Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль социальной работы в обществеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социальная работа является общественным институтом наравне с государством действующем в общественных отношениях (экономических, социальных, социально-политических, духовно-нравственных и др). Она обеспечивает жизнедеятельность и отдельного человека и общества в целом. Особенно значима ее роль в поддержании жизненных сил социально ослабленных членов общества. Приняв на себя функции реализации социальной политики и фактически став агентами государства, социальные работники, тем не менее, не превратились в послушных исполнителей государственной воли, не стали в своей деятельности пренебрегать частными интересами конкретных людей в рамках реализации абстрактного и всеобщего интереса государства. Более того, в п.3.4.3 международных этических стандартов по этому поводу прямо указано, что социальный работник обязан «нести максимальную ответственность перед клиентом, способствуя желательным изменениям в социальной политике и практике через соответствующее агентство или организацию. Если желаемые результаты через эти каналы не достигаются, инициировать обращение в высшие инстанции и к более широкой общественности, заинтересованной в решении этой проблемы». Другими словами, социальный работник является не только агентом реализации социальной политики государства, но и субъектом ее активного изменения в соответствии с потребностями и интересами конкретных людей. Причем если в первом случае деятельность социального работника осуществляется с обществом в его гражданском состоянии, то во втором, напротив, с обществом в его внегосударственной самосубъектности. Социальная работа, как и гражданское общество, последовательно проходит в своем развитии от профессионально осуществляемого общественного вида деятельности в его внегосударственном состоянии к государственным формам организации, отрицая себя на каждом последующем этапе развития. Однако для достижения общественного согласия жизненно необходимо качественное проведение социальных работ в той и в другой форме, т.к. уничтожение внегосударственной социальной работы приведет к стагнации системы социальной защиты населения, в то время как разрушение государственной системы сделает помощь доступной только для определенной части нуждающихся. По сути дела социальная работа в обществе выполняет важнейшую функцию, функцию посредничества. Она становится тем институтом гражданского общества, благодаря эффективной деятельности которого в рамках конкретных ситуаций, в повседневной бытовой жизни людей обеспечивается согласование всеобщего и частного интересов, в результате чего социальная справедливость принимает вполне конкретные очертания, соответствующие субъективному представлению о ней каждого человека. Важно, что социальная работа отстаивает необходимость комплексной социальной политики, ориентирующейся в первую очередь на индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Сегодня она остается верна идеям прав человека и профессионализма, воспринимая себя как их современное воплощение. Социальные работники часто оказываются в роли критиков существующего порядка вещей, поскольку подобно представителям других гуманистических профессий в своей деятельности ориентируются на общечеловеческие ценности, нашедшие выражение в следующих принципах профессиональной этики.
Генезис социальной помощи В своем становлении как социального института социальная работа прошла ряд этапов, в каждом из которых она соответствовала социокультурным особенностям общества и эпохи.Каждый этап изменения парадигмы помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта и объекта, которые могут расширяться или сужаться, институтов поддержки, идеологии помощи, понятийного языка. Он также связан с пандемическими процессами: сменой идеологии, разрушением геополитического или социокультурного пространства, наличием глобальных эпидемий, региональными, этническими, социально-экономическими войнами и конфликтами. Зависимость между движением форм защиты и изменением круга клиентов. На разных исторических этапах происходил постоянный процесс их открытия. Закономерности исторического процесса открытия клиентов: – с усложнением общественных отношений общность «культивирует» новые формы социальных болезней, количество клиентов с различными проблемами увеличивается; – открытие того или иного клиента, требующего помощи, связано с определенным качественным развитием общества, его гуманизацией. Архаическое общество Этот тип общества характеризуется слабо развитыми товарно-денежными отношениями. Общество испытывало на себе постоянную угрозу со стороны окружающей среды. Основным видом существования общности является родоплеменные и, в дальнейшем общинные отношения. На этой основе строятся принципы взаимопомощи и взаимоподдержки. – развивается традиция личной взаимопомощи между членами племени; – взаимная помощь является обязательной и ожидаемой; – отдача и благодарность являются мотивом помощи; – на основании взаимопомощи строится морально-правовая структура общества; – магически-религиозные основания взаимопомощи.
Культурное общество: расцвет благотворительности В этот период развивается сельское хозяйство, ремесло, торговля. На основе общественного разделения труда вычленяются социальные классы, общество расслаивается на бедных и богатых. Социальная помощь нуждающимся приобретает новые черты: – исчезает существенный момент мотивации к взаимопомощи – обратимости положений; – мотивация к помощи лежит в религиозно-нравственной культуре (щедрость как добродетель; милостыня как очищение от греха); – социально обусловленный порядок помощи: сверху вниз;
Современное общество: институциональный подход Данный период развития социальной поддержки характеризуется таким положением социальной системы, в котором могут быть образованы организованные социальные системы, специализирующиеся на помощи, функции помощи переходят к организациям: – утрачивается мотивация к помощи, поскольку основные функции берет на себя организация; – помощь рассматривается как определенная гарантированная услуга; – решение об оказании помощи как вопрос методического обучения и интерпретации определенной программы (акт помощи определяется не видом нужды, а посредством сравнения фактов и программы); – высокая произвольность, управляемость и изменяемость внимания к помощи, обусловленные отсутствием личных мотивов к помощи.
Культурно-исторические типы социальной поддержки Семейно-родовой тип Основание социальной поддержки – фактор кровно-родственной общности. Принципы оказания социальной помощи: – «раздаточно-дележные отношения»; – соблюдение жесткой внутрисемейной и внутриродовой регламентации. Общинно-корпоративный тип Основание социальной поддержки – фактор территориальной и корпоративной общности. Принципы оказания социальной помощи: – ограниченность и избирательность: оказание содействия «своим» (по религиозным убеждениям, национальности, сословию, корпорации), но не чужим; – рассмотрение связи между дающим и берущим как органической; – принимающие помощь находятся в позиции ущербных и зависимых; – произвольность и волюнтаризм; – применение в отдельных случаях насильственно-жестоких способов регулирования судьбы нуждающихся. Государственный тип социальной поддержки Основание социальной поддержки – фактор государственной общности. Принципы оказания социальной помощи: – равенство подданных перед монархом или законом; – государственная (централизованная) система регламентации социальной поддержки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 4006; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.137.175 (0.006 с.) |