор метода обусловливается содержанием учебного материала, условиями проведения (место, оборудование, инвентарь) и подготовленностью занимающихся. При обучении технико-тактическим действиям в гандболе используются словесные, наглядные и практические методы. Словесные методы, как средство воздействия на занимающихся включают: объяснение, рассказ, беседы, указания, лекции и т. п. Они направлены на то, чтобы создать у занимающихся представление о технике выполнения приемов, о темпе, ритме и амплитуде отдельных частей и звеньев тела. Наглядные методы включают: показ различных технико-тактических приемов, демонстрацию кинофильмов, кинограмм, рисунков, фотографий, схем и других наглядных пособий, создающих у занимающихся образные представления об изучаемых приемах и действиях. Практические методы являются основными в формировании двигательных навыков и овладении технико-тактическими приемами гандбола, а также в развитии и совершенствовании психомоторных способностей занимающихся. Условно их можно разделить на две группы — методы строго регламентированного и частично регламентированного упражнения. Методы строго регламентированного упражнения характеризуются многократным выполнением двигательного действия при строгой регламентации формы движений, величины нагрузки, ее нарастания, чередования с отдыхом. Методы разучивания по частям предусматривают первоначальное изучение отдельных частей двигательного действия с последующим соединением их в необходимое целое (Б. А. Ашмарин, 1979). В гандболе этот метод применяется при обучении сложным приемам игры (броски мяча по воротам в движении, в прыжке, в падении и др.). Методы разучивания в целом предусматривают изучение двигательного действия в том виде, в каком оно предстоит как конечная задача обучения. Метод применяется на заключительном этапе обучения двигательному действию и следует за методом разучивания по частям (Б. А. Ашмарин, 1979). При использовании этого метода в гандболе технику приема упрощают таким образом, чтобы сущность его оставалась неизменной. В. последующем постепенное увеличение усилий, темпа, ритма, амплитуды позволяет совершенствовать технику выполнения приема и способность управлять. своими движениями (Л. А. Латышкевич и др., 1988). Методы частично регламентированного упражнения допускают свободный выбор действий занимающимися для решения поставленной перед ними задачи. Метод, как правило, используется на этапе совершенствования, когда занимающиеся уже обладают достаточным объемом знаний и умений. Повторный метод обучения предполагает повторение упражнений, которые приобретают большое значение в обучении (Б. А. Ашмарин, 1979). В гандболе повторный метод обучения применяется для овладения структурой и точностью выполнения приемов игры и развития двигательной памяти; для развития способностей выполнять приемы с различной быстротой, силой, а также для достижения стабильности в проявлении точности; для автоматизации прочности, вариативности движений при выполнении приемов игры и развития двигательной памяти (Л. А. Латышкевич и др., 1988). Переменный метод основан на проведении тренировочных воздействий с варьированием темпа и ритма их выполнения. Интервальный метод заключается в выполнении специальной работы с интервалами, которые могут изменяться по мере роста тренированности гандболистов (Л. А. Латышкевич и др., 1988). ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ Эффективность обучения приемам и действия игры в гандбол зависит от рациональной последовательности, которая предусматривает ознакомление с приемом и действием, а затем разучивание и совершенствование его выполнения. При ознакомлении с технико-тактическими приемами необходимо назвать их в соответствии с установленной терминологией, а затем продемонстрировать в игровом темпе. После этого необходимо рассказать об основных компонентах данного приема (исходное положение, движение рук, ног и туловища и т. д.), сочетая объяснения с показом в медленном темпе. Объяснение и показ должны дополнять друг друга. Их значение может быть различным в зависимости от сложности изучаемого материала и подготовленности занимающихся. К разучиванию следует приступать после ознакомления с технико-тактическим приемом игры. При выполнении разучиваемого приема необходимо определить насколько правильно занимающиеся овладели им, отметить имеющиеся ошибки и указать пути их исправления. При этом первоначальному исправлению подлежат ошибки, искажающие структуру движения. Указания по исправлению ошибок целесообразно делать не только после, но и в процессе выполнения упражнений. Разучивание технико-тактических приемов может осуществляться в целом и по частям, с помощью подводящих и специальных упражнений. При этом условия их выполнения должны быть облегченными, что позволяет занимающимся более качественно овладевать структурой движений. Совершенствование технико-тактических приемов игры осуществляется многократным повторением упражнений, постепенным усложнением условий выполнения разученных приемов. Это возможно за счет включения в упражнение большего количества мячей; увеличения или уменьшения расстояния до партнера; включения пассивного, а затем активного сопротивления; ограничения игровой площадки при увеличении количества игроков в учебных играх; создания численного перевеса защитников и нападающих; уменьшения времени на атаку ворот; ограничения количества передач в различных частях площадки в двухсторонних играх. Стойка нападающего. В процессе игры гандболист использует различные виды двигательных действий, которые позволяют ему быть в постоянной готовности при выполнении технических приемов. Успешность их выполнения в значительной степени зависит от исходного положения — стойки. Специфика действий нападающего игрока позволяет определить несколько вариантов стоек. Это, в первую очередь, стойки при выполнении различных технических приемов без мяча и с мячом. При игре нападающего игрока без мяча стойка может меняться в зависимости от положения нападающего относительно защитника и ворот соперника; игры защитника; действий партнеров по нападению. Стойка нападающего игрока с мячом зависит от того, какие действия он выполняет. Здесь следует выделить стойку для ловли и передач мяча; бросков мяча по воротам; ведения мяча.
Упражнения для обучения стойке нападающего: 1. Принять определенную стойку и приподняться на носки, 2. Из положения на носках перенести вес тела с одной ноги на 3. По сигналу принять стойку при движении шагом и бегом. 4. Стоя с мячом в руках, подбросить его над собой, поймать и 5. Выполняется, как и 4-е упражнение, но стойку необходимо 6. При ходьбе принять стойку и выполнить ловлю мяча с по 7. Выполняется, как и 6-е упражнение, но при беге. 8. Выполняется, как и 6-е упражнение, но передача выполняется влево, вправо от игрока.
Упражнения 5 и 6 можно выполнять вблизи линии площади ворот при передвижении игрока спиной; вправо, влево приставными шагами. При обучении стойкам необходимо помнить о том, что игрок должен сохранять устойчивое положение, так как правила разрешают тесный контакт и силовое давление со стороны соперника. В связи с этим при совершенствовании техники стоек следует использовать активного защитника, особенно вблизи площади ворот. Передвижения. Передвижение игрока по площадке является одним из основных приемов игры в гандбол. Умение управлять своими движениями, изменять их в соответствии с игровой обстановкой позволяет игроку добиться определенного преимущества перед соперником. Это проявляется прежде всего в умении своевременно выбрать место на площадке; «освободиться» самому или «освободить» своего партнера от опеки соперника для ловли или броска мяча по воротам. Значительную роль в обучении передвижениям и совершенствование в них имеет правильная «работа» ног. Особенностью передвижений нападающего игрока является так называемое маневрирование. Сущность его заключается в том, чтобы, передвигаясь по площадке, без мяча или с мячом нападающий игрок мог менять направление и скорость движения в зависимости от действий защитника и конкретной ситуации. Это требует от него умения управлять скоростью передвижения и помнить, что она не должна быть максимальной. Для передвижения по площадке игроки используют ходьбу, бег, остановки, прыжки и повороты. Ходьба. Ходьба в игре применяется реже других видов передвижения. Наиболее часто она используется при смене позиции в период коротких пауз или снижения игровых действий. При этом игроки передвигаются лицом, спиной вперед, боком. Бег. Бег является основным средством передвижения в игре. В быстро меняющихся ситуациях, при переходе от защиты к нападению и обратно игроку приходится передвигаться лицом и спиной вперед, изменять направление и скорость бега. Резкое, неожиданное для соперника увеличение скорости бега — рывок позволяет нападающему освободиться от опеки защитника, тем самым обеспечить выигрыш во времени и пространстве для взаимодействия с партнерами, участия в розыгрыше комбинаций или завершения атаки ворот. Методическая последовательность обучения технике бега: 1) бег на месте с переходом в бег по прямой; 2) семенящий бег с переходом на обычный; 3) семенящий бег, переходящий в ускорение; переходящий в 4) бег с изменением направления (использование поворотов), с прыжками, маневрированием (использование финтов), с изменением частоты шагов на определенных участках площадки. При обучении бегу необходимо обращать особое внимание на правильное отталкивание, что способствует не только быстрому перемещению игрока, но и изменению направления и скорости движения. Для этого целесообразно использовать следующие упражнения. 1. Бег на месте с высоким подниманием бедра. 2. Прыжки на месте, подтягивая колени к груди. 3. Прыжки с ноги на ногу по разметке площадки с переходом 4. Передвижение прыжками, толчком двух ног, с высоким Выполняя упражнения, необходимо следить за энергичным и полным выпрямлением толчковой ноги и ускорением в конце движения. При обучении технике бега с изменением скорости необходимо использовать следующие упражнения. 1. Старты из различных исходных положений, с места с пробеганием отрезков 5—10 м. 2. Ускорение после обычного бега по ориентирам, по слуховыми зрительным сигналам. 3. Ускорение по прямой после выхода с дуги. Здесь следует обратить внимание на длину шагов, постановку стоп на площадку с носка возможно ближе к оси центра тяжести, энергичное движение рук, эффективное отталкивание. Упражнения для обучения и совершенствования бега: 1. Бег на месте с максимальной частотой шагов в течение 10—20 с. 2. То же, что и в 1-м упражнения, но с последующим рывком 3. Бег 15—20 с из различных исходных положений; низкого 4. Бег с ускорением по сигналу, вдоль боковой линии, поперек 5. При передвижении в колонне по одному последний в колонке выполняет ускорение по внутреннему кругу бегущей колонны, занимая место направляющего, и т. д. 6. Бег с изменением направления движения между препятствиями. 7. Бег по кругу в колонне по одному. Расстояние между бегущими 2 м. По сигналу последний в колонне бежит между партнерами (змейкой) и становится направляющим.
8. Бег в колонне по одному: змейкой поперек зала; противоходом по длине зала; используя разметку баскетбольной площадки по 9. Бег в группах по четыре человека. Замыкающий каждой 10.Бег с изменением направления движения после остановоки поворотов.
Прыжки. В игре гандболист использует прыжки при ловле высоколетящих мячей, передачах и бросках мяча по воротам. Наиболее характерным является прыжок толчком одной ногой. Прыжок толчком одой ногой, перед броском мяча по воротам, выполняется после определенного количества шагов. При этом толчковая нога выносится вперед и ставится с пятки, маховая нога, согнутая в коленном суставе и тазобедренном, за счет активного маха, выносится вперед вверх. После взлета, когда гандболист достигает наивысшей точки прыжка, маховая нога отводится в сторону, что способствует сохранению «устойчивого» положения во время полета. Приземление после прыжка должно быть на одну или две ноги, без потери равновесия. Это достигается за счет амортизирующего сгибания слегка согнутых ног. Качественное приземление позволяет гандболисту, немедленно приступить к выполнению последующих игровых действий. Прыжок толчком двумя ногами используется при ловле высоколетящих мячей, блокировании мячей при бросках по воротам, при розыгрыше спорных бросков. При обучении прыжкам основное внимание обращается: на правильную постановку стоп при толчке, полет и приземление, своевременность его выполнения, высоту, способность «зависать» в воздухе и координирование движений в безопорном положении. Различные направления прыжка достигаются за счет направления отталкивания и перемещения общего центра тяжести в нужном направлении. Обучение прыжкам начинается с места, затем в движении толчком одной и двумя ногами. Упражнения для обучения прыжкам:
1. Прыжки толчком двумя ногами вверх, вверх—вперед, вверх—назад, вперед—в сторону. 2. Прыжки на месте вверх толчком двух ног, с поворотами от90 до 360°. 3. Много скоки с акцентом на высоту и длину прыжка. 4. Прыжки на месте из положения полу приседа и приседа. 5. Прыжки на месте с касанием подвешенных предметов на 6. Прыжки на месте, из положения боком к стене, с касанием 7. Напрыгивание на гимнастические снаряды различной высоты. 8. Прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед по полу; по 9 Много скоки через гимнастическую скамейку с продвижением вдоль нее, толчком одной и двумя ногами. 10. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх до касания предметов, подвешенных на различной высоте. П. Прыжки через скакалку, попеременно толкаясь одной, двумя ногами.
Держание мяча. Способность игрока управлять различными движениями при выполнении передач мяча, бросков мяча по воротам, обманных движений в значительной степени расширяет его игровые возможности. Это предъявляет определенные требования к умению игрока Выделяют два способа держания мяча: двумя и одной рукой.
При держании мяча двумя руками кисти рук располагаются на мяче сверху—сбоку, при этом пальцы широко расставлены, а ладони касаются мяча всей поверхностью. Держание мяча одной рукой осуществляется за счет наложения кисти на мяч сверху. При этом мяч захватывается большим и безымянным пальцами, остальные пальцы поддерживают его. Разновидностью держания мяча одной рукой является держание снизу. В этом случае он лежит на ладони и удерживается пальцами. Игрок, балансируя рукой с мячом и поддерживая его другой, выполняет передачи и броски. Упражнения для обучения держанию мяча: 1. И.П. присед, левая нога впереди, мяч лежит на полу перед 2. И.П. присед, левая нога впереди, удерживая мяч правой рукой поднять его и ударить, не выпуская из руки, об пол. 3. Выполняется, как и 2-е упражнение, но левой рукой. 4. Удерживая мяч попеременно правой, левой рукой, выполнить: тыльное и ладонное сгибание; вращение влево, вправо в лучезапястном суставе; в лицевой и боковой плоскости в локтевом и плечевом суставах. 5. Удерживая мяч правой, левой рукой маховые движения вперед, назад, в сторону назад, за спину книзу, за спину кверху. 6. Перекладывание мяча перед собой из одной руки в другую и 7. И.П. ноги на ширине плеч, туловище прямо. Вращение мяча 8. Удерживая мяч левой, правой рукой, подбросить его вверх и 9. Удерживая мяч левой, правой рукой, ударить им об пол и 10.Удерживая мяч левой, правой рукой, на уровне груди отпустить его и поймать хватом сверху до касания пола. 11.Перебрасывание мяча из рук в руки по дуге над головой, 12.Мяч лежит в 1—1,5 м от игрока. Выполнив три шага к мячу, хватом сверху, поднять его, ударить об пол и поймать после от скока. 13.Выполняется, как и 12-е упражнение, но игрок двигается к 14. Выполняется, как и 12-е упражнение, но игрок поднимает катящийся мяч. Держание мяча является составной частью техники игры в гандбол. Качественное владение этим приемом в значительной степени ускоряет обучение ловле и передачам мяча, броскам мяча по воротам. При держании мяча одной рукой у игрока появляются значительно большие возможности выбора направления и длительности замаха, при этом направление замаха может быть за спину, за голову, перед собой и т. д. Это в конечном итоге сказывается на быстроте и качестве выполнения ловли, передач и бросков мяча по воротам. Остановки. Быстро меняющаяся игровая обстановка, действия игрока с мячом и без мяча, активные действия соперника в защите и нападении требуют от гандболиста замедления или прекращения двигательных действий. Способность игрока управлять скоростью движения и выполнения определенных технических приемов позволяет ему получить определенное преимущество перед соперником в осуществлении своих дальнейших действий.
Остановка — это действие игрока, направленное на частичное или полное прекращение движения. Остановка после бега может осуществляться одной ногой (шагом), двумя ногами (шагами) и прыжком. При остановке одной ногой игрок выставляет прямую ногу вперед стопой развернутой внутрь. Туловище отклоняется назад и поворачивается боком (соответственно выставленной ноге) к направлению движения, руки согнуты, другая нога при этом сильно сгибается. При остановке двумя ногами первый шаг короткий, нога ставится с пятки, причем стопа слегка разворачивается наружу, левое, праве плечо отводится назад. Второй шаг несколько длиннее, при постановке на опору, стопа развернута внутрь, туловище отклоняется назад, разворачивается боком, руки согнуты, сзади стоящая нога согнута. Остановка прыжком выполняется следующим образом: игрок делает невысокий скользящий прыжок по ходу движения, причем, оттолкнувшись одной ногой, он подает туловище назад и приземляется на широко расставленные ноги, туловище при этом прямо, вес тела переносится на сзади стоящую ногу. Этот способ остановки используется: при ловле мячей, летящих навстречу игроку, на уровне груди; для сокращения расстояния г защитником при подготовке и выполнении обманных движении. Остановка прыжком, при ловле высоколетящих мячей осуществляется, за счет одновременной постановки обеих ног на опору. При этом вес тела равномерно распределяется на обе ноги, туловище слегка наклонено вперед, руки с мячом согнуты перед грудью. В обоих способах эффект остановки определяется сильным сгибанием ног и правильным распределением веса тела на ноги, что позволяет игроку сохранить устойчивое положение и возможность продолжения действий. Повороты. Действия игрока, направленные на изменение направления движения; сохранение мяча при активных действиях защитника; выполнение финтов при бросках по воротам. Игрок «переступанием», махом одной ногой (маховой) поворачивается в нужном направлении вокруг другой ноги (осевой), не отрывая ее от пола. При этом вес тела переносится на осевую ногу. Направление выполнения поворота определяется положением и степенью активности защитника. Различают следующие направления поворотов: поворот на сзади стоящей ноге — назад (спиной вперед); поворот на сзади стоящей ноге вперед (лицом вперед). То же самое может выполняться на впереди стоящей ноге. Повороты могут выполняться как с мячом, так и без мяча: на месте в опорном положении; после прыжка; в движении; при ведении мяча. Игрок с мячом, применяя повороты, создает условия для передач мяча, бросков мяча по воротам и освобождение от активно действующего защитника. Игрок без мяча использует поворот для освобождения от опеки соперника, изменения направления и скорости бега. II.2. ТЕХНИКА ИГРЫ С МЯЧОМ Ловля мяча. Ловля — прием, с помощью которого игрок может уверенно овладеть мячом и предпринять с ним атакующие действия. Ловлю мяча необходимо сочетать с принятием исходного положения для дальнейших действий: передач мяча, бросков, ведения II финтов. Существуют два способа ловли мяча: ловля двумя и одной рукой. Ловля мяча двумя руками — это наиболее простой и в то же время надежный способ овладения мячом. Техника ловли заключатся в том, что игрок, находясь в стойке на согнутых ногах, расставленных на ширине плеч или с выставленной вперед ногой, вытягивает руки навстречу мячу. При этом пальцы и кисти образуют воронку, что обеспечивает большую площадь соприкосновения с мячом. В момент соприкосновения с мячом руки сгибаются в локтевых суставах, что позволяет погасить скорость летящего мяча. Учитывая то, что передачи могут быть различными по траектории полета мяча, различают: ловлю на уровне груди, ловлю высоколетящих мячей, ловлю после отскока от пола и катящихся мячей. Ловля мяча на уровне груди осуществляется за счет быстрого выставления рук навстречу мячу и уступающего (амортизирующего) движения сгибания рук в локтевых суставах. Если мяч летит несколько ниже уровня груди, игрок сгибает ноги ниже, чем обычно, снижая тем самым высоту расположения плеч до уровня полета мяча. Ловля высоколетящего мяча осуществляется за счет выпрыгивания вверх и выноса рук с разведенными кистями навстречу мячу. В момент соприкосновения с мячом кисти поворачиваются внутрь и крепко обхватывают мяч. После этого руки сгибаются в локтевых суставах, опускаются вниз и притягивают мяч к туловищу. Ловля катящегося мяча осуществляется за счет последовательного движения руками. Мяч подхватывается ближней к нему рукой, вторая рука захватывает его сверху. Ловля мяча после отскока осуществляется за счет движения игрока к мячу и происходит в начальный момент отскока от пола. Игрок сближается с местом падения мяча, делая выпад к нему, быстро наклоняет туловище вперед над ногой, руки опускает вперед вниз и пальцами обхватывает мяч. Захватив мяч, игрок выпрямляется и подтягивает его к себе. Ловля мяча одной рукой осуществляется двумя способами: без захвата и захватом мяча пальцами. Ловля без захвата мяча пальцами осуществляется за счет движения руки, с перпендикулярно поставленной ладонью, навстречу летящему мячу. В момент касания мяча пальцами рука отводится назад (амортизирующее движение), туловище поворачивается в сторону ловящей руки, при этом мяч удерживается на ладони силой инерции. При ловле мяча захватом игрок выпрямляет руку вперед, с широко расставленными пальцами. При касании мяча сгибает руку и кончиками пальцев захватывает мяч.
Для одного игрока. 1. Игрок стоит на расстоянии 4—5 м от стены, с мячом в руках. После передачи мяча в стену он ловит отскочивший мяч, выполняет поворот на 360° указанным способом и обратную передачу в стену. 2. После передачи мяча в стену игрок выполняет поворот на 3. Игрок стоит в углу, на расстоянии 3—4 м от обеих стен, с 4. Игрок стоит спиной к стене, на расстоянии 3—4 м. Мяч 5. Игрок стоит спиной к стене, на расстоянии 3—4 м, мяч 6. После передачи мяча в стену игрок ловит его, выполняет Упражнения для группы игроков. 7. Занимающиеся построены в две шеренги на расстоянии 7— Для более краткого описания содержания упражнений в работе использована следующая графическая форма их записи. 8. Занимающиеся построены по кругу лицом к центру (рис. 2). При выполнении упражнения одним мячом он передается рядом стоящему игроку. При выполнении упражнения с двумя мячами его можно проводить в виде эстафеты. Мячи находятся у игроков X1 и Х2. X1 передает мяч игрокам с нечетными номерами, игрок Х2 — с четными номерами. Команда, первой закончившая выполнение передач, считается победительницей.
10. Игроки располагаются, как показано на рис. 4 в группах по пять человек. Игрок X1выполняет передачу мяча игроку X2, X2 - Х3; Х3 — Х5; Х5 — Х4; Х4 — Х3; Х3 — X1 и т д. Упражнения 7, 8, 9, 10 могут выполняться по времени или на количество передач. Направление передачи, ее способ и смена игроков происходит также после определенного времени или количества выполненных передач.
10.Занимающиеся выстраиваются в 3—4 колоннах, напротив друг друга, на расстоянии 7—8 м (рис. 5). У направляющих одной колонны в руках мячи. По сигналу игрок x1 передает мяч в противоположную колонну игроку Х10 и после передачи становится за X3. Игрок Х10, выполнив ловлю мяча, передает его Х2 и становится Х12и т. д
При выполнении перечисленных (7—11) упражнений передачи мима выполняются одной рукой. Совершенствование техники выполнения передач происходит за счет сочетания передач с поворотами и финтами. В данных упражнениях занимающиеся должны следить за правильным выполнением ловли мяча. Она выполняется Игроку, выполняющему передачу мяча, необходимо помнить о том, что она должна быть своевременной, удобной и точной. Своевременной передача является тогда, когда она выполняется партнеру, устремившемуся в быстрый отрыв, освободившемуся от опеки соперника и вышедшему на ударную позицию для броска по воротам, занявшему удобную позицию по отношению к защитнику, перед воротами. Удобная передача та, при которой игрок, выполняющий ловлю мяча, затрачивает минимум времени для его обработки. Показателем этого является траектория полета мяча, его направление и скорость полета. Точность передачи зависит от момента выпуска мяча —соответствует определенному положению руки с мячом по отношению к туловищу; расположения защитника к нападающему и нападающего по отношению к воротам; расстояния до партнера. Скорость полета мяча в определенной степени зависит от направления отведения руки в положение замаха, его длины и быстроты разгона мяча. Различают замах вверх—назад, в сторону— назад; снизу—вверх, снизу—в сторону. При этом мяч удерживается одной или двумя руками и замах выполняется из положения перед В зависимости от расстояния до партнера, его положения относительно ворот, активности соперника (плотная опека, опека на расстоянии) длина замаха может быть различной. Это обусловлено рем, что он является носителем информации для соперника о накоплении передачи мяча. В этой связи замах должен быть несколько короче, что позволяет ускорить разгон мяча. Упражнения для обучения и совершенствования ловли и передачи мяча в движении: 1. Занимающиеся построены в две шеренги на расстоянии 6—8 м. Игроки с мячами стоят в положении правая нога впереди, мяч в правой руке спереди сбоку. С. шагом левой ногой игроки выполняют передачу мяча своему партнеру. 2. Выполняется, как и 1-е упражнение, но передача мяча партнеру с двух, трех шагов. 3. Мяч лежит в 1,5—2 м от игрока. Из положения левая нога 4. Выполняется, как и 3-е упражнение, но расстояние до мяча 5. Построение занимающихся, как и в предыдущих упражнениях. Игрок подбрасывает мяч над собой и ловит его. В положении правая нога впереди на опоре, выполнив три шага, передает его партнеру. 6. Выполняется, как и 5-е упражнение, но игрок бросает мяч вперед—вверх. Двигаясь к мячу, выполняет ловлю, в положении правая нога впереди на опоре, и после трех шагов передает мяч партнеру. 7. Выполняется, как и 6-е упражнение, но игрок ловит мяч после отскока от пола, с последующей передачей его партнеру. 8. Выполняется, как и 6-е упражнение, но игрок передает мяч партнеру после подъема катящегося мяча. Ори увеличении расстояния между партнерами целесообразно использовать семенящий бег и передвижение в положении приставного шага с выставленной вперед правой ногой. Такое передвижение
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 7284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.210.226 (0.01 с.) |