Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учения о жертве преступленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На современном этапе развития научной мысли, - который характеризует-ся огромным интересом к методологическим проблемам; комплексным, междисциплинарным характером изучения сложных объектов, и необходимостью уяснения соотношения эмпирического и теоретического уровней научного исследования, - связь между общефилософскими диалектико-материалистическими принципами и специальным научным познанием, связь теории и методов, успешно реализуется, как нам представляется, с помощью системного подхода2. 1 См.: Доклад Генерального Секретаря на II сессии Европейского комитета ООН по 2 Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системный подход в современной науке // Методологической основой криминологического, как впрочем, и любого другого» исследования являются, во-первых, общефилософская методология (основные принципы, законы и категории материалистической диалектики); во-вторых, системный подход, который в своей основе есть проявление диалектико-материалистического метода, и потому является общенаучной методологией исследования, опосредствующей применение диалектики ко всей области знания и применяемой во всех сферах науки, техники и управления. Это роднит системный подход с философской методологией, в силу чего он занимает "промежуточное" место между философским и специально-научным познанием и имеет особое методологическое значение для исследования социальных процессов и явлений1. Понятно, что методологические проблемы конкретных наук, в частности относящиеся и к применению новых методов исследования, представляют большой интерес для развития таких наук, научных дисциплин и направлений деятельности, как криминология, теория управления, государственное управление, управление в конкретных сферах общественной жизни, в том числе и в сфере обеспечения правопорядка, борьбы с преступностью. Таким образом, для современного научного работника, как и для современного руководителя, совершенно необходимыми являются не только овладение названной методологией исследования и решения практических проблем, но и выработка системно-диалектического стиля (способа) мышления2. В своем анализе методологических путей изучения интересующего объекта мы исходили из двух взаимосвязанных возможностей: ознакомления с накопленными ранее знаниями в данной области и самостоятельного исследования изучаемого явления. Безусловно, обе они взаимозависимы, и потому основываться в этом плане лишь на одной из них, особенно - на готовом знании, - менее продуктивно, чем указание путей к его получению, чем попытка получения нового аспекта знаний предмета изучения. Однако, этот второй путь предполагает определенный уровень методологической культуры исследования, использования общенаучных и конкретных методов изучения общественных явлений вообще и, в частности, - преступности, как одного из сложных социально-правовых 1 Вицин СЕ. Указ. соч. С 4, 9, 10. 2Варчук В.В. О формировании диалектического способа мышления у сотрудников органов внутренних дел // Бюллетень ПУ МВД СССР. М., 1990. № 4; Вицин СЕ. Указ. соч. С 4. 44 явлений. В научном обороте, в этом плане, наиболее часто употребляются понятия: методология, методы, методика. Поэтому в диссертации мы останавливаемся кратко на содержании этих понятий, не вдаваясь в их сложный специальный анализ. В философской литературе под методологией (буквально с греч. - учение о путях исследования или познания) понимается "система принципов или способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также - учение об этой системе"1; "учение о методах познания и преобразования действительности"2. Исходя из учения социальной философии об основных закономерностях функционирования и развития общества, необходимо усвоить: как философские и социологические категории применяются в юриспруденции, ибо они являются отправными точками при изучении преступности, детерминантов преступности, лиц, совершивших преступления, а также профилактики и предупреждения преступлений. Результатом криминологических исследований преступности должны быть теоретические и практические выводы с рекомендациями и предложениями по составлению программ предупреждения преступности и совершенствования законодательства. Для этой цели, то есть для разработки таких выводов, важно знать, понимать и уметь использовать общенаучные методы и конкретные методики в исследованиях, особенно прикладного характера. Если, как уже было отмечено, методология - это учение о путях, методах научного исследования чего-либо, то метод - это способ, путь исследования или познания, "способ построения и обоснования системы... знания; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности"3; метод - "это система регулятивных принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности"4. Метод конкретизируется в методике, а методика - это конкретные приемы, средства получения и обработки конкретного материала5. Методика производна от методологических принципов и основана на них. Про- 1 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 365. 2 Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М., 1998. С. 496. 3 Философский энциклопедический словарь...С. 364. 4 Спиркин А.Г. Философия. Учебник...С.496. 5 См.: Там же. 45 блемы, изучаемые любой юридической наукой (и криминологией, в частности), могут быть исследованы на основе верно выбранной методики познания, что имеет определенное значение и в учебно-воспитательном процессе в вузе1. Многие ученые отмечают своеобразную закономерность, проявляющуюся в том, что открытие новых, эффективных методов научного исследования значительно усиливает интерес к проблемам методологии науки в целом и криминологии, в частности2. В любой области криминологических исследований зачастую проявляются какие-либо общие закономерности, которые характерны и для других предметных областей. Существование этого общего создает необходимость применения общенаучных методов познания, в особенности таких, как системный подход, структурно-функциональный анализ и других. При изучении теоретических и практических проблем преступности и в разработке мер ее профилактики и предупреждения наиболее сложным и важным является объединение общенаучных и специальных методов. Возможно использование данных также других общественных наук, раскрывающих положительные и отрицательные факторы в их взаимодействии. Однако, если ограничиваться только этим, т.е. применением общефилософской методологии и методологии системного подхода, то станет недостаточно достижима цель криминологического исследования, т.к. полученное знание окажется слишком общим для его практического использования. В то же время, очевидно, что без достаточного учета позитивных и негативных факторов, выводы, относительно борьбы с преступностью, будут бесполезны в современных условиях. В данном аспекте необходимо подходить и к соотношению философии и правовых наук в целом, криминологии, в частности. Несмотря на всю важность философских знаний, самостоятельно они не решают криминологических проблем. Но последовательное использование диалектико-материалистического метода делает возможным, например, выявить взаимосвязь частного и общего, 1 Барчук Т.В. Некоторые вопросы методики совершенствования учебно- 2 Вицин СЕ. Системный подход и преступность. М., 1980. С.3-4, 46 особенного и единичного, необходимого и случайного, причины и следствия в изучаемых явлениях. Логично, следовательно, утверждать что принципы, законы и категории материалистической диалектики составляют общую методологическую основу криминологической характеристики преступности1. Поэтому правовые науки в целом, и криминология в частности, используют в собственных исследованиях, наряду с указанной методологией и общенаучными методами, еще и разнообразные частнонаучные методы, особенно в исследованиях прикладного характера, а также - различные методики, которые про-изводны от методологических принципов и общенаучных методах и основаны на них. Поэтому проблемы, изучаемые любой юридической наукой (и криминологией, в частности), могут быть эффективно исследованы лишь на основе верно выбранной методики познания, что имеет определенное значение и в учебно-воспитательном процессе в вузе2. Вышеназванные методы и методики обширны и, в большинстве случаев, отнюдь не криминологические. Многие конкретные методы заимствуются из таких наук, как социология, психология, статистика, демография, экономика и других. Однако следует отметить, что в науке нет универсальных методов, т.е. каждый отдельный метод имеет как положительные стороны, так и недостатки. Использование какого-либо одного метода может привести к ошибочным выводам. Поэтому необходимо сочетать разные методы и методики исследования интересующего объекта во взаимосвязи и взаимодополняемости. Знание и прикладное применение всей совокупности методов способствуют получению полной информации и повышенной обоснованности выводов и предложений. Методология любого исследования, как и собственно криминологического, зависит от предмета и объекта исследования, а также от задач, которые фор- 1 Криминология и профилактика преступлений / Под ред. А.И. Алексеева. М., 1989. 2 Барчук Т.В. Некоторые вопросы методики совершенствования учебно- Оглавление стр. ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................... 3-19 Глава 1. ПОНЯТИЕ ВИКТИМОЛОГИИ И МЕТОДОЛОГИЯ ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. §1. Виктимология, виктимность, виктимизация................................... 20-42 §2. Особенности методов криминологического исследования: Глава 2. ВИКТИМОЛОГИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ. §1. Соотношение понятий "жертва преступления" и "личность потерпевшего".................................................................... 49-77 §2. Место и роль виктимологической профилактики имущественных преступлений в системе общесоциального Глава 3. ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА КВАРТИРНЫХ КРАЖ В УСЛОВИЯХ КРУПНОГО ГОРОДА §1. Криминолого-виктимологическая характеристика квартирных краж в крупном городе................................................. 92-117 §2. Виктимологическая профилактика квартирных краж ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................ 120-134 ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................................................... 13S-1Y8 БИБЛИОГРАФИЯ.................................................................................................. ]*9-Ш 47 мулирует перед собой исследователь'. Следовательно, становится очевидным, что методика изучения общества отличается от методики изучения человека, а методика исследования человека разнится с методикой исследования неживой природы. Известно, что предметом криминологического исследования являются закономерности преступности, ее детерминанты, подверженность различным процессам, а его объектом, в свою очередь, можно назвать саму преступность в различных ее проявлениях. Методология криминологического познания в целом, как было сказано ранее, базируется на использовании диалектико-материалистической гносиоло-гии, но здесь в связи с этим, важно добавить следующее: - преступность рассматривается как негативное социальное явление (при этом используются методы таких социальных наук, как социология и социальная психология). Вместе с тем изучается и человек, но не только с биологических, но и с социальных позиций, то есть как член общества2; - преступность всегда изучается в контексте общественных отношений и анализируется во взаимодействии с другими процессами и явлениями, и, прежде всего, с, так называемыми, негативными социальными отклонениями и разными формами социальной патологии, например, с теневой экономикой, наркотиз-мом, пьянством, проституцией и пр. - важно рассмотрение криминологически значимых явлений в их динамике, изучая прошлое, настоящее и распространяя выводы на будущее; - изучаемые криминологией явления, развиваются поступательно и по спирали, и потому не может их быть простого повторения, ибо количественные изменения, накапливаясь, переходят в качественные и, как следствие, порождают новое состояние преступности; - учитываются и внутренние и внешние противоречия, изучаемых явлений, а также их взаимодействие и т.д. При осуществлении криминологического исследования могут использоваться практически все общенаучные методы познания, такие например, как аб- 1 Криминология / Под ред. А.И. Долговой.М., 1997. С.36. 36 Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, преступность; (о природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения). М., 1982. 48 страгирование, обобщение, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический и логический, структурно-функциональный анализ и т.д. Общенаучные методы познания - это общие способы исследования процессов и явлений, а также тенденций их изменений в различных отраслях науки. Но так как исследования преступности - это, в широком смысле, один из видов социального исследования, то представляется целесообразным применение здесь, прежде всего, методов социологии, социологии права1, учитывая при этом, разумеется, особенности предмета и содержания криминологии. Имеются в виду, главным образом, такие методологические принципы, как принцип (или правило) объективности Э. Дюркгейма и историко-сравнительный метод, являющийся одним из самых старых методов социологии права; методы анализа документов: юридических и неюридических; методы изучения социальных фактов (явлений), которые разделяются на две большие группы: (А) методы наблюдения и (Б) методы экспериментирования. К первым обычно относят: монографическое (качественное) исследование, количественный анализ, статистические источники, используемые социологией права, опрос (анкетирование, интервью), анализ количественных и "естественных" данных. Ко вторым - лабораторный эксперимент, тест (своеобразная форма интеллектуального экспериментирования) и правовой (законодательный) эксперимент2. Таковы некоторые, используемые нами, в большей или меньшей мере, методологические принципы, общенаучные и специальные, частнонаучные методы, изучения социальных процессов и явлений, в их конкретном проявлении (в конкретных условиях места и времени). От их использования, в частности, в криминологическом исследовании, во многом зависят его результаты, качество изучения закономерностей преступности, и ее детерминации, закономерностей функционирования и развития, а также - мер предупреждения и профилактики. 1 Варчук В.В. Социология права - отрасль социологии // Социологические исследова 2 Подробнее см.:Карбонье Ж. Юридическая социолгия / Пер. с фр. М., 1986. С. 210-266;
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.192.174 (0.011 с.) |