Общинная форма землевладения (черносошное землевладение). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общинная форма землевладения (черносошное землевладение).



Считается, что черносошные земли преобладали над частновладельческими землями. Основной массив их в северо-восточных районах. Община в 14-15в. называлось волостью или «черной волостью», отсюда название черносошные. Черносошные земли – основа экономического государства, т.к.

· Черносошные крестьяне основные налогоплательщики.

· Великий князь раздает черносошные земли в качестве вотчин и поместий.

· Черносошные крестьяне содержали весь местный аппарат управления (система кормлений).

Каков был статус черносошной волости – это спорный вопрос, существует 3 точки зрения:

1. Черносошные крестьяне свободны и черные земли находятся в полной собственности крестьянских общин

2. Исходит из существования на Руси в 15 веке государственного феодализма, следовательно, крестьяне считаются феодально-зависымыми от гос-ва в целом, а налоги рассматриваются как форма феодальной ренты.

3. Черные крестьяне – собственники земли наряду с гос-вом.

3. Поместное землевладение

Возникает во второй половине 15 века, с присоединением

4. Дворцовое – для обслуживания нужд государева двора (появляется в конце 15 века)

Основные социальные категории зависимого населения.

Главная тенденция – движение основной массы свободного населения к несвободному. Исходя из этого, можно определить две категории населения:

1. «Половники» (половина) – это обезземельные крестьяне, которые за использование господской земли, инвентаря и т.д., должны были расплачиваться половиной урожая.

2. Серебряники – это крестьяне, которым господин давал в долг деньги с условием последующей уплаты с процентами или же работы за проценты.

3. Холопы:

· страдники – холопы, получившие небольшой надел земли в собственность, основной их обязанностью была обработка господской земли;

· кабальные холопы – люди не имеющие средств к существованию и в силу этого вынужденные идти в служилую к кабалу, т.е. брать у холоповладельца ссуду с обязательством служить за это. Кабально-зависимые холопы могли освободиться лишь после смерти хозяина.

К 15 веку труд холопов как сельскохозяйственных рабочих непроизводителен. Церковь наделяет холопов землей превращая их в феодально-зависимых крестьян. Затем их сажают на землю и вотчинники и помещики.

4. Горожане (посадское население):

· Тяглецы (обязаны платить налоги и выполнять различные работы), жили в черных слободах (чернослободчики);

· Другая часть жила в белых слободах (белослободчики), освобождена от налогов, так как жили в слободах, принадлежащих боярам или вотчинникам.

Повинности феодально-зависимых крестьян.

1. Работать весь сельскохозяйственный цикл: весна-лето-осень

2. Поддерживать в надлежащем виде все хозяйственные постройки феодала

3. Натуральные работы (повинности):

- Ловля рыбы

- Охота

- Выпечка хлеба

- Варка пива, кваса, меда

Главные формы феодальной повинности:

- барщина (работа)

- оброк (в натуральной или денежной форме)

В 14 веке преобладает натуральный оброк

Система государственного управления в московском государстве в XV – начале XVI вв.

 

ВЫСШИЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ:

1. Великий князь.Основные функции:

1. Высшее административное лицо в государстве

2. Назначал и контролировал всю администрацию

3. Высшая судебная инстанция

4. Военная функция – главнокомандующий

5. Дипломатическая функция (все договоры подписывались князем)

Власть князя была ограничена традициями с Киевских времен. По важным вопросам князь советовался с наиболее влиятельной аристократией, т.е. с боярской думой. Также необходимо было все серьёзные вопросы обсуждать в кругу родственников.

2. Боярская дума. Впервые этот термин упоминается в источниках 1517 года.

· Совещательный орган при Великом князе, в который входили самые известные бояре (с 1517г);

· Чин боярина, с одной стороны, являлся наследственным и был доказательством принадлежности к высшей аристократии, а с другой стороны,мог жаловаться князем;

· Второй чин после боярина, «окольничий» (жаловался за заслуги);

· Б.Дума состояла из 10-12 бояр, 5-6 окольничих.

Характер взаимодействия Боярской думы и Великого князя. Боярская дума зависима от Великого князя (в тоже время великий князь зависим от Боярской Думы).

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ:

1. Дворец – хозяйственно-административные функции, выполнял обязанности по обеспечению жизни и деятельности Великого князя

2. Казна – финансовый орган, личная канцелярия великого князя.

3. Приказы (на базе Дворца и Боярской Думы) - сбор налогов, переговоры с иностранными державами государь поручал своему казначею. Поручения эти не были постоянным делом. Переговоры с послами, например, сегодня вёл один боярин, а завтра – другой. Со временем эти поручения – приказы – становятся постоянной службой. В помощь боярину привлекался особый чиновник – дьяк и другие помощники. Работали они в специальных помещениях. Так возникли органы центрального управления – приказы. Приказы – центральные органы управления, которые ведали одной илинесколькими отраслями государственной жизни. Приказная система окончательно сформировалась в середине 16 века в ходе реформ Избранной Рады (реформ Ивана IV).К числу первых приказов относится Посольский. Разрядный приказ – занимался делами служилых людей, их учетом, определением на должности и т.п. Разбойничий приказ – боролся с «лихими» людьми.

Высшие и центральные органы функционировали на основе принципа местничества. Местничество – размещение по иерархической лестнице с учетом происхождения и знатности рода; принцип замещения вакантных должностей на военной и гражданской службе с учетом знатности рода и службы предков. Все назначения записывались в разрядные книги, которые хранились в Боярской Думе. Местничество было отменено в 1682 г. Федором Алексеевичем.

 

Государев двор – негосударственное учреждение. Социально-политическая корпорация – верхи феодального общества. Государев двор – опора великого князя, социально-политическая опора русского государства. Все назначения проводились из состава Государева Двора, то есть это – кадровый резерв.

 

МЕСТНЫЙ УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНИЯ.

Основная административно-территориальная единица Российского государства – уезд. Как правило, границы уезда совпадали с границами бывших удельных княжеств. Уезд делился на волости, волости – на селения. Волость объединяла несколько селений под предводительством одного должностного лица либо помещика. Наместниками Великий князь назначал потомков бывших удельных князей, волостеля – дети боярские.

Функции наместников:

1. Административные функции (контроль за границами землевладений), скрепление всех поземельных сделок;

2. Полицейские функции

3. Контроль за соблюдением правил торговли и взимание пошлин

4. Судебные функции – местная судебная инстанция; судебные пошлины;

5. Военно-дипломатическая функция (только наместники). По указанию князя наместник мог руководить военными действиями, устанавливать дипломатические связи.

Основной принцип организации системы местного управления являлся принцип кормлений. Суть в том, что местная администрация жалованье от Великого князя за службу не получала, а сам наместник и волостеля содержались местным населением, то есть они кормились местным населением. Структура кормлений:

1. Часть судебных и тому подобных пошлин, которые по закону наместники и волостеля могли оставить у себя (денежные кормления)

2. Натуральные кормления – продукты. Они проводились три раза в год – на Рождество, на Пасху, на Петров день

Права кормленщиков и их обязанности фиксировались в специальных грамотах.

 

Черносошные крестьяне – общинное или мирское управление.

Община – староста, сотский (от каждых 100 дворов);и десятский. Распределение налогов на всю общину. Роспись налогов, сбор налогов, осуществление судебных функций.

Кроме этого, староста входил в волостную администрацию.

СУДЕБНИК 1497 ГОДА.

Первый юридический документ единого Русского государства, является первым общерусским законодательством, обобщившим многие предыдущие нормы и отразившим новое в общ-ной жизни России 14-15вв. Судебник сыграл важную объединительную роль.

Консолидирующий документ – судебник:

- Вводит единые формы судебного процесса на всей территории Российского государства. Вводит три типа суда: суд великого князя, наместников и волостной.

- Последовательная регламентация пошлин за все виды судебной деятельности.

- Поместное землевладение вместе с черными землями ставятся в привеллигированное отношение по сравнению с боярскими и монастырскими вотчинами.

- Юридически фиксирует право перехода крестьян от одного хозяина к другому за неделю и через неделю после Юрьева дня (26 ноября) – это завершение сельскохозяйственного цикла работ. Крестьянин имел право переходить от одного помещика к другому, только если он заплатит «пожилое» - плата за то, чем он пользовался = ½ стоимости крестьянской избы. Ведение права Юрьева дня свидетельствовало о закрепощении крестьян

- Судебник устанавливал систему судебных учреждений, иерархию суда: князь –> боярская дума –> наместник –> волостель –> мирской суд.?

- 9-ая статья судебника устанавливает смертную казнь за государственное преступление (вооруженный мятеж или заговор против князя).?

 

 

19. "Избранная Рада" и ее политика.

 

16 января 1547 года 17 летний Иван Грозный взошел на престол в Успенском Московском соборе (с тех пор там же короновались все цари). Чин венчания разрабатывался митрополитом Макарием – человеком, оказавшим огромное влияние на Ивана Грозного (моральный, нравственный авторитет). Впервые великокняжеское звание заменилось титулом царя. Этим гос-вам Европы дали понять, что царь не менее значим, чем император или король.

3 февраля 1547 года Иван Грозный женился на Анастасии Романовой (захудалый боярский род) до 1560 года (отравлена). => Возвышение дома Романовых (даже после смерти Анастасии Романовой).

Венчание (политическое событие) и женитьба (политическое событие,сделавшее Ивана совершеннолетним) => Иван Грозный – «Царь».

Планы переустройства России вынашивала небольшая группа людей, окружавших в то время Ивана IV. Одним из них был митрополит Макарий, образованнейший человек своего времени, активно участвовавший в государственной деятельности 40 – 50-х годов. Другим приближенным стал священник придворного Благовещенского собора Сильвестр. В окружении Ивана IV находился и незнатный по происхождению дворянин Алексей Фёдорович Адашев. К началу 1549г. влияние на царя Сильвестра и Адашева значительно усилилось, и последний становится, по сути, руководителем правительства, названного впоследствии Андреем Курбским «Избранной Радой». С именем Алексея Адашева связаны все последующие реформы, а также успехи внешней политики России в середине XVI в. Кроме них, в разработке и проведении реформ также участвовали «думцы» Захарьины, Д.И. Курлятев, И. В. Шереметев, А. И. Курбский. Реформы конца 40-х – начала 50-х гг. составили первый период царствования Ивана IV Васильевича.

 

В реформах Избранной рады можно выделить 7 главных направлений:

1. Начало деятельности Земских соборов (1549)

2. Судебник (1550)

3. Попытка ограничения церковного землевладения; «Стоглавый собор» 1551

4. Завершение процесса формирования системы приказов (50-е годы)

5. Завершение реформы местного управления (земская реформа, отмена кормлений – 50 годы)

6. Военная реформа (50-е годы)

7. Финансовая и таможенная реформы.

1. Земские соборы. 27 февраля 1549 года Иван IV созывает 2 совещания. На первом присутствует родовая аристократия и представители высшего духовенства. Он подверг критике бояр в период боярского правления и заявил, что если это продлиться, применит все средства против них. Бояре покаялись, царь их простил.

Во второй половине дня прошло второе собрание. Иван IV покаялся во всех проступках в период боярского правления – собрание примирения. С этого совещания ведет свою историю Земский собор – сословно-представительное учреждение с совещательными функциями при царе. Структура Земского собора следующая:

1. В Земский собор входила боярская дума в полном составе

2. «Освященный собор» - это верхи духовенства

3. Представители местного дворянства – служивые люди.

4. Представители городского населения – верхи посада и купечества

5. Представители черносошного крестьянства (присутствовали на соборе в 1612-1613 годах на избрании царя).

Земский собор в смуту – стабилизирующая сила. Земский собор прекратил существование либо в 1654 г., либо в 1682-1683 гг. Нет четкого критерия для определения даты прекращения деятельности Земского собора. Если судить по тому, что Земский собор - это когда представлены все 4 категории населения, то дата прекращения его деятельности 1654, если должны были присутствовать не меньше 2 категорий – 1682-83 гг. Термин Земский собор ввели славянофилы в 40-е годы 19 века. К идее Земского собора обращались вплоть до начала XX века. Земский собор рассматривался как альтернатива прозападным реформам Александра I.

2. Судебник. Основа судебника 1550 года – судебник 1497 года. Из 100 статей нового судебника, 33 были абсолютно новые. 1/3(или2/3) статей отражала характер изменений в Российском государстве:

  • Попытка создать привилегии для поместного землевладения(напаример, каждый служилый человек мог требовать поместье не менее 100 четвертей земли);
  • Положение зависимых категорий крестьянства и взаимоотношения
  • крестьян с «феодалами» (подтвердил Юрьев день, но увеличил плату за «пожи-
  • лое», что затруднило переход).
  • Положение кабальных холопов (напр. запрещалось превращать в холопов служилых людей, ставших должниками).
  • Отмена наместничьего управления (кормлений). Вместо «кормленичего дохода», шедшего в руки наместников, вводился общегосударственный налог «кормленый окуп», оттуда и выдавалось служилым людям жалование.

3. «Стоглавый» собор (1551 г.) Иван IV долго готовился к церковному собору. Царь направил собору вопросы, на которые хотел получить ответы. Ответы на них были оформлены в документе, который имел 100 глав, отсюда название «стоглавый» собор. Вопросы можно условно объединить в три группы:

1. Вопросы внутренней организации церкви

2. Вопросы церковного землевладения – церковь должна добровольно уступить часть земель государству

3. Искоренение языческих пережитков из народного быта

До конца XVII века в России существовал только один вид образования – церковный. Следовательно, все русские государи прекрасно знали все тонкости обрядов и церкви. Церковь решительно выступила против любой передачи земли государству. К этому времени в церкви существовало 2 течения: нестяжатели и осифляне (во главе с Макарием) – ни в коем случае не отдавать государству церковное богатство. Макарий – иосифлянин и светский политик, следовательно, компрмисс между церковью и государством. В мае 1551 г. издается три указа Иван IV, который закрепляет компромисс между церковью и государством по вопросам земельной собственности:

1. Церковь не могла приобретать новых земель без разрешения царя

2. Церковь обязана вернуть все земельные владения, приобретенные в период боярского правления (1538 – 1547)

3. Церковь должна отчислять средства (полоняничный налог) на выкуп пленных.

4. Церковь лишилась льгот при налогообложении;

Вопросы внутренней организации церкви:

1. Унифицировали ряд церковных обрядов,

2. Утвердился созданный ранее пантеон общерусских святых

3. Приняты меры по повышению нравственности духовного сословия

Таким образом, был предпринят первый шаг на пути ограничения церковного землевладения. Но царь потерпел поражение, секуляризация была отвергнута.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.045 с.)