Значение и факторы семейного воспитания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение и факторы семейного воспитания.



Значение и факторы семейного воспитания.

Семья- это совокупность индивидов, удовлетворяющих по 4 критериям:

1) Психическая, духовная эмоциональная близость членов семьи

2) Пространственная и временная ограниченность

3) Закрытость,межличностность, интимность

4) Длительные отношения: ответственность друг за друга, обязанности друг перед другом.

 

Cемья, как система

В соответствие концепций семейного подхода, в семье выделяют:

1) Структуру семью

2) Взаимодействие

3) Семейные функции

4) Жизненный цикл семьи

 

1.Структура семьи включает в себя:

А) Ресурсы семьи

Б) Характеристику отдельных членов семьи (это «вход» системы, формирующие культурные семейные и диалогические стили семьи и семейного взаимодействия «вход» в систему приносится из «вне» (например: другой уклад, другие ценности из одной семьи в другую семью)).

 

В процессе семейного взаимодействия семья выполняет свои функции и удовлетворяет свои потребности.

Семья, как целое, постоянно изменяется по мере продвижения по стадии своего жизненного цикла.

 

Семейные взаимоотношения можно рассматривать в системе 4х понятий:

А) Подсистема

Б)Сплоченность

В)Адаптивность

Г)Коммцникации

 

А) Подсистемы - это структурный элемент семейной системы, и их динамика тесно связана с жизненным циклом семьи.

Подсистемы включат в себя:

-Супружеская система (Например: муж+жена)

-Родительская система (Например: Родитель+ребенок)

-Сипстивная (Например: брат+сестра)

-Экстрасемейная (Например:взаимодействие с друзьями, профессионалами и др.)

 

Б) Сплоченность описывается с двух понятий:

- Переплетеность (имеет слабые границы между подсистемами.Например: гиперапека: мама хочет знать все о своем ребенке или наоборот, когда ребенок в курсе всех событий семейной жизни родителей)

-Обобщенность (границы между подсистемами очень жесткие, общение в семье сведено до минимума. Например: Семья, в которой все занимаются своими делами. Здесь очень хорошо подходит методика «кинестетический рисунок в семье»

-Нормальная семья (характеризуется между переплетеностью и обобщенности)

 

В) Адаптивность, ее гибкость связана со способностью изменятся в ответ на стрессовую ситуацию. Определяется по двум понятиям:

-Ригидность (Ригидность семьи испытывает трудности, приспосабливается к новой ситуации, а так же имеют жесткие стереотипы.)

-Хаотичность (В такое семье живут без правил и принципов, часто сами же нарушают свои правила. Например: От чувств эмоциональной близости и обобщенности переходят к ненависти и необщительности.)

 

Г) Коммуникационная (Проблемы коммуникации возникают в процессе взаимодействия людей. Зачастую

члены семьи считают одного человека (например, ребенка с отклонениями в развитии)

единственным источником их собственных проблем и пытаются тем самым уменьшить

степень собственного беспокойства. Членов семьи не следует обвинять за подобную

практику, им следует помочь в понимании того, что их проблемы не объясняются такими

простыми причинно-следственными факторами.0

Виды семейных систем. Семья как правовое поле жизнедеятельности ребенка.

Существует два вида систем:

 

Закрытые и открытые.

1. В закрытых системах обмен информацией между ее участниками не происходит.

Элементы либо неподвижно соединены, либо не соединены. В закрытых семейных системах существуют определенные Установки:

люди злы, отношения основываются на страхе и силе, у кого власть- тот знает, как жить, другой

лучше знает, что ты хочешь. В них есть начальник, исполнители, все изменения вызывают сопротивление,

правила жесткие, общение препятствует внутреннему росту. Физически участники чувствуют себя плохо.

Самооценка у членов семьи низкая. Используются четыре неконструктивных стиля коммуникации.

Присутствует запрет на обсуждения.

 

Принцип работы системы: хорошо-плохо.

В открытых системах информация циркулирует с внешним миром. Элементы подвижны и взаимосвязаны.

В открытых семейных системах изменения приветствуются, важно чувство самооценки, поступки основаны

на принципах человека, правила прогрессивные, общение способствует личностному росту. Физически

участники чувствуют себя хорошо. Самооценка у членов семьи высокая. Используется уравновешенный

стиль коммуникации. Присутствует свобода обсуждений. Система работает по принципу развития.

Правовые основы семейного воспитания

 

Характеристика типов семьи и ее функции.

1.Зпатуанный тип семьи – высокий уровень сплоченности. В такой семье очень высокие требования эмоциональной близости и лояльности, поэтому члены семьи не могут действовать самостоятельно. Так же в таких семьях жестокие внешние границы и слабые внутренние границы.

2.Разделенный тип семьи – в такой семье имеют относительную эмоциональную раздельность.

(т.е взаимоотношений в некоторой степени эмоционально отдалены друг от друга, но не так резко, как в разобщенной системе)

3. Связанный тип семьи –характеризуется эмоциональной близостью в отношениях. Члены семьи часто проводят время вместе, однако не достигают уровня сплоченности.

4.Разобобщенный тип семьи – члены семьи мало привязаны к друг другу, имеют абсолютно разные интересы и маленький круг общения. Полное отсутствие близкого контакта.

 

Типы нарушений:

1. Соперничество (соперничество в теплых отношениях. Структурированные отношения носят дружелюбно –враждебный характер, так как присутствует незрелость партнеров несформированность ролей. Оба партнера не умеют принимать на себя ответственность.

2. Псевдосотрудничество (Частые упреки в гиперапеки. Если в такой семье родился ребенок с нарушенной патологией, то с внешней стороны отношения ровные и согласованные, а поводы для конфликтов лежат не в семье и связаны с конкретными трудностями, касающиеся работы или общения. Например: Мама конфликтует со школой (в итоге все ссоры в семье отражаются на ребенке)).

3. Изоляци я –в совместной деятельности супруги остаются эмоционально обусловлены и не нуждаются в друг друге, как муже и жене. Например: В семье мама, папа и две дочери. Родители не разговаривают годами, отсутствуют сексуальные отношения, изредка говорят со своими детьми.

Основные этапы эволюции семьи в России.

На первом этапе, продолжавшемся примерно до середины 1930-х годов, развитие брачно-семейных отношений имело в целом ярко выраженную либеральную направленность («меньше государства»).

 

Второй этап — с середины 1930-х до середины 1950-х — характеризовался тенденцией к жесткому регулированию брачно-семейной сферы («больше государства»).

 

На третьем этапе, начиная с середины 1950-х годов, шло медленное возвратное движение к либерализации брачно-семейных отношений. Его закрепил Семейный кодекс РФ, вступивший в силу 1 марта 1996 г.

Первый этап.(На исходе XIX века)

Семья большая и малая

противоречие «малой» и «большой» семей.

 

1.семья — расширенная (т. е. состоящая из одной супружеской пары и других, не являющихся супругами родственников разной степени близости, — овдовевших родителей и прародителей, неженатых детей, внуков, правнуков, дядьев, племянников и т. д.)

 

А) и составная (имеющая в своем составе несколько супружеских пар и, так же как и расширенная семья, других родственников). Впрочем, не все члены такой большой семьи обязательно кровные родственники, тем более близкие. Она может включать и более отдаленных родственников (двоюродных и троюродных братьев и сестер, внучатых племянников и т. п.), а также и лиц, связанных свойством, — зятьев, снох, золовок, деверей и пр., — и даже людей, не связанных с ней ни родством, ни свойством, но живущих под той же крышей и ведущих совместное с другими членами семьи домашнее хозяйство: приемные дети, ученики, приживалы, работники, прислуга

малая семья, состоявшая из супружеской пары с детьми, а иногда и без детей. Она могла существовать в одном из двух видов: как автономная малая семья либо как «встроенная» в большую семью, как ее составная часть.

Вторый этап. (XX век)

В своих ранних исследованиях Фарбер (1959 г.) определил характер кризиса семьи,

Методика «Рисунок семьи»

Этот метод используется для исследования восприятия детьми семейных

взаимоотношений. Маленькие дети яснее выражают себя через действие, чем словами.

Тест доступен детям с невысоким интеллектом. Они в состоянии улавливать нюансы отношения к ним членов семьи и ощущать свое одиночество в семье

 

2.Кинетический рисунок семьи. Ребенку дается инструкция нарисовать каждого члена

семьи, включая себя, делающего что-нибудь. Эти кинетические (изображающие действие)

рисунки могут быть более информативными, чем рисунки, выполненные по

традиционным инструкциям.

Таким образом, детские рисунки человеческих фигур могут быть получены с

использованием различных инструкций и методов анализа

 

3.Методика завершения рассказа. Педагог предлагает ребенку сочинить вместе

рассказ: «Я придумаю начало, а ты конец». Конец рассказа придумывает ребенок в

зависимости от того, как реагировала бы его собственная мама в подобной ситуации

 

 

4.Методика неоконченных предложений используется достаточно часто. Педагог

предлагает ребенку «поиграть»: «Я начну предложение (фразу), а ты закончишь». Педагог

играет роль ребенка, а ребенок мамы (папы). В ходе игры «ребенок» (педагог) обращается

к «маме» (ребенку) с просьбами. Как и в других проективных методиках, предлагаются

хорошо известные ребенку ситуации.

 

Проективные методики и игровые методы помогают педагогу увидеть «глазами

ребенка» стереотипы повседневного общения в семье, помочь родителям понять мотивы

поведения собственного ребенка, убедить в целесообразности изменения отношения к

нему, если в этом назрела необходимость

 

Принятие,любовь

Явное отвержение

3.Излишние требования

Чрезмерная опека

(все остальное в лекциях)

 

Содержание предлагаемой комплексной программы включает три

Блока.

Первый блок содержит работу по просвещению родителей:

• медико-социальные проблемы жизнедеятельности лиц с

отклонениями в развитии;

• психолого-педагогические и социальные проблемы данной

категории лиц;

• роль семейного воспитания в формировании толерантных

установок общества на восприятие лиц с отклонениями в развитии.

 

Второй блок программы направляется на коррекцию конструктивного

взаимодействия родителей с детьми, имеющими отклонения в развитии.

 

Третий блок. Помощь родителям путем терапевтических методов:

• методы арт-терапии;

• релаксация, транс.

С одной стороны, они испытывают трудности при выборе

воспитательных и образовательных средств воздействия на своих детей, а с

другой – глубокие, внутренние психологические проблемы, обусловленные

рождением в семье аномального ребенка.

Данная программа помогает родителям детей-инвалидов помочь

ребенку в освоении необходимых навыков. Работая с родителями поэтапно,

можно вселить в них уверенность, выработать верный стиль воспитания,

который поможет развиваться ребенку, а так же просветить родителей,

познакомив их с необходимой литературой.

Гипопротекцией,

снижением эмоциональных контактов родителей с

ребёнком, проекцией на ребёнка со стороны обоих родителей или одного

из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее

внимание на лечении ребёнка, предъявляя завышенные требования

к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный

психический дискомфорт за счёт эмоционального отвержения ребёнка

5. характеризуется стилем сотрудничества – конструктивная

и гибкая форма в заимоответственных отношений родителей и ребёнка в

совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере

родителей в успех своего ребёнка и сильные стороны его природы, при

последовательном осмыслении необходимого объёма помощи, развития

самостоятельности ребёнка в процессе становления особых способов его

взаимодействия с окружающим миром

6. репрессивный стиль семейного общения, который

характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую

позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде

на будущее ребёнка, в постоянном ограничении его прав, в жестоких

родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих

семьях от ребёнка требуют неукоснительного выполнения всех заданий,

упражнений, не учитывая при этом его двигательных, психических и

интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований

нередко прибегают к физическим наказаниям

 

Особенности моторики

Развитие моторики у таких детей обычно несколько задержано. Это связано с тем,

что у них часто отмечается недостаточность функции вестибулярного аппарата,

поэтому на начальных этапах формирования прямостояния и ходьбы отмечается

неустойчивость, им трудно сохранять равновесие, у них недостаточная координация

движений.

 

Движения эти х детей недостаточно соразмерны, они затрудняются в бросании и

ловле мяча, в выполнении тонких дифференцированных движений пальцами рук.

 

Характер и степень выраженности нарушений моторной сферы широко

варьируются в зависимости от причины нарушений слуха. При дефектах слуха, связанных

с внутриутробными вирусными инфекциями, родовой травмой, а также при ядерной

желтухе и при последствиях менингоэнцефалитов они могут сочетаться с различными

проявлениями детского церебрального паралича.

Особенности игры

Дети с нарушениями слуха и нормальным интеллектом в преддошкольном и

дошкольном возрасте обычно проявляют интерес к игрушкам, однако игровые действия у

Особенности поведения

Особенности поведения детей с нарушениями слуха разнообразны, они обычно

связаны с причиной, вызвавшей слуховой дефект. Так, у детей с ранним органическим

повреждением мозга нарушения слуха обычно сочетаются с повышенной психической

истощаемостью, некоторой раздражительностью. В раннем возрасте у этих детей часто

проявляется двигательная расторможенность, нарушения функции активного внимания,

что затрудняет проведение с ними специальной сурдологической работы. Эта категория

детей должна обязательно консультироваться с психоневрологом и получать

соответствующее лечение.

 

 

Речевые нарушения

имеют ведущее значение в возникновении интеллектуальной

недостаточности при глухоте и тугоухости, именно они определяют характер процессов

мышления этих детей. Описан ряд характерных для тугоухости особенностей речи:

нечеткость произношения, смешение звонких и глухих звуков, своеобразие замен многихзвуков на звук «т» (татирования). Особенно характерно своеобразие голоса и интонаций:

приглушенность, хриплость, неестественные модуляции.

 

 

Задачи и содержание семейного воспитания глухих и слабослышащих детей зависят

от возраста. С ростом и развитием ребенка педагогические приемы усложняются,

В воспитании ребенка.

Отношении детей. Иногда это

Смотри вопрос 22)

Значение и факторы семейного воспитания.

Семья- это совокупность индивидов, удовлетворяющих по 4 критериям:

1) Психическая, духовная эмоциональная близость членов семьи

2) Пространственная и временная ограниченность

3) Закрытость,межличностность, интимность

4) Длительные отношения: ответственность друг за друга, обязанности друг перед другом.

 

Cемья, как система

В соответствие концепций семейного подхода, в семье выделяют:

1) Структуру семью

2) Взаимодействие

3) Семейные функции

4) Жизненный цикл семьи

 

1.Структура семьи включает в себя:

А) Ресурсы семьи

Б) Характеристику отдельных членов семьи (это «вход» системы, формирующие культурные семейные и диалогические стили семьи и семейного взаимодействия «вход» в систему приносится из «вне» (например: другой уклад, другие ценности из одной семьи в другую семью)).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.226 (0.081 с.)