Трудности воспитания ребенка с нарушениями зрения в семье. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудности воспитания ребенка с нарушениями зрения в семье.



Родители слепого ребенка нередко испытывают чувство вины, что

отрицательно отражается на их психическом состоянии: они замыкаются в своих

переживаниях, ревниво относятся к нормально видящим детям своих друзей, знакомых. В

такой ситуации от родителей требуется мужество, со вместныи труд со специалистами и разумная позиция по отношению к незрячему

ребенку.

 

Родители не должны сомневаться в способности своего ребенка к обучению

только из-за отсутствия у него зрения, но должны ясно представлять, что от них потребуется больше усилий и времени для обучения и воспитания ребенка. Но зато и радость

будет сильнее, ощутимее. Тифлопедагоги знают, что при правильном воспитании слепой

ребенок может достигнуть высокого уровня физического и духовного развития. Овладев

профессией, соответствующей его способностям, он может стать известным музыкантом,

певцом, ученым.

Особенно важными являются первые три года жизни ребенка, когда родители могут

оказать решающее воздействие на развитие ребенка. Одна из важнейших задач родителей:

противостоять сенсорной депривации (лишение ребенка зрительной информации).

Последняя может проявиться в снижении общей активности ребенка, его двигательном

недоразвитии, стереотипных движениях.

 

Воспитание слепого ребенка должно с самого раннего детства основываться на

любви, чуткости и терпении. В то же время не следует жалеть усилий на развитие

самостоятельности ребенка. В случае воспитания в условиях гиперопеки ребенок растет

инфантильным, отстает от своих сверстников по развитию и зависит от окружающих.

 

Родительские позиции по отношению к слепому ребенку и его дефекту могут быть

адекватными и неадекватными.

 

Адекватным считается такое отношение, при котором ребенок воспринимается в семье как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в

процессе воспитания. При этом ребенок и недостаточность у него зрения родителями

принимаются. Принятие означает способность родителей примириться с фактом наличия

у ребенка особенностей, связанных с нарушением зрения, готовность к включению

ребенка в свою жизненную программу. Родители видят в своем малыше прежде всего

ребенка, имеющего особенности, свойственные и другим детям, а также присущее лишь

ему своеобразие. Такая позиция становится необходимой предпосылкой создания в семье

условий для полноценного развития ребенка. Родители делают все возможное для того,

чтобы он стал полноценной личностью, а качество его жизни было бы достаточно

высоким.

 

Неадекватность родительской позиции определяется тем, что ребенок

воспринимается как жертва обстоятельств, обиженное судьбой существо, которое

нуждается в постоянной опеке и защите. При этом родители (чаще матери) испытывают

чувство вины перед ним, которую они постоянно пытаются искупить. Такая жертвенная

любовь не приносит ребенку пользы. Ребенок растет привыкшим к опеке, не

приспособленным к жизни эгоистом. У такого ребенка не формируются навыки

самообслуживания, усугубляется задержка развития предметной деятельности,

характерная для глубоких нарушений зрения, недостаточно развиваются сохранные

анализаторы, и в первую очередь осязание.

 

Неадекватной и неблагоприятной для психического развития ребенка является такая

позиция родителей, когда с недостатком зрения они смирились, но не принимают уже

самого ребенка. Мать считает, что у нее не мог родиться незрячий ребенок. Произошла

роковая ошибка, и она не обязана расплачиваться за чужие ошибки. Ребенок вызывает у

нее раздражение. Она психологически отвергает ребенка, мало с ним занимается и

старается отдать его на воспитание родственникам или другим лицам.

Весьма сложная ситуация создается и в результате такого отношения к ребенку,

когда родители принимают ребенка, но отрицают наличие у него каких-либо

особенностей. Казалось бы, в данном случае родители (так же как и при адекватном от-

ношении) относятся к ребенку, как к здоровому. Но при этом не принимаются в расчет

специфические особенности ребенка, поскольку родители не допускают и мысли о том,

что они его не вылечат.

 

Особенностями психического состояния детей с нарушениями зрения чаще всего

являются пассивность и слабая адаптация к окружающей среде, несформированность

компенсаторных процессов, неуверенность и отсутствие своих позиций по отношению к

окружающему.

 

У многих детей имеет место повышенная эмоциональная лабильность,

внушаемость. Тот же эффект создают и неблагоприятные условия развития детей в

раннем возрасте. Известно, что созревание эмоциональной сферы способствует развитию

сдержанности, регулированного поведения. Для развития эмоциональной сферы важное

значение имеет формирование регуляторной функции речи, связанной с созреванием

ЦНС.

 

Некоторые особенности эмоционального развития ребенка с нарушением зрения

Многими исследованиями показано, что созревание эмоциональной сферы тесно

связано с позитивными отношениями «мать-ребенок», которые формируются в первые месяцы и годы жизни. Одной из причин неадекватного эмоционального развития ребенка с нарушениями зрения могут быть причины недостаточного взаимодействия «мать-ребенок» в раннем возрасте, а также

недостаточно правильное его воспитание в детских учреждениях, с дефицитом

эмоционально-положительного общения со взрослым, в частности тактильного, в котором

он особенно нуждается. Это может быть одной из причин своеобразного снижения

интеллектуальной активности у детей с нарушением зрения. В настоящее время это

подтверждено многими авторами

Трудности воспитания ребенка с нарушениями слуха в семье.

Нарушения слуха могут возникать и под влиянием различных неблагоприятных

факторов, воздействующих внутриутробно, в момент родов или после рождения ребенка.

 

Среди причин, повреждающих слуховую систему плода, наибольшее значение имеют

внутриутробные инфекции, особенно краснуха, перенесенная матерью в первом

триместре беременности, а также такие заболевания, как корь, грипп, врожденный

сифилис, ток-соплазмоз, цитомегалия и др.

 

Важную роль в возникновении нарушений слуха играет ядерная желтуха

новорожденных, обусловленная конфликтом матери и ребенкапорезус-фактору или

групповой принадлежности крови. Считается, что слуховые нервы особенно чувствитель-

ны к билирубиновой интоксикации, которая возникает при ядерной желтухе

новорожденных.

 

Доказано повышение частоты нарушений слуха у недоношенных детей. Эта частота

особенно возрастает при несовместимости крови матери и плода по резус-фактору и по

групповой несовместимости крови, а при наличии дефектов слуха в родословной у этих

детей — при сочетании недоношенности с различными врожденными пороками развития

нервной системы и других органов. Нарушения слуха могут наблюдаться при алкоголизме

матери

 

Особенности моторики

Развитие моторики у таких детей обычно несколько задержано. Это связано с тем,

что у них часто отмечается недостаточность функции вестибулярного аппарата,

поэтому на начальных этапах формирования прямостояния и ходьбы отмечается

неустойчивость, им трудно сохранять равновесие, у них недостаточная координация

движений.

 

Движения эти х детей недостаточно соразмерны, они затрудняются в бросании и

ловле мяча, в выполнении тонких дифференцированных движений пальцами рук.

 

Характер и степень выраженности нарушений моторной сферы широко

варьируются в зависимости от причины нарушений слуха. При дефектах слуха, связанных

с внутриутробными вирусными инфекциями, родовой травмой, а также при ядерной

желтухе и при последствиях менингоэнцефалитов они могут сочетаться с различными

проявлениями детского церебрального паралича.

Особенности игры

Дети с нарушениями слуха и нормальным интеллектом в преддошкольном и

дошкольном возрасте обычно проявляют интерес к игрушкам, однако игровые действия у



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 762; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.71 (0.013 с.)