Учения о жертве преступления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учения о жертве преступления



На современном этапе развития научной мысли, - который характеризует-ся огромным интересом к методологическим проблемам; комплексным, междис­циплинарным характером изучения сложных объектов, и необходимостью уяс­нения соотношения эмпирического и теоретического уровней научного исследо­вания, - связь между общефилософскими диалектико-материалистическими принципами и специальным научным познанием, связь теории и методов, успешно реализуется, как нам представляется, с помощью системного подхода2.

1 См.: Доклад Генерального Секретаря на II сессии Европейского комитета ООН по
предупреждению преступности. Е/АС, 57/1990, №3. С. 14-15.

2 Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системный подход в современной науке //
Проблемы методологии системного исследования. М„ 1970; Афанасьев В.Г. О системном
подходе в социальном познании / Вопросы философии. 1973. № 6; Блауберг И.В., Юдин
Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973; Вицин СЕ. Системный подход
и преступность. М., 1980. С. 3-11; Рыбальская В.Я. Виктимологические проблемы преступ­
ности несовершеннолетних. Иркутск, 1983. С.39; Аверьянов А.Н. Системное познание ми­
ра. М., 1985 и др.


Методологической основой криминологического, как впрочем, и любого другого» исследования являются, во-первых, общефилософская методология (основные принципы, законы и категории материалистической диалектики); во-вторых, системный подход, который в своей основе есть проявление диалектико-материалистического метода, и потому является общенаучной методологией ис­следования, опосредствующей применение диалектики ко всей области знания и применяемой во всех сферах науки, техники и управления. Это роднит систем­ный подход с философской методологией, в силу чего он занимает "промежуточное" место между философским и специально-научным познанием и имеет особое методологическое значение для исследования социальных процес­сов и явлений1.

Понятно, что методологические проблемы конкретных наук, в частности относящиеся и к применению новых методов исследования, представляют боль­шой интерес для развития таких наук, научных дисциплин и направлений дея­тельности, как криминология, теория управления, государственное управление, управление в конкретных сферах общественной жизни, в том числе и в сфере обеспечения правопорядка, борьбы с преступностью.

Таким образом, для современного научного работника, как и для совре­менного руководителя, совершенно необходимыми являются не только овладе­ние названной методологией исследования и решения практических проблем, но и выработка системно-диалектического стиля (способа) мышления2.

В своем анализе методологических путей изучения интересующего объекта мы исходили из двух взаимосвязанных возможностей: ознакомления с нако­пленными ранее знаниями в данной области и самостоятельного исследования изучаемого явления. Безусловно, обе они взаимозависимы, и потому основы­ваться в этом плане лишь на одной из них, особенно - на готовом знании, - менее продуктивно, чем указание путей к его получению, чем попытка получения но­вого аспекта знаний предмета изучения. Однако, этот второй путь предполагает определенный уровень методологической культуры исследования, использова­ния общенаучных и конкретных методов изучения общественных явлений вооб­ще и, в частности, - преступности, как одного из сложных социально-правовых

1 Вицин СЕ. Указ. соч. С 4, 9, 10.

2Варчук В.В. О формировании диалектического способа мышления у сотрудников органов

внутренних дел // Бюллетень ПУ МВД СССР. М., 1990. № 4; Вицин СЕ. Указ. соч. С 4.


44 явлений. В научном обороте, в этом плане, наиболее часто употребляются поня­тия: методология, методы, методика. Поэтому в диссертации мы останавли­ваемся кратко на содержании этих понятий, не вдаваясь в их сложный специаль­ный анализ.

В философской литературе под методологией (буквально с греч. - учение о путях исследования или познания) понимается "система принципов или спосо­бов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также - учение об этой системе"1; "учение о методах познания и преобразования действительности"2.

Исходя из учения социальной философии об основных закономерностях функционирования и развития общества, необходимо усвоить: как философские и социологические категории применяются в юриспруденции, ибо они являются отправными точками при изучении преступности, детерминантов преступности, лиц, совершивших преступления, а также профилактики и предупреждения пре­ступлений. Результатом криминологических исследований преступности долж­ны быть теоретические и практические выводы с рекомендациями и предложе­ниями по составлению программ предупреждения преступности и совершен­ствования законодательства.

Для этой цели, то есть для разработки таких выводов, важно знать, пони­мать и уметь использовать общенаучные методы и конкретные методики в ис­следованиях, особенно прикладного характера. Если, как уже было отмечено, методология - это учение о путях, методах научного исследования чего-либо, то метод - это способ, путь исследования или познания, "способ построения и обоснования системы... знания; совокупность приемов и операций практическо­го и теоретического освоения действительности"3; метод - "это система регуля­тивных принципов преобразующей, практической или познавательной, теорети­ческой деятельности"4. Метод конкретизируется в методике, а методика - это конкретные приемы, средства получения и обработки конкретного материала5. Методика производна от методологических принципов и основана на них. Про-

1 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 365.

2 Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М., 1998. С. 496.

3 Философский энциклопедический словарь...С. 364.

4 Спиркин А.Г. Философия. Учебник...С.496.

5 См.: Там же.


45 блемы, изучаемые любой юридической наукой (и криминологией, в частности), могут быть исследованы на основе верно выбранной методики познания, что имеет определенное значение и в учебно-воспитательном процессе в вузе1.

Многие ученые отмечают своеобразную закономерность, проявляющуюся в том, что открытие новых, эффективных методов научного исследования значи­тельно усиливает интерес к проблемам методологии науки в целом и кримино­логии, в частности2.

В любой области криминологических исследований зачастую проявляются какие-либо общие закономерности, которые характерны и для других предмет­ных областей. Существование этого общего создает необходимость применения общенаучных методов познания, в особенности таких, как системный подход, структурно-функциональный анализ и других.

При изучении теоретических и практических проблем преступности и в разработке мер ее профилактики и предупреждения наиболее сложным и важ­ным является объединение общенаучных и специальных методов. Возможно ис­пользование данных также других общественных наук, раскрывающих положи­тельные и отрицательные факторы в их взаимодействии.

Однако, если ограничиваться только этим, т.е. применением общефило­софской методологии и методологии системного подхода, то станет недостаточ­но достижима цель криминологического исследования, т.к. полученное знание окажется слишком общим для его практического использования. В то же время, очевидно, что без достаточного учета позитивных и негативных факторов, вы­воды, относительно борьбы с преступностью, будут бесполезны в современных условиях.

В данном аспекте необходимо подходить и к соотношению философии и правовых наук в целом, криминологии, в частности. Несмотря на всю важность философских знаний, самостоятельно они не решают криминологических про­блем. Но последовательное использование диалектико-материалистического ме­тода делает возможным, например, выявить взаимосвязь частного и общего,

1 Барчук Т.В. Некоторые вопросы методики совершенствования учебно-
воспитательной работы в вузе/ЛГезисы докладов и выступлений на международной на­
учно-методической конференции "Совершенствование преподавания общеэкономиче­
ских и гуманитарных дисциплин в вузах УМО". Часть 2. Финансовая Академия при
правительстве РФ. М., 1998.

2 Вицин СЕ. Системный подход и преступность. М., 1980. С.3-4,


46 особенного и единичного, необходимого и случайного, причины и следствия в изучаемых явлениях. Логично, следовательно, утверждать что принципы, зако­ны и категории материалистической диалектики составляют общую методоло­гическую основу криминологической характеристики преступности1.

Поэтому правовые науки в целом, и криминология в частности, использу­ют в собственных исследованиях, наряду с указанной методологией и общенауч­ными методами, еще и разнообразные частнонаучные методы, особенно в иссле­дованиях прикладного характера, а также - различные методики, которые про-изводны от методологических принципов и общенаучных методах и основаны на них. Поэтому проблемы, изучаемые любой юридической наукой (и кримино­логией, в частности), могут быть эффективно исследованы лишь на основе верно выбранной методики познания, что имеет определенное значение и в учебно-воспитательном процессе в вузе2.

Вышеназванные методы и методики обширны и, в большинстве случаев, отнюдь не криминологические. Многие конкретные методы заимствуются из та­ких наук, как социология, психология, статистика, демография, экономика и других.

Однако следует отметить, что в науке нет универсальных методов, т.е. каждый отдельный метод имеет как положительные стороны, так и недостатки. Использование какого-либо одного метода может привести к ошибочным выво­дам. Поэтому необходимо сочетать разные методы и методики исследования ин­тересующего объекта во взаимосвязи и взаимодополняемости. Знание и при­кладное применение всей совокупности методов способствуют получению пол­ной информации и повышенной обоснованности выводов и предложений.

Методология любого исследования, как и собственно криминологическо­го, зависит от предмета и объекта исследования, а также от задач, которые фор-

1 Криминология и профилактика преступлений / Под ред. А.И. Алексеева. М., 1989.
С.8-10; Криминология / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е.Эминова. М., 1995. С.13, 41-49;
Криминология / Под ред. А.И.Долговой. М.,1997. С.36-44; Алексеев А.И. Криминоло­
гия: Курс лекций. М., 1998. С.6-7.

2 Барчук Т.В. Некоторые вопросы методики совершенствования учебно-
воспитательной работы в вузе / Тезисы докладов и выступлений на Международной
научно-методической конференции "Совершенствование преподавания общеэкономи­
ческих и гуманитарных дисциплин в вузах". Часть 2. Финансовая Академия при Прави­
тельстве РФ. М., 1998.


Оглавление

стр.

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................... 3-19

Глава 1. ПОНЯТИЕ ВИКТИМОЛОГИИ И МЕТОДОЛОГИЯ ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

§1. Виктимология, виктимность, виктимизация................................... 20-42

§2. Особенности методов криминологического исследования:
некоторые вопросы методологических основ учения
о жертве преступления.......................................................................... 42-48

Глава 2. ВИКТИМОЛОГИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.

§1. Соотношение понятий "жертва преступления" и

"личность потерпевшего".................................................................... 49-77

§2. Место и роль виктимологической профилактики

имущественных преступлений в системе общесоциального
предупреждения преступности............................................................ 77-9^

Глава 3. ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА КВАРТИРНЫХ КРАЖ В УСЛОВИЯХ КРУПНОГО ГОРОДА

§1. Криминолого-виктимологическая характеристика

квартирных краж в крупном городе................................................. 92-117

§2. Виктимологическая профилактика квартирных краж
как одно из направлений деятельности органов
внутренних дел по специально-криминологическому
предупреждению преступлений....................................................... 1 iff-125

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................ 120-134

ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................................................... 13S-1Y8

БИБЛИОГРАФИЯ.................................................................................................. ]*9-Ш


47 мулирует перед собой исследователь'. Следовательно, становится очевидным, что методика изучения общества отличается от методики изучения человека, а методика исследования человека разнится с методикой исследования неживой природы.

Известно, что предметом криминологического исследования являются за­кономерности преступности, ее детерминанты, подверженность различным про­цессам, а его объектом, в свою очередь, можно назвать саму преступность в раз­личных ее проявлениях.

Методология криминологического познания в целом, как было сказано ранее, базируется на использовании диалектико-материалистической гносиоло-гии, но здесь в связи с этим, важно добавить следующее:

- преступность рассматривается как негативное социальное явление (при этом используются методы таких социальных наук, как социология и социаль­ная психология). Вместе с тем изучается и человек, но не только с биологиче­ских, но и с социальных позиций, то есть как член общества2;

- преступность всегда изучается в контексте общественных отношений и анализируется во взаимодействии с другими процессами и явлениями, и, прежде всего, с, так называемыми, негативными социальными отклонениями и разными формами социальной патологии, например, с теневой экономикой, наркотиз-мом, пьянством, проституцией и пр.

- важно рассмотрение криминологически значимых явлений в их динами­ке, изучая прошлое, настоящее и распространяя выводы на будущее;

- изучаемые криминологией явления, развиваются поступательно и по спирали, и потому не может их быть простого повторения, ибо количественные изменения, накапливаясь, переходят в качественные и, как следствие, порождают новое состояние преступности;

- учитываются и внутренние и внешние противоречия, изучаемых явлений, а также их взаимодействие и т.д.

При осуществлении криминологического исследования могут использо­ваться практически все общенаучные методы познания, такие например, как аб-

1 Криминология / Под ред. А.И. Долговой.М., 1997. С.36.

36 Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, преступность; (о

природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения). М., 1982.


48 страгирование, обобщение, формализация, анализ и синтез, индукция и дедук­ция, исторический и логический, структурно-функциональный анализ и т.д. Об­щенаучные методы познания - это общие способы исследования процессов и яв­лений, а также тенденций их изменений в различных отраслях науки.

Но так как исследования преступности - это, в широком смысле, один из видов социального исследования, то представляется целесообразным примене­ние здесь, прежде всего, методов социологии, социологии права1, учитывая при этом, разумеется, особенности предмета и содержания криминологии. Имеются в виду, главным образом, такие методологические принципы, как принцип (или правило) объективности Э. Дюркгейма и историко-сравнительный метод, яв­ляющийся одним из самых старых методов социологии права; методы анализа документов: юридических и неюридических; методы изучения социальных фак­тов (явлений), которые разделяются на две большие группы: (А) методы наблю­дения и (Б) методы экспериментирования. К первым обычно относят: моногра­фическое (качественное) исследование, количественный анализ, статистические источники, используемые социологией права, опрос (анкетирование, интервью), анализ количественных и "естественных" данных. Ко вторым - лабораторный эксперимент, тест (своеобразная форма интеллектуального экспериментирова­ния) и правовой (законодательный) эксперимент2.

Таковы некоторые, используемые нами, в большей или меньшей мере, ме­тодологические принципы, общенаучные и специальные, частнонаучные ме­тоды, изучения социальных процессов и явлений, в их конкретном проявлении (в конкретных условиях места и времени). От их использования, в частности, в криминологическом исследовании, во многом зависят его результаты, качество изучения закономерностей преступности, и ее детерминации, закономерностей функционирования и развития, а также - мер предупреждения и профилактики.

1 Варчук В.В. Социология права - отрасль социологии // Социологические исследова­
ния. 1996. № 10.

2 Подробнее см.:Карбонье Ж. Юридическая социолгия / Пер. с фр. М., 1986. С. 210-266;
Казимирчук В.П., Кудрявцев В.Н. Современная социология права: Учебник. М., 1995.
С. 247-274; Варчук В,В. Социология права: Учеб. пос. М., 1997. С. 75-93 и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.024 с.)