Тема 3. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности XII-XIV вв. Псковская судная грамота 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности XII-XIV вв. Псковская судная грамота



 

План

1. Источники права русских княжеств. Характеристика Псковской судной грамоты

2. Правовое положение зависимого населения Пскова

3. Гражданское право

4. Уголовное право и процесс

5. Общая характеристика монгольского права. Великая Яса

 

Задания для самоподготовки

1. Купец Игумнов дал 3 рубля в долг купцу Соловьеву с тем, чтобы Соловьев вернул через 6 месяцев долг с причитающимися процентами (3% в месяц). Через 5 месяцев Игумнов изъявил желание вернуть деньги назад, так как они ему нужны были для покупки товаров. При этом он потребовал от Соловьева не только долг, но и проценты. Будут ли выполнены требования Игумнова? Аргументируйте ответ со ссылкой на статьи Судной Грамоты.

2. Впервые Псковская судная грамоту вводила новый вид наказания – смертную казнь. За какие виды преступлений применялась смертная казнь по Псковской судной грамоте? Определите правильный ответ:

а) за измену, конокрадство;

б) за оскорбление в виде вырывания бороды;

в) за удар на суде истца.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение следующих понятий доска, запись, отчина, кормля.

2. Назовите особенности государственного строя Псковской республики

3. Какие виды договоров предусматривала Псковская судная грамота?

4. Какие виды преступлений различала Псковская судная грамота?

5. Кем являлся посадник в Новгороде? Какова его компетенция?

6. Кого в Псковской судной грамоте называли половником и изорником?

7. Охарактеризуйте государственный строй золотоордынского ханства.

8. Выделите основные черты монгольского права в Золотой Орде.

Методические рекомендации

К источникам права в русских княжествах, а также в Новгороде и Пскове, кроме Русской правды, следует отнести обычное право, вечевое законодательство, договоры и судебную практику. Следует особо подчеркнуть значение появившихся в XV в. законодательных сборников – Новгородской и Псковской судных грамот. Поскольку дошедшие до наших дней нормы Новгородской судной грамоты дают представление главным образом о судопроизводстве и процессе в Новгороде, основное внимание следует сосредоточить на рассмотрение Псковской судной грамоты.

Изложение материала необходимо начать с общей характеристики Псковской судной грамоты, ее отличий от Русской Правды. Далее следует проанализировать правовое положение феодально-зависимого населения (закладников, холопов, половников), определить их личные и имущественные права.

При рассмотрении следующего вопроса необходимо обратить внимание на следующие моменты: вещное право (право собственности, движимое и недвижимое имущество, источники возникновения права собственности); обязательственное право (основания возникновения обязательств, исковая давность, договоры и их виды, порядок заключения договоров, способы обеспечения обязательств); наследственное право (наследование по закону и завещанию).

В четвертом вопросе при уяснении норм уголовного права необходимо обратить внимание на понятие преступления, виды преступлений, виды и цели наказаний. Далее следует охарактеризовать органы, осуществляющие правосудие, формы процесса, доказательства.

Изучая последний вопрос, следует остановиться на источниках монгольского права. Дать краткую характеристику Великой Ясы Чингисхана. Указать, какое значение она имела для развития монгольской и русской государственности. Кроме того, необходимо охарактеризовать правила наследования имущества, порядок заключения брака, правовое положение детей по монгольскому обычному праву, а также выяснить разграничивались ли в монгольском праве уголовные преступления и гражданские правонарушения.

 

 

Тема 4. Образование централизованного Московского государства XIV-XVI вв. Судебник 1497 г.

План

1. Источники права. Общая характеристика Судебника 1497 г., его значение в истории русского права.

2. Правовое положение зависимого населения в Московском княжестве

3. Уголовное и процессуальное право.

Задания для самоподготовки

1. С поличной кражей впервые был пойман сын купца Демидова. Пять человек были свидетелями кражи. Какую меру наказания он должен понести по Судебнику 1497 г.?

2. Купец Морозов дал обязательство наместнику продать товар на сумму 20 алтын. По пути на рынок Морозов по неосторожности товар утопил, переплавляясь через реку. Определите со ссылкой на статьи Судебника, какова будет ответственность Морозова за утерянный товар.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятий старожильцы, новоприходцы, серебряники, боярство, местничество, дворцово-вотчинная система.

2. Назовите черты государственного строя России в XV в.

3. Определите основные виды договоров по Судебнику 1497 г.

4. Как изменяется понятие преступления в Судебнике 1497 г. по сравнению с Русской правдой и Псковской судной грамотой?

5. Какие виды преступления выделяются по Судебнику 1497 г.?

6. Какие источники холопства закреплялись Судебником 1497 г.

 

Методические рекомендации

Отвечая на первый вопрос, необходимо сказать, что в период образования централизованного Московского государства в качестве основного законодательного акта продолжала действовать Русская правда. Вместе с тем появляются и новые формы законодательства, среди которых следует отметить уставные и жалованные грамоты, указные книги приказов, рецепция византийского права. К наиболее ранним законодательным актам относятся Двинская (1397-1398) и Белозерская (1488) уставные грамоты. Однако, эти правовые акты имели ограниченную сферу своего применения. К концу XV в. появляются акты общегосударственного значения, среди которых наиболее важными являются Судебники 1497 и 1550 гг. При общей характеристике Судебника 1497 г. необходимо остановиться на источниках, рассмотреть их содержание.

При рассмотрении второго вопроса следует обратить внимание на правовое положение различных категорий крестьянства, на начало процесса закрепощения крестьян (ст.56 Судебника 1497 г.). Особо следует рассмотреть правовое положение холопов.

Анализируя нормы уголовного права необходимо показать развитие общего понятия преступления (лихое дело), усложнение состава и классификации преступлений. Изменение целей наказания, виды наказаний. Классовый характер уголовного права.

При рассмотрении процессуального права необходимо охарактеризовать органы, осуществляющие правосудие: суд великого князя и Боярской думы. Местные суды: наместники, волостели, вотчинные и церковные суды. Возникновение розыскного процесса. Система доказательств: признание, поличное, показания «послухов» и «добрых людей», поле.

 

 

Тема 5. Сословно-представительная монархия в России

В середине XVI – второй половине XVII вв. Соборное Уложение 1649 г.

 

План

1. Характеристика историко-правового памятника

2. Правовое положение основных категорий населения Российского государства

3. Вещное, обязательственное и наследственное право

4. Уголовное и процессуальное право.

 

Задания для самоподготовки

1. В дом боярина Н. Проникли воры, совершив кражу, увели с собой жену боярина. Слуги дома не препятствовали ворам, а наоборот помогли им с целью получения потом вознаграждения. Определите возможное наказание по Соборному Уложению в отношении воров и слуг боярина.

2. В каких случаях применялась смертная казнь в отношении жен и детей по Соборному Уложению 1649 г. Определите вариант правильного ответа:

а) жены и дети изменников, ведавшие про измену;

б) жены и дети заговорщиков, ведавшие о заговоре;

в) жены и дети лиц, совершивших грабеж в военных походах;

г) жены и дети лиц, сдавших в период боя город неприятелю.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятий царь, Боярская дума, приказы, дворяне, белые слободы, Земский собор, вотчина.

2. Дайте характеристику сословно-представительной монархии.

3. Проследите, как изменились формы собственности в период сословно-представительной монархии

4. Кто такие «половники» и «серебряники»?

5. На какой срок по Соборному Уложению 1649 г. устанавливалась отсрочка уплаты долга, если несостоятельность должника была вызвана несчастным случаем.

6. Какие преступления стояли на первом месте в Соборном Уложении 1649 года?

7. Какому наказанию подлежала жена, совершившая умышленное убийство мужа?

 

Методические рекомендации

В первом вопросе при общей характеристике необходимо остановиться на источниках права, рассмотреть их содержание. Изложение необходимо начинать с истории разработки и принятия Соборного Уложения, рассмотреть его структуру, участие в разработки комиссии Н.И. Одоевского, роль ответной палаты Земского Собора 1649 г. При определении значения Соборного Уложения в истории русского права необходимо отметить, что происходила систематизация права и Уложение впоследствии явилось базой для дальнейшего развития права.

При рассмотрении второго вопроса следует обратить внимание на правовое положение различных категорий крестьянства, на начало процесса всеобщего закрепощения крестьян. Особо необходимо рассмотреть правовое положение холопов. Далее следует обратить внимание на статус феодально-зависимых крестьян, развитие новой категории зависимого населения (кабальных). Кроме того, необходимо рассмотреть изменение статуса посадских людей, разрешение конфликта между черным и белым посадом – отмена белых мест, прикрепление к посаду. Наконец, рассматривая положение холопов, необходимо отметить ограничение холопства, ограничение круга владельцев холопов, суммы долга.

В рамках третьего вопросы следует охарактеризовать формы феодального землевладения: вотчину и поместье, эволюцию их правового статуса. Развитие системы договорных обязательств, обязательная письменная форма закрепления сделок с недвижимым имуществом. Сословный характер обязательственного права. Наследование по закону и по завещанию.

Рассматривая нормы уголовного права, курсанты и студенты должны обратить внимание следующие вопросы: понятие и состав преступления, формы вины, виды соучастия, необходимая оборона, обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность, система и виды преступлений, виды и цели наказаний. Далее необходимо охарактеризовать органы, осуществляющие правосудие (государственные, церковные, вотчинные); формы процесса: состязательный процесс и розыскной процесс (возбуждение дела, рассмотрение дела, вершение дела, порядок обжалования, положение участников, процесса); доказательства.

 

 

Тема 6. Образование и развитие абсолютной монархии в России

Конца XVII-XVIII вв.

План

1. Сословные реформы Петра I и Екатерины II

2. Реформирование высших органов государственной власти в XVIII в.

3. Реформы местного управления в XVIII в.

4. Развитие источников права в XVIII веке

5. Уголовное и процессуальное право

Задания для самоподготовки

1. Составьте схему Табели о рангах 1722 г.

2. Некие Н. и М. по дороге в село Белореченское ограбили и ранили некоего З. В ходе следствия было установлено, что Н. хорошо знал З. И был осведомлен о том, что тот поедет из города с покупками и предложил М. ограбить З. По решению суда Н. Был повешен, а М. сослан на каторгу. Верно ли решение суда. Обоснуйте свой ответ ссылками на статьи Артикула.

3. Некий Н. Был пойман за кражу в четвертый раз. Украденные вещи были оценены в 18 рублей. По решению суда И. Был сослан на каторгу. Верно ли решение суда? Обоснуйте свой ответ, опираясь на статьи Артикула.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятий: империя, Сенат, коллегии, фаворитизм, фискалы, указ, манифест, регламент, рекрут.

2. Объясните, как работала судебная система России XVIII века.

3. Охарактеризуйте основные попытки кодификации законодательства в XVIII веке.

4. Раскройте правовое положение основных сословий России XVIII века.

5. Перечислите основные источники правовой мысли того времени.

6. Какие изменения в структуре высших органов власти и управления имели место в России XVIII века?

7. Каковы основные особенности норм уголовного права по Артикулу Воинскому 1715 года?

Методические рекомендации

В течение всего XVIII века в России происходило юридическое оформление и закрепление сословного строя. Рассматривая данный вопрос, необходимо использовать юридические акты, закреплявшие положение сословий. Так, привилегии и обязанности дворянского сословия были закреплены в Указе о единонаследии 1714 г, Табели о рангах 1722 г., Манифесте о вольности дворянской 1762 г., Жалованной грамоте дворянству 1775 г. Также курсанты должны охарактеризовать положение других сословных групп: духовенства, горожан и крестьян.

Оформление в России абсолютной монархии вызвала необходимость проведения реформы органов государственного управления. При ответе на второй вопрос курсантам необходимо раскрыть порядок формирования и механизм функционирования таких органов, как Сенат, коллегии, а также службы фискалов и прокуроров, созданных Петром I. Кроме того, следует обратить внимание на эволюционирование рассматриваемых органов в течение XVIII века.

Следующий вопрос посвящен реформам местного управления. Начать его рассмотрение следует с реформ Петра I по учреждению губерний и их управления, а также создание городского управления. Следующий этап реформирования приходится на правление Екатерины II, поэтому особое внимание следует уделить Учреждению губерний, изданному в 1775 г. и регулировавшему систему управления в российских губерниях в течение длительного времени.

Поскольку в условиях становления абсолютизма и проведения реформ активизировалась правотворческая работа, при изложении следующего вопроса необходимо иметь общее представление о таких источниках права, как регламенты, уставы, указы, манифесты. На конкретных примерах следует раскрыть основное содержание этих законодательных актов, обратить внимание на процедуру их подготовки, принятия и обнародования. Далее необходимо обратить внимание на неоднократно предпринимавшиеся попытки кодификации права при Елизавете Петровне и Екатерине II, отметить, какая работа проводилась в данном направлении и какие причины препятствовали успешному ее завершению.

Далее необходимо охарактеризовать военно-уголовного законодательство Петра I: Артикул воинский 1715 г., Краткое изображение процессов и судебных тяжб 1715 г., Морской устав 1720 г. Следует определить причины издания подобных правовых актов, введения в них новых понятий и определений, их роль и значение для развития русского права. Основное внимание следует уделить определению понятия преступления по Артикулу воинскому, видам преступлений, значению деления деяний по степени вины на умышленные, неосторожные и случайные, понятиям необходимая оборона и крайняя необходимость, смягчающим и отягчающим обстоятельствам.

Необходимо также назвать цели и виды применяемых наказаний, появление новых видов наказаний (аркебузирование, шпицрутены), отметить влияние на степень наказания социального положения виновного. Последний вопрос включает в себя такие ключевые моменты, как судебные органы, процесс (стадии процесса, общая форма процесса, наименование сторон, судебное представительство, формальная система доказательств, пытка, неразграниченность уголовного и гражданского процесса, неполное отделение суда от администрации, неполная отграниченность суда и розыска, обжалование приговора).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.031 с.)