Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные особенности философии Канта. Рассудок и разум.

Поиск

Эммануила Канта называют "основоположником немецкой классической философии». Свобода человеческого духа и человеческой воли явились одной из центральных проблем немецкой классической философии.

Творческую деятельность Э. Канта принято делить на два периода: докритический и критический. В докритический период философ занимался главным образом естественно научными проблемами и выдвинул ряд важных гипотез, в том числе «небулярную» космогоническую гипотезу, согласно которой возникновение и эволюция солнечной системы выводится из существования "первоначальной туманности». В это же время философ высказал предположение о существовании большой вселенной галактик вне нашей галактики, развил учение о замедлении суточного вращения Земли в результате приливного трения и учение об относительности движения и покоя.

Второй период - так называемый «критический». В работах этого периода последовательно излагались: «критическая теория познания», этика, эстетика и учение о целесообразности природы. Основная работа критического периода «Критика чистого разума».

1. Докритический или догматический период творчества

В философии Э. Канта можно выделить два этапа развития: докритический и критический. В докритический или догматический период, который начался с окончания им Кенигсбергского университета и длился до 1770 г. Э. Канта интересовали, главным образом, натурфилософские проблемы, то есть изучение бытия природного мира посредством философии – об основаниях природного мира, о его законах бытия и развития и т.д. В решении этих проблем Э. Кант опирался на достижения естественнонаучного знания того периода и на математику. Он предлагает рассмотреть новую немеханическую картину мира. В 1755 г. в своей работе «Всеобщая естественная история и теория неба» Э. Кант выдвигает эволюционную теорию происхождения Солнечной системы. Он утверждал что солнце «есть лишь одна из звезд Млечного пути и что наш Млечный путь не есть предел строения Вселенной»[1]. Кант подчеркивает мысль, что наша звездная система, как и любые системы Вселенной, возникает на основе собственных законов, одних и тех же для любых материальных систем. Все тела во Вселенной состоят из атомов, которые обладают внутренне присущими им силами притяжения и отталкивания. Данная идея легла в основу его космогонической теории. Кант считал, что в первоначальном состоянии. Вселенная представляла собой хаос рассеянных материальных частиц (атомов) в мировом пространстве. Под влиянием присущей им силы притяжения они движутся по направлению друг к другу, причем рассеянные элементы с большей плотностью, благодаря притяжению, собирают вокруг себя всю материю с меньшим удельным весом. На основе притяжения и отталкивания, различных форм движения материи Кант строит свою космогоническую теорию. Он считал, что его гипотеза объясняет буквально все: происхождение Вселенной и планет, и положение орбит, и происхождение движений. Более того, Э. Кант считает, что наша Вселенная постоянно изменялась во времени, то есть, имела свою собственную историю, вытекающую из естественно-природных законов. Он отвергает идею сотворения мира богом и его неизменности после сотворения. По мнению Э. Канта, Бог никакого отношения к возникновению мира не имел.

Рассматривая процесс развития жизни и живых систем, Э. Кант подчеркивал невозможность объяснения посредством принципа механицизма происхождения жизни и ее строения. Правда, ставя вопрос об ограниченности механицизма, Э. Кант не дает обоснования других принципов объяснения и понимания возникновения жизни.

Уже в докритический период Э. Канта заинтересовала проблема соотношения основания познания и основания бытия, которая приобрела фундаментальное значение для развития его философских взглядов. С точки зрения Вольфа и Лейбница, сторонником которых он вначале был, основания познания предмета, и основания бытия предметов совпадают. Познание и мышление лишь форма воспроизведения оснований бытия внешнего мира. Поэтому нельзя говорить об автономности и суверенности познания и мышления. Субъект познания всегда будет зависеть от предмета познания. По мысли Э. Канта, такая позиция закрывает путь к пониманию познания, познавательной деятельности человека как свободной, творческой и продуктивной. Необходимо найти собственные основания для познающего субъекта. Решение этой задачи потребовало от Э. Канта критически подойти к оценке концепций познания, распространенных в философии того времени. Поскольку зависимость субъекта познания от объекта, предмета познания невольно приводит к догматизму. Понятию «критика» Э. Кант придает значение и смысл не только как способу пересмотра, каких - либо теорий и идей, выявления в них недостатков, но и как способу достижения новых положительных, позитивных знаний творчески познающим субъектом.

 

2. Критический период

Второй период философского творчества Э. Канта получает наименование «критического периода», в рамках которого он революционным образом пересмотрел многие фундаментальные философские проблемы. Между двумя периодами был период подготовки второго. Это период между 1770 г. и 1781 г. (выпуск «Критики чистого разума»). В 1770 г. Э. Кант опубликовал работу «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого мира», ставшей своего рода прологом для его основных работ «критического периода»: «Критики чистого разума» (1781), «Критики практического разума» (1788). В первой книге Э. Кант изложил учение о познании, во второй – этику.

Основные принципы своей новой философии в систематической форме Э. Кант изложил в «Критике чистого разума», которая вышла в 1781 году, и над которой он работал больше 10 лет. В ней он сформулировал три вопроса, которые всегда встают перед любой мыслящей личностью.

1. Что я могут знать? – ответ нужно искать в теоретической философии.

2. Что я должен делать? – ответ дает практическая философия.

3. На что я могут надеяться? – ответ дает философия религии.

Позднее к этим трем вопросам в своей работе «Антропология» (1798 год) Э. Кант добавляет четвертый вопрос: «Что есть человек?» – ответ, на который дает философская антропология.

Поиск ответов на эти вопросы, которые, по мнению Канта, и являются единственными и подлинными целями человеческого существования, составляют прерогативу человеческого разума, стремящегося к получению положительного знания.

 

У Канта возникает задача установить различие субъективных и объективных элементов знания, исходя из самого субъекта и его структуры. В самом субъекте Кант различает как бы два слоя, два уровня - эмпирический и трансцендентальный. К эмпирическому он относит индивидуально-психологические особенности человека, к трансцендентальному - всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как такового. Объективность знания, согласно учению Канта, обусловливается структурой именно трансцендентального субъекта, которая есть надындивидуальное начало в человеке.

Предметом теоретической философии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей - природы, мира, человека, - а исследование познавательной деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. В этом именно смысле Кант называет свою философию трансцендентальной. Он называет свой метод также критическим, в отличие от догматического рационализма XVII века, подчеркивая, что необходимо в первую очередь предпринять критический анализ наших познавательных способностей, чтобы выяснить их природу и возможности.

Создание трансцендентальной философии было ответом на целый ряд трудностей, возникавших в науке и философии XVII - первой половины XVIII века, с которыми не сумели справиться представители докантовского рационализма и эмпиризма.

Проблемы познания, вставшие перед немецким философом, были порождены новыми подходами к изучению природы, характерными для экспериментально-математического естествознания Нового времени. Кант пытается осмыслить тот способ познания природы, который несла с собой научная революция XVII-XVIII веков. Философское открытие Канта состоит именно в том, что основу научного познания он усматривает не в созерцании умопостигаемой сущности предмета, а в деятельности по его конструированию, порождающей идеализированные объекты. При этом у Канта меняется представление о соотношении рационального и эмпирического моментов в познании. Для Декарта, Спинозы, Лейбница чувственное восприятие представало как смутное и спутанное знание, как низшая форма того, что ясно и отчетливо постигается лишь с помощью разума. Кант заявляет, что чувственность и рассудок имеют между собой принципиальное различие; они представляют собой как бы два разных ствола в человеческом знании. А отсюда следует, что научное знание можно мыслить лишь как синтез этих разнородных элементов - чувственности и рассудка. Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты, говорит Кант. И весь вопрос теперь состоит в том, каким образом осуществляется этот синтез и как обосновать необходимость и всеобщность (на языке того времени - априорность) знания как продукта такого синтеза. Как возможны синтетические априорные суждения? - вот как формулирует Кант важнейшую для философской системы проблему.

В самой общей форме кантовское понимание процесса познания можно представить следующим образом. Нечто неизвестное - вещь сама по себе, воздействуя на чувственность человека, порождает многообразие ощущений. Эти последние упорядочиваются с помощью априорных форм созерцания - пространства и времени; располагаясь как бы рядом друг с другом в пространстве и времени, ощущения составляют предмет восприятия. Восприятие носит индивидуальный и субъективный характер; для того чтобы оно превратилось в опыт, то есть в нечто общезначимое и в этом смысле объективное (объективность Кант как раз и отождествляет с общезначимостью), необходимо участие другой познавательной способности, а именно мышления, оперирующего понятиями. Эту способность Кант именует рассудком. Кант определяет рассудок как деятельность, отличая ее тем самым от восприимчивости, пассивности, характерной для чувственности. Однако при этом деятельность рассудка формальна, она нуждается в некотором содержании, которое как раз и поставляется чувственностью. Рассудок выполняет функцию подведения многообразия чувственного материала (организованного на уровне восприятия с помощью априорных форм созерцания) под единство понятия.

Существует ли среди наших познавательных способностей такая, которая могла бы руководить деятельностью рассудка, ставя перед ним определенные цели? Согласно Канту, такая способность существует, и называется она разумом. К Канту восходит то различие между рассудком и разумом, которое затем играет важную роль у всех последующих представителей немецкого идеализма - Фихте, Шеллинга и Гегеля. Рассудок, по Канту, всегда переходит от одного обусловленного к другому обусловленному, не имея возможности закончить этот ряд некоторым последним - безусловным, ибо в мире опыта нет ничего безусловного. В то же время человеку свойственно стремление обрести абсолютное знание, то есть, говоря словами Канта, получить абсолютно безусловное, из которого, как из некой первопричины, вытекал бы весь ряд явлений и объяснялась бы сразу вся их совокупность. Такого рода безусловное предлагает нам разум в виде идей. Когда мы ищем последний безусловный источник всех явлений внутреннего чувства, мы, говорит Кант, получаем идею души, которую традиционная метафизика рассматривала как субстанцию, наделенную бессмертием и свободной волей. Стремясь подняться к последнему безусловному всех явлений внешнего мира, мы приходим к идее мира, космоса в целом. И наконец, желая постигнуть абсолютное начало всех явлений вообще - как психических, так и физических, - наш разум восходит к идее Бога.

 

Вопрос.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.55.210 (0.012 с.)