Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Территориальные пропорции развития производительных сил. Региональная экономическая политика. Классификация регионов РФ.

Поиск

Региональная экономическая политика (РЭП) – это часть государственной политики, которая включает в себя ее региональные аспекты. Она направлена на использование благоприятных факторов и по мере возможности – нейтрализацию неблагоприятных (инфляция, безработица и т.д.). Так же направлена на достижение целей социально-экономического развития. РЭП также является ядром системы гос. регулирования регионального экономического развития. РЭП имеет 2 уровня: федеральный и субфедеральный. На федеральном уровне РЭП занимается проблемами национальной экономики, отношениями между центром и субъектами федерации. При этом центр может вмешиваться в решение каких-либо проблем и задач регионов, только если они имеют федеральную значимость (Например: какие-либо чрезвычайные ситуации, освоение месторождения стратегического сырья и т. д.). На субфедеральном уровне РЭП занимается внутренними делами регионов: обеспечением населения продовольствием, энергией, регулированием отношений субъекта федерации с муниципальным образованием. Муниципальные власти являются субъектами региональной политики, и в их компетенции находятся широкий круг вопросов, касающихся жизнедеятельности и хозяйства муниципальных образований. Различия между региональными политиками разных уровней заключаются не только в масштабах полномочий и решаемых задач, но и в средствах их реализации: нормативно-правовой базе, источниках финансирования и т. д. Также существуют межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия. Они занимаются координацией социально-экономического развития групп сопредельных регионов, а также их взаимодействием с федеральным центром. Таким образом РЭП является результатом взаимодействия всех уровней власти, представляющих интересы населения.

 

Классификация регионов

наличие значительных природных ресурсов,

уровень экономического развития,

уровень жизни

 

Понятие «территориальные пропорции» охватывает взаимосвязанные между собой производственную и непроизводственную сферы экономики и базируется на учете многочисленных, часто разнонаправленных предпосылок и ограничений развития территорий.

С позиций экономики страны в целом территориальные пропорции дают комплексное территориально-отраслевое представление о размещении производительных сил, выступая как обобщающая экономическая категория, характеризующая общественное производство страны с точки зрения эффективного сочетания мест концентрации природных ресурсов, населения и центров потребления с центрами производства. Таким образом, территориальные пропорции отражают, с одной стороны, соотношение между возможностями регионов и достигнутым уровнем их развития, с другой — соотношение между регионами в производстве и потреблении всех видов продукции, в уровнях социального развития.

При плановом ведении народного хозяйства в числе основных закономерностей размещения производства выделялись:

неуклонный рост производительности общественного труда вследствие экономии его в масштабе всего общественного производства за счет рационального размещения производства;

планомерное размещение социалистического производства по территории страны, всемерное приближение его к источникам сырья, энергии, материалов и к районам потребления готовой продукции;

рациональное разделение труда между экономическими районами страны путем направленной специализации и комплексного развития.

Рациональное размещение производительных сил, формирующее территориальные пропорции, в этот период предполагало: обеспечение максимальной экономии общественного труда на всех стадиях производства и обращения; наиболее полное и комплексное использование ресурсов отдельных территорий в интересах всего народного хозяйства; сочетание интересов отдельных территорий с общегосударственными; специализацию территорий на развитии тех отраслей, для которых имеются наиболее благоприятные природные и экономические условия; межрайонное и внутрирайонное кооперирование производства. При этом полностью игнорировались ценовые рычаги рыночных отношений, так как в качестве критерия рациональности размещения производительных сил принимался минимум расчетных затрат в народном хозяйстве при условии обеспечения заданного уровня развития и структуры народного хозяйства.

Вместе с тем необходимо отметить, что большинство факторов размещения общественного производства являются действительными и на новом этапе экономического развития, в условиях вхождения экономики России в рыночные отношения.

Территориальные пропорции экономического развития страны устанавливаются по ее макрорегионам (зонам), внутри макрорегнонов -по отдельным регионам. Наиболее принципиальное значение имеют изучение и планирование основных территориальных пропорций по макрорегионам (европейская зона, восточная зона России), поскольку природные и экономические условия их развития различны, и подходы к формированию структуры этих зон принципиально не совпадают.

Сложившиеся в условиях планового развития экономики территориальные пропорции формировались по следующим основным группам*:

региональное распределение природного комплекса;

социально-экономические региональные пропорции;

территориальные пропорции энергетического комплекса;

территориальные пропорции промышленности;

территориальные пропорции агропромышленного комплекса;

территориальное распределение транспортного комплекса.

Региональная (социально-экономическая) политика государства - сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой. Причем, при наличии прочных межгосударственных интеграционных союзов это понятие приобретает и национальный контекст.

Объединение в рамках региона различных подсистем социально-экономических отношений в свою очередь определяет множественность направлений региональной политики, среди которых основными являются:

Экономическая политика, направленная на смягчение региональных экономических диспропорций.

Социальная политика, направленная на сглаживание региональной дифференциации в уровне жизни, а также общее улучшение качества социальной среды.

Демографическая политика, предполагающая регулирование со стороны государства естественного и механического движения населения.

Экистическая (поселенческая) политика, направленная на повышение эффективности использования территориальных ресурсов конкретного региона путем оптимального размещения производства, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов.

Экологическая политика, предполагающая предотвращение детериорациии, улучшение экологической ситуации в регионе.

Научно-техническая политика, нацеленная на регулирование взаимосвязей между размещением научных центров и производительных сил, региональные перемещения научных кадров и т.д.

Однако своеобразным жестким ядром региональной политики является реализация экономических целей регионального развития, так как механизмы достижения необходимых социальных, демографических и социологических условий неизбежно связаны с наличием достаточного объема финансовых ресурсов и использованием финансово-экономических рычагов стимулирования и принуждения (например, формирование на региональном уровне эффективной системы экологических налогов и штрафов способно стать предпосылкой для активизации природоохранной деятельности предприятий).

Другой особенностью взаимодействий выделенных направлений региональной политики является взаимопереплетение объектов исследования и необходимость интегрального подхода к регулированию региональных процессов.

вляющую социально-экономической системы региона

• экономическая;

• социальная;

• экистическая;

• экологическая;

• научно-техническая.

Классификация регионов

Сществует классификация регионов по степени экономического развития: классификация субъектов РФ по уровню экономического развития:

развитые территории, показатели экономического состояния которых выше среднероссийского уровня;

регионы с богатыми нефтегазовыми ресурсами;

отсталые территории, которые в советский период отставали по большинству экономико-социальных показателей от среднероссийского уровня развития и продолжают отставать в настоящее время;

депрессивные регионы, допустившие в период перехода к рынку больший спад производства, чем в среднем по России;

приграничные территории;

регионы с особым статусом (Калининградская и Магаданская области).

88 субъектов Российской Федерации значительно отличаются друг от друга по своему экономическому развитию. Например, по объему производства промышленной продукции на ду­шу населения Республика Алтай и Москва соотносятся как 1 к 103; собственным бюджетным доходам на душу населения Республика Калмыкия и Тюменская область различаются более чем в 110 раз; по зарегистрированной безработице Республика Ингушетия и Сахалинская область – в 11 раз. Территории существенно различаются по уровню развития базовых отрас­лей, а также производственной, социальной и рыночной инфраструктуры. Так, в столице находится более 60% всех банков России, аккумулирующих не менее 80% финансовых ресурсов страны. На уровне экономического развития регионов Российской Федерации, на наш взгляд, главенствующее влияние оказывают следующие факторы:

политико-национальные, определившие направления региональной политики и размещение производительных сил в СССР;

государственное регулирование территориального развития;

природно-климатические факторы, существенно влияющие на энергетическую составляющую в структуре затрат и ограничивающие конкурентоспособность товаров;

удаленность региона от основных рынков сбыта и развитие транспортной инфраструктуры в регионе;

субъективные факторы, даже фигура главы субъекта РФ; формирование рыночной модели регионального положения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 763; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.170 (0.009 с.)