Тема 2. Древнерусское государство и право IX-XII вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Древнерусское государство и право IX-XII вв.



Тематика семинаров

 

Тема 2. Древнерусское государство и право IX-XII вв.

Русская правда

План

1. Общая характеристика Русской Правды как историко-правового памятника

2. Вещное, обязательственное и наследственное право

3. Система преступлений и наказаний

4. Суд и судебный процесс

 

Задания для самоподготовки

1. Купец Путята взял в долг деньги для покупки товара. Эти деньги он растратил в результате пьянства. Определите возможное решение суда.

2. Вор был пойман на месте преступления, связан, а затем убит. Каково будет решение суда по этому делу? Аргументируйте свой ответ ссылками на статьи Русской Правды.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определения следующим понятиям князь, вече, дружина, закуп, смерд, холоп, вира, заклич, свод, вервь.

2. Назовите особенности государственного устройства Киевской Руси.

3. Дайте характеристику формам собственности по Русской Правде.

4. Какие виды договоры заключались на Руси?

5. Охарактеризуйте систему преступлений и наказаний по Русской Правде.

6. Назовите, из каких стадий состоял судебный процесс.

 

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса необходимо остановиться на времени и месте происхождения Русской Правды, охарактеризовать основные редакции. Также необходимо дать характеристику источникам древнерусского права, определить влияние византийского канонического права. Следует доказать, что Русской Правде были присущи основные черты раннефеодального права, кроме того, показать какое значение имела Русская Правда для последующего развития русского права, какое она имела время действия.

Во втором вопросе необходимо уделить внимание вещному и обязательственному праву; условиям, из которых вытекали обязательства. Следует охарактеризовать различные виды договоров известных Русской Правде (купли-продажи, займа, закупничества, «урок мостников»). Необходимо обратить внимание на различие в Русской Правде наследования по закону и завещанию, показать преимущественное право сыновей на наследование.

При рассмотрении третьего вопроса необходимо обратить внимание на следующие моменты: термин, обозначающий преступление, субъекты преступления, выделялись ли формы вины, виды соучастия, виды преступлений, виды и цели наказаний.

При характеристике процессуального права следует обратить внимание на следующие вопросы: органы, осуществляющие правосудие, форма процесса и его общая характеристика, предварительные следственные действия (гонение следа, заклич, свод), система доказательств.

 

 

Тема 3. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности XII-XIV вв. Псковская судная грамота

 

План

1. Источники права русских княжеств. Характеристика Псковской судной грамоты

2. Правовое положение зависимого населения Пскова

3. Гражданское право

4. Уголовное право и процесс

5. Общая характеристика монгольского права. Великая Яса

 

Задания для самоподготовки

1. Купец Игумнов дал 3 рубля в долг купцу Соловьеву с тем, чтобы Соловьев вернул через 6 месяцев долг с причитающимися процентами (3% в месяц). Через 5 месяцев Игумнов изъявил желание вернуть деньги назад, так как они ему нужны были для покупки товаров. При этом он потребовал от Соловьева не только долг, но и проценты. Будут ли выполнены требования Игумнова? Аргументируйте ответ со ссылкой на статьи Судной Грамоты.

2. Впервые Псковская судная грамоту вводила новый вид наказания – смертную казнь. За какие виды преступлений применялась смертная казнь по Псковской судной грамоте? Определите правильный ответ:

а) за измену, конокрадство;

б) за оскорбление в виде вырывания бороды;

в) за удар на суде истца.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение следующих понятий доска, запись, отчина, кормля.

2. Назовите особенности государственного строя Псковской республики

3. Какие виды договоров предусматривала Псковская судная грамота?

4. Какие виды преступлений различала Псковская судная грамота?

5. Кем являлся посадник в Новгороде? Какова его компетенция?

6. Кого в Псковской судной грамоте называли половником и изорником?

7. Охарактеризуйте государственный строй золотоордынского ханства.

8. Выделите основные черты монгольского права в Золотой Орде.

Методические рекомендации

К источникам права в русских княжествах, а также в Новгороде и Пскове, кроме Русской правды, следует отнести обычное право, вечевое законодательство, договоры и судебную практику. Следует особо подчеркнуть значение появившихся в XV в. законодательных сборников – Новгородской и Псковской судных грамот. Поскольку дошедшие до наших дней нормы Новгородской судной грамоты дают представление главным образом о судопроизводстве и процессе в Новгороде, основное внимание следует сосредоточить на рассмотрение Псковской судной грамоты.

Изложение материала необходимо начать с общей характеристики Псковской судной грамоты, ее отличий от Русской Правды. Далее следует проанализировать правовое положение феодально-зависимого населения (закладников, холопов, половников), определить их личные и имущественные права.

При рассмотрении следующего вопроса необходимо обратить внимание на следующие моменты: вещное право (право собственности, движимое и недвижимое имущество, источники возникновения права собственности); обязательственное право (основания возникновения обязательств, исковая давность, договоры и их виды, порядок заключения договоров, способы обеспечения обязательств); наследственное право (наследование по закону и завещанию).

В четвертом вопросе при уяснении норм уголовного права необходимо обратить внимание на понятие преступления, виды преступлений, виды и цели наказаний. Далее следует охарактеризовать органы, осуществляющие правосудие, формы процесса, доказательства.

Изучая последний вопрос, следует остановиться на источниках монгольского права. Дать краткую характеристику Великой Ясы Чингисхана. Указать, какое значение она имела для развития монгольской и русской государственности. Кроме того, необходимо охарактеризовать правила наследования имущества, порядок заключения брака, правовое положение детей по монгольскому обычному праву, а также выяснить разграничивались ли в монгольском праве уголовные преступления и гражданские правонарушения.

 

 

Тема 4. Образование централизованного Московского государства XIV-XVI вв. Судебник 1497 г.

План

1. Источники права. Общая характеристика Судебника 1497 г., его значение в истории русского права.

2. Правовое положение зависимого населения в Московском княжестве

3. Уголовное и процессуальное право.

Задания для самоподготовки

1. С поличной кражей впервые был пойман сын купца Демидова. Пять человек были свидетелями кражи. Какую меру наказания он должен понести по Судебнику 1497 г.?

2. Купец Морозов дал обязательство наместнику продать товар на сумму 20 алтын. По пути на рынок Морозов по неосторожности товар утопил, переплавляясь через реку. Определите со ссылкой на статьи Судебника, какова будет ответственность Морозова за утерянный товар.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятий старожильцы, новоприходцы, серебряники, боярство, местничество, дворцово-вотчинная система.

2. Назовите черты государственного строя России в XV в.

3. Определите основные виды договоров по Судебнику 1497 г.

4. Как изменяется понятие преступления в Судебнике 1497 г. по сравнению с Русской правдой и Псковской судной грамотой?

5. Какие виды преступления выделяются по Судебнику 1497 г.?

6. Какие источники холопства закреплялись Судебником 1497 г.

 

Методические рекомендации

Отвечая на первый вопрос, необходимо сказать, что в период образования централизованного Московского государства в качестве основного законодательного акта продолжала действовать Русская правда. Вместе с тем появляются и новые формы законодательства, среди которых следует отметить уставные и жалованные грамоты, указные книги приказов, рецепция византийского права. К наиболее ранним законодательным актам относятся Двинская (1397-1398) и Белозерская (1488) уставные грамоты. Однако, эти правовые акты имели ограниченную сферу своего применения. К концу XV в. появляются акты общегосударственного значения, среди которых наиболее важными являются Судебники 1497 и 1550 гг. При общей характеристике Судебника 1497 г. необходимо остановиться на источниках, рассмотреть их содержание.

При рассмотрении второго вопроса следует обратить внимание на правовое положение различных категорий крестьянства, на начало процесса закрепощения крестьян (ст.56 Судебника 1497 г.). Особо следует рассмотреть правовое положение холопов.

Анализируя нормы уголовного права необходимо показать развитие общего понятия преступления (лихое дело), усложнение состава и классификации преступлений. Изменение целей наказания, виды наказаний. Классовый характер уголовного права.

При рассмотрении процессуального права необходимо охарактеризовать органы, осуществляющие правосудие: суд великого князя и Боярской думы. Местные суды: наместники, волостели, вотчинные и церковные суды. Возникновение розыскного процесса. Система доказательств: признание, поличное, показания «послухов» и «добрых людей», поле.

 

 

План

1. Характеристика историко-правового памятника

2. Правовое положение основных категорий населения Российского государства

3. Вещное, обязательственное и наследственное право

4. Уголовное и процессуальное право.

 

Задания для самоподготовки

1. В дом боярина Н. Проникли воры, совершив кражу, увели с собой жену боярина. Слуги дома не препятствовали ворам, а наоборот помогли им с целью получения потом вознаграждения. Определите возможное наказание по Соборному Уложению в отношении воров и слуг боярина.

2. В каких случаях применялась смертная казнь в отношении жен и детей по Соборному Уложению 1649 г. Определите вариант правильного ответа:

а) жены и дети изменников, ведавшие про измену;

б) жены и дети заговорщиков, ведавшие о заговоре;

в) жены и дети лиц, совершивших грабеж в военных походах;

г) жены и дети лиц, сдавших в период боя город неприятелю.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятий царь, Боярская дума, приказы, дворяне, белые слободы, Земский собор, вотчина.

2. Дайте характеристику сословно-представительной монархии.

3. Проследите, как изменились формы собственности в период сословно-представительной монархии

4. Кто такие «половники» и «серебряники»?

5. На какой срок по Соборному Уложению 1649 г. устанавливалась отсрочка уплаты долга, если несостоятельность должника была вызвана несчастным случаем.

6. Какие преступления стояли на первом месте в Соборном Уложении 1649 года?

7. Какому наказанию подлежала жена, совершившая умышленное убийство мужа?

 

Методические рекомендации

В первом вопросе при общей характеристике необходимо остановиться на источниках права, рассмотреть их содержание. Изложение необходимо начинать с истории разработки и принятия Соборного Уложения, рассмотреть его структуру, участие в разработки комиссии Н.И. Одоевского, роль ответной палаты Земского Собора 1649 г. При определении значения Соборного Уложения в истории русского права необходимо отметить, что происходила систематизация права и Уложение впоследствии явилось базой для дальнейшего развития права.

При рассмотрении второго вопроса следует обратить внимание на правовое положение различных категорий крестьянства, на начало процесса всеобщего закрепощения крестьян. Особо необходимо рассмотреть правовое положение холопов. Далее следует обратить внимание на статус феодально-зависимых крестьян, развитие новой категории зависимого населения (кабальных). Кроме того, необходимо рассмотреть изменение статуса посадских людей, разрешение конфликта между черным и белым посадом – отмена белых мест, прикрепление к посаду. Наконец, рассматривая положение холопов, необходимо отметить ограничение холопства, ограничение круга владельцев холопов, суммы долга.

В рамках третьего вопросы следует охарактеризовать формы феодального землевладения: вотчину и поместье, эволюцию их правового статуса. Развитие системы договорных обязательств, обязательная письменная форма закрепления сделок с недвижимым имуществом. Сословный характер обязательственного права. Наследование по закону и по завещанию.

Рассматривая нормы уголовного права, курсанты и студенты должны обратить внимание следующие вопросы: понятие и состав преступления, формы вины, виды соучастия, необходимая оборона, обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность, система и виды преступлений, виды и цели наказаний. Далее необходимо охарактеризовать органы, осуществляющие правосудие (государственные, церковные, вотчинные); формы процесса: состязательный процесс и розыскной процесс (возбуждение дела, рассмотрение дела, вершение дела, порядок обжалования, положение участников, процесса); доказательства.

 

 

Тема 6. Образование и развитие абсолютной монархии в России

Конца XVII-XVIII вв.

План

1. Сословные реформы Петра I и Екатерины II

2. Реформирование высших органов государственной власти в XVIII в.

3. Реформы местного управления в XVIII в.

4. Развитие источников права в XVIII веке

5. Уголовное и процессуальное право

Задания для самоподготовки

1. Составьте схему Табели о рангах 1722 г.

2. Некие Н. и М. по дороге в село Белореченское ограбили и ранили некоего З. В ходе следствия было установлено, что Н. хорошо знал З. И был осведомлен о том, что тот поедет из города с покупками и предложил М. ограбить З. По решению суда Н. Был повешен, а М. сослан на каторгу. Верно ли решение суда. Обоснуйте свой ответ ссылками на статьи Артикула.

3. Некий Н. Был пойман за кражу в четвертый раз. Украденные вещи были оценены в 18 рублей. По решению суда И. Был сослан на каторгу. Верно ли решение суда? Обоснуйте свой ответ, опираясь на статьи Артикула.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятий: империя, Сенат, коллегии, фаворитизм, фискалы, указ, манифест, регламент, рекрут.

2. Объясните, как работала судебная система России XVIII века.

3. Охарактеризуйте основные попытки кодификации законодательства в XVIII веке.

4. Раскройте правовое положение основных сословий России XVIII века.

5. Перечислите основные источники правовой мысли того времени.

6. Какие изменения в структуре высших органов власти и управления имели место в России XVIII века?

7. Каковы основные особенности норм уголовного права по Артикулу Воинскому 1715 года?

Методические рекомендации

В течение всего XVIII века в России происходило юридическое оформление и закрепление сословного строя. Рассматривая данный вопрос, необходимо использовать юридические акты, закреплявшие положение сословий. Так, привилегии и обязанности дворянского сословия были закреплены в Указе о единонаследии 1714 г, Табели о рангах 1722 г., Манифесте о вольности дворянской 1762 г., Жалованной грамоте дворянству 1775 г. Также курсанты должны охарактеризовать положение других сословных групп: духовенства, горожан и крестьян.

Оформление в России абсолютной монархии вызвала необходимость проведения реформы органов государственного управления. При ответе на второй вопрос курсантам необходимо раскрыть порядок формирования и механизм функционирования таких органов, как Сенат, коллегии, а также службы фискалов и прокуроров, созданных Петром I. Кроме того, следует обратить внимание на эволюционирование рассматриваемых органов в течение XVIII века.

Следующий вопрос посвящен реформам местного управления. Начать его рассмотрение следует с реформ Петра I по учреждению губерний и их управления, а также создание городского управления. Следующий этап реформирования приходится на правление Екатерины II, поэтому особое внимание следует уделить Учреждению губерний, изданному в 1775 г. и регулировавшему систему управления в российских губерниях в течение длительного времени.

Поскольку в условиях становления абсолютизма и проведения реформ активизировалась правотворческая работа, при изложении следующего вопроса необходимо иметь общее представление о таких источниках права, как регламенты, уставы, указы, манифесты. На конкретных примерах следует раскрыть основное содержание этих законодательных актов, обратить внимание на процедуру их подготовки, принятия и обнародования. Далее необходимо обратить внимание на неоднократно предпринимавшиеся попытки кодификации права при Елизавете Петровне и Екатерине II, отметить, какая работа проводилась в данном направлении и какие причины препятствовали успешному ее завершению.

Далее необходимо охарактеризовать военно-уголовного законодательство Петра I: Артикул воинский 1715 г., Краткое изображение процессов и судебных тяжб 1715 г., Морской устав 1720 г. Следует определить причины издания подобных правовых актов, введения в них новых понятий и определений, их роль и значение для развития русского права. Основное внимание следует уделить определению понятия преступления по Артикулу воинскому, видам преступлений, значению деления деяний по степени вины на умышленные, неосторожные и случайные, понятиям необходимая оборона и крайняя необходимость, смягчающим и отягчающим обстоятельствам.

Необходимо также назвать цели и виды применяемых наказаний, появление новых видов наказаний (аркебузирование, шпицрутены), отметить влияние на степень наказания социального положения виновного. Последний вопрос включает в себя такие ключевые моменты, как судебные органы, процесс (стадии процесса, общая форма процесса, наименование сторон, судебное представительство, формальная система доказательств, пытка, неразграниченность уголовного и гражданского процесса, неполное отделение суда от администрации, неполная отграниченность суда и розыска, обжалование приговора).

 

 

В первой половине XIX в.

План

1. Попытки кодификации русского права в первой половине XIX в.

2. Свод законов Российской империи

3. Общая характеристика Уложения о наказаниях уголовных и исправительных

4. Преступления и наказания по Уложению 1845 г.

Задания для самоподготовки

1. За какие преступления назначалась ссылка на Кавказ и почему?

2. Как по Уложению 1845 г. квалифицировалось похищение священных предметов или иного имущества из нехристианских храмов? Выберите правильный вариант ответа:

а) святотатство;

б) преступления против частной собственности;

в) государственное преступление.

Контрольные вопросы

1. Дайте определения следующих понятий: кодификация, отрасль права, право собственности, министерство, Государственный Совет.

2. Какие произошли изменения в общественном строе в связи с развитием буржуазных отношений.

3. Раскройте содержание проекта Сперанского М.М. по государственному преобразованию России.

4. С какого возраста наступала полная гражданская дееспособность?

5. Какой срок безвестного отсутствия супруга мог служить основанием для развода?

Методические рекомендации

Изложение материала целесообразно начать с причин, вызвавших необходимость кодификации русского права в первой половине XIX в. Необходимо показать деятельность комиссии М. Сперанского, проекты систематизации законодательства. С 1804 г. начала свою работу 10-я кодификационная комиссия. В связи с ее деятельностью следует рассмотреть попытки принятия Гражданского Уложения, составления его проекта и связи с нормами Французского кодекса 1804 г.

Изучение деятельности созданного в 1826 году II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии позволит подробно осветить вопрос о крупнейших новациях в праве: создании Полного собрания законов и Свода законов, вступившего в силу с 1835 года.

Во втором вопросе необходимо отразить процесс подготовки Свода законов, уяснить его структуру, охарактеризовать основные отрасли права по Своду законов Российской империи. Следует показать значение Свода законов в формировании системы российского права.

Изложение материала в третьем вопросе необходимо начать с причин создания и введения в действие Уложения 1845 г., следует показать, что Уложение по своему содержанию и характеру являлось феодальным кодексом, хотя в нем уже нашли отражение некоторые принципы буржуазного права. Необходимо обратить внимание на новшества в структуре Уложения по сравнению с предыдущими русскими сборниками уголовного права.

В последнем вопросе необходимо осветить следующие моменты: общее понятие преступления и проступка, состав преступления (субъект, субъективная и объективная сторона). Следует обратить внимание на возраст наступления уголовной ответственности, а также на обстоятельства, устраняющие уголовную ответственность, смягчающую или отягчающую ее. Следует дать характеристику системе преступлений, критериям систематизации (церковь, государство, личность, имущество); системе наказаний, их видам.

 

 

План

1. Крестьянская реформа 1861 г.

2. Развитие права. Источники права во второй половине XIX в.

3. Административно-полицейское право.

4. Развитие гражданского права в Своде законов. Фабричное право.

5. Уголовное право и процесс.

 

Задания для самоподготовки

1. Носила ли в целом крестьянская реформа 1861 г. буржуазный характер и способствовала ли дальнейшему развитию в России капиталистических отношений? Обоснуйте свой ответ.

2. Составьте схему государственных органов, подготавливавших проведение крестьянской реформы 1861 г.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определения следующих понятий: временнообязанное состояние, выкупные платежи, земство, курия, коронный суд, суд присяжных, нотариат.

2. Назовите формы землепользования по реформе 1861 г.

3. Что такое куриальная система выборов?

4. Охарактеризуйте институт мировых судей и присяжных заседателей.

5. Какие новые институты и отрасли права появились в России во второй половине XIX в.?

 

Методические рекомендации

Проведение крестьянской реформы стало важнейшим фактором, определившим дальнейшее государственно-правовое развитие России. В ходе рассмотрения первого вопроса следует начать с анализа правовых актов, определивших проведение реформы. Далее необходимо рассмотреть изменение статуса крестьянского населения, порядок наделения крестьян землей, порядок определения суммы выкупа и организации выкупных платежей. В заключение следует отметить последствия реформы, отразившиеся в правовой системе и общественном устройстве Российской империи начала XX в.

Подготовку ответа на второй вопрос целесообразно начать с характеристики основных направлений развития российского права во второй половине XIX века. При подготовке необходимо иметь в виду, что основным источником права являлся Свод законов Российской империи 1832 года. Кроме этого следует охарактеризовать такие источники права, как дополнения к Своду законов, собрания узаконений и распоряжений, указы, уставы, ведомственные акты, обычное право. Особое значение в системе права Российской империи имело церковное (каноническое) право, а также право национальных окраин (шариат и адаты).

Характеризуя административно-полицейское право необходимо охарактеризовать политику ограничения прав отдельных народов, проживающих в Российской империи. Далее следует проанализировать изданное в 1895 году «Положение о видах на место жительства»

При подготовке к следующему вопросу необходимо иметь в виду, что во второй половине XIX века в России активно развиваются капиталистические отношения и буржуазные реформы вызвали бурный рост товарно-денежных отношений. Отмеченные процессы не могли не потребовать правового регулирования развивающихся капиталистических отношений. Характеризуя развитие гражданского права, следует отметить, что под влиянием капиталистических отношений в праве формируется понятие юридического лица, необходимо выделить субъекты, по отношению к которым оно применялось. Далее необходимо обратить внимание на изменения в праве собственности, дать его понятие (ст.262 ч.1. т.X Свода законов). Кроме того, следует охарактеризовать развитие обязательственного и наследственного права, указать влияние на него буржуазных отношений. Как особая сфера правового регулирования выделяется коммерческое право, следует выделить его особенности.

Возникновение фабричного права. С точки зрения развития капиталистических отношений необходимо охарактеризовать Закон о штрафах 1886 г. и Закон о сокращении рабочего дня 1897 г. В заключении следует сделать вывод о роли государственного правотворчества в регулировании отношений между предпринимателями и наемными рабочими.

Раскрывая последний вопрос, следует указать, что развитие уголовного права строилось на основе Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, новые редакции которого появились в 1857, 1866 и 1885 гг. Особые уголовные законы. Показать развитие гражданского процесса по Уставу гражданского судопроизводства 1864 г. и уголовного процесса по Уставу уголовного судопроизводства 1864 г.

 

 

План

1. Права и обязанности подданных по Основным законам Российской империи от 23 апреля 1906 года.

2. Государственный переворот 3 июня 1907 г. Изменения в избирательном законодательстве

3. Развитие административно-полицейского и уголовного права

Задание на самостоятельную подготовку

1. Дайте определение понятий парламентаризм, конституционная монархия, консерватизм.

2. Составьте сравнительную таблицу анализируемых правовых актов

Документ Состав избирателей Полномочия Гос. Думы Полномочия Гос. Совета Полномочия императора
Манифест и Положение о выборах в Думу от 6.08.1905        
Указ о выборах в Государственную Думу от 11.12.1905        
Манифест от 20 февраля 1906 г.        

 

Контрольные вопросы.

1. Кто не имел избирательного права по закону о выборах в Государственную Думу от 11 декабря 1905 г.?

2. В течение какого срока действовали I и II Государственные Думы?

3. Какое значение имела деятельность первых представительных учреждений в России?

4. Какова была структура Государственного Совета, и как он формировался?

5. Как Вы считаете, являются ли Основные государственные законы Российской империи 1096 г. конституционным актом? Обоснуйте свой ответ.

6. В России 19 августа 1906 года были учреждены военно-полевые суды. В каком порядке был принят законодательный акт об их учреждении? Какая судьба ожидала его в соответствии с Основными государственными законами 1906 года?

 

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса следует изучить гл. 2 Основных государственных законов Российской империи «О правах и обязанностях российских подданных». Курсантам и студентам следует выделить личные и политические права, а также определить статус иностранцев.

Анализируя события 3 июня 1907 г. необходимо понять, почему они определяются как государственный переворот, в чем его суть? Для этого следует проанализировать Манифест о роспуске Государственной Думы, о времени созыва новой Думы и об изменении порядка выборов в Государственную Думу от 3 июня 1907 г. Далее следует дать характеристику нового избирательного закона (Положение о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 г.), определить произошедшие изменения в избирательной системе Российской империи.

Изменения в административно-полицейском праве следует охарактеризовать на основе Временных административных правил о печати, собраниях, о союзах, митингах, забастовках 1907 г. Для выявления новаций в уголовном праве следует обратиться к Уголовному Уложению 1903 г., а также объяснить, почему оно не было введено в действие полностью. Кроме того, показать усиление карательной политики государства на основе Закона об учреждении военно-полевых судов от 19 августа 1906 г.

 

 

План

1. Развитие права в годы Первой мировой войны (1914-1916 гг.)

2. Законодательство Временного правительства

 

Задания для самоподготовки

1. Составьте схему органов государственной власти и управления России в годы Первой мировой войны.

2. Выделите основные этапы существования Временного правительства.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение следующих понятий Антанта, милитаризация, монархия, республика, двоевластие, Советы, Предпарламент.

2. В союзе с какими странами Россия участвовала в первой мировой войне?

3. В чем заключалась деятельность «прогрессивного блока» и военно-промышленных комитетов?

4. В чем состояло значение созыва демократического совещания и предпарламента?

5. Когда в России было официально провозглашено установление республиканской формы правления?

 

Методические рекомендации

Рассматривая первый вопрос, необходимо выделить основные направления изменений в различных отраслях права в годы войны. Усиление государственного вмешательства в регулирование экономических отношений (Закон об учреждении особых совещаний от 17 августа 1915 г.). Ужесточение уголовного законодательства по отношению к воинским преступлениям; упрощение порядка рассмотрения дел в процессуальном праве.

При подготовке второго вопроса следует выделить основные направления в законодательной политике Временного правительства. Для выявления позиций Временного правительства:

в аграрном вопросе нужно проанализировать Постановление по земельному вопросу от 19 марта 1917 г. и Постановление о создании земельных комитетов от 2 апреля 1917 г.;

в рабочем вопросе – Постановление о недопустимости смещения рабочими администрации предприятий от 3 апреля 1917 г. и Соглашение о введении восьмичасового рабочего дня от 10 марта 1917 г.;

в вопросе о войне – Постановление об усилении наказаний за антивоенные выступления на фронте от 30 мая 1917 г. и Постановление о введении смертной казни на фронте от 12 июля 1917 г.

 

 

План

1. Конституция РСФСР 1918 г.

2. Создание основ советского права.

3. Первые советские кодексы

Задания для самоподготовки

1. Назовите первые конституционные акты советской власти.

2. Составьте схему репрессивных органов советского государства в годы гражданской войны.

3. Проведите сравнительный анализ Положений о народном суде 1918 и 1920 гг.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение следующих понятий декрет, государственный переворот, вооруженное восстание, революция, ВЦИК, СНК, Съезд Советов, Учредительное собрание, конституция, военный коммунизм, продразверствка, национализация, комбеды, ВЧК.

2. Охарактеризуйте конституционное значение «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа».

3. Кто освобождался от трудовой повинности по Кодексу законов о труде 1918 г.?

4. Какой возраст уголовной ответственности устанавливали Руководящие начала по уголовному праву РСФСР?

5. Какой состав народного суда предусматривался Положением о народном суде 1918 и 1920 гг.?

6. Обоснуйте целесообразность образования государственной собственности, национализации земли, формирование кооперативной собственности.

7. В чем состояло назначение органов ВЧК?

Методические рекомендации

В первом вопросе внимание необходимо уделить разработке и принятию Конституции РСФСР 1918 г., при этом следует выделить различные позиции в советском руководстве по вопросам о государственном устройстве, о порядке формирования и деятельности местных советов. Далее следует раскрыть структуру Конституции, показать место «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», охарактеризовать положения ее разделов. Особое внимание обратить классовый характер закрепления прав граждан и избирательного права

Рассматривая возникновение советского права, необходимо дать характеристику источникам советского права, перечислить первые правовые акты, показать отношение к старым правовым нормам и раскрыть содержание принципов «революционной законности» и «революционного правосознания». Далее следует уделить внимание институту социалистической государственной собственности, новому статусу субъектов гражданско-правовых отношений. Охарактеризовать государственную монополию в гражданском обороте. Отметить роль профсоюзов в возникновении советского трудового права (Постановление СНК о 8-часовом рабочем дне от 29 октября 1917 г. и Положение о рабочем контроле от 14 ноября 1917 г.).

При ответе на последний вопрос в начале следует дать краткую характеристику развития всех основных правовых институтов в рассматриваемый период, обратить внимание на сужение сферы гражданско-правового регулирования в период «военного коммунизма». Необходимо рассмотреть положения первого советского Кодекса об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. и Кодекса законов о труде 1918 г. Опираясь на Руководящие начала по уголовному праву 1918 г. необходимо охарактеризовать институты «опасного состояния» и «социально-опасной личности», а также создание новой системы наказаний.

 

План

1. Конституция СССР 1924 г.

2. Развитие права. Кодификация законодательства:

а) Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.;

г) Уголовный кодекс РСФСР 1922 г.;

 

Задания для самоподготовки

1. Составьте схему высших органов государственной власти СССР по Конституции 1924 г.

2. Распределите полномочия Союза и союзных республик в соответствии с Конституцией 1924 г,

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определения следующим понятиям новая экономическая политика, продналог, хозрасчет, трест, социалистическая законность.

2. Чем отличается продналог от продразверстки?

3. Какие республики изначально вошли в состав СССР?

4. Лица какого возраста признавались военнообязанными согласно Закону СССР «Об обязательной военной службе»?

5. Какое количество сверхурочных часов работ в году допускал КЗоТ 1922 года?

 

Методические рекомендации

Ознакомление с первым вопросом можно начать с характеристики международного и внутреннего положения советских республик, экономических, политических и социальных предпосылок их объединения после завершения процесса становления Российской Федерации, создания ЗСФСР, становления других субъектов СССР. Кроме того, следует обсудить ленинскую концепцию образования государства и сталинский план «автономизации». Важно иметь представление о I съезде Советов СССР и документах, принятых им. Необходимо осветить процесс разработки и принятия Конституции СССР в 1924 году и основные ее положения.

При ответе на третий вопрос, необходимо выяснить, в чем состояли причины и особенности кодификации советского права в данный период, как процесс систематизации права связан с доктриной укрепления социалистической законности. Следует также показать ход разработки и принятия каждого кодекса, охарактеризовать объем и значение кодификационных работ, дать историческую оценку кодификации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.126.5 (0.144 с.)