Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Предмет, класс: русский язык, 2 класс
Раздел: Правописание проверяемых согласных на конце слова.
Тема: Наблюдение за явлением оглушения звонких согласных на конце слова.
Учебник «Русский язык», 2 класс, Автор учебника: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.
Форма урока: экскурсия по зоопарку
Форма организации учебной работы: фронтальная и групповая
Цель: Наблюдение за явлением оглушения звонких согласных на конце слова через систему упражнений.
Планируемые результаты:
предметные:
· формировать понятие оглушения звонких согласных на конце слова, умение узнавать, придумывать слова с этой орфограммой, выявлять её причину.
личностные:
· Определение жизненной позиции в вопросе охраны окружающей среды.
· проявление познавательной инициативы в оказании помощи редким животным.
· понимание причины успеха в учебной деятельности.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные
· Умение проводить сравнительный анализ слов, контроль.
· Проводить самооценку деятельности на уроке.
Познавательные
· На основе выделения существенных признаков формулировать явление оглушения.
· Составлять алгоритм рассуждения под руководством учителя.
Коммуникативные
· Учить взаимодействовать друг с другом, работая в паре.
· Учить толерантному поведению
Ход урока
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формируемые УУД
| 1) Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
| -Руки….
-Ноги…
Локти…
Спина…
- Сегодня на уроке мы посетим…….
- Отгадайте загадку……….
В тихом райском уголке
Птицы распевают,
И невиданной красы
Звери проживают.
Люди добрые душой
Охраняют их покой.
Это – чудо, сказка, сад –
Наш любимый …
Слайд 3.
- Что такое зоопарк?
Слайд 4. Зоопарк – специально огороженная территория, на которой содержатся дикие и домашние животные. Их содержат и разводят в целях просвещения населения (экскурсии, лекции), сохранения редких видов и их изучения. (Из толкового словаря)
| …на месте!
…на месте!
…у края!
…прямая!
Дети: - Зоопарк!
Дети высказывают своё мнение.
| ЦЕЛЬ: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке
УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
| 2) Актуализация знаний (6мин)
| Чистописание
--зоопарк----------------------------------------
-Это слово сложное. Как его объяснить?
Зоологический парк
- Придумайте предложение о зоопарке.
Запишите понравившееся.
Один ученик у доски записывает с комментированием.
В зоопарке живут дикие и домашние животные.
Приём «Кластер». Слайд 5
- Что вы записали?
- Из чего состоит предложение?
- Из чего состоят слова?
- Какие бывают звуки?
- На какие группы делятся согласные?
- Какие бывают парные согласные звуки?
| -Зоологический – обитают животные.
- Парк – возможность прогуливаться
Выслушиваются варианты.
Желающие записывают с доски.
-Предложение.
- Из слов.
- Из звуков.
- Звуки бывают гласные, согласные.
- Согласные делятся на парные и непарные.
- Бывают звонкими и глухими.
| ЦЕЛЬ:Актуализация знаний детей по теме
УУД: познавательные,
регулятивные
| Динамическая пауза (2мин).
| Повторение парных звонких и глухих согласных.
Дети встают, поднимают руки вверх, называют звонкий парный согласный, опуская вниз – парный глухой. Таким образом, повторяют все парные по глухости – звонкости согласные.
|
Дети встают, поднимают руки вверх, называют [б], опуская вниз – [п] и т.д.
| Использование здоровьесберегающей технологии
| 3) Целепологание.(2 мин)
| Откройте учебник с. 136.
- Прочитайте название раздела, который мы начинаем изучать.
- Сформулируйте цель ближайших уроков.
| - Научимся правильно писать проверяемую согласную на конце слова.
| ЦЕЛЬ: прогнозирование предстоящей деятельности.
УУД: регулятивные
| 4) Пробное учебное действие. Выявление места и причины затруднения (8 мин) Формулирование вывода (2 мин)
| - Молодцы! Послушайте стихотворение С.Маршака «Где обедал, воробей?» Наизусть читает подготовленный ученик, чтение наизусть сопровождается показом слайдов.
- Где обедал, воробей?
- В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
- Какие животные встретились воробью?
Слайд 12
- Произнеси слова, послушай из каких звуков они состоят. Сделай устно звуко – буквенный анализ этих слов.
- Что особенного заметили в произношении и написании этих слов?
- Запишите несоответствие в таблицу (работа парами).
- Во всех ли словах происходит несоответствие?
- На какой звук они заменяются?
- Где находятся эти звуки в слове?
Прочитайте вывод в учебнике на с. 136 и проверьте правильно ли вы рассуждали?
Что происходит с парными согласными в конце слова?
Слайд 12
Вывод: В конце слова без сомнения происходит оглушение.
Запишите слова, в которых происходит оглушение.
|
- Лев, лисица, морж, слон, журавль, носорог, кенгуру, медведь, крокодил.
- Несоответствие звуков и букв.
Дети заполняют таблицу.
- Нет, только в словах оканчивающихся парным звонким согласным звуком.
- На глухой парный согласный звук.
- В конце слова.
- Оглушаются.
Лев, морж, носорог, медведь.
| ЦЕЛЬ: наблюдение и составление алгоритма действия
УУД: познавательные,
Регулятивные, коммуникативные
| 5)Постановка новой проблемы и поиск её решения. (5 мин.)
| - Не возникает ли у вас ещё вопроса?
- Попробуйте сами ответить на этот вопрос.
- Какова ещё цель нашего урока?
На этот вопрос вы ответите, когда выполните упр. №237
Запишите проверяемое и проверочное слово.
- Когда происходит оглушение?
Вывод: Оглушаются звонкие согласные в конце слов.
| - Почему происходит оглушение?
- Высказывания детей.
- Узнать почему происходит оглушение?
Морж – моржу
- Когда звонкий согласный звук стоит в конце слова
|
| 6) Динамическая пауза (3 мин)
| Мы шагаем в зоопарк,
Побывать там каждый рад!
Там медведи и пингвины,
Попугаи и павлины,
Там жирафы и слоны,
Обезьяны, тигры, львы.
Все мы весело играем
И движенья выполняем.
Это - лев.
Он царь зверей,
В мире нет его сильней.
Он шагает очень важно,
Он красивый и отважный.
Мишка головой мотает,
К себе в гости приглашает,
Он вразвалочку идет,
Танцевать с собой зовет.
А смешные обезьяны
Раскачали так лианы,
Что пружинят вниз и вверх
И взлетают выше всех!
А вот добрый, умный слон
Посылает всем поклон.
Он кивает головой
И знакомится с тобой.
Вот и вечер наступает,
Зоопарк наш засыпает,
Засыпает до утра,
Нам уже домой пора.
| Ученик заучивает стихотворение, запоминает движения и проводит динамическую паузу.
(Ходьба)
(Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
(Руки на поясе. Наклоны вправо-влево)
(Дети идут неторопливо, размеренно, с гордо поднятой головой, Шаг выполняют грациозно, с легким подъемом ноги на носок и небольшим разворотом туловища. Руки находятся на поясе)
(Ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты. Руки, согнутые в локтях, нужно поднять до уровня плеч. Приподнимая то правую, то левую ногу, дети раскачиваются)
(Исходное положение: стоя на месте, ноги на ширине плеч, руки с расставленными в стороны пальцами согнуты в локтях. Дети выполняют небольшие полуприседания и прыжки с хлопками над головой)
(Дети ставят ноги на ширине плеч, руки сгибают в локтях, приподнимают и разводят их в стороны)
(Пальцы рук прижать к голове. Дети выполняют наклоны туловища вперед-вправо, вперед-влево)
(Ходьба)
| ЦЕЛЬ: профилактика переутомления
| 7) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (осмысление содержания). (2 мин.)
| - Каких животных встретили и показали в зоопарке? Слайд 14.
- Найдите слова, в которых происходит оглушение. Докажите. Повторение правила.
-Сами придумайте подобные слова.
| Лев, медведь, обезьянки, слон
- Лев, медведь.
- В конце слова парный звонкий, значит происходит оглушение.
Высказывания детей.
| ЦЕЛЬ: Развивать умение применять новые знания
УУД: регулятивные, познавательные
| 8) Самостоятельная работа с взамопроверкой (5 мин). Контроль уровня сформированности предметных компетенций.
| Выполни задания теста (работа в паре).
1. Обведите слова, в которых происходит оглушение в конце слова.
Тигр, жираф, павлин, ёж, верблюд, попугай.
2. Измени слова так, чтобы после выделенных согласных были гласные.
Чиж,лебедь,дикобраз,енот, носорог
|
Жираф, ёж, верблюд.
Чижи, лебеди, дикобразы, еноты, носороги.
| ЦЕЛЬ: Закрепление полученных знаний и умений
УУД: познавательные, личностные, коммуникативные
| 9) Рефлексия (2 мин)
| 1) -Какую цель вы поставили в начале урока?
2) –Добились ли вы этой цели? – Что вы узнали?
3) – Объясните это явление.
-Оцените свою работу на уроке на двух отрезках:
-Отрезок каллиграфии и аккуратности
Отрезок знаний и умений.
| Научиться писать проверяемую согласную в конце слова.
- Нет, мы наблюдали за оглушением.
- Оглушаются звонкие согласные в конце слов.
| ЦЕЛЬ: Обобщение, формулировка вывода, самооценка
УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные
| | | | | | | |
К БИЛЕТУ 15.
Предмет, класс: русский язык, 1 класс Тема урока: «Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки»
Учебные задачи, направленные на достижение - предметных результатов:
- наблюдать за образованием согласных звуков;
- правильно произносить согласные звуки;
- учить различать в слове согласные звуки по их признакам;
- определять согласный звук в слове и вне слова, распознавать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки;
- наблюдать над смыслоразличительной ролью согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки;
- формировать орфографическую зоркость;
- ввести в активный словарный запас учащихся термин «согласный звук»;
- метапредметных результатов:
- формировать умение проверять себя и оценивать результаты учебной деятельности;
- развивать умение работать с разными источниками информации (с научным текстом, со словарём, с таблицей);
- личностных результатов:
- формировать ценностное отношение к русскому языку;
- воспитывать доброжелательность, терпимость;
- развивать навыки сотрудничества во время работы в статичных парах.
Оборудование:
- Учебник. «Русский язык. 1 класс». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
- Электронное приложение к учебнику.
- Таблица «Признаки гласных и согласных звуков».
- Скороговорки про Сеню.
- Картинки: домашние животные (для орфографической минутки), «мышка и сыр», «сени», иллюстрации к скороговоркам.
- Конверты для парной работы: 1. Скороговорка. 2. Слова для разделения на группы.
- Толковый словарь.
Ход урока
- Орг. момент
- Актуализация знаний по теме «Звуки и буквы. Гласные звуки».
- Вспомним, какую большую тему мы продолжаем изучать: откройте учебник на с.45 (шмуцтитул). - Чем отличаются звуки и буквы? - Над какими звуками мы работали на протяжении нескольких уроков русского языка? - Какие основные задачи стояли перед нами? Прочитайте. -Начиная работу над данной темой, мы выделили признаки, по которым различаем гласные звуки. Вспомните данные признаки. (Выстраивается часть таблицы.) III. Орфографическая минутка. - Мы учились обозначать гласные звуки буквами. Проверим – проведём орфографическую минутку. - Рассмотрите картинки (корова, коза, собака, утка, петух). Как назвать эту группу животных? - Произнесём слова-названия данных животных. - Какое слово-название начинается с гласного звука? (утка) - Запишите это слово. Вызвало ли затруднение написание слова? (Нет, произношение совпадает с написанием) - Какие из слов являются словарными и их написание мы должны запомнить, потому что безударную гласную в них проверить нельзя? (корова, петух, собака) - Запишите эти словарные слова в любом порядке. Выделите орфограммы. - С какой безударной гласной запишите слово «коза»? Почему? IV. Определение темы и образовательной задачи урока. - Мы закончили работу над темой «Гласные звуки и их обозначение буквами». А кто догадался, какую же мы будем изучать тему дальше? - Вы определили верно: тема сегодняшнего урока: Согласные звуки. - Мы вновь возвращаемся к вопросу: Как отличить согласный звук от гласного? (Вопрос появляется как заголовок таблицы.) - Какие задачи будут стоять перед нами? Обратимся к стр.45. - Будем произносить согласные звуки, слушать и выделять их главные признаки.
- Наблюдение над согласными звуками. Выделение признаков согласных звуков
- Отгадайте загадку: Живёт в норке. Грызёт корки. Короткие ножки. Боится кошки. (мышка) - Рассмотрите картинку (На картинке мышь ест сыр.). Произнесите слова-названия изображённых предметов. - Произнесите только согласные звуки в том порядке, как они идут в словах. (Ребята поворачиваются друг к другу, смотрят на положении губ во время произнесения звуков.) - Свободно ли проходит воздух при произнесении данных звуков? Какие преграды встречает струя воздуха? - При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык). Это один из главных признаков согласных звуков, о котором мы говорили ещё в период обучения грамоте. - А из чего состоит каждый согласный звук? (Произносится каждый звук и делается вывод) - Итак, согласные звуки состоят из шума или из шума и голоса. Это ещё один из главных признаков согласных звуков. - Придумайте предложение со словами «мышка», «сыр» по картинке. – Запишем предложение: Мышка любит сыр. Какие правила будете соблюдать? - Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки. - Разделите слова на слоги. Попробуйте прочитать слоги без гласных звуков. Что наблюдаем? - Согласный звук может образовать слог только вместе с гласным. Это третий главный признак согласных звуков. - Подведём итог нашей работы. Откроем учебник на с.75. Рубрика «Мудрая сова». Прочитайте заголовок. (Выстраивается вторая часть таблицы.) - Нашли мы ответ на данный вопрос? - Вы должны запомнить 3 признака согласных звуков.
Как отличить согласный звук от гласного?
| Гласные звуки
| Согласные звуки
| Гласный звук состоит только из голоса.
| Согласный звук состоит из шума или из шума и голоса.
| При произнесении гласного звука воздух проходит свободно, без преград.
| При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык).
| Гласный звук образует слог.
| Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком.
| - Дома вам нужно будет выполнить упр.3 с.75. Научитесь называть признаки согласных звуков.
- Работа над произнесением звуков. Развитие речи
- Как мы уже обсуждали, правильно и чётко учат нас произносить звуки скороговорки. - Послушайте скороговорку, постарайтесь понять её смысл, выделите согласные звуки, которые услышите в скороговорке. Носит Сеня в сени сено, Спать на сене будет Сеня. - О ком скороговорка? - Что делал Сеня, для чего? - Куда Сеня носил сено? - Что такое «сени»? - Где можем узнать значение слова? (Толковый словарь. Сени – в деревенских избах помещение между жилой частью дома и крыльцом. Сени использовались для хозяйственных нужд, а летом и для ночлега.) - Какие согласные звуки услышали в словах скороговорки? - В каких словах [c][c´][н][н´]? - Эта скороговорка записана в учебнике в упр.2 с.74. Дома выучите скороговорку наизусть. Поучитесь произносить её в разном темпе. - Оказывается, о Сене придумано много скороговорок. Ребята выучили скороговорки про Сеню. Давайте послушаем: 1. Сеня вёз воз сена.
2. Везёт Сенька Саньку с Соней на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, с санок все в сугроб.
3. Ах, вы, сени, сени, Вышел в сени сонный Сеня. И в сенях споткнулся Сеня, И кувырк через ступени.
4. Сено Сене Костя косит, В сени Сеня сено носит.
VII. Наблюдение за «работой» букв, обозначающих согласные звуки - Может ли один согласный звук изменить значение слова? - Поработаем в парах. Перед вами конверт. Достаньте листок со скороговоркой. - Прочитайте внимательно ещё одну скороговорку про Сеню. У Сени и Сани в сетях д ом с усами. - Что вызвало улыбку? В каком слове нужно заменить согласный звук, чтобы получилось слово-название рыбы? У Сени и Сани в сетях с ом с усами. - Спишите скороговорку. Подчеркните буквы согласных звуков. - Сделаем вывод: может ли один согласный звук изменить значение слова? - Поиграем в игру. У вас в конверте слова. Соберите в паре группы слов, которые отличаются одним согласным звуком. - Значения всех ли слов вы понимаете? (том – отдельная книга какого-либо сочинения; ком – кусок чего-нибудь мягкого, рыхлого; кок – повар на корабле; кочка – бугорок на лугу, на болоте; пора – время, срок.) - Запишите слова любой группы. Подчеркните букву, которой различаются записанные слова.
- Итог урока. Домашнее задание
- Подведём итог урока: Можете ли вы назвать признаки согласных звуков, по которым мы будет отличать их от гласных? - Дома обратитесь для закрепления материала к электронному приложению к учебнику. Послушайте ещё раз главное, что нужно знать о согласных звуках. - Выполните два задания:
- Помогите бегемоту послушать первые звуки в словах и правильно приклеить карточки со словами к нужным картинкам.
- Помогите лягушонку посчитать согласные звуки в словах, расставить слова в порядке увеличения согласных звуков и перебраться лягушонку на другой берег.
К БИЛЕТУ 17
Проблемный диалог
На уроке русского языка во 2 классе по теме «Разделительный мягкий знак» учитель предлагает учащимся вписать в предложения пропущенные слова «Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте».
Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, учительница выписывает на доске варианты написания слов (конечно, среди них есть как верные, так и неверные). После прочтения детьми написанного, задает вопросы:
- Задание было одно?
- Одно
- А какие получились результаты?
- Разные
- Как думаете, почему?
(Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах)
- Какова же цель нашей работы на уроке?
- Узнать больше о мягком знаке
- Для чего нам это необходимо?
- Чтобы правильно писать слова
Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока.
К БИЛЕТУ №18
|