Роль социальной работы в обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль социальной работы в обществе



Социальная работа является общественным институтом наравне с государством действующем в общественных отношениях (экономических, социальных, социально-политических, духовно-нравственных и др). Она обеспечивает жизнедеятельность и отдельного человека и общества в целом. Особенно значима ее роль в поддержании жизненных сил социально ослабленных членов общества.

Приняв на себя функции реализации социальной политики и фактически став агентами государства, социальные работники, тем не менее, не превратились в послушных исполнителей государственной воли, не стали в своей деятельности пренебрегать частными интересами конкретных людей в рамках реализации абстрактного и всеобщего интереса государства. Более того, в п.3.4.3 международных этических стандартов по этому поводу прямо указано, что социальный работник обязан «нести максимальную ответственность перед клиентом, способствуя желательным изменениям в социальной политике и практике через соответствующее агентство или организацию. Если желаемые результаты через эти каналы не достигаются, инициировать обращение в высшие инстанции и к более широкой общественности, заинтересованной в решении этой проблемы». Другими словами, социальный работник является не только агентом реализации социальной политики государства, но и субъектом ее активного изменения в соответствии с потребностями и интересами конкретных людей. Причем если в первом случае деятельность социального работника осуществляется с обществом в его гражданском состоянии, то во втором, напротив, с обществом в его внегосударственной самосубъектности.

Социальная работа, как и гражданское общество, последовательно проходит в своем развитии от профессионально осуществляемого общественного вида деятельности в его внегосударственном состоянии к государственным формам организации, отрицая себя на каждом последующем этапе развития. Однако для достижения общественного согласия жизненно необходимо качественное проведение социальных работ в той и в другой форме, т.к. уничтожение внегосударственной социальной работы приведет к стагнации системы социальной защиты населения, в то время как разрушение государственной системы сделает помощь доступной только для определенной части нуждающихся.

По сути дела социальная работа в обществе выполняет важнейшую функцию, функцию посредничества. Она становится тем институтом гражданского общества, благодаря эффективной деятельности которого в рамках конкретных ситуаций, в повседневной бытовой жизни людей обеспечивается согласование всеобщего и частного интересов, в результате чего социальная справедливость принимает вполне конкретные очертания, соответствующие субъективному представлению о ней каждого человека.

Важно, что социальная работа отстаивает необходимость комплексной социальной политики, ориентирующейся в первую очередь на индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Сегодня она остается верна идеям прав человека и профессионализма, воспринимая себя как их современное воплощение. Социальные работники часто оказываются в роли критиков существующего порядка вещей, поскольку подобно представителям других гуманистических профессий в своей деятельности ориентируются на общечеловеческие ценности, нашедшие выражение в следующих принципах профессиональной этики.

 

Генезис социальной помощи

В своем становлении как социального института социальная работа прошла ряд этапов, в каждом из которых она соответствовала социокультурным особенностям общества и эпохи.Каждый этап изменения парадигмы помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта и объекта, которые могут расширяться или сужаться, институтов поддержки, идеологии помощи, понятийного языка. Он также связан с пандемическими процессами: сменой идеологии, разрушением геополитического или социокультурного пространства, наличием глобальных эпидемий, региональными, этническими, социально-экономическими войнами и конфликтами.

Зависимость между движением форм защиты и изменением круга клиентов. На разных исторических этапах происходил постоянный процесс их открытия. Закономерности исторического процесса открытия клиентов:

– с усложнением общественных отношений общность «культивирует» новые формы социальных болезней, количество клиентов с различными проблемами увеличивается;

– открытие того или иного клиента, требующего помощи, связано с определенным качественным развитием общества, его гуманизацией.

Архаическое общество

Этот тип общества характеризуется слабо развитыми товарно-денежными отношениями. Общество испытывало на себе постоянную угрозу со стороны окружающей среды. Основным видом существования общности является родоплеменные и, в дальнейшем общинные отношения. На этой основе строятся принципы взаимопомощи и взаимоподдержки.

– развивается традиция личной взаимопомощи между членами племени;

– взаимная помощь является обязательной и ожидаемой;

– отдача и благодарность являются мотивом помощи;

– на основании взаимопомощи строится морально-правовая структура общества;

– магически-религиозные основания взаимопомощи.

 

Культурное общество: расцвет благотворительности

В этот период развивается сельское хозяйство, ремесло, торговля. На основе общественного разделения труда вычленяются социальные классы, общество расслаивается на бедных и богатых. Социальная помощь нуждающимся приобретает новые черты:

– исчезает существенный момент мотивации к взаимопомощи – обратимости положений;

– мотивация к помощи лежит в религиозно-нравственной культуре (щедрость как добродетель; милостыня как очищение от греха);

– социально обусловленный порядок помощи: сверху вниз;

 

Современное общество: институциональный подход

Данный период развития социальной поддержки характеризуется таким положением социальной системы, в котором могут быть образованы организованные социальные системы, специализирующиеся на помощи, функции помощи переходят к организациям:

– утрачивается мотивация к помощи, поскольку основные функции берет на себя организация;

– помощь рассматривается как определенная гарантированная услуга;

– решение об оказании помощи как вопрос методического обучения и интерпретации определенной программы (акт помощи определяется не видом нужды, а посредством сравнения фактов и программы);

– высокая произвольность, управляемость и изменяемость внимания к помощи, обусловленные отсутствием личных мотивов к помощи.

 

Культурно-исторические типы социальной поддержки

Семейно-родовой тип

Основание социальной поддержки – фактор кровно-родственной общности.

Принципы оказания социальной помощи:

– «раздаточно-дележные отношения»;

– соблюдение жесткой внутрисемейной и внутриродовой регламентации.

Общинно-корпоративный тип

Основание социальной поддержки – фактор территориальной и корпоративной общности.

Принципы оказания социальной помощи:

– ограниченность и избирательность: оказание содействия «своим» (по религиозным убеждениям, национальности, сословию, корпорации), но не чужим;

– рассмотрение связи между дающим и берущим как органической;

– принимающие помощь находятся в позиции ущербных и зависимых;

– произвольность и волюнтаризм;

– применение в отдельных случаях насильственно-жестоких способов регулирования судьбы нуждающихся.

Государственный тип социальной поддержки

Основание социальной поддержки – фактор государственной общности.

Принципы оказания социальной помощи:

– равенство подданных перед монархом или законом;

– государственная (централизованная) система регламентации социальной поддержки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 3925; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.66.31 (0.008 с.)