Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Советское государство и право в послевоенное десятилетие 1945-1953 гг.

Поиск

В послевоенные годы основными задачами государства были восстановление разрушенного народного хозяйства, его дальнейшее развитие и перестройка военной
промышленности на производство мирной продукции.
В результате изменения международной обстановки резко возросла внешнеполитическая и внешнеэкономическая активность СССР, повысился его международный авторитет, развиваются дипломатические отношения.
Возникает новая система государств - социалистический лагерь, основой которого становится развитие сотрудничества и взаимопомощи государств мировой системы социализма. В 1949 г. была создана межправительственная экономическая организация социалистических стран - Совет Экономической Взаимопомощи {СЭВ).
Параллельно шел процесс распада мировой колониальной системы, многие освободившиеся страны шли на сотрудничество с СССР.
В результате в мире сложилось два центра силы.
НАТО (1945 г.) и Организация Варшавского договора (1955 г.), противостояние которых было названо холодной войной, сопровождавшейся гонкой вооружений под

постоянной угрозой атомной войны с участием главных «действующих лиц» - США и СССР.
С окончанием войны произошла и перестройка государственного аппарата:
в феврале 1946 г. проводятся выборы в Верховный Совет СССР, годом позднее - в Верховные советы союзных и автономных республик;
упраздняются чрезвычайные и военные органы, их функции передаются отраслевым органам;
с 1946 г. СНК СССР, совнаркомы союзных и автономных республик переименовываются в соответствующие Советы министров, а наркоматы – в министерства
Реорганизация системы управления характеризуется введением наряду с отраслевым и территориального, межотраслевого принципа - для более оперативного управления региональными предприятиями. В этих целях проводится разукрупнение министерств.
Создаются новые министерства, например, Министерство по строительству предприятий тяжелой индустрии, Министерство по строительству топливных предприятий.
Репрессии имеют место, но становятся узконаправленными и не такими массовыми («ленинградское дело», «дело врачей»),
С окончанием войны была ликвидирована Ставка Верховного Главнокомандования. С 1946 г. Красная Армия стала называться Советской Армией, сократилась ее численность.
Судебные органы перестраиваются на работу в мирных условиях, применяется обычный процессуальный порядок. Были проведены выборы в народные суды.

 

Возникновение и развитие советского семейного права. Кодекс о браке, семье и опеке 1918 и 1926 гг.

Кодекс о браке и семье, семейный кодекс, в СССР свод законов, регулирующих личные и имущественные отношения, возникающие между супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи. Принятие КОБСИО. относится к компетенции союзных республик. Первый советский семейный кодекс - Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР был принят в 1918 г. Он закрепил основные положения советского семейного права: единобрачие и добровольность брачного союза, равноправие супругов в семье, охрана материнства и детства.
КЗАГЗ 1918 г., создавшийся в обстановке споров, не погасил их. Многие считали, что кодекс сохраняет буржуазные принципы семьи. В этих условиях осенью 1920 г. коллегия Наркомюста поставила разработать в кратчайший срок проект нового семейного кодекса. Работа над проектом вызвала новую дискуссию, в которой приняли участие и видные государственные деятели: А.М. Колонтай, А.В. Луначарский, Д.И. Курский и др.
Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР был утверж­ден ВЦИК 19 ноября 1926 г. и введен в действие с 1 января 1927 г. Кодекс состоял из 4 разделов и 143 статей. Фактический брак был приравнен к зарегистрированному. Устанавливались следующие условия для признания фактиче­ского брака: совместное проживание, ведение общего хозяй­ства, совместное воспитание детей, выявление супружеских отношений перед третьими лицами в переписке и других до­кументах.
Устанавливался единый минимальный возраст вступаю­щих в брак – 18 лет. В 1928 г. Постановлением ВЦИК и СНК местным исполкомам было предоставлено право в исключи­тельных случаях снижать брачный возраст женщины, но не более чем на один год. Определялись условия регистрации брака: достижение брачного возраста, взаимное согласие брачующихся, отсутст­вие близкого родства между ними, отсутствие другого зареги­стрированного брака и др. Имущество супругов, нажитое в браке, признавалось сов­местным (общим). Вступающие в брак имели право оставить добрачные фамилии.

Кодекс предоставил суду право выносить решения об отбирании детей у родителей и передаче их органам опеки и попечительства. Подробно регламентировались права и обя­занности опекунов и попечителей. Опека устанавливалась над несовершеннолетними до 14 лет, над слабоумными и душев­нобольными. Кодекс возобновлял действие института усынов­ления. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. дей­ствовал до 1969 г., когда был принят новый Кодекс о браке и семье.

Конституция СССР 1924 г.

Конституция (К) - Основной закон СССР, была принята 31 января 1924 г. на II съезде Советов СССР.
К состояла из двух разделов. 1. Декларации об образовании СССР, где отражались основные принципы объединения республик в Союз ССР (добровольность, равноправие, право выхода). 2. Договора об образовании СССР, который состоял из 11 глав:
1) О предметах ведения верховных органов власти СССР;
2) О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве;
3) О съезде Советов СССР;
4) О Центральном Исполнительном Комитете СССР;
5) О Президиуме ЦИК СССР;
6) О Совете Народных Комиссаров СССР;
7) О Верховном Суде СССР;
8) О народных комиссариатах СССР;
9) Об Объединенном государственном политическом управлении;
10) О союзных республиках;
11) О гербе, флаге и столице СССР.
В компетенцию СССР входили: международные отношения и внешняя политика, основополагающие вопросы развития народного хозяйства СССР, утверждение единого бюджета СССР, руководство транспортом, связью, вооруженными силами, финансовой и налоговой системой, землей, недрами, определение основ судоустройства и судопроизводства, гражданское, уголовное, общие начала трудового законодательства.
Союзные республики осуществляли свою власть самостоятельно, ограничиваясь лишь пределами, установленными для них в К.
В обязанности СССР входила охрана суверенных прав республик. СССР решал вопросы приема в СССР новых республик, изменения границ СССР или границ республик, споры между республиками.
Граждане союзных республик получали гражданство СССР.
Высшим органом власти СССР являлся Всесоюзный съезд Советов, избиравшийся из городских и губернских съездов Советов.
В период между съездами высшим органом власти был Центральный исполнительный комитет СССР - ЦИК СССР, который состоял из:
союзного Совета (избирался съездом Советов СССР из представителей союзных республик);
Совета Национальностей (состоял из представителей союзных и автономных республик и автономных областей).
ЦИК СССР работал в сессионном порядке, в промежутках между сессиями с функциями высшего законодательного и исполнительного органа работал Президиум
ЦИК СССР.
Совет народных комиссаров СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР. Он состоял из председателя СНК, его заместителей и 10 наркомов.
Верховный Суд СССР наделялся функциями судебного контроля и конституционного надзора.
Правом вносить изменения в К обладал Всесоюзный съезд Советов.

73. Конституция СССР 1936г.: общая хар-ка.

Социальное, экономическое и политическое развитие государства завершилось принятием Чрезвычайным VIII Всесоюзным съездом Советов в 1936 г. Конституции СССР.
К провозглашала политическое объединение рабочих и крестьян, что подтверждалось в переименовании Советов рабочих и крестьянских депутатов в Советы депутатов трудящихся, составлявшие политическую основу СССР. Экономическую основу СССР составляли социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства.
Высшим органом власти по К являлся ВерховныйСовет СССР, имеющий двухпалатную структуру. Совет Союза (избирался по территориальным округам) и Совет Национальностей (избирался по союзным, автономным республикам, автономным областям и национальным округам). Обе палаты были равноправны, работали в сессионном порядке, избирались на 4 года.
Верховный Совет являлся единственным законодательным органом.
Президиум Верховного Совета СССР избирался на совместном заседании палат и был постоянно действующим органом. Он созывал сессии Верховного Совета, толковал действующие законы, имел право отменять несоответствующие закону постановления СНК СССР.
Совет Народных Комиссаров СССР действовал в качестве правительства и не имел законодательных функций, но мог издавать подзаконные акты.
Процесс К сопровождался раскулачиванием - изъятием у кулаков имущества и их переселением, задачами которого было создание материальной базы колхозов, освобождение трудовых ресурсов для проведения индустриализации, запугивание крестьянства.
В задачи колхозного и земельного права входило укрепление правового статуса колхозов. Законодательной базой являлись «Примерный устав сельскохозяйственной артели» от 1 марта 1930 г. и более поздний Примерный устав 1935 г., принятый на II Всесоюзном съезде колхозников.
Примерный устав устанавливал организационно-правовые основы существования и деятельности колхозов, определял, что земля является общенародной государственной собственностью, закрепляется за артелью в бессрочное пользование и не подлежит купле-продаже или сдаче в аренду. Устав определял перечень имущества, подлежащего обобществлению при вступлении в колхоз, порядок распределения доходов колхоза, членство.
Фактически колхозная собственность представляла собой разновидность государственной собственности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.72.44 (0.007 с.)