III. Обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства



Заложить добрые групповые тради­ции («Утро радостных встреч» (поне­дельник) и «Сладкий час»).

Учитывать настроение и пожела­ния детей при планировании жизни в течение дня.

Привлекать детей к обустройству группы и по возможности учитывать их пожелания в этом вопросе.

Создавать уютный, теплый, гармо­ничный, эстетически целостный и со­временный интерьер.

Обеспечивать условия (свободное
место, материалы) для разнообразной
содержательной самостоятельной

деятельности детей.

Реализовывать интересы и девочек, и мальчиков при планировании раз­вивающей среды.

Начинать выводить детей за преде­лы детского сада на прогулки и экс­курсии.

Создавать условия для интересного и приятного общения с более старши­ми и более младшими детьми в дет­ском саду.

Отмечать в группе общие праздники и дни рождения каждого ребенка по единому ритуалу.



Задачи работы с детьми

 

Удовлетворять потреб­ность детей в творческом самовыражении:

предоставлять возмож­ность выбора вида деятель­ности, сюжетов, материа­лов и средств воплощения художественного замысла;

поддерживать инициати­ву, стремление к импрови­зации при самостоятельном воплощении детьми худо­жественных замыслов;

способствовать возник­новению у ребенка ощу­щения, что продукт его творческой деятельности (танец, стихотворение, ри­сунок и т. п.) интересен другим (родителям, род­ным и близким, сотрудни­кам дошкольного образова­тельного учреждения и др.)

Организовывать яркие, радостные общие события в жизни детей

■ :

 


Основные пути их решения

Использовать музыку как средство регуляции настроения детей, создания благоприятного эмоционального фона; петь перед сном колыбельные песни.

Поощрять детей свободно, вырази­тельно двигаться под музыку

Создавать условия для работы с разными материалами.

Вовлекать детей в разные виды ху­дожественно-эстетической деятельно­сти, в сюжетно-ролевые и режиссер­ские игры, помогая осваивать различ­ные средства, материалы, способы реализации замыслов (в том числе в совместной детской деятельности).

Поощрять проявление детской не­посредственности .

Побуждать детей в процессе импро­визации моделировать как реально существующие объекты, так и приду­манные самими детьми.

Высоко оценивать инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла.

Устраивать выставки детского твор­чества, организовывать концерты

Показывать детям кукольные спек­такли.

Организовывать праздники-сюрп­ризы.

Отмечать традиционные праздники.

Создавать условия для участия ро­дителей в жизни группы.

Приглашать в группу интересных людей, исполнителей, писателей для встреч, проведения мастер-классов.

Приглашать театральные коллек­тивы для показа сказок.

Реализовывать региональные реко­мендации по отбору содержания тра­диционных праздников


СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ

ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы обеспечивает комплекс­ный подход к оценке итоговых и промежуточных результа­тов, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и включает описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга. Полученные результаты по­могают осознанно планировать образовательную работу с детьми и отслеживать динамику развития каждого ребен­ка и группы в целом.

Объектом мониторинга являются физические, интеллек­туальные и личностные качества ребенка.

Содержание и набор методик мониторинга определяется видовой принадлежностью ДОУ, а значит, наличием (или отсутствием) в штате детского сада определенных специа­листов.

Медицинские работники ДОУпроводят мониторинг здо­ровья. Педагоги получают от медиков следующую инфор­мацию по каждому ребенку:

• физкультурную группу;

• различные ограничения (по физической нагрузке, посе­щению некоторых занятий (например, в бассейне), закали­ванию, питанию).

Информация по ограничениям может поступать, уточ­няться в течение года. Это связано с тем, что данная инфор­мация более мобильна и изменяема, так как связана с пере­несенными заболеваниями и текущим состоянием здоровья ребенка (см. таблицу в приложении).

Учитывая то, что по медицинской этике часть инфор­мации (диагнозы) остается закрытой для педагогов, по­следним необходимо проводить индивидуальный опрос родителей в рамках взаимодействия с семьями воспитан­ников. Это могут быть индивидуальные беседы, опросни­ки, анкеты. Важно помнить, что степень откровенности ответов на поставленные вопросы определяют только са­ми родители.

Следует особо подчеркнуть, что данные медицинских осмотров, проводимых в рамках диспансеризации или дру­гих обследований, непременно доводятся в индивидуаль­ной форме до родителей ребенка. В случае выявления ка­ких-либо отклонений от нормы администрация ДОУ имеет право направлять ребенка на дополнительное консультиро­вание к специалистам.

Воспитатели по физической культуре (воспитатели)дважды в год (в сентябре и мае) на учетно-контрольных


 



 

шщ


(диагностических) занятиях проводят мониторинг физиче­ской подготовленности детей (см. приложение). Это позволяет:

• определить технику овладения детьми основными дви­гательными умениями;

• определить индивидуальную нагрузку;

• наметить необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия;

• выявить и своевременно устранить недостатки в работе по физическому воспитанию.

Участие в обследовании принимают старший воспита­тель, медицинская сестра, воспитатели ДОУ.

Педагоги.Воспитатели осуществляют мониторинг в основном в виде педагогических наблюдений два раза в год (как минимум): в начале и конце учебного года. Длитель­ность проведения — две недели. Педагогические наблю­дения проводятся по следующим направлениям развития ребенка: познавательно-речевому, художественно-эстетиче­скому, социально-личностному. В каждом возрасте сущест­вуют свои нюансы проведения мониторинга, которые опи­саны в частных методиках программы.

Психолог.Мониторинг общего психического развития детей требует участия в обследованиях специально под­готовленных специалистов, владеющих методиками про­ведения и интерпретации результатов психологических методик. Наиболее важными для диагностики развития маленьких детей признаются моторная и познавательные сферы, речь и социальное поведение (А. Анастази, 1982, Й. Шванцара, 1978 и др.) (см. приложение).

Логопеддетского сада проводит диагностические методи­ки в рамках коррекционных программ, используемых спе­циалистом.

Старший воспитательанализирует и обобщает данные мониторинга. На основании полученных данных проводит­ся коллективное обсуждение каждой группы с педагогами и специалистами, работающими с детьми конкретной груп­пы, согласовываются действия воспитателей и специали­стов, осуществляется (при необходимости) корректировка воспитательно-образовательной работы с детьми.

Данные итогового мониторинга являются результатом освоения программы.

• ■ . ■■.'.'■ ■ '

■ . . . , '

■( . а . ..<.*:':■ м., '. '. 'и ;.:.ч'.;-., :•.,::■; очг-'Л.;


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ

Детский сад становится социальным центром помощи се­мье в воспитании ребенка дошкольного возраста.

Расширяется спектр доступных педагогам форм взаи­модействия с семьей — разнообразные консультации, се­мейные клубы (кружки), совместный досуг, творческие проекты, фестивали и выставки, спортивные мероприятия, праздники, традиции и пр. Они объединяют учреждение и семью в единое воспитательно-образовательное простран­ство развитияребенка-дошкольника.

По мнению авторов Концепции дошкольного воспитания (В. В. Давыдов, В. А. Петровский, Р. Б. Стеркина и др.), в отношениях между родителями, педагогами и детьми центральное место должно занимать не авторитарное, аличностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком.

Это значит, что педагоги и родители должны в процессе общения обеспечить ребенку:

• чувство психологической защищенности;

• доверие к миру;

• эмоциональное благополучие;

• формирование базиса личностной культуры;

• развитие его индивидуальности1.

Этот результат может быть достигнут только при условии взаимодействия детского сада и семьи.

Гармоничное взаимодействие не подразумевает равнодо-левого участия педагогов и родителей в воспитательно-об­разовательном процессе.

Если в вопросах обучения, образования приоритетная роль принадлежит детскому саду, располагающему профес­сиональными кадрами, а в вопросах развития в среднем си­туация пятьдесят на пятьдесят, то в вопросах воспитания ведущая роль принадлежит семье.

Однако процесс взаимодействия практически всегда за­пускается по инициативе педагогов. И насколько проду­манным будет этот процесс, настолько эффективным будет ирезультат.

Современный родитель стремится к диалогу, он хочет, чтобы его пожелания по воспитанию ребенка учитывались, его мнение было услышано, его взгляды были учтены в ра­боте воспитателей. Сделать это нелегко. Построение гармо­ничного, адекватного взаимодействия с родителями требу­ет много терпения, такта, мудрости.

По целевым установкам можно выделить три основных направления:


1 См.: Учимся общаться с ребенком / В. А. Петровский, А. М. Вино­градова, М. Л. Кларина и др. — М., 1993.


мероприятия ДОУ с родителями с целью повышения их компетенции в разных вопросах. Сюда относятся дни от­крытых дверей, консультации, родительские кружки (клу­бы), мастер-классы и т. п.;

• мероприятия ДОУ, объединяющие родителей и детей с целью лучше узнать ребенка, наладить содержательное общение и т. п. Сюда относятся праздники и досуги, совме­стные мероприятия, экскурсии, традиции («Встречи с ин­тересными людьми» и т. п.);

• мероприятия в семье, используемые в работе ДОУ с целью повышать инициативность и заинтересованность родителей. Сюда относятся выставки по увлечениям ре­бенка, выставки совместных работ родителей и детей по заданной тематике («Снеговики» и т. п.), дидактические альбомы («Моя семья», «Домашние любимцы» и т. п.), домашнее коллекционирование с презентацией в группе и т. п.

Результат взаимодействия оценивается не по количеству проведенных совместных мероприятий, а по охвату родите­лей, их активности и заинтересованности, по переносу предложенных содержаний в жизнь семьи (стали ходить на выставки, в бассейн и т. п., собирать семейную коллекцию, появились новые семейные традиции и т. д.); по направ­ленности данных мероприятий и усилий на развитие и вос­питание ребенка.


МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

(составитель Г. В. Глушкова)

Физическая подготовленность определяется уровнем сформированности у детей физических качеств (сила, ско-ростно-силовые качества, быстрота, гибкость), координаци­онных способностей (равновесие) и степенью сформирован­ности двигательных навыков. После обследования ннализируются показатели каждого ребенка и полученные данные сопоставляются с общепринятыми нормами.

В физкультурном зале проводятся обследования таких физических способностей, как скоростно-силовые качества:

бросок набивного мяча двумя руками из-за головы (4—7 лет); прыжок в длину с места (4—7 лет);

гибкость — отодвигание кубика как можно дальше от пяток, сидя на полу (5—7 лет);

удержание равновесия (5—7 лет).

На физкультурной площадке обследуются такие ка­чества, как:

быстрота — бег на 10 или 30 м (4—7 лет);

скоростно-силовые качества — метание мешочка с пес­ком весом 150—200 г правой и левой рукой (4—7 лет).

Внимание!Оценка показателей физической подготовлен­ности проводится в соответствии с возрастом ребенка. Определение возраста осуществляется по методике, приня­той в медицинской практике. К пятилетним детям относят детей от 4 лет 6 месяцев до 5 лет 5 месяцев 29 дней, к шес­тилетним — от 5 лет 6 месяцев до 6 лет 5 месяцев 29 дней и т. д. Поэтому среди детей одной возрастной группы будут встречаться дети двух, а то и трех различных возрастов и оценивать их физическую подготовленность нужно по раз­ным оценочным таблицам.

При оценке данных мы рекомендуем воспользоваться ме­тодическим пособием «Организация медицинского контро­ля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы» (под ред. академика Г. Н. Сердюковской. — М., 1993).

МЕТОДИКИБег на 10 м с ходу или на 30 м со старта

Тесты проводятся на беговой дорожке длиной 50 м, ши­риной 2—3 м, с асфальтовым покрытием двумя взрослыми (воспитателем по физкультуре и воспитателем группы). Для первого теста размечается дистанция 30 м. На линии 10 м отрезка (т. е. старта) и линии финиша делаются две отметки. Ребенок разгоняется от метки «старт» (0 м) до метки 10 м так, чтобы он набрал к ней максимальную ско­рость. Воспитатель стоит на метке 10 м. В тот момент, ко-


гда ребенок пробегает мимо взрослого, педагог делает от­машку флажком. По этому сигналу другой взрослый, стоящий на линии финиша, включает секундомер и вы­ключает его, когда ребенок пересекает линию финиша.

Второе тестирование также проводится двумя взрослы­ми: один с флажком находится на линии старта, второй с секундомером — на линии финиша.

По команде «Внимание!» двое детей подходят к линии старта и принимают стартовую позу стоя, так называемый высокий старт. По команде «Марш!» и отмашке флажком начинают бег. Одновременно взрослый, стоящий на линии финиша, включает секундомер. Во время пересечения фи­нишной линии секундомер выключается. Время фиксиру­ется взрослым, стоящим на линии финиша.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.009 с.)