Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование правосознания у славян в дохристианский периодСодержание книги
Поиск на нашем сайте
* Как было доказано в первой главе настоящего исследования, одним из самых важных факторов влияющих на формирование особых черт общественного правосознания, это этнические и национальные особенности, присущие данному народу. Рассматривая русско-славянский этнос в его государственном развитии, становится понятно, что очень важным, можно сказать переломным, историческим фактором, оказывающим существенное влияние на формирование специфических особенностей русского правосознания, явилось принятие Русью христианства. Безусловно, любая религия оказывает существенное влияние на мировоззрение и сознание населения. По словам И.А. Ильина, «религия имеет способность и призвание определять личность и судьбу человека, преобразуя весь его характер, все его миросозерцание и всю его жизненную деятельность. Естественно, что она приобретает решающее влияние и на его правосознание, и на его государственный образ действий»1. Рассматривая существовавшие (существующие) религии как важнейший фактор, влияющий на формирование правосознания народа, видится необходимым деление российской истории на дохристианский период и период христианского влияния. В данном параграфе рассматриваются верования славян (русских), которые отразились в этнических особенностях сознания русского народа, а также оказали существенное влияние на чужую - христианскую - религию, которая, впитав в себя многое из национальной духовности, была принята народом, несмотря на ее чуждость. Бесспорен тот факт, что человек в силу своей природной слабости 1 Ильин И.А. Сущность правосознания. С. 389. внутренне желает верить во что-то, будь то «светлое будущее» либо «всесильный бог», создавший этот мир и управляющий им, либо пантеон богов, каждый из которых управляет своим элементом природы. Все веры и религии держатся исключительно на слабости человека и на его желании видеть в ком-то или чем-то непостижимом для сознания причину своих бед и несчастий, только не в самом себе, надеяться и уповать на помощь «божью», только не на свои собственные силы. «Социальные корни религии определялись как несвобода людей, их бессилие перед лицом объективных стихийных условий жизни... Социальной основой религии считалась ограниченность человеческой практики. Страх создал богов. Страх, скорбь, горе, одиночество, отчаяние - создают часто почву для усвоения индивидом религиозных верований. Причем эти негативные эмоции должны быть устойчивыми, т.е. порождаться общими целями и условиями жизни: чувством неуверенности в завтрашнем дне, боязнью будущей безработицы, нищеты, лишений, войны и экологической катастрофы. К религии ведет и страх смерти». Поэтому утверждения некоторых наших современников (например, В.А. Истархов, B.C. Казаков, И.И. Асов и др.), стремящихся различными способами повлиять на возрождение славянской древней веры, которые говорят о том, что славяне-язычники не верили слепо в своих богов, а только лишь славили их, ничего не прося, скорее всего, не соответствуют истине. Эти утверждения могут быть опровергнуты исследованиями древности, проведенными, например, академиком Б.А. Рыбаковым: «И язычество, и христианство в равной мере основаны на вере в сверхъестественные силы, «управляющие» миром. Сила и живучесть христианства состоит в использовании древнего языческого представления о загробном мире, «о второй жизни» после смерти. В сочетании с очень древним дуалистическим воззрением на мир как на арену борьбы духов добра с духами зла мысль о загробном мире породила учение о таком же дуализме в «потусторонней 2 Иванников И.А. Теория государства и права. С. 317. жизни», о существовании «рая» для добрых и «ада» для злых. Христианство нельзя противопоставлять язычеству, так как это только две формы, два различных по внешности проявления одной и той же первобытной идеологии». Из приведенной цитаты можно сделать вывод, что язычество и христианство имеют одну и ту же основу - человеческую слабость: перед силами природы, могучим врагом, старением, болезнью, неизбежностью смерти и т.д. Поэтому человек, как слабое существо, создает для себя различные иллюзии, веру, которая, по его мнению, может помочь или навредить ему. Соответственно появляются боги злые и добрые, у которых необходимо регулярно просить помощи, защиты или пощады. Однако совершенно понятно, что религия религии — рознь. Тем более если речь идет о соотнесении искусственной и эволюционной религий. Бесспорно, что главная социальная функция религии - управление массами. Религиозные деятели направляют свое психическое воздействие на людей в зависимости от преследуемых целей. Жрецы, исходя из этих целей, внушают народу либо, что жить и умирать страшно, либо, что смерть это избавление от земных проблем, либо естественный результат жизни, которого не следует бояться, а надо просто жить и наслаждаться жизнью, и т.д., в различных вариациях. Если же религия государственная, неважно, объявлено это официально или нет, то ее естественная задача - поддерживать положительное отношение к этому государству с целью удержания народа в подчинении. Славянское язычество, в отличие от христианства, является родной (национальной) религией, эволюционировавшей в течение длительного времени отвечающей интересам рода, нации и конкретного индивида как их части. Языческие верования эволюционировали в течение многих столетий и пришли ко времени столкновения с христианством уже в высокоразвитом виде, с корнями, идущими из каменного века. 3 Рыбаков Б.А. Рождение Руси. М., 2003. С. 174. «"Язычество", как известно, - крайне неопределенный термин, возникший в церковной среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского. Этим термином должны были покрываться самые разнородные и разного исторического уровня религиозные проявления: и мифологизированная религия античного мира, и представления первобытных племен, и дохристианские верования славян, финнов, германцев, кельтов или домусульманская религия татар»4. Поэтому язычество рассматривается историками в неразрывной взаимосвязи всех языческих верований: от высокоразвитой древнегреческой или древнеримской религий, до, скажем, современных чукотских шаманских обрядов. «Славяно-русскую часть обширного общечеловеческого языческого массива ни в коем случае нельзя понимать как обособленный, независимый и только славянам присущий, вариант первобытных религиозных представлений. Вычленение славянорусского происходит лишь по этногеографическому, локальному принципу, а не по каким-либо специфическим чертам, которые могут выявиться (а могут и не выявиться) в процессе последующего рассмотрения»5. Языческие боги, как правило, считались прародителями народа-носителя религии. Они непосредственно вмешивались в жизнь человека, находились рядом с ним, помогали, защищали. Следовательно, люди считали себя прямыми потомками своих богов, почитали их как предков, но не раболепствовали перед ними. Боги же, будучи предками, покровительствовали своим внукам и правнукам. Поэтому характер взаимоотношений древних славян и их богов был принципиально другим, нежели в христианстве. Боги не просто жили где-то вдалеке, они постоянно вмешивались в дела людей, помогали им. Безусловно, пришлое христианство переняло идею непосредственной помощи различных сверхъестественных существ людям в их ратных делах. В результате на православных христианских изображениях различных баталий стали появляться святые или 4 Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М., 1987. С. 782. 5 Там же. С. 776. ангелы, которые вместе с русским войском шли в бой. Конечно же, это проявление русского язычества, а не собственная инициатива христианства, которое, по своей сути, было против любой борьбы. Сейчас при попытках возрождения язычества в России наиболее культивируется то обстоятельство, что язычество развивалось вместе с человеком, а поскольку последнему приходилось постоянно бороться за свое существование, он должен был быть сильным, чтобы выжить. Когда речь идет о выживании при борьбе, скажем, с хищником - ясно, что тут уже не до молитв. Поэтому язычество внушало людям, что они должны быть сильными, бороться с любым врагом, проявлять отвагу. Боги были примером этой силы, воображение людей рисовало их как идеал силы и красоты, к которой должен стремиться каждый человек. Языческие боги создавались людьми как ответ на внешнее воздействие агрессивной природы, поэтому, естественно, что боги должны были возбуждать в людях желание быть сильными, способными бороться с внешними угрозами. Боги часто участвуют в боях вместе со своими потомками, помогая им (конечно, духовно). Если славяне чувствовали свою вину перед богами, то они искупали её не только молитвами, но и конкретными делами и соответствующими случаю жертвами. Славяне жили по своей воле, но стремились согласовывать ее с волей богов. Таким образом, языческие боги, как обожествленные силы природы, могли лишь помогать людям, которые в них веровали, но никак не предопределять их судьбу. Боги, а по сути, лишь вера в них придают людям духовную силу, которую не могут остановить никакие преграды. Христианство же пропагандирует идею судьбы, которую христианский бог может по своему желанию изменить, если человек ему не понравился. Тем самым христианские священники прививали и прививают людям богобоязнь, т.е. бог становится уже не покровителем, а надсмотрщиком и палачом. А самое главное, человек, уверовавший в судьбу, то есть в то, что за него все предопределено, уже не борется, ведь это не имеет смысла. Византийский писатель и историк VI века Прокопий из Кесарии так пишет о славянах и антах до христианизации: «Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу. Избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы»6. Язычество должно было возбуждать в людях воинственность, отвагу, которая так необходима в борьбе с врагом. В былинах, мифах, сказаниях возбуждалась и прославлялась сила воинов, оберегающих родную землю, свой род. Чувство необходимости защищать свою землю подпитывалось и тем, что боги помогают и что сами воины со «святой» кровью - потомки этих богов. Но итог очевиден: воин, воодушевленный идеей, что ему помогут и его предки, и боги, шел в бой с большим энтузиазмом. Он защищал свою землю -святую Русь, боролся за будущее и настоящее своего рода, за землю, за которую воевали его предки. И не зря тогда говорились, что там, где пролита кровь наша, - там земля наша. Враги русов восхищались ими и боялись их. Так, писатель и ученый IX в. патриарх Фотий в «Сказании» описывал нападение русов на Константинополь: «Нас настигла и овладела нами такая беда... Она была непохожа на другие нападения варваров... Наглость этого нападения, и необычайная его быстрота, и бесчеловечность варварского народа, и его суровые поступки, и жестокая натура - показывают, что этот удар был послан с неба как буря... Народ, о котором так часто говорили, тот, который побеждает всех суровостью нрава и стремлением убивать - так называемая Русь». Христианство и язычество, несмотря на похожие корни, имеют различное воздействие на духовное состояние, волю человека. Можно со всей 6 Прокопий из Кесарии. Война с готами / М., 1950. С. 297-298. 7 Греков И.А. Памятники государственности и права славян на территории Украинской ССР. Первое очевидностью утверждать, что языческие боги были призваны усиливать волю человека, в том числе к победе, свободе. Христианство же, направленное на утверждение необходимости подчиняться силе, безусловно, подавляет волю. Для наших предков вообще не было ничего ценнее свободы, причем славяне так же ревностно оберегали свободу и представителей других народов. Вот как описывает их отношение к свободе неизвестный автор VI-VII вв., именуемый в науке Псевдо-Маврикий, в военно-политическом трактате «Стратегикон»: «Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, наготу, недостаток в пище... Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей»8. На наш взгляд, именно негативное отношение к рабству у славян явилось причиной того, что на Руси никогда не было рабства, а вовсе не климатические условия, как это обычно утверждается. Любой бог - это, естественно, идеал для человека, это то, к чему человек должен стремиться. По одному лишь облику изображаемого бога можно понять внутреннюю суть любой религии, то, к чему она ведет. Языческие боги - сильные и красивые, они часто вооружены, сражаются и т.д. Поскольку об изображениях русских богов позаботились христианские священники, чтобы они не дошли до нас, можно обратиться к античной и римской языческой мифологии, как наиболее продвинутой в творчестве, чтобы понять это. Достаточно взглянуть на изображения древних богов и героев, подобных богам, чтобы убедиться в их силе. Древние не стеснялись Материалы к истории древних славян II Вест, древней истории. 1941. № 1 (14). С 252. изображать обнаженных богов и героев, демонстрируя их силу и красоту. Русы были под стать своим богам. Вот как наши предки представлялись современникам: «Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл (Итиль). Я не видел (людей) с белее совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы телом. Они не носят ни курток, ни кафтанов... И при каждом из них имеется топор, меч, и нож, со всем этим он не расстается»9. Русское (как и греческое, и римское, и любое другое) язычество, в отличие от христианства, воспитывало гордых, смелых, жизнерадостных, сильных духом, независимых личностей, людей чести и достоинства, не терпящих издевательств над собой и умеющих за себя постоять. Каждый русский мужчина, вне зависимости от призвания, в первую очередь должен был по духу быть воином, способным в случае необходимости защитить самого себя, жену и детей, близких, народ, Родину. Русы совершали серьезные нашествия на окрестные государства, и их мало кто мог остановить. Наши предки были сильны и духом, и телом, и богами своими. Сейчас в русском духе можно с большим трудом найти лишь слабые отголоски того могущества, которым мы владели, пока жили по законам Прави, а не по христианской пораженческой морали. Современники в VIII в. так описывают приход северорусской рати: «...приходит большая рать русов из Новгорода. Князь Бравлин силен очень, пленил (землю) от Корсуня до Корча, с большой силой пришел к Сурожу. Десять дней бились сильно между собой и через десять дней вошел Бравлин, силою сломав железные ворота, и, войдя в город, вынул меч свой»10. Близость богов к людям свойственна любым языческим религиям. При этом люди порой могут сами оказывать воздействие на богов. «Так поразил Ареса медным копьем герой Диомед под стенами Трои»11. А уж боги 9 Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Харьков, 1956. С. 10 Греков И.А. Указ. соч. С. 24. " Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. М. 1954. С. 50. вмешиваются постоянно: то они помогают в бою, то убивают за людей различных чудовищ. Русские боги - родоначальники русов, а раз так, то какого-то преклонения перед ними, которое бы унижало достоинство русов, быть не могло. В отличие от христианства, русские не унижались перед своими богами, не стояли перед ними на коленях, по-рабски не гнули спину, никогда не целовали руки жрецам. Они, понимая все превосходство своих богов, в то же время чувствовали естественное родство с ними. По Библии, евреи тоже происходят от своего бога и являются «богоизбранным» народом, что вполне естественно. Однако христианский бог так далек и непостижим, что ни о какой близости с людьми не может быть и речи. Помогает он людям очень редко, да и то только своему «богоизбранному народу». Языческие боги воспринимались людьми как часть природы и общества, христианский же бог - абсолютно сверхъестественное существо, далекое и непостижимое. Римляне, греки, славяне и др. - все питали любовь и уважение к своим богам, даже если те гневались. Иногда они испрашивали поддержку у них, но, как правило, боги сами им помогали, если хотели. Таким образом, во времена язычества руководствовались самым правильным и исторически обоснованным принципом, который был озвучен Ф. Ницше и который должен оставаться неизменным в любом человеческом обществе: «помогай себе сам: тогда поможет тебе и каждый». У христиан же основное чувство по отношению к их богу - это страх. Абсолютно верно замечание Дени Дидро: «Отнимите у христианина страх перед адом, и вы отнимете у него веру»13. Библия и христианские священники проповедуют, что человек должен бояться бога, его гнева, повиноваться всему, что исходит от бога, а это государственная и церковная власть, отношения раба и рабовладельца, и т.д. Следовательно, все то, что имеется в наличии в данный момент, и то, что 12 Ницше Ф. Сумерки идолов. // Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения. М., 2002. С. 753. 13 Дидро Д. Прибавление к «Философским мыслям», или разные возражения против сочинений различных устраивает церковь, богоугодно, а значит, этому надо повиноваться и не пытаться ничего изменить. Главное отличие христианства от язычества в том, что «свой исторический путь оно проходило в условиях резко антагонистического классового рабовладельческого общества, а затем в трудной обстановке кризиса и перехода к феодализму. Естественно, что первобытная сущность тех культов, из которых сложилось первоначальное христианство, осложнялась и видоизменялась: религия социальных низов, обещавшая рабам утешение в будущей загробной жизни, была использована рабовладельцами, внесшими в нее совершенно иные идеологические мотивы»14. Конечно же, своей основной целью христианство, по крайней мере, в том виде, в котором оно пришло на Русь, ставило задачу устранения межклассовых конфликтов в пользу власть имущих и укрепления в народе веры в государство как в порождение бога. «Христианство отличалось от язычества не своей религиозной сущностью, а только той классовой идеологией, которая наслоилась за тысячу лет на примитивные верования, уходящие корнями в такую же первобытность, как и верования древних славян или их соседей»15. Но христианство, будучи основано на страдании, долгое время не могло завоевать доминирующего места в русском обществе ввиду отсутствия сильных страданий народа. У нас не было рабства, люди жили в общинах, которые князья без причин не трогали, тем более что общинники были вооружены тем же оружием, что и дружина, поэтому могли оказать достойное сопротивление, будучи воспитаны на языческий лад, а значит, готовы к отражению неприятеля. Таким образом, в государстве были относительное спокойствие и тишь, которой не было в Римской империи, когда христианство зарождалось. Поэтому христианство не могло начать доминировать на Руси до всеобщих великих страданий, начало которым положило монголо-татарское нашествие. Только на фоне этой всеобщей катастрофы христианство с его 14 Рыбаков Б.А. Рождение Руси. С. 174. 15 Там же. лживой сущностью нашло себе путь к сердцам людей, напрягавших все силы в борьбе за свою свободу. И только в тот период, когда отчаяние посетило людей, христианские церковники, воспользовавшись ситуацией, внедрили свою основную идею о непротивлении злу, обещая благо после смерти. «Христианское учение о блаженном посмертном бытии «на том свете», как награда за терпение в этом мире, распространилось в деревне после татарского нашествия и в результате первоначальных представлений о неизбывности иноземного ига»16. Еще неизвестно, как бы развивалась история, если бы князья в угоду своей властной корысти не внедряли христианство, с его пораженческой идеологией, а более поддерживали и развивали язычество с его стремлением к свободе и борьбе с врагами. Кто знает, если бы огромные средства не тратились на строительство церквей и монастырей, а направлялись на создание и вооружение армии, то, может, монголо-татарское иго было бы сброшено значительно раньше. На этом фоне необходимо определить, какие же основные черты имело язычество, и что оно порождало в русском сознании. Главное, что определяет языческие верования, - это то, что они всегда носят этнический и национальный характер. Это и понятно, потому что каждая «эволюционная» религия создавалась изначально только для внутреннего пользования, а соответственно почитаемые родные боги должны были защищать свой род. Бесспорно, что и христианство в своем изначальном виде - это тоже национальная религия. Точнее сказать, национален иудаизм, от которого произошло христианство. Стоит привести лишь несколько примеров из их «основного закона», чтобы понять это. Причем и Ветхий, и Новый завет пронизаны иудейским национализмом. Так, Библия приписывает следующее слова христианскому богу: «ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой. Будешь ли проходить через воды, Я с тобой, - Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. С. 773. через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя. Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой; в выкуп за тебя отдам Египет, Ефиопию и Савию за тебя. Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, то отдам других людей за тебя, и народы за душу твою» (Ис 43:1-3)17. Далее: «... О прочих же народах, происшедших от Адама, Ты сказал, что они ничто, но подобны слюне, и все множество их Ты уподобил каплям, капающим из сосуда» (3 Езд 6:55-56)18. «Не ешьте никакой мертвечины; иноземцу, который случиться в жилищах твоих, отдай ее, он пусть ест ее, или продай ему, ибо ты народ святой у Господа Бога твоего» (Втор 14:21)19. И далее в том же духе. Таким образом, видно, что Ветхий завет - это история (скорее всего выдуманная) еврейского народа, которая поучает, опять же евреев, как надо правильно жить. В этом нет ничего удивительного, противоестественного: каждая религия должна иметь национальную основу, ибо народ, создававший ее, намеревался использовать ее в первую очередь для собственных нужд. Но в иудаизме ввиду различных причин выявилось новое течение - христианство, которое вначале также было национальным. В христианстве есть важный элемент, который очень понравился различным правителям - это требование смирения, богобоязни, покорности и непонятная надежда на будущую хорошую жизнь после смерти. Это то, что было должным образом оценено рабовладельческими и феодальными правителями и позволило христианству распространиться на значительной территории. Но по сути своей христианство - такая же национальная религия, как и иудейство. Вот несколько примеров из Библии. «И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. 17 Библия. С. 711. 18 Там же. С. 972. 19 Там же. С. 184. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф 15:22-27). Здесь Иисус ясно говорит, что намерен «спасать» только иудеев, иных же он сравнивает с псами. Евреям же он говорит «Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их» (Ин 4:38)21. Иисус высказывает намерения соблюдать и поддерживать ветхозаветные законы, а значит, и сам их национальный смысл: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф 5:17). Таким образом, видно, что христианство - это изначально национальная религия иудеев. Их бог призван помогать им и защищать. В период позднего дохристианского язычества, когда Русь становилась сильным воинственным государством и одновременно сталкивалась с влиянием христианства, происходит видоизменение русского язычества. Родная религия перестает быть «деревенской», а становится государственной религией с четким оформлением и иерархией богов. «Греческое христианство застало в 980-е годы на Руси не простое деревенское знахарство, а значительно развитую языческую культуру со своей мифологией, пантеоном главных божеств, жрецами и, по всей вероятности, со своим языческим летописанием 912-980 гг.»23. Подводя итог, думается, можно смело утверждать, что русское язычество формировало в русских людях приверженность своему роду, нации, семье, т.е. осознание устойчивых и надежных корней, которые поддерживали человека, создавали духовное родовое единство, духовно помогающее русскому человеку в трудную минуту. Русская мифология, былины и т.д., в том числе и те, которые переняло 20 Библия. С. 1031. 21 Там же. С. 1132. 22 Там же. С. 1015. 23 Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. С. 6. православное христианство, прославляют доблесть, силу, волю к победе русских воинов. Язычество ввиду различных причин, в том числе постоянной борьбы его носителей с силами природы, кочевниками и прочими врагами, не могло не прославлять эти качества. Соответственно такая религия воспитывала силу и волю к борьбе. От языческого периода нам осталась сила духа, которая, будучи спрятана глубоко внутри, толкает нас на доблестные дела. Христианство же искусственно отрывало русов от национально-родовых корней. Однако абсолютный космополитизм достигнут церковью не был по объективным причинам: ей не хотелось, что ее свергли вместе с побежденным Русским государством, поэтому церковь вынуждена была в какой-то мере поддерживать национальную духовность. Однако, несмотря на то, что христианство аккумулировало в себе национальное язычество, оно все же было чужим по духу, что не могло не выливаться в духовный конфликт русов - людей, внутренне духовно свободных, но вынужденных в течение поколений отдавать эту свободу взамен «загробного счастья». В итоге язычество оставило нам в наследство «русифицированное» христианство и глубокое внутреннее желание, изредка возникающее у русского человека, бороться за правду и свои права. Мы допускаем, что если на новом витке истории современные неоязыческие организации смогут полноценно возродить это движение в его изначальной чистоте, то правосознание, создаваемое языческой идеологией, будет находиться на значительно большей высоте, нежели сейчас, - на стадии борьбы за право. Безусловно, христианство - это именно та религия, которая нужна классовому государству для подавления воли народа к борьбе за свое право. Однако «заслугой» христианства можно считать то, что оно не позволило язычеству стать полноценной государственной религией и дискредитировать себя, поэтому о нем остались воспоминания только как о религии, дающей людям силу духа, а это позволяет надеяться на его возрождение в новой обстановке. А христианство, как чужая религия, на волне нарастающего национализма может быть вполне безболезненно отодвинуто на второй план.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.73.6 (0.012 с.) |