Реформы армии и полиции в 60-80-е гг. XIX в 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформы армии и полиции в 60-80-е гг. XIX в



1. В 1862 г. уездная и городская полиция уездных городов объединена и

в каждом уезде создано единое полицейское управление во главе с

исправником, который стал назначаться правительством вместо существовавших

ранее выборов его дворянским собранием.

2. Расширен низовой аппарат полиции: в 1878 г. учреждены должности

участковых урядников и полицейский резерв в уездах - отряды сельской

стражи. В каждом уезде было до 30-40 урядников. Кроме того, нужно

учитывать, что полиции обязаны были оказывать помощь в сельской местности

представители крестьянского самоуправления (волостные старшины, сельские

старосты, десятские и т. д.), в городах - дворники.

3. Изменились принципы комплектования полиции. Если до военной

реформы, когда нижние чины в армии служили 25 лет, она комплектовалась

солдатами и унтер-офицерами старших возрастов, годными для службы в полевых

войсках, то после военной реформы 1874 г. был введен принцип вольного найма

по контракту, значительно увеличено жалованье, введены пенсии и иные льготы

служащим полиции.

4. Полиция была освобождена от несвойственных ей функций:

хозяйственные дела (после земской и городской реформ) перешли к органам

местного самоуправления; предварительное следствие (после судебной реформы)

передано судебным следователям.

5. В крупных городах вместо прежних управ благочиния созданы

полицейские управления во главе с полицмейстерами, а в столицах (Петербурге

и Москве) - обер-полицмейстерами (или градоначальниками). Города делились

на части (районы) во главе с частными приставами, а те в свою очередь на

участки и околотки с участковыми и околоточными надзирателями.

Вся губернская полиция подчинялась губернатору и генерал-губернатору.

Вершину полицейской пирамиды завершал министр внутренних дел. Ему же

подчинялись включенные в 1880 г. в единую полицейскую систему губернские

жандармские управления.

Увеличивался аппарат и политической полиции. В 1867 г. было принято

новое Положение о корпусе жандармов, по которому вместо жандармских

округов, включавших в свой состав несколько губерний, были созданы

жандармские управления в каждой губернии, а в шести губерниях Северо-

западного края и Царстве Польском создавались также и уездные жандармские

управления. В отдаленных регионах страны сохранились жандарм-округа

(Варшавский, Кавказский и Сибирский). Окружные управления объединяли

деятельность губернских и уездных жандармских управлений, входивших в эти

округа. В крупнейших городах и морских портах были расквартированы

жандармские дивизионы и команды. В связи с массовым строительством железных

дорог, для охраны железных дорог учреждались железнодорожные жандармские

управления. Однако в целом численность корпуса жандармов была сравнительно

невелика: она не превышала 6 тысяч человек.

Начальники губернских жандармских управлений получили звания

инспекторов губернской полиции. Таким образом, общая полиция с ее

разветвленным аппаратом ставилась под контроль жандармов.

В 1880 г. завершилось создание единой системы полицейских органов в

стране. Ведь до этого времени такой единой системы не было. Политическая

полиция (жандармерия) подчинялась III отделению царской канцелярии, а общая

полиция находилась в ведении Министерства внутренних дел, а практически

подчинялась на местах губернаторам.

Таким образом, управление политической полицией бы строго

централизовано. Общая полиция по-прежнему всецело была подчинена

губернаторам и лишь через них министерству внутренних дел.

Бурное развитие капитализма, резкое увеличение численности городского

населения способствовали росту уголовной преступности. Это вынудило царизм

предпринять определенные организационные меры. В частности, еще в 1866 г.

при петербургском градоначальстве было создано сыскное отделение как

специализированный орган уголовного розыска. Но оно влачило жалкое

существование. Даже оклады его сотрудников были значительно ниже, чем в

других службах полиции. Лишь в 1887 г. были увеличены штаты отделения и

повышены оклады. Начиная с 80-х годов XIX века, сыскные отделения создаются

и в других крупных город Москве, Киеве, Варшаве, Риге, Одессе и т. д. Но

единой системы органов уголовного розыска так и не было. Она возникла лишь

в начале XX века. В связи с развитием промышленности и транспорта возникли

фабричная, горная, речная полиция.

 

58. Конституция РСФСР 1918 года
на V Всероссийском съезде Советов была принята первая советская Конституция и избран новый состав ВЦИК. 19 июля 1918 г. с момента опубликования в «Известиях ВЦИК» Конституция вступила в действие.
Конституция РСФСР состояла из шести разделов:
I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого на­рода.
II. Общие положения Конституции РСФСР.
III. Конструкция Советской власти.
IV. Активное и пассивное избирательное право.
V. Бюджетное право.
VI. О гербе и флаге РСФСР.
Статьи 1 и 9 Конституции РСФСР определяли политиче­скую основу государства – система Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и социальную основу – диктатура пролетариата в форме Республики Советов.
В Основном законе нашли отражение важнейшие экономические преобразования Советского государства: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков и промышленности.
Конституция закрепила федеративный принцип государственного устройства РСФСР (статья 11), субъектами Федера­ции были национальные республики. Предусматривалось так­же создание областных союзов, состоящих из нескольких на­циональных областей, входящих в РСФСР на началах федерации.
Третий раздел Конституции закреплял систему органов, власти и управления. Высшим органом власти объявлялся Все­российский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а в период между съездами – избираемый им Все­российский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК).
ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядитель­ным и контролирующим органом. ВЦИК формировал Прави­тельство РСФСР – Совет Народных Комиссаров. В состав СНК входило 18 отраслевых народных комиссариатов, воз­главляемых народными комиссарами. СНК также наделялся законодательными полномочиями.
Органами власти на местах являлись областные, губерн­ские, уездные и волостные съезды Советов, городские и сельские Советы, которые избирали свои исполнительные комитеты. Местные Советы обладали всей полнотой власти при решении местных вопросов.
Конституцией закреплялась следующая избирательная система. В выборах участвовали представители только трудящихся социальных групп.

 

59. Деформация политической системы и государственного аппарата в 1930 – нач. 50-х гг.
Основные направления развития страны в данный период:
свертывание нэпа;
нарастание угрозы мировой войны;
постановка задачи на построение социализма, сопровождавшегося ликвидацией частной собственности, внедрением единого плана развития народного хозяйства;
создание социалистической собственности путем форсированной индустриализации;
создание социалистического сельского хозяйства путем проведения сплошной коллективизации;
культурная и образовательная революция.
Развитие государственного механизма связано с закреплением руководящего положения Коммунистической партии. В условиях однопартийности усиливалась централизация государственного управления, росла численность работников государственного аппарата, формировался привилегированный слой бюрократии - номенклатура, заседавшая во всех государственных и местных органах.
Реорганизация органов власти и управления характеризовалась усилением единства Системы Советов, которые теперь стали называться Советы депутатов трудящихся.
Формирующаяся в данный период система власти получила название тоталитарной.
Утвердилась диктатура правящей партии, обладающей монополией на государственную власть. Происходит сращивание партийной власти с властью государственного аппарата.
В результате внутрипартийной борьбы устанавливается единоличная власть партийного лидера, Генерального секретаря ЦК партии И.В. Сталина. В результате проведения массовых репрессий Сталин устранил всех реальных и потенциальных противников, препятствовавших утверждению режима его личной власти.
Замена партийной диктатуры старой гвардии большевиков личным единовластием Сталина явилась главной отличительной чертой политической системы и привела к утверждению диктаторской формы правления.
Основой сталинского режима были органы госбезопасности, непосредственно подчинявшиеся Сталину и осуществлявшие контроль над всеми гражданами страны.
ОГПУ был переименован в Главное управление государственной безопасности и вошел в состав новой структуры - Наркомат внутренних дел {НКВД) СССР, имевший разветвленную вертикальную структуру своих органов.
При НКВД было создано Особое совещание, которое рассматривало контрреволюционные дела в упрощенном порядке и обладало широкими репрессивными полномочиями (могло приговаривать к расстрелу, рассматривать дела целыми списками).

60. Образование СССР. Национально-государственное размежевание в 20е гг.

Образованию Союза Советских Социалистических Республик (СССР) предшествовало сотрудничество по следующим направлениям, развивавшееся между дружественными республиками:
совместное решение военных задач по защите границ от иностранной интервенции;
развитие экономических и хозяйственных связей;
единая дипломатическая и внешнеэкономическая политика;
интернациональная природа советской власти (сохранение права народа на самоопределение, родственные национальности).
Данные причины выявили необходимость официального оформления сложившихся взаимоотношений на межгосударственном уровне.
Предлагались следующие проекты государственного устройства СССР:
Проект автономизации (И.В. Сталин), по которому в состав РСФСР на правах автономных республик входят Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения и Грузия.

В результате Советское государство превращалось в унитарное.
Проект конфедерации (Украина, Белоруссия) предусматривал выделение из РСФСР автономных республик и наделение их статусом союзных республик.
Проект равноправия (В.И. Ленин), который предусматривал создание добровольной федерации равноправных, независимых, суверенных республик. При этом важнейшие функции управления передавались в ведение федерации - СССР.
В результате за основу был взят проект Ленина. 30 декабря 1922 г. на I съезде Советов были в общем виде приняты Декларация и Договор об образовании СССР.
В состав СССР вошли РСФСР, Украина, Белоруссия и ЗСФСР.
СССР был создан как федеративное государство, но за союзными республиками было сохранено право выхода из состава СССР.
Декларация провозглашала образование СССР, описывала историческую обстановку создания СССР, формулировала основные условия объединения союзных
республик: принцип добровольности, право каждой республики выхода из состава СССР, возможность вступления в СССР другим советским республикам.
Договор определял систему и порядок создания высших органов власти СССР, компетенцию органов СССР и компетенцию союзных республик, регулировал бюджетные отношения. Утверждение, изменение и дополнение Договора могло производиться только Съездом Советов СССР как высшим органом власти СССР. Договор не содержал условий о его отмене, денонсации, аннулировании.
Органами власти СССР стали Съезд Советов СССР, ЦИК СССР, Президиум ЦИК и СНК СССР.
Образование СССР завершило федеративное объединение республик.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.013 с.)