Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Критика концепции линейного развития обществаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В наши дни концепция линейного развития общества подвергается критике. Техника становится совершеннее, но становятся ли лучше люди? Спортивные рекорды растут, но часто за счет здоровья спортсменов. Все больше успехов в науке и искусстве, но разве они доступны миллионам? К тому же линейная концепция развития общества не учитывает случайности, различного рода "скачки в сторону". Часто не ясно, по каким критериям можно сравнивать прошлое и нынешнее состояние общества, а без этого невозможно в принципе представление о прогрессе. Современная история, равно как и прошедшая, воспринимается как результат творчества людей, где имеют место и прогресс и регресс, и рассветы и закаты, многочисленные расслоения и объединения, единство и многообразие. Короче, многие философы придерживаются нелинейной концепции истории общества. Изобразить нелинейную концепцию истории в виде геометрической линии (или линий) невозможно, никакие линии не могут выразить все богатство истории.
ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ ИСТОРИИ Вплоть до конца XIX века довольно популярной была концепция единства истории человечества. Многим казалось, что любое общество живет по тем же самым правилам и законам, что другое. Благодаря исследованиям Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина была развита концепция локальных обществ (иногда говорят о культурных организмах, цивилизациях). Среди этих локальных обществ чаще всего называют западную, русскую, исламскую, китайскую и индийскую цивилизации. Анализ хода истории показывает, что он не противоречит формуле "и единство, и многообразие". Единство и многообразие не противоречат друг другу. При всем многообразии современных обществ контакты между ними становятся все более многосторонними. Благодаря этим контактам вызрела новая, всепланетная цивилизация.
ЗАПАД И ВОСТОК. КТО МЫ? КЕМ БУДЕМ? Часто подчеркивают, что судьба России — это путь с Запада на Восток и с Востока на Запад. Кто мы, россияне — европейцы, азиаты, евразийцы? Для дальнейшего определимся более точно с терминами "Запад" и "Восток". В данном случае термины "Запад" и "Восток" взяты не из географии, а из философии истории. Истоки Запада видят в античности, в выходе на мировую арену Рима, в усвоении частью народов Европы римского умонастроения. Для Запада характерны рационализм, христианская традиция (в основном протестантизм и католицизм), просветительство, представительная демократия, приоритет индивидуалистического начала перед коллективистским, развитая научно-техническая составляющая. Для Востока же характерны мистика, интуитивизм, буддистская и исламская религиозные традиции, приоритет коллективного перед индивидуалистическим, общинность. Что же касается России, то в ней, как известно, есть все: здесь легко обнаружить как западные, так и восточные корни. А это означает, что Россия должна способствовать диалогу Запад — Восток и на этой основе вырабатывать свои собственные ценности, органично сочетающиеся с идеалами гуманизма, бережного отношения к природе, свободного, справедливого и безопасного мира, практичности. Каковы те главные принципы, которые укажут дорогу россиянам? Окончательного ответа на этот вопрос нельзя дать. Здесь нет другого пути, кроме полноценного философствования. На наш взгляд, не Запад или Восток, а именно глубоко осмысленное социальное творчество должно быть ориентиром будущего россиян. Не плыть по воле волн, но и не попугайничать, а зорко вглядываясь в достижения западных, восточных, северных и южных соседей, осмысленно творить свою собственную историю.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ · Человек — венец природы, обогащенный выработанными сообществом людей познавательными, эстетическими и этическими ценностями. · Общество — это совокупность людей, их социальных действий и смыслов этих действий. · Доступные нам данные позволяют считать, что общество будет изменяться нелинейно, единство человечества всегда будет сопровождаться многообразием цивилизаций. · Творческий характер деятельности человека не позволяет прогнозировать ход эволюции человечества на большие (десятки лет) промежутки времени.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ В СОСТАВЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ НА НИХ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ИСТОРИИ" Что такое антропология? Антропология — учение о человеке. Что такое бессознательное? Бессознательное, т.е. не осознанное. Бессознательное — термин фрейдизма. Что такое общество? Общество — это взаимодействие людей. Что такое социальное действие? Социальное действие — это поступки людей. В чем состоит смысл социального действия? Смысл социального действия определяется теми ценностями, которые оказались реализованными в результаты совершенных поступков. Каково содержание линейной концепции развития общества? Согласно линейной концепции развития общества оно прогрессирует поступательно, например, так: первобытное общество — рабовладельческая формация — феодализм — капитализм — коммунизм. Каково содержание нелинейной концепции развития общества? Согласно нелинейной концепции развития общества существует множество путей, причем весьма причудливых, эволюции тех или иных цивилизаций. В чем состоит единство истории? В возникновении больших общностей людей, руководствующихся одними и теми же ценностями.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ИСТОРИИ" 1. Какова концепция человека у киников? 2. Какова концепция человека у эпикурейцев? 3. Какова концепция человека у стоиков? 4. Какова концепция человека у скептиков? 5. Какова христианская концепция человека? 6. Какова феноменологическая концепция человека? 7. Какова герменевтическая концепция человека? 8. Какова аналитическая концепция человека? 9. Какова постмодернистская концепция человека? 10. Какова марксистская концепция человека? 11. За что критиковал общество К.Маркс? 12. За что критиковал общество феноменолог Э.Гуссерль? 13. За что критиковал общество М.Хайдеггер? 14. За что критикуют общество постмодернисты? 15. В чем состоит концепция коммуникативного разума Дж.Роулза и Ю.Хабермаса? Примечание: оценка число правильных ответов"5" — 13-15 "4" — 11-12 "3" — 8-10 "2" — 7-0
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ИСТОРИИ" 1. Эпикурейская концепция человека и общества 2. Христианская концепция человека и общества 3. Концепции общественного договора Дж.Локка и Ж.-Ж.Руссо 4. Марксистская концепция общества и человека 5. Герменевтическая концепция человека 6. З.Фрейд о природе человека 7. Общество перед вызовом постмодернизма 8. Способно ли общество быть моральным? 9. Как понять историческое прошлое?
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И КУЛЬТУРЫ" § Мир философии. М.: Политиздат, 1991. Ч.2. С.407-496. § Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М.: Наука, 1994. § Россия и Запад: взаимодействие культур (Материалы "круглого стола") // Вопросы философии. 1992.? 6. С.3-49. § Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.:Политиздат, 1992. С.156-175. § В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. М.: Логос, 1997. § Философия истории в России. Хрестоматия. М.: Логос, 1996. § Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект-пресс, 1998.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ТЕСТА ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И КУЛЬТУРЫ" 1. Киническая концепция человека: довольствуйся малым, будь свободным, искусству жизни учись на практике. 2. Эпикурейская концепция человека: не чурайся удовольствий, помни, что основа жизни — чувственные наслаждения, высокие общественные дела оставь другим, живи один или среди друзей. 3. Стоическая концепция человека: живи в единстве с природой и обществом, все, что не зависит от тебя, принимай спокойно, как должное, не робей перед судьбой, будь мужественным и мудрым. 4. Скептическая концепция человека: сомневаясь во всем, будь безмятежным, развенчивай мнения других. 5. Христианская концепция человека: стремись к Богу, молись, верь, надейся, люби его. Строй град Божий на Земле. 6. Феноменологическая концепция человека: пропускай все через чувственные переживания и на их основе вырабатывай свои ценности и, следовательно, и правила поведения. 7. Герменевтическая концепция человека: стремись понять суть дела, для этого налаживай диалог, расширяй горизонты своего понимания, совершенствуйся в языковом отношении. 8. Аналитическая концепция человека: будь рационалистом, придавай словам четкое значение, разрабатывай ясные схемы действий и реализуй их. 9. Постмодернистская концепция человека: избегай тоталитаризма во всех его проявлениях, не позволяй навязывать себе чужую волю, стремись к многообразному, виртуальному, страстному и возвышенному. 10. Марксистская концепция человека: человек — это ансамбль общественных отношений; выпрыгнуть из этой клетки невозможно, но лишь трус не работает на скорейшее приближение социальной справедливости. 11. К.Маркс критиковал общество за обман рабочих, за присвоение части их труда. 12. Э.Гуссерль критиковал общество за забвение жизненного мира, формализм и техницизм. 13. М.Хайдеггер критиковал общество за грубое отношение к природе и к людям на основе науки и техники: люди, мол, мало думают, а затем поступают бездумно. 14. Постмодернисты критикуют общество за его желание установить незыблемые порядки, ограничить плюрализм. 15. Согласно концепции коммуникативного разума, люди могут установить справедливые порядки не иначе, как в диалоге, в обмене мнениями
ФИЛОСОФИЯ КАК АКСИОЛОГИЯ
УЧЕНИЕ О ЦЕННОСТИ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 815; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.68 (0.011 с.) |