Федеральный бюджет РФ: макроэкономическое значение, структура доходов, приоритеты и структура расходов, проблемы сбалансированности (дефицит, профицит). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Федеральный бюджет РФ: макроэкономическое значение, структура доходов, приоритеты и структура расходов, проблемы сбалансированности (дефицит, профицит).



Государственный бюджет - денежные отношения, возникающие у федеральных органов власти с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием централизованного бюджетного фонда. Он является основным финансовым планом государства на текущий финансовый год и имеет силу закона. В государственном бюджете планируется темп годовой инфляции и абсолютное значение ВВП на конец года.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями. Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя три уровня: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты. Первый и второй уровни бюджетной системы, в соответствии с Бюджетным Кодексом, толкуются расширительно, т.е. включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета бюджеты государственных внебюджетных фондов. Совокупность бюджета соответствующей территории с бюджетами государственных внебюджетных фондов принято называть бюджетом расширенного правительства. Бюджетным кодексом РФ регламентируются следующие принципы, в соответствии с которыми должна строиться и развиваться бюджетная система РФ: 1. Принцип единства бюджетной системы 2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. 3. Принцип самостоятельности бюджетов 4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов 5. Принцип сбалансированности бюджета 6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств 7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов 8. Принцип гласности 9. Принцип достоверности бюджета 10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

Содержание и принципы формирования доходов бюджета
Доходы бюджета формируются за счет налогов, а также некоторых других видов поступлений, именуемых неналоговыми доходами (доходы от продажи и использования государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности и др.). Структура доходной части бюджета не постоянна, она подвержена изменениям в зависимости от условий развития страны, конкретной социально-экономической ситуации и направлений государственной политики. Например, налоговые доходы увеличиваются при росте экономической активности в стране, доходы от продажи государственной собственности - при проведении приватизации.

Структура доходов и расходов федерального бюджета
Бюджет как система экономических отношений имеет две взаимосвязанные составляющие: отношения по поводу образования бюджетного фонда за счет различных видов доходов; и по поводу его использования в форме бюджетных расходов. Структура доходов и расходов бюджета на очередной год является основным содержанием бюджетного плана, она определяет перспективные направления социально-экономической политики государства и ресурсы для их осуществления

Экономическое содержание и функциональное назначение бюджетных расходов
Расходы бюджета - это ден. средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Расход бюджета - это процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулируемых в бэджетах каждого уровня в соответствии с законом. Формирование расходов бюджета всех уровней базируется на: 1) Единых методологических основах. 2) Нормативах бюджетного обеспечения. 3) Финансовых затратах на оказание госуслуг, устанавливаемых правительством РФ. Расходы в зависимости от экономического назначения делятся на капитальные и текущие - связаны с расширенным воспроизводством, при их осуществлении создается или увеличивается иммущество, находящееся в собственности субъектов федерации. Капитальные расходы обеспечивают иновационную или инвестиционную деятельность. 1) расходы на проведение инвестиций. 2) На проведение капитального ремонта. 3) Средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели. В их составе формируется бюджет развития

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов
Структура источников финансирования дефицита бюджетов различных уровней в России определяется Бюджетным кодексом (ст. 94-96). В соответствии с ним выделяются следующие источники финансирования дефицита федерального бюджета: 1) внутренние источники: кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; бюджетные ссуды, полученные от других уровней бюджетной системы; 2) внешние источники: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ. Кредиты в иностранной валюте, полученные от правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций. Источники финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ также подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним источникам относятся государственные займы путем выпуска ценных бумаг от имени субъектов РФ, бюджетные ссуды от других уровней бюджетной системы и кредиты, полученные от кредитных организаций. По российскому законодательству, бюджетный дефицит может финансироваться только на долговой основе. Кредиты Центрального банка, а также приобретение им государственных или муниципальных долговых обязательств при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ
Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней. 2 уровня классификации: 1. Разделы. 2. Подразделы (В которых конкретезируется направление бюджетных средств).

Классификация целевых статей расходов бюджетов (Он отражает финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств в пределах подразделений этой классификации). Она состоит из следующих категорий расходов: 1. 100 000 - текущие расходы. 2. 200 000 - капитальные расходы. 3. 300 000 - предоставление кредитов (бюджетных ссуд за вычетом погашения). Текущие расходы - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее финансирование органов госвласти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетами и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций на текущее функционирование.

Сбалансированность доходов и расходов бюджетов. Дефицит. Профицит
В процессе исполнения и утверждения бюджета может возникнуть 3 ситуации: 1) Сбалансированность доходов и расходов. 2) Превышение расходов над доходами - дефецит бюджета. 3) Превышение доходов над расходами - профецит бюджета. Все уровни составляют и утверждают бюджет без профецита. При профеците оставшиеся средства могут направлятся на различные цели. Например, на сокращение налогового бремени или, как например, в 2004 году, средства направляются в стабилизационный фонд. Первичный профецит - понимается повышение доходов над расходами без учетов расходов на обслуживание госдолга. В бюджетах обязательно предусмотрены альтернативные источники покрытия дефецита бюджета.

Дефицит бюджета и источники его покрытия
Дефецит бюджета - это превышение расходов бюджета над доходами. В бюджетах обязательно предусмотрены альтернативные источники покрытия дефецита бюджета. Это различные заемные средства. Например, внешний займ государства в международном валютном фонде. Размер дефецита бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходы на обслуживание госдолга. Источники финансирования дефецита бюджета определяются и утверждаются органами гос. власти в законе о бюджете на будущий год. При принятии бюджета с дефецитом в законе обязательно утверждаются источники его финансирования. Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются: 1) внутренние источники следующих видов: кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; 2) внешние источники следующих видов: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.006 с.)