ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СТАРШАЯ ГРУППА (5-6 ЛЕТ) Возрастные особенности ребенка



К пяти годам у ребенка появляется способность удержи­вать в сознании цепочку взаимосвязанных событий.Это позволяет ему выстраивать представления о росте и разви­тии в мире живой природы, о процессах изготовления ка­кой-либо вещи, приготовления кулинарного блюда и т. п. Ребенок пытается восстановить линию собственной жизни, вспомнить, как он был маленьким, задает об этом вопросы взрослым. Логически выяснение подробностей своей био­графии приводит к вопросу «Откуда я взялся?». Именно в этом возрасте у некоторых детей возникает вопрос, что значит умереть, и появляется страх смерти. Многие дети боятся не столько того, что они сами могут умереть, сколь­ко смерти родителей.

Как мы видим, детей волнуют важнейшие вопросы жизни. Им очень нужен собеседник, с которым они могли бы обсудить волнующие их темы. Но это должно происходить в спокойной обстановке и индивидуально. Выделяйте свободное время для того, чтобы выслушать каждого ребенка, поговорить с ним «о жизни», выяснить, какие проблемы волнуют его.

Пятилетний возраст — возраст идентификации ребенком себя со взрослыми того же пола.Девочки относят себя к группе женщин, мальчики — мужчин. Это подходящий возраст для того, чтобы приучать детей к традиционным видам мужского и женского бытового труда: мальчик с удо­вольствием будет помогать папе в гараже или при вскапыва­нии огорода, девочка — маме на кухне или в посадке и про­полке. Отметим, что раньше дети после пяти лет нередко оставались следить за маленькими братьями и сестрами, за­ботились о них и рассматривались старшими уже как по­мощники по хозяйству. Если до этого возраста дети обоих полов ходили в одинаковых рубахах, то теперь мальчики на­девали штаны с рубахой, а девочки — сарафаны.

Мальчики особенно нуждаются в том, чтобы мамы и ба­бушки, а также женщины-педагоги видели в них опору, за­щитников и помощников. Девочки нуждаются во внима­нии и заботе, похвале со стороны отцов и дедушек, а также педагогов-мужчин.


Пятилетние дети влюбчивы, причем объектом влюбленно­сти может стать человек любого возраста. Дети очень рани­мы и чувствительны к иронии. Поэтому обращаться сих чувствами следует необычайно деликатно. Девочке может сильно понравиться друг ее отца или сосед-старшеклассник. Испытываемые терзания, желание видеть объект симпатий, общаться с ним, обидчивость сравнимы с силой первой влюб­ленности у подростков. Вместе с влюбленностью приходит и ревность. Нередко мальчики начинают ревновать свою маму к отцу, а девочки наоборот. Это порождает агрессивные вы­пады, предложения о разводе родителей и т. п.

Если до сих пор ребенка интересовал преимущественно окружающий мир, то в пять лет акцент его внутреннего, ду­шевного внимания смещается на взаимоотношения людей. Пятилетки обладают прекрасным чутьем на реальное отно­шение к себе и к другим. Они остро чувствуют любую неиск­ренность и перестают доверять человеку, который однажды проявил ее. Они чувствуют, когда ими пытаются манипули­ровать. До сих пор взрослый был безоговорочным и непрере­каемым авторитетом. В пять лет появляется критичность в оценке взрослого, у некоторых детей проявляется уже и не­зависимость собственных суждений от оценок авторитета.

В ходе наблюдений за окружающей социальной жиз­нью, слушая сказки, имея возможность смотреть взрослые фильмы, дети активно строят образ себя в будущем и модель своей взрослой жизни.

В играх детей теперь можно видеть полноценный развер­нутый сюжет, протяженный во времени. Они могут разви­вать действие, играя в игру с продолжением в течение мно­гих дней.

Пятилетний возраст является этапным и в том отношении, что у детей появляется произвольность как новое особое ка­чество основных психических процессов — внимания, памя­ти. Теперь ребенок уже может принять и попытаться выпол­нить задачу запомнить, сосредоточиться. Его целесообразно начинать приобщать к занятиям, требующим произвольного движения: учить элементам разных танцев, спортивных игр, приобщать к конкретным видам спорта. Активно совершен­ствуется техника выполнения основных движений.

Возможности произвольного контроля поведения, эмоцио­нальных реакций открывают путь для формирования куль­туры поведения в общественных местах, за столом, в гостях и т. п., освоения правил формальной речевой вежливости, правил приличия.

В работе с детьми именно с этого момента целесообразно начинать использовать задания на воспроизведение образ­ца и работу по словесной инструкции.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осваивать игры с правилами. Эти игры имеют большое значение



для преодоления инфантильности и эгоцентризма. Настоль­ные, настольно-печатные, подвижные игры требуют от ре­бенка не только подчинения своего поведения внешней норме — правилу, но и умения проигрывать, признавать по­ражение и мириться с ним, что для многих детей поначалу представляет большую психологическую трудность.

Вместе с тем целесообразно раскрывать перед детьми, ка­кую роль правила играют в жизни взрослых людей: это правила безопасного поведения в быту и на природе; правила дорожного движения; правила пользования бытовыми при­борами и т. п., а также законы как особые регуляторы пове­дения людей в социуме. Социализация ребенка предполага­ет, что у него будет сформировано представление о взрослом как о человеке, чье поведение также регламентировано, име­ет границы допустимого, приемлемого и возможного.

В старшем дошкольном возрасте происходит осмысление и осознание многих закономерностей, которые ребенок уже успешно использует в практике, но пока нерефлексивно. Он может осознавать, например, конвенциональные способы разрешения конфликтов (жребий, считалка, очередность).

В это время происходит активное осмысление жизнен­ных ценностей. Данный процесс протекает параллельно с формированием и дифференциацией образа Я самого ре­бенка и построения образа будущего.

Маленький ребенок хочет, когда вырастет, жить хорошо. Но что это значит в современном мире? Дети говорят, что, став взрослыми, они хотят быть президентом, директором банка, звездой шоу-бизнеса. На вопрос, что они будут де­лать, отвечают: ездить на большой красивой машине, жить в большом красивом доме, носить красивые платья... Два­дцать лет тому назад на вопрос, кем они хотят быть, когда вырастут, дети перечисляли профессии парикмахера, кос­монавта, учителя, врача, ветеринара, пожарного и понима­ли, что они будут соответственно делать людям красивые прически, полетят в космос, будут учить детей, лечить лю­дей или животных, тушить пожары.

Да и само представление о взрослости было неразрывно связано в сознании детей именно с работой. Как ребенок играл во взрослого? Надевал мамины туфли, подкрашивал губки, брал под мышку сумочку и... шел «на работу».

Таким образом, образ взрослого будущего у современного ребенка — это нередко образ сферы потребления, а не сферы деятельности. Это серьезная проблема, поскольку, как отме­чал Э. Фромм в своей работе «Иметь или быть?», потребле­ние принципиально неограниченно. В образе будущего от­сутствует сфера самоактуализации (А. Маслоу) личности. Задача педагога — содействовать тому, чтобы ребенок снова и снова задумывался о том, что он хочет делать, в каких сфе­рах человеческой деятельности собирается реализовать себя.


Старший дошкольный возраст, как мы видели, — пери­од многоаспектной социализации ребенка. Одной из ее сто­рон является формирование первичной идентификации с широкой социальной группой — своим народом, своей страной. Воспитание патриотических чувств и убежде­ний — важная цель работы с детьми данного возраста.

Нам представляется, что важнейшие векторы нравствен­ного, духовного развития — это:

• ориентация на продуктивный и необходимый для дру­гих людей труд;

• ориентация на стабильную семейную жизнь;

• ясные представления о добре и зле, которые включают приверженность ценностям справедливости, правды, взаи­мопомощи, сострадания, уважения жизни каждого сущест­ва, верности, доброты;

• уважение к старшим;

• уважение к культуре и истории своего народа и к своей стране.

В старшем дошкольном возрасте необходимо приложить значительные усилия к формированию у детей умения об­щаться и сотрудничать со сверстниками. Решение этой задачи предполагает создание разнообразных ситуаций со­вместной деятельности детей, в ходе которой у них возникнет необходимость согласования намерений и координации дей­ствий.

Шестой год жизни знаменуется резким увеличением слож­ности эмоциональной жизниребенка и уходом ее с по­верхности поведения в глубь его души.Обретая способность контролировать свое поведение, ребенок теперь способен так­же — пока, конечно, не полностью — регулировать проявле­ния своих чувств. В частности, теперь он может сознательно и намеренно скрывать свои чувства от других.

Поскольку сфера его интереса — взаимоотношения лю­дей, он начинает более тонко воспринимать нюансы их ду­шевного состояния и отношения к нему и друг к другу. Именно реальные отношения становятся главными источ­никами радости и печали ребенка. Теперь ребенок облива­ется слезами в первую очередь не над вымыслом, а в связи с размышлениями о том, нравится ли он мальчику или де­вочке, с которыми хочет дружить (или в которых влюб­лен), любит ли его на самом деле мама или папа, добра ли в действительности воспитательница и т. п. Дети могут испытывать чувство жалости и сострадания.

Если до сих пор мы говорили об эмоциональных состоя­ниях, переживаниях, настроении, то теперь с полным пра­вом можно сказать, что у ребенка появляются устойчивые чувства и отношения.

Как мы видим, на шестом году жизни внутренняя, душев­ная жизнь ребенка претерпела огромные изменения по сравне-



нию с двухлетним возрастом. Теперь состояния организма не определяют полностью душевное состояние ребенка. Напро­тив, он может получать удовольствие и чувствовать гордость от преодоления физических трудностей: «Яушибся, но не плакал», «Мне было страшно, но я же не трус!» (т. е. не изме­нил свои намерения и поведение под влиянием этой эмоции).

Осваивая новые сферы деятельности, требующие произ­вольного контроля поведения, дети учатся и владеть своими эмоциями. Яркий пример — освоение игр с правилами. Для пятилетнего ребенка главная трудность — научиться подчи­нять свое поведение общему правилу в ситуации, когда он проиграл. Он также постепенно учится не реагировать нега­тивными эмоциями на ситуацию проигрыша. Для ряда де­тей, сильно ориентированных на успех именно в деятельно­сти, а не на систему отношений со сверстниками, это трудная задача. Им тяжело смириться с проигрышем. Умение эмо­ционально адекватно реагировать в такой ситуации — важ­ное психологическое приобретение данного возраста.

На шестом году жизни очень важно обратить внимание на развитие тонких эмоциональных реакций ребенка на красоту окружающего мира.В этом возрасте дети чувстви­тельны к цвету, форме, они могут испытывать сильный и непосредственный восторг от созерцания яркого пейза­жа — поля одуванчиков весной, ослепительной белизны первого снега, бескрайнего простора синего моря, красивой музыки, балетного спектакля. Важно создавать условия, в которых дети будут получать эти яркие, на всю жизнь оста­ющиеся в памяти впечатления. Многие исследователи склонны считать, что именно яркие картины, увиденные в детстве и запечатленные в сознании человека, создают эмоциональное, теплое переживание чувства Родины.

В старшей группе к концу года могут быть дети, уже до­стигшие шести с половиной лет — возраста, с которого ребе­нок может начинать обучение в школе. Решение о целесооб­разности перехода в школу или о продолжении образования в подготовительной к школе группе детского сада необходи­мо принимать в диалоге с семьей на основе изучения особен­ностей каждого ребенка — в частности, сформированности готовности к школе — индивидуально. Наблюдения показы­вают, что родители часто не способны адекватно оценить именно степень социальной зрелости своего ребенка: они по­лагают, что, если ребенок умеет считать и читать, его не­пременно надо как можно быстрее отдать в школу. При этом ребенок может быть неспособен сидеть на занятии, высказы­ваться только по просьбе педагога, выполнять четко постав­ленную взрослым задачу, а не делать то, что захотелось ему самому, т. е. проявлять все особенности, нормальные и есте­ственные именно для ребенка-дошкольника. Эта незрелость может стать источником проблем и неуспешности в школе,


к чему, конечно, никто из родителей не стремится, но чего не может предвидеть. В таких случаях еще один год, прове­денный в подготовительной к школе группе, предоставит то время, которое необходимо ребенку для взросления в естест­венном для него темпе. В то лее время, если по каким-то при­чинам все дети (или значительное большинство) переходят из старшей группы в школу, педагогам необходимо решать все задачи, поставленные для данного возраста, за один год. Некоторые дети не достигнут полноты результата, но тем не менее важные предпосылки обучения в школе у них тоже бу­дут сформированы при условии целенаправленной и систе­матической работы.

Нередко учреждение также может квалифицированно по­мочь в выборе профиля школы для каждого из своих воспи­танников.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 184.72.102.217 (0.007 с.)