Виды финансовой помощи регионам. Трансферты. Дотации. Субвенции. Бюджетные ссуды. Особый бюджетный режим. Инвестиционная поддержка развития регионов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды финансовой помощи регионам. Трансферты. Дотации. Субвенции. Бюджетные ссуды. Особый бюджетный режим. Инвестиционная поддержка развития регионов.



Бюджетная ссуда — это представляемые бюджету другого уровня бюд­жетные средства на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Бюджетные ссуды расширяют возможности перераспределе­ния средств в рамках бюджетной системы. За счет этих ссуд по­крывается временная потребность в денежных средствах, вы­званная временным шагом между поступлением доходов и фи­нансированием расходов. Это так называемый кассовый разрыв.

Трансферты – передаточные платежи, одна из форм распределения бюджетных средств, подразделяются на выплаты процентов по гос. долгу, выплаты на социальные нужды (пенсии, пособия нетрудоспособным).

Субсидии — это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов в рамках бюджетной сис­темы физическим и юридическим лицам.

Субвенции — это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основах на финансирование целевых расходов в рамках бюджетной системы или юридическим лицам (от высшего к низшему).

Финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъ­ектов РФ имеет следующие формы:

дотации или субвенции на выравнивание уровня мини­мальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ;

субвенции на финансирование отдельных целевых расходов.

Субъект РФ, получающий финансовую помощь из федераль­ного бюджета, принимает на себя определенные обязательства.

Финансовая помощь из федерального бюджета бюджету субъекта РФ, предоставляемая на выравнивание уровня минималь­ной бюджетной обеспеченности, определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих ми­нимальные государственные социальные стандарты. Перечень, виды и количественные значения минимальных государствен­ных социальных стандартов устанавливаются федеральным за­коном и определяются возможностями консолидированного бюджета РФ. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности устанавливаются Правительством РФ. Составле­ние и исполнение бюджетов основано на приоритетном финан­сировании расходов, связанных с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов при безусловном исполнении долговых обязательств.

Порядок предоставления и расчета конкретных размеров финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности определяется федеральным законом.

Субвенции бюджетам субъектов РФ предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер, в том числе:

• расходов по федеральным целевым программам, капи­тальных расходов;

• расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы;

• других целевых расходов.

Субъекты РФ привлекают целевые бюджетные ссуды на финансирование кассовых разрывов, связанных с сезонным харак­тером затрат либо сезонным характером поступлений доходов, на срок до шести месяцев на возмездных и безвозмездных усло­виях. Цели предоставления таких ссуд, условия оплаты и возвра­та целевых бюджетных ссуд субъектам РФ определяются феде­ральным законом о федеральном бюджете на очередной финан­совый год. Если предоставленные бюджетные ссуды не погаше­ны до конца финансового года, остаток непогашенной ссуды погашается за счет средств финансовой помощи, оказываемой бюджету субъекта РФ из федерального бюджета в очередном финансовом году. Если бюджет субъекта РФ не получает финан­совой помощи из федерального бюджета в очередном финансовом году, непогашенная часть бюджетной ссуды погашается за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, зачисляемых и бюджет субъекта РФ.

Уполномоченный орган государственной власти РФ имеет право на проведение ревизии бюджета субъек­та РФ, получающего финансовую помощь из федерального бюджета. При получении субъектом РФ финансовой помощи в объеме, превышающем 50% расходов его консолидированного бюджета, ревизия бюджета субъекта РФ проводится в обязатель­ном порядке.

Ревизия бюджета субъекта РФ проводится контрольным ор­ганом Минфина и Счетной палатой РФ.

 

22.Бюджетная обеспеченность и показатели, определяющие бюджетную самостоятельность. Регионы-доноры и регионы дотационные.

Бюджетная самостоятельность характеризуется значением 5 расчетных показателей:

- доля прямых поступлений из федерального бюджета в доходах регионального (%);

- доля федеральных дотаций в условно-чистых (без взаимных расчетов) доходах региона (%);

- доля собранных на территории налогов, зачисленных в бюджет региона;

- соотношение собранных на территории налогов, к расходам бюджета региона;

- условный баланс финансовых потоков или разность между поступлениями средств в федеральный бюджет и из него в бюджет региона (руб. на душу населения).

С учетом данного критерия регионы РФ делятся на доноры и реципиенты или дотационные. Регионы-доноры имеют высокую степень бюджетной самостоятельности и, не смотря на то, что примерно 50% налогов отчисляют в федеральный бюджет, свои потребности финансируют только за счет собственных доходов (не финансовой помощи). Регионы-реципиенты имеют низкую степень бюджетной самостоятельности и в их доходах обязательно присутствует финансовая помощь (до 80%), свои потребности финансируют, в основном, за счет поступлений из федерального бюджета. Ежегодно из 89 субъектов РФ выделяется 9-13 ведущих доноров, остальные в той или иной степени дотационны. Также в законе о федеральном бюджете публикуется список высоко дотационных субъектов РФ - чистых реципиентов. Как правило, для регионов с высокой степенью бюджетной самостоятельности характерны в среднем относительно благополучные показатели экономического положения.

 

Содержание и структура финансов субъектов РФ. Региональная финансовая политика. Принципы формирования бюджетов субъектов РФ. Доходы и расходы регионального бюджета. Межбюджетные отношения в регионе.

1.Территориальные финансы представляют собой систему экономических отношений, которая распределяет и перераспределяет Национальный Доход на экономическое и социальное развитие территорий, а также на выравнивание уровней жизни и социального развития локальных территорий (бюджетное регулирование в целях выравнивания доходной базы городов, районов, поселков и т.п. на основе единых стандартов проживания на территории).

Структура финансов субъекта РФ выглядит таким образом:

- бюджет субъекта РФ;

- бюджеты муниципальных образований территории;

- внебюджетные фонды субъектов РФ;

- иные финансовые ресурсы, привлекаемые для финансирования обще территориальных потребностей.

Структура местных финансов выглядит таким образом:

- местный бюджет;

- иные финансовые ресурсы.

Основными показателями бюджета территории выступают:

2. Региональные финансовые ресурсы это совокупность денежных средств, созданных и используемых на экономическое и социальное развитие территорий, и денежные отношения, возникающие по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения многообразных задач субъектов РФ. Эти отношения складываются между органами государственной власти субъекта РФ, муниципальными образованиями и населением, живущим на территории, а также хозяйствующими субъектами.

Принципы организации региональных финансов:

самостоятельность;

сбалансированность;

государственная финансовая поддержка (целевая и нецелевая финансовая помощь из федерального бюджета);

прозрачность;

гласность.

Финансирование расходов федерального бюджета на территории субъекта РФ может осуществляться через территориальные органы федерального казначейства, в том числе за счет налоговых и иных платежей, взимаемых на территории и подлежащих зачислению в государственный бюджет.

Главным направлением использования региональных финансов является финансовое обеспечение социальной и, частично, производственной инфраструктуры. Кроме бюджетных ассигнований, для этого привлекаются и средства субъектов хозяйствования (предприятий, организаций).

Функционирование и развитие финансов субъекта РФ основываются на концепции региональной экономической и финансовой политики.

Основные цели региональной финансовой политики:

обеспечение основ бюджетно-налогового федерализма в РФ, основанного на едином экономическом пространстве;

обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты;

выравнивание условий социально-экономического и финансового развития регионов;

приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;

становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

Региональная финансовая политика во многом зависит от системы территориального разделения труда и производственной специализации хозяйства региона и обеспечивается следующими методами:

· финансирование модернизации структуры индустриально развитых районов;

· обеспечение условий для привлечения финансовых ресурсов российских и иностранных инвесторов к созданию и эксплуатации предприятий в слаборазвитых районах, к развитию производств, в продукции которых заинтересована экономика;

· привлечение инвестиций регионов и иностранных государств в развитие общероссийской инфраструктуры и ее включение в систему мировых коммуникаций;

· обеспечение государственного регулирования цен на продукцию естественных монополий, выравнивающего условия предпринимательской деятельности в различных районах.

Важнейшими исходными пунктами этой политики являются прогнозирование платежеспособного спроса и его региональное распределение, изучение региональных финансово-кредитных рынков, оценка финансовых возможностей регионов, стимулирование развития собственного финансового потенциала для решения важнейших проблем.

Бюджет субъекта РФ представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Консолидированный бюджет субъекта РФ свод бюджета региона и бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории.

Доходы регионального бюджета формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, кроме доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам, доходов от использования имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении региона, иных неналоговых доходов.

Расходы региональных бюджетов. Формирование расходов бюджетов субъектов РФ базируются на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, фактических затратах на оказание государственных услуг.

Составные части расходов бюджетов соответствуют единой бюджетной классификации расходов по функциям, экономическим операциям использования ассигнований, ведомствам, получающим бюджетные ассигнования.

Необходимость сбалансированности регионального бюджета предполагает следующие источники финансирования его дефицита:

- внутренние: государственные займы путем выпуска ценных бумаг от имени субъектов РФ; бюджетные ссуды от бюджетов других уровней; кредиты от кредитных организаций;

внешние: государственные внешние займы от имени субъектов РФ.

Оказание финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ может быть осуществлено в следующих формах:

· дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности;

· субвенции на финансирование отдельных целевых расходов, бюджетные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета.

3. Межбюджетные отношения представляют собой совокупность отношений между органами государственной власти РФ, органами власти субъектов РФ и местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности при составлении, утверждении и исполнении бюджетов.

Финансовая помощь из бюджета субъекта РФ местному бюджету может быть оказана в следующих формах:

· - на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований с целью финансирования минимальных государственных социальных стандартов, ответственность за обеспечение которых возложена на органы местного самоуправления;

· - субвенции на финансирование отдельных целевых расходов;

· другие формы, предусмотренные бюджетным законодательством.

Местному бюджету могут быть представлены бюджетные ссуды из регионального бюджета на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местного бюджета. Порядок предоставления и расчет всех видов финансовой помощи определяется законом субъекта РФ. Уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ имеет право на проведение ревизии местного бюджета, получающего финансовую помощь.

Федеральным законом о федеральном бюджете может быть предусмотрена финансовая помощь местным бюджетам на финансирование расходов по федеральным целевым программам.

Развитие системы межбюджетных отношений в РФ можно разделить на три этапа.

На первом этапе (1991-1993) была создана основа налоговой системы России.

На втором этапе (1994-1999) была разработана концепция реформирования межбюджетных отношений.

Третий этап (2000-2001) характеризуется проведением налоговой реформы, перетягиванием доходных источников в федеральный бюджет.

Таким образом, наиболее острой проблемой бюджетной системы РФ является ее вертикальная несбалансированность, выражающаяся в значительном превышении объема фактически сложившихся расходных полномочий консолидированных бюджетов субъектов РФ над их бюджетной обеспеченностью.

Регулирование межбюджетных отношений на территории представляет собой деятельность областного правительства и органов местного самоуправления, направленную на формирование системы экономических отношений, обеспечивающей реализацию поставленной цели и решение вытекающих из нее задач на территории городов и районов области путем воздействия на экономическое поведение социально-экономических субъектов предусмотренными действующим законодательством методами.

Содержание муниципальных финансов. Местные бюджеты. Государственные минимальные социальные стандарты предоставления материальных и социальных услуг населению: местный уровень.

Муниципальные (или местные) финансы — совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.

Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного му­ниципального образования, а также хозяйствующими субъектами. Муниципальные финансы составляют экономическую основу местного самоуправления наряду с муниципальной собственно­стью, имуществом, находящимся в государственной собственно­сти и переданным в управление органам местного самоуправле­ния, другой собственностью, служащей удовлетворению потреб­ностей населения муниципального образования

Муниципальные финансы включают:

• средства местного бюджета;

• муниципальные внебюджетные фонды;

• государственные и муниципальные ЦБ, при­надлежащие органам местного самоуправления;

• другие денежные средства, находящиеся в муниципаль­ной собственности.

Муниципальные финансы основываются на принципах:

•самостоятельности;

• государственной финансовой поддержки;

• гласности.

Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением котором осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.

В качестве составной части сметы в местных бюджетах могут быть предусмотрены расходы отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями

В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов РФ в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов РФ

Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжа­ются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами, органами государственной власти субъектов РФ. Федеральные органы государственной власти, органы госу­дарственной власти субъектов РФ обеспечивают муниципаль­ным образованиям минимальные местные бюджеты путем закре­пления доходных источников для покрытия минимально необ­ходимых расходов местных бюджетов. Минимально необходи­мые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. Если до­ходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет этих источников, федеральные органы госу­дарственной власти, органы государственной власти субъекта РФ передают органам местного самоуправления другие доход­ные источники федерального бюджета и бюджета субъекта РФ

Государственные и муниципальные услуги — это общественно полез­ные функции, осуществляемые органами государственной власти или местного самоуправления, бюджетными учреждениями, а также блага и услуги, предоставляемые ими гражданам и юридическим лицам.

Государственные минимальные социальные стандарты — это государ­ственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмезд­ной и безвозвратной основах за счет бюджетов всех уровней, а также государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ.

Система государственных минимальных социальных стандар­тов формируется при определении финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на единой правовой базе и общих методических принципах.

Социальный стандарт представляет собой совокупность социальных потребностей населения, а также потребностей на содержание учреж­дений несоциальной сферы, финансируемых из бюджета, на одном из уровней обеспеченности: минимальном, среднем, рациональном, — выражаемых в социальных нормах и нормативах.

Социальный стандарт на минимальном уровне означает со­вокупность социальных потребностей населения, а также по­требностей на содержание учреждений несоциальной сферы, финансируемых из бюджета и гарантируемых государством.

Состав доходов муниципального бюджета. Собственные и регулирующие доходы, финансовая помощь. Заёмные средства местного бюджета. Основные направления расходов местного бюджета. Способы исполнения местного бюджета. Иные финансовые ресурсы, привлекаемые органами местного самоуправления для содержания и развития объектов социально-производственной инфраструктуры.

Существенным различием в источниках доходов местных бюджетов является то, что к:

· - собственным доходам относятся налоговые и неналоговые платежи, закрепленные полностью или частично на постоянной или долговременной основе федеральным, региональным законодательством или вводимые ОМС и направляемые в местный бюджет;

· отчислениям от регулирующих доходов можно отнести федеральные и региональные налоги и сборы, по которым устанавливаются нормативы отчислений в местные бюджеты на предстоящий финансовый год на долговременной основе (не менее 3 года по законодательству: ежегодно на практике);

· финансовая помощь может поступать в виде не целевой помощи дотации, общие трансферты, взаимные расчеты. Также в виде целевых ассигнований субвенции, целевые трансферты; в составе заемных средств выделяются процентные и беспроцентные бюджетные ссуды, кредиты коммерческих банков, займы у юридических и физических лиц под выпущенные ценные бумаги. Такие средства используются по решению представительных органов власти как источник покрытия дефицита местного бюджета на начальном этапе или в процессе его исполнения, по ним утверждается предельный лимит, который не должен превышать 15% от объема расходов.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

Согласно ст.41 Бюджетного кодекса к неналоговым доходам относятся:

Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, в том числе:

· средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение или пользование имущества, находящегося в муниципальной собственности;

· средства, получаемые в вид процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в коммерческих организациях;

· средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

· плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, юридическим лицам на возвратной и платной основах;

· доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим муниципальным образованиям;

· часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

· другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.

· Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Данное положение регламентируется ст. 7 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления" 126-ФЗ. Так, например, доходы от приватизации и реализации муниципального имущества, а также не менее 10 процентов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории соответствующего муниципального образования, поступает в местный бюджет;

· Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

· Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

· Иные неналоговые доходы.

Основные функции бюджета связаны с решением вопросов местного значения (содержание органов местного самоуправления, формирование муниципальной собственности и управление ими: благоустройство территории, муниципальное дорожное хозяйство и т.д.). Сюда же не следует отнести выполнение отдельных государственных полномочий, передаваемых на местный уровень, обслуживание и погашение долга по муниципальным займам, страхование муниципальных служащих, объектов собственности, гражданской ответственности и предпринимательских рисков.

Расходная часть местного бюджета может рассчитываться:

1. Исходя из фактических затрат прошлого года (на содержание одного бюджетного учреждения, оказание единицы услуги, на одного жителя МО и т.д.);

2. Исходя из государственных минимальных социальных стандартов (ГМСС). При этом методе первоначально рассчитывается минимальный местный бюджет, учитывающий государственные минимальные социальные стандарты (ГМСС). Большая доля расходов местных бюджетов идет на:

· дотации коммунальному хозяйству (до 30 % всех трат);

· содержание социальной сферы (образование, здравоохранение, детские дома и дома престарелых (55 60 %);

· заработной платы муниципальным служащим (местные чиновники, врачи, учителя, ЖЭУ и т.д. (10 15 %);

Груз разнообразных и насущных расходов, так как они связаны с жизнеобеспечением населения, лежащий на российских муниципалитетах и хронический дефицит их бюджетов привели сейчас к колоссальному росту кредиторской задолженности ОМС. Долги местных бюджетов предназначены энергетикам, угольщикам, газовикам, связистам и т.д. Долги существуют также перед субъектами, у которых местная власть получала ресурсы и услуги без полной оплаты, с кем проводили разорительные взаимозачеты и занимались бартером.

Традиционными для России видами финансовой помощи, основанными на принципах социальной справедливости, выступают дотации, субвенции, средства ФФПМО, а также суммы поступающие по взаимным расчетам, иные безвозмездные перечисления.

Цель представления таковых реализация целевых комплексных программ на террритории, увеличение бюджетной обеспеченности МО с учетом ГМСС. Условия предоставления сроки или тендер инвестиционных проектов.

В РФ выделяют два вида трансфертов (т.е. финансовой помощи из бюджетов).

1. Общие трансферты или универсальные нецелевая финансовая помощь предоставляется из Фонда Финансовой Поддержки Муниципальных Образований (ФФПМО) субъектов РФ с целью выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности. Критерием помощи выступают утвержденные ГСС, а ответственность за финансирование возложена на ОМС. Таковые трансферты выступают в форме дотаций. Дотации распределяются по МО на основе определения наличия дефицита минимального местного бюджета. Для этого производится анализ потенциальной базы доходов МО и расходов, рассчитанных по единым стандартам. Дотации начисляются на год и перечисляются на счет МО в течение года по мере поступления доходов в ФФПМО.

Дотации в современных условиях превалируют. Так, ФФПМО, сформированный на уровне областного бюджета Свердловской области, формируется за счет 33,37 % налога на прибыль, поступающего в областной бюджет.

Общими проблемами всех МО в межбюджетных отношениях является то, что все они оказываются в полной финансовой зависимости от региональных бюджетов и перегружены несвойственными им государственными функциями.

Финансовая помощь муниципальным образованиям Свердловской области, по дотациям составила в 1999г. 98,5% от всего объема поступивших средств. На субвенции ушло, соответственно полтора процента.

2. Целевые трансферты (гранты) целевая финансовая помощь на финансирование отдельных целевых расходов из ФФПМО, консолидированного с расходами областного бюджета. Цели трансферта определяются вышестоящим правительством (Субъектом федерации) будучи учтенными, в законе о бюджете субъекта РФ данного финансового года. Целями могут выступать:

- выплата компенсаций за проданную продукцию;

возмещение скидки сотрудникам ОВД в оплате жилой площади и коммунальных услуг;

содержание ЗАГСОВ и т.д.

Такая финансовая помощь называется субвенцией. Размеры дотаций и субвенций устанавливаются индивидуально для каждого МО региона России. Причем МО, у которых доходы превышают расходы, рассчитываются по стандартам, осуществляют финансирование определяемых целей субвенций за счет превышения доходов над расходами. Но таких МО очень немного, они самообеспечены и называются в практике бюджетирования донорами.

Также местные бюджеты могут получать финансовую помощь из федерального бюджета на финансирование целевых расходов, предусмотренных федеральными целевыми программами, либо федеральными законами.

Органы государственной власти и субъектов Федерации вправе осуществлять контроль за расходованием средств поступающих из федерального и регионального бюджетов. Субвенциальные расходы производятся на: книгоиздание, оплату льгот сотрудникам МВД из облбюджета, содержание ЗАГСов, осуществление архитектурно-градостроительных проектов и т.д.

Расходы: анализ основных статей расходов в разных МО.

ОМС с учетом имеющихся финансовых возможностей могут самостоятельно изменять нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг.

В соответствии с требованиями единой бюджетной классификации расходы местного бюджета делятся:

· по функциям;

· по экономическим операциям использования ассигнований;

по прямым получателям (ведомствам) средств

Государственные внебюджетные фонды РФ: доходы, направления расходования средств. Сущность и виды государственных внебюджетных фондов. Цели создания социальных внебюджетных фондов, органы управления ими, структура фондов.

Внебюджетные средства - это финансовые ресурсы государства, имеющие целевое назначение и не включаемые в бюджет.

Внебюджетные средства находятся в распоряжении органов гос.власти соответствующего уровня и концентрируются в специальных фондах, предназначенных для финансирования определенных мероприятий. Таким образом, внебюджетные фонды - это способ организации государственных финансовых ресурсов.

Необходимость создания внебюджетных фондов состоит в следующем: в рамках бюджета практически отсутствует закрепленность доходов за конкретными видами расходов, существует возможность перелива средств по статьям расходов, сокращения финансирования по важным статьям расходов, в частности, социальным. Выходом из такой ситуации является формирование финансовых ресурсов за пределами бюджета и использование их для финансирования отдельных общественных потребностей на основе оперативной самостоятельности.

Источниками внебюджетных фондов могут быть специальные налоги и сборы, субсидии из бюджета, займы. Конкретный перечень источников определяется задачами, для реализации которых создаются фонды.

Важным звеном государственных и муниципальных финансов являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу отдельных социальных групп населения. Внебюджетные фонды решают 2 важнейшие задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.

С помощью внебюджетных фондов государство решает следующие важные социальные задачи:

социальная защита населения

повышение жизненного уровня населения;

сохранение и улучшение здоровья населения;

социальная ориентация безработного населения;

оказание социальных услуг населению.

Государственные внебюджетные фонды относятся к федеральной собственности, имеют социальную, экономическую, благотворительную и другую направленность.

Итак, государственный внебюджетный фонд- фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом. В их состав на сегодняшний день входят:

Пенсионный фонд РФ;

Фонд социального страхования;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:

обязательных платежей, установленных законодательством РФ;

добровольных взносов физических и юридических лиц;

других доходов, предусмотренных законодательством.

Сбор и контроль за поступлением доходов осуществляет Министерство по налогам и сборам.

Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными законами РФ и субъектов РФ.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным Казначейством РФ.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы.

Основным источником доходов государственных внебюджетных фондов является сейчас единый социальный налог (ЕСН) (страховой взнос). Его плательщиками выступают организации-работодатели всех форм собственности, а налогооблагаемой базой являются все выплаты, начисленные работодателем в пользу работника по всем основаниям. Налог взимается по регрессивной ставке. (Смотри, Налоговый кодекс РФ, часть 2, ст. 236-242). Законодательство предусматривает некоторые льготы по уплате ЕСН.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) был создан Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.90г. и введен в действие с 1.01.92г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91г.

Цель его создания - обеспечение формирования и распределения финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ.

В основные задачи фонда входят:

- целевой сбор и аккумуляция ЕСН и страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением фонда;

- организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или потери кормильца;

- капитализация средств фонда, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

- контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением страховых взносов, правильным и рациональным расходованием средств фонда;

- организация и ведение индивидуального - персонифицированного учета застрахованных лиц;

- участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

- проведение научно- исследовательских работ в области государственного пенсионного страхования.

Расходы бюджета ПФР обеспечивают:

выплату трудовых и государственных пенсий, в том числе, гражданам, выезжающим за пределы РФ;

выплату пособий на погребение и оказание социальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов;

финансирование других статей в соответствии с законом.

Источниками доходов бюджета фонда выступают:

- ЕСН из федерального бюджета (поступает туда по ставке 14%);

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на выплату страховой части трудовой пенсии;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на выплату накопительной части трудовой пенсии;

- недоимки, пени, финансовые санкции;

- средства федерального бюджета;

средства федерального бюджета, передаваемые в фонд Министерством труда и социального развития на выплату досрочных пенсий безработным, пособий на погребение и т.п.;

средства из фонда Министерства РФ по атомной энергии;

страховые взносы по дополнительным тарифам для организаций гражданской авиации;

доходы от размещения временно свободных денежных сред



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 3998; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.224 (0.108 с.)