Философия экзистенциализма (основные особенности) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия экзистенциализма (основные особенности)



Экзистенциализм (лат. exsistentia - существование) или философия существования - самое влиятельное иррационалистическое направление в западной философии ХХ-го века.

Возникает экзистенциализм в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России (Лев Шестов, Николай Бердяев), после войны - в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и в период 2-й мировой войны во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.). Все названные мыслители ныне считаются классиками философии ХХ-го столетия.

Философия экзистенциализма в качестве своего основного понятия оперирует экзистенцией, или человеческим существованием. Главные свойства, или модусы, этого существования: страх, совесть, забота, отчаяние, неустроенность, одиночество и др. Человек осознает свою сущность не в обычной, будничной обстановке, а в особых пограничных ситуациях (война и другие бедствия). Только тогда, прозревая, он ощущает свою ответственность за все то, что происходит в окружающем его мире.

Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире.

Экзистенциализм поставил очень важные вопросы, которые всегда волнуют людей: "Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каков выбор им своего жизненного пути? Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого-бытия.

 

 

Вопрос

Позитивизм и его основные направления

Позитивизм и его разновидности

 

 

Позитивизм — философское направление, утверждающее, что источником

подлинного, «положительного» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные

конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения, а философия

как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование

реальности. Основателем этого направления является Огюст Конт.

Положительная, философия, согласно О. Конту, может стать единственной

твердой основой для социальной организации, благодаря которой прекратится

кризис, так долго испытываемый наиболее цивилизованными нациями.

Именно умственное безначалие является основанием великого политического и

нравственного кризиса современных обществ. Действительно, величайшее зло

состоит в глубоком несогласии, существующем в настоящее время между умами

относительно всех основных начал, твердость, и определенность которых есть

первое условие истинного общественного порядка. До тех пор, пока отдельные

умы не примут единогласно известного числа идей, способных образовать общую

социальную доктрину, народы, несмотря на всевозможные политические

паллиативы, необходимо останутся в революционном состоянии, допускающем

только временные учреждения.

Таким образом, получается, что произвести «соединение умов в едином

общении принципов» и через это доставить «твердую основу для социальной

реорганизации и для действительно нормального порядка вещей» и составляет

назначение позитивизма.

По утверждению Конта, взгляд на общее умственное развитие человечества,

результатом которого является позитивизм, свидетельствует о том, что

существует основной исторический закон (составляющий открытие Конта, по

мнению его самого и всех его последователей). Согласно этому закону, каждое

из наших главных понятий, каждая отрасль наших познаний проходит

последовательно через три различных теоретических состояния: состояние

теологическое, или состояние вымысла; состояние метафизическое, или

абстрактное; состояние научное, или положительное.

Для позитивизма в соответствии с его же принципом не существует других

настоящих наук, кроме естествознания, изучающего явления внешнего мира.

Если вдуматься в суть позитивизма во всех его разновидностях, то следует

сказать: это реальность развития философской мысли. В какой-то степени это

форма выражения определенной неудовлетворенности традиционными

классическими философскими системами, зауженное видение лишь отвлеченности

от реального процесса научного знания, прежде всего точного,

математизированного естествознания. Позитивистские устремления выражают

попытку усилить опору на достижения науки, доходя до их отождествления.

Словом, эта тенденция усиления связи философии и конкретных наук каждый раз

и у всех позитивистов постоянно абсолютизируется, начиная с позитивизма О.

Конта. Слабая сторона позитивизма во всех его формах связана с подменой

собственно-философского предмета и метода конкретно-научными предметом и

методом. Это направление, хотя и называется по самому смыслу слова

положительным, но содержит в себе немало отрицательных моментов.

Позитивизм, начиная уже с Конта, отрицает почти все предшествующее развитие

философии и по существу настаивает на тождестве философии и науки, а это

непродуктивно. Философия по самой своей сути является самостоятельной

областью знания, опирающейся на весь массив культуры, в том числе и на

естествознание, и на общественные науки, и на искусство, и на житейский

опыт человечества.

Вопрос

Проблема бытия.

Бытие — в самом широком значении — существование.

Понятие бытия — центральное философское понятие. Бытие — предмет изучения онтологии.

Бытие – это то, что всегда уже есть. Оно может только открыться нам, если мы сконцентрируемся и нам повезет попасть в соответствующее состояние. Точно также нельзя быть наполовину свободным, нельзя быть на треть умным. Бытие – неделимо.

Занимаясь поисками бытия, философия отстаивает свое отличие от науки, религии, искусства, обнаруживая уникальный и своеобразный предмет своих исследований, не сводимый ни к знаниям, ни к вере, адекватно не открывающийся ни в рациональных абстракциях, ни в мистической интуиции (правда, и они являются моментами философского познания). Занимаясь бытием, философия выявляет своеобразный характер такого мышления, в котором бытие может для нас «открыться». Это не последовательность логических операций, не поэтический вымысел (хотя то и другое присуще философской мысли), особый способ жизни, существования в «бодрствующем режиме», в котором можно удерживаться только крайним напряжением человеческих сил и только в течение некоторого времени, в краткие счастливые часы, минуты, прерывающие ход нашей повседневной жизни.

Поиски бытия - это поиски первооснов, обретя которые, человек может найти в себе силу для преодоления бессмысленности окружающего мира, мужеству жить несмотря на эту бессмысленность и на свою конечность, почувствовать себя необходимой частью бытия, не менее существенной и нужной, чем окружающий мир, человеком, которому завещана весть о бытии. В этой вести и состоит основная задача его жизни. Эти поиски составляют незримый фундамент того, что человек называет наукой, искусством, религией, стремление к счастью, любовью, совестью, долгом и т.п.

Бытие приходит в мир только с человеком, в том смысле, что только человек может его открыть и постигнуть, только ему завещана тайна существования, только он является носителем бытия.

Философия изучает человека поверх и помимо культуры, изучает те бытийные основания его существования, которые составляют основу любой культуры, любой картины мира.

Философия – это особый образ жизни, которая наполнена поисками смысла существования, поисками бытийных оснований. В этом плане каждый человек, когда-либо пытавшийся понять смысл жизни, философствовал и только тогда и жил в точном значении этого слова. Декарт в свое время сказал знаменитую фразу «Мыслю, следовательно существую», имея в виду не мышление в повседневном значении этого слова, а мышление, которое пытается постигнуть тайну собственного существования, т.е. философию: когда, я таким образом мыслю, тогда я и существую

 

Вопрос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.197.114.92 (0.015 с.)