Театральная периодика (Театр и искусство, Маски). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Театральная периодика (Театр и искусство, Маски).



В конце XIX в. возникает собственно театральная пресса, которая к началу XX в. существует уже не только в Петербурге и Москве, где было сосредоточены основные хорошие театры, но и в провинции. Театральная периодика развивается в Харькове, Киеве, Нижнем Новгороде, Ростове, Казани и других городах. Среди органов периодики, посвященных театру, были и газеты, например "Театральная газета" (1913-1918), но в основном издавались журналы. Некоторые ежегодно - "Ежегодник императорских театров", другие ежемесячно - " Маски ", но были и еженедельные журналы - "Театр и искусство", "Рампа и жизнь" и др. Журналы адресовались к разным слоям публики, у каждого были свои цели и задачи. Театр и исполнительские искусства, где к творческому процессу причастны большие коллективы и аудитория тоже велика, вызвали к жизни два разряда отраслевой печати - малотиражную, предназначенную профессионалам, и массовую, предназначенную широкой публике. Среди театральных журналов, обращенных к специалистами обсуждающих внутритеатральные проблемы, были журналы " Маски " и "Любовь к трем апельсинам".

Совершенно новым, до той поры неизвестным читателю массовым изданием стал журнал А.Р. Кугеля "ТЕАТР И ИСКУССТВО", вышедший в 1897 г. в Петербурге. Журнал очень быстро завоевал популярность и особенно в актерской среде. А.Р. Кугель (1864-1928) был очень известен среди театральных критиков своего времени. А.Р. Кугель занял особое место в русской театральной критике. Кугель был не только издателем и редактором, но и автором, для собственных материалов он отвел специальный отдел "Угол", вел цикл "Театральные заметки". В журнале сотрудничали все достаточно известные театральные критики: художественный отдел возглавлял А.А. Ростиславов, музыкальный - И.М. Кнорозовский.

"МИР ИСКУССТВА". К.А. Сомов и С.П. Дягилев стали основателями и участниками первого и самого знаменитого журнала русских модернистов "Мир искусства". Найденное, наконец, оно имело большой смысл: не обыденный, божий или современный мир, а особый, освобожденный от грубой повседневности мир искусства, в котором живут лишь избранные и посвященные. Журнал вышел в ноябре 1898 г. С. Дягилев осуществлял организаторские функции. Очень много внимания он уделял оформлению журнальных книжек. Непосредственно этим занимался Л. Бакст, С. Дягилев стремился из самого журнала сделать "предмет искусства", поэтому так много внимания уделял оформлению.

"НОВЫЙ ПУТЬ". созданный Мережковскими и Перцовым, начал выходить в 1903 г. как орган религиозно-философских собраний, что было указано в разрешении на издание. В первое время журнал печатал протоколы заседаний, но собрания достаточно быстро были запрещены, и фактически "Новый путь" считался журналом Мережковского и Гиппиус. Разрешение на издание получил П.П. Перцов, он дал значительную часть необходимой суммы и был назван в качестве редактора журнала, но основную роль играл Д.С. Мережковский как идейный вдохновитель, а на З.Н. Гиппиус лежала основная редакционная работа. С самого начала "Новый путь" возник как своеобразный общественный орган, пытавшийся создать иную, отличную от уже существовавших, религиозную общественность. цель журнала: "Дать возможность выразиться в какой бы то ни было литературной форме - в повествовании, в стихах, в философском рассуждении, в научной статье или беглой заметке - тем новым течениям, которые возникли в нашем обществе с пробуждением религиозно-философской мысли.

Сатирические журналы 1905 1907 гг.

Эпоха 1905 г. ознаменовалась еще одним заметным явлением в области печатного слова появилось множество сатирических иллюстрированных изданий разной периодичности: "Пулемет", "Жало", "Топор", "Зритель", "Жупел", "Бич" и др. Эти журналы издавались в обеих столицах, городах Одессе, Тифлисе, Харькове, Киеве, Ярославле, Саратове и многих других. Все они были ультрарадикальными, но с разной политической платформой: от революционных, социалистических до умеренно конституционных и реакционных, погромных.

"Жупел" (1905 1906) всего 3 номера, издававшийся С. П. Юрицыным под ред. художника З. И. Гржебина, "Маски" (1906) всего 9 номеров, выходивший под редакцией художника С. Чехонина, являвшийся одним из Ж., заменявших закрытый "Зритель". Большинство сатирических Ж. было беспартийными и критиковали самодержавный строй с радикально-демократической точки зрения. В ряду этих Ж. появилось несколько рабочих Ж.: такова "Свобода" (1905) всего 2 номера, издававшаяся С. И. Чепуриным и редактируемая С. М. Усасом и А. М. Гутьяром. "Свобода" заявила о том, что она принимает программу соц.-дем. партии. Вместо закрытой "Свободы" выходил "Девятый вал" (1906) всего 2 номера того же издателя, под ред. А. И. Яргина. Петербургскими печатниками позже издавался Ж. "Балда" (1907) всего 3 номера, сотрудниками к-рого были сами же рабочие. После закрытия его сменил "Топор" (1907) всего 2 номера, в свою очередь конфискованный. Графика сатирических Ж. (участие в них принимали лучшие графики того времени Анисфельд, Билибин, Добужинский, Лансере, Кустодиев, Ремизов, Чехонин, Юнгер и др.) играла мощную агитационную роль. Карикатура в этих Ж. зачастую превалировала над текстом. Предметом сатиры служили тупоумная и реакционная бюрократия, придворная камарилья, военно-полицейские методы управления страной; карикатуристы и поэты-сатирики не щадили и личности самого самодержца.

Журнал "Сатирикон" явился наследником боевой демократической сатиры 1905-1907 года. Революция вызвала в стране спрос на обличительную и сатирическую литературу. Журнал выходил в Петербурге с 1908 по 1914 годы. Издателем был М. Г. Корнфельд, редактором - сначала А. А. Радаков, а затем А. Т. Аверченко, который сделал его известным. Говорить об Аверченко - значило говорить о "Сатириконе". Задачей "Сатирикона" было моральное исправление общества с помощью сатиры на нравы. На страницах журнала выступали многие известные поэты и прозаики: С. Черный, О. Мандельштам, В. Маяковский, Тэффи, А. И. Куприн, Л. Андреев, П. Потемкин, В. Князев, В. Волков, Красный, А. Толстой. Номера "Сатирикона", помимо постоянных карикатуристов - Н. Ремизова, А. Радакова, А. Яковлева, А. Юнгера, украшали рисунки прославленных мастеров Б. Кустодиева, К. Коровина, А. Бенуа, М. Добужинского. Низменным успехом у читательской публики пользовались произведения самого Аверченко: его юмористические рассказы, фелье

тоны, рецензии составляли костяк каждого номера журнала. "Сатирикон" быстро завоевал симпатии многочисленных читателей. Его цитировали депутаты с трибуны Государственной думы, министры совета.

Основные политические направления в журналистике до 1905г.: консервативное (Московские ведомости, Новое время), либеральное (Вестник Европы, Русские ведомости, Русская мысль и др.), социалистическое (Искра, революционная Россия, рус.богатство). Правительственная печать.

Консервативные издания: Лидирующую роль среди русских консервативных газет по-прежнему играют «Московские ведомости» Каткова, авторитет которого вырос благодаря патриотической позиции в 1863 г. во время польского восстания и во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Катков открыто защищал интересы дворянства, монархии, резко порицал любые проявления свободомыслия, либерализма, осуждал социалистов-нигилистов, бунтующих крестьян и рабочих, требовал от правительства крутых мер. «М. в.» требовали «твёрдой власти», выступали против польского освободительного движения и всякого проявления прогрессивной мысли, нападали на реформы 60-х гг., критиковали германскую ориентацию внешней политики правительства.

«Новое Время» - газета политическая и литературная - выходила в Петербурге в 1868 – 1917. До 1876 была бесцветной консервативной газетой. Она выступала против либерализма, приветствовала русификаторскую политику русского правительства в Польше. С переходом газеты в руки Суворина "Новое время" приобретает умеренно-либеральный характер. Но уже в 1877,в связи с началом русско-турецкой войны, Суворин резко переменил курс, "Либеральный журналист Суворин во время второго демократического подъема в России (конец 70-х годов ХIХ в) повернул к национализму, к шовинизму, к беспардонному лакейству перед власть имущими." (В.И.Ленин)

В правительственных кругах высоко ценили заслуги Суворина перед русским самодержавием. Ему было предоставлено монопольное право газетной торговли на железных дорогах страны и доверена цензура его изданий. С конца 70-х годов "Новое время" беспринципная газета, прибежище реакции. Вела ожесточенную борьбу против русской демократии, не гнушаясь прямым доносительством клеветой. "Новое время" выступило в защиту самодержавия и поповщины, проповедовало крайний шовинизм и мистику. Ведущими публицистами "Нового времени" в разное время были такие реакционеры, как В.П.Буренин, М.О.Меншиков, В.В.Розанов.

Либеральные издания в условиях политической реакции 80-х годов были заметным фактором общественной жизни России. После расправы правительства с демократической прессой, в 1884 г. крупные либеральные журналы и газеты («Русская мысль», «Вестник Европы», «Русские ведомости») остались в монопольном положении. Как бы осторожно и умеренно ни звучали их высказывания против крепостнических контрреформ и зверского национализма в защиту науки и просвещения, это была, по существу, единственная легальная трибуна для критики.

Одним из крупных и наиболее долговечных ежемесячных журналов либерально-буржуазного склада в России второй половины XIX в. был «Вестник Европы». Он издавался с 1866 г. как журнал преимущественно исторический и выходил объемистыми книжками раз в три месяца. Редактором-издателем «Вестника Европы» был отставной профессор истории Петербургского университета М. М. Стасюлевич.С 1868 г. журнал стал ежемесячным. Умеренно-либеральное направление его не изменилось, но программа расширилась. Более интересной стала проза, полнее освещалась политическая жизнь России. «Вестник Европы» был органом русской либеральной буржуазии и отражал ее стремления к некоторым реформам, к буржуазному прогрессу страны под властью самодержавия. Далее конституционной монархии политические идеалы редакции не шли, и совершенно естественно, что журнал резко отрицательно относился к революционным методам борьбы, отгораживался от революции. Но так как «Вестник Европы» все же толковал о пользе реформ, он подвергался постоянным нападкам консервативной и реакционной прессы во главе с «Русским вестником» Каткова. «Вестник Европы» просуществовал до 1918 г. Его закрыли вместе с другими контрреволюционными изданиями.

Социалистическое направление:

«Искра» - первая общерусская политическая марксистская нелегальная газета, созданная В. И. Лениным в 1900. По плану, выработанному Лениным в ссылке (с. Шушенское) в 1899—1900 газета должна была помочь преодолеть идейный разброд и организационную раздробленность, кустарничество, царившие в эти годы в деятельности российской социал-демократии. Придать стихийному рабочему движению целенаправленность, сплотить местные социал-демократические организации и группы на принципах революционного марксизма. «И.» явилась выразителем революционных задач новой исторической эпохи. «И.» обратила серьёзное внимание на партийную работу среди крестьян и солдат; боролась с национализмом, национальной рознью, национальным гнётом, колониализмом; выступала пламенным проповедником идеи пролетарского интернационализма. «И.» поддерживала и пропагандировала передовую демократическую культуру, осуществляла связь революции и прогрессивной литературы. Большое внимание газета уделяла важным событиям международной жизни, особенно международному рабочему и национально-освободительному движению.

«Революционная Россия» - газета выходила с 1900 года как издание Союза социалистов-революционеров, а с января 1902 года, после слияния «Союза» с Партией социалистов-революционеров, была до декабря 1905 года центральным органом партии. Издавалась в Куоккала, в Финляндии; в Томске; в Женеве. «Революционная Россия» была органом формально нелегальным даже в месте своего издания. Это не мешало ей иметь широкое распространение в России, куда она проникала контрабандным путем. Ей пришлось занять оборонительную позицию против «Искры», органа социал-демократии; но тон полемики в «Р. Р.» был более сдержанный. Не раз «Революционная Россия» заявляла, что разногласия социал-революционеров и социал-демократов — домашние споры и что обе партии одинаково резко противоположны либералам.

«РУССКОЕ БОГАТСТВО» — ежемесячный литературный и научный журнал, издававшийся в Петербурге с 1876 по 1918. Одну из своих главных задач либерально-народническое «Р. б.» 90—900-х гг. видело в яростной борьбе с марксизмом, к-рую начал Михайловский в 1893, еще до эпохи «легального марксизма». В этой полемике теоретики «Р. б.» сделали ряд отступлений от старых народнических схем, признали наличие развивавшегося в России капитализма и рабочего движения, стараясь только доказать полную тождественность интересов всех «трудящихся». В развиваемой им концепции аграрной эволюции «Р. б.» в сильной степени опиралось на немецкую бернштейнианскую лит-ру. В философском отношении замечаются тенденции сближения с эмпириокритицизмом (В. Чернов). По вопросам лит-ры «Р. б.» в лице Михайловского вело борьбу как с натурализмом в искусстве, так и с тенденциями модернизма и символизма.

 

 

55. Либерально-оппозиционные и революционные издания за рубежом (Освобождение, Искра).

«Искра», первая общерусская политическая марксистская нелегальная газета, созданная В. И. Лениным в 1900. По плану, выработанному Лениным в ссылке (с. Шушенское) в 1899—1900 газета должна была помочь преодолеть идейный разброд и организационную раздробленность, кустарничество, царившие в эти годы в деятельности российской социал-демократии, придать стихийному рабочему движению целенаправленность, сплотить местные социал-демократические организации и группы на принципах революционного марксизма. После окончания ссылки (29 января 1900) Ленин посетил множество городов для установления связей с социал-демократами и ознакомления их с планом; в апреле 1900 провёл Псковское совещание (Л. Мартов, А. Н. Потресов, П. Б. Струве и др.), на котором был одобрен ленинский «Проект заявления редакции “Искры” и “Зари”». После совещания Ленин проделал большую работу по организации повсеместной сети корреспондентов будущей газеты. В июле 1900 в Швейцарии Ленин начал переговоры с группой «Освобождение труда», совместно с которой было решено издавать газету.

 

Местопребыванием редакции «И.» был избран Мюнхен. Первый номер «И.» датирован декабрём 1900. С середины 1901 «И.» выходила ежемесячно, а с 1902 — каждые 2 недели. В среднем тираж был 8 тыс. экземпляров, а некоторых номеров — до 10 тыс. Заграничная агентура царской охранки напала на след газеты, поэтому в апреле 1902 редакция переехала из Мюнхена в Лондон, а через год — в Женеву. Кроме газеты, редакция «И.» издавала журнал «Заря», а также выпустила за три года свыше 50 книг, брошюр и прокламаций. Большую помощь в организации издания «И.» оказали германские социал-демократы К. Цеткин, А. Браун, польский революционер Ю. Мархлевский и английский социал-демократ К. Квелч.

 

«Освобожде́ние» - русский журнал, орган либерально-буржуазной оппозиции. Издавался в 1902—05 в Штутгарте, затем в Париже под редакцией П. Б. Струве. В России распространялся нелегально. Вышло 79 номеров (выходил раз в две недели). Первоначально журнал был внепартийным, выражая мнение оппозиционных земских и думских кругов и оппозиционной интеллигенции вообще, придерживался умеренных взглядов. В 1903 г. журнал стал органом образовавшегося в России "Союза Освобождения" и начал выражать более левые взгляды. Позже, особенно после петербургских событий 9 января 1905 г., стал на революционную точку зрения.

На его страницах были опубликованы первые программные статьи, сформулированы и продискуссированы организационноые принципы будущей Конституционно-демократической партии.

Кроме журнала, редакция время от времени выпускала "Листки Освобождения", в которые помещала не уместившийся в журнале более срочный фактический материал, с 11 февраля 1904 г. до 20 марта 1905 г. вышло 26 выпусков "Листков Освобождения". Также были выпущены две "Книжки Освобождения", в которых печатались большие статьи и материалы русского общественного движения и аналитические материалы.

Тем не менее социал-демократы так и не приняли его, как свой, критикуя за умеренность.

 

 

Революция 1905-1907гг. Манифест 17 октября. Возникновение политических партий в России и формирование легальной партийной прессы. Появление нового типа легальной газеты – ЦО партии (Новая жизнь, Правда, Речь, Утро Росси, Страна, Рус.знамя и др.). Преимущественное влияние кадетской партии в прессе 1906-1912гг. Беспартийные газеты и журналы (даст НЕЛЛИ).

Периодическая печать в годы первой русской революции. Главным событием этого времени был Манифест от 17 октября 1905 г. Он провозглашал гражданские права и политические свободы, тем самым давал развитие многопартийной прессе. Вскоре была фактически отменена цензура, но восстанавливался порядок ответственности журналистов по суду за преступления в области печати. Их можно было оштрафовать, арестовать на срок до трех месяцев, заключить в тюрьму на срок до полутора лет, сослать на поселение. За Главным управлением по делам печати МВД и полиции оставалось и право конфискации тиражей, приостановки изданий, закрытия типографий. С 1906 г. этот указ стал действовать весьма сурово. Власти стали использовать и субсидии правительственным и консервативным издания как средство их поощрения.

 

В это время в России появляется партийная печать. Кадеты (конституционные демократы) издают газету “Народная свобода”, “Речь”, “Товарищ”, вечернюю газету “Дума”, в Москве – “Народное дело”, “Народный путь”. Социал-демократы (большевики) начинают выпускать первую свою легальную газету “Новая жизнь”, газету “Борьба”. У меньшевиков выходят газеты “Начало” и “Московская газета”. Эсеры (социал-революционеры) сначала использовали газету “Сын Отечества”, а затем организовали свои издания – газеты “Голос” и “Дело народа”. Анархисты выражали свои мысли в газете “Анархия”. Каждая партия, даже небольшая могла иметь свои печатные органы: октябристы, Союз трудового народа, монархисты. Ряд из них носили шовинистический и националистический характер. Революционные события вызвали к жизни и новые правительственные – монархические газеты - вечернюю “Русское государство”, просуществовавшую меньше года, и пришедшую ей на смену “Россию”.

 

Поражение первой русской революции привело к ужесточению условий выпуска газет и журналов. Часть из них закрылась, многие партийные газеты стали вновь издаваться за границей или нелегально. Многие литераторы и журналисты вновь перешли от острых политических тем к религиозно-нравственным и философским размышлениям и поискам. Ярким примером такого типа публицистики были статьи известного сборника “Вехи”. Укрепились буржуазные издания и пополнились новыми названиями. Ряд газет стали издавать известные промышленники и финансисты: например, Рябушинские – ежедневную газету “Раннее утро” (1907-1918) и “Утро России” (1907, 1909-1918). Создаются и массовые буржуазные газеты для городского населения: “Газета-копейка” (1908-1918) в Петербурге, “Газета-копейка” (1909-1918) в Москве. Они были очень дешевы (стоили копейку, в отличие от 5 копеек за другие газеты) и давали подписчикам несколько приложений, содержали рекламу, объявления, развлекательный материал. Издания хорошо раскупались. Тиражи исчислялись несколькими сотнями тысяч экземпляров. Эти газеты оборудовали собственную типографию с новейшим полиграфическим оборудованием, которое позволяло оперативно печатать необходимое количество экземпляров.

 

Легальные большевистские газеты. Развитие массовой печати для народа и появившаяся у людей привычка читать газеты позволили политическим партиям, в том числе и большевистской. более активно использовать печатное слово в своей работе. Они создают собственные легальные издания. Большевики в 1911 г. начинают издавать газету “Звезда” (1910-1912), а в 1912 г. – “Правда”, которая с перерывами выходила вплоть до 1917 г. Идейным вдохновителем и руководителем газеты был В.И.Ленин. Она была адресована рабочим и обсуждала важнейшие проблемы жизни рабочих, ход выборов в Думу. Газета поддерживала и вдохновляла стачечную борьбу рабочих. Здесь обсуждалась руководящая роль пролетариата в грядущей борьбе за переустройство общества, писалось о классах и их неравнозначной роли в современном обществе. Газета издавалась на деньги, поступавшие от рабочих в виде пожертвований. История новейшей отечественной журналистики берет свое начало с февраля 1917 г., когда Россия, впервые за многовековую ее историю, обрела буржуазно-демократическую государственность. Провозгласив демократические свободы и закрепив право на свободу слова в «Законе о печати», Временное правительство предоставило всем политическим партиям и группам широкие возможности для легальной издательской деятельности, повсеместного распространения и продажи своей прессы. За восемь месяцев революции в России сложилась разветвленная система многопартийной печати, рассчитанная на различные категории читателей. Острые противоречия внутри социалистической прессы лишали ее единства действий в последующих революционных событиях и во многом предопределили судьбу той части социалистической печати, которая выражала свое несогласие с действиями большевиков.

 

Активное участие в прессе крупных философов и общественных деятелей: Струве, Бердяев, Булгаков, Розанов, Плеханов, Ленин. Русские писатели в газетах и журналах: Толстой, Короленко, Горький, Андреев, Мережковский, Гиппиус, Брюсов, Блок (может быть даст ЛЕНА).

Пётр Струве в 90-е годы редактировал журналы «Новое слово» и «Начало». Эти журналы вошли в историю прессы как издания «легального марксизма». Также он активно сотрудничал с изданиями «Жизнь» и «Мир божий». А в 1902 году под его руководством был создан заграничный журнал «Освобождение», который объединил вокруг себя будущих кадетов. Заслугой Струве является и появление первого в своём роде российского политического еженедельника «Полярная звезда». А в 1908 году он стал во главе солидного толстого ежемесячника «Русская мысль».

В 1898 г. Николай Бердяев начал печататься. Постепенно он стал отходить от марксизма, в 1901 г. вышла его статья «Борьба за идеализм», закрепившая переход от позитивизма к метафизическому идеализму. Наряду с С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве, С. Л. Франком Бердяев стал одной из ведущих фигур движения, которое впервые заявило о себе сборником «Проблемы идеализма» (1902), затем сборником «Вехи», в котором резко отрицательно характеризовалась русская революция 1905 года. В 1904-1905 принимал участие в редактировании религиозно-философских журналов "Новый Путь" и "Вопросы Жизни".

За последующие годы до своей высылки из СССР в 1922 г. Бердяев написал множество статей и несколько книг; он участвовал во многих начинаниях культурной жизни Серебряного века, вначале вращаясь в литературных кругах Петербурга, потом принимая участие в деятельности Религиозно-философского общества в Москве. После революции 1917 года Бердяев основал «Вольную академию духовной культуры», просуществовавшую три года (1919–1922). В Париже с 1925 по 1940 г. был издателем журнала «Путь».

В конце сентября 1921 года М. Булгаков переезжает в Москву и начинает сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение»). В это же время он публикует отдельные произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 год в «Гудке» напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов М. Булгакова.

Еще одним из людей «нового времени», говоривших о необходимости переосмыслить наследство предков, изменить отношение к религиозным проблемам, был Василий Васильевич Розанов, русский публицист философ и писатель. Он публиковался в газетах и журналах самого разного толка. По данным «Словаря псевдонимов» И.Ф. Масанова, он печатался под 47-ю псевдонимами, самый известный среди них - В. Варварин. Этим Розанов нарушал принцип, строго соблюдавшийся в журналистике XIX века, - писатель, сотрудничавший в одном, наиболее близком ему по идейному направлению органе прессы, не мог переходить в другой журнал или газету, так как это означало смену идейной ориентации автора. Но уже в XX веке этот принцип утратил свою актуальность.

 

В 1896 г. вышел первый номер сборника "Работник", одним из редакторов которого был Г.В. Плеханов. В 1899 г. он использовал возможность пропаганды марксизма на страницах ежемесячного журнала "легальных марксистов" "Начало".

Являлся одним из редакторов и публицистов "Искры" и "Зари", участвовал в выработке проекта партийной программы, в подготовке II съезда РСДРП. После того как Ленин в октябре 1903 г. вышел из редакции "Искры", Плеханов практически руководил ее работой до мая 1905 г. С марта 1905 г. в Женеве он стал издавать "Дневник социал-демократа", где комментировались события, происходившие в России, в РСДРП (выходил с большими перебоями до апреля 1912 г.).

В годы первой российской революции Г.В. Плеханов принимал участие в легальных изданиях – "Невской газете", "Русской жизни", в журнале "Современная жизнь", при его ближайшем участии выходил в Петербурге с октября 1906 по 1918 г. ежемесячный литературный, научный и политический журнал "Современный мир". В феврале 1908 г. в Женеве вышел заграничный орган меньшевиков-ликвидаторов "Голос социал-демократа", где Плеханов был одним из редакторов. В середине мая 1909 г. он формально вышел из редакции. По приглашению редакции ЦО РСДРП – "Социал-демократ" Плеханов стал ее постоянным сотрудником. Выступил также против "ликвидаторства" в большевистской "Правде" с серией статей "Под градом пуль" (апрель – май 1913 г.). Сотрудничал в органе группы меньшевиков-партийцев и большевиков-примиренцев – листке "За партию" (выходил до 1914 г.) и выходившем в Петербурге до 1915 г. ежемесячном литературном, политическом и научном журнале "Современная жизнь". В мае 1914 г. он стал во главе редакции легальной газеты "Единство", издававшейся в Петербурге группой меньшевиков-партийцев и большевиков-примиренцев. В июне газета была закрыта.

Русские писатели в газетах и журналах:

М.Горький Весной 1894 г. по рекомендации Короленко он переезжает из Нижнего Новгорода в Самару и становится сотрудником «Самарской газеты». Он выступает как обозреватель провинциальной прессы, ведет городской фельетон «Между прочим», печатает отдельные статьи, рассказы и художественные произведения («Старуха Изергиль», «Песнь о Соколе»).

Пользуясь либеральным характером газеты, Горький остро критикует недостатки самарской жизни: приниженное положение жен-шин, отсутствие высоких идеалов у местной интеллигенции, эксплуатацию детского труда, грязь в городе, некультурность городского обывателя, при этом постоянно выступая защитником беднейших слоев населения. Печать он рассматривает как «арену борьбы за правду и добро». Так называлась и одна из его статей.

В 1896 г. журналист возвращается в Нижний Новгород в качестве корреспондента газеты «Одесские новости» на открывшейся в городе Всероссийской выставке промышленности и художеств. Одновременно пишет статьи и очерки для газеты «Нижегородский листок».

 

Л.Андреев В 1897 г начинает свою журналистскую деятельность в газете «Московский вестник» и «Курьер». Свои фельетоны он подписывал псевдонимом «James Lynch». В 1898 г. в «Курьере» был напечатан его первый рассказ: «Баргамот и Гараська». По словам Андреева, рассказ был подражанием Диккенсу, однако молодого автора заметил Максим Горький, который и пригласил Андреева в книгоиздательное товарищество «Знание», объединяющее многих молодых писателей.

Д.Мережковский В «Вестнике Европы» вышли его переводы трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида. Отдельной книгой был издан прозаический перевод «Дафниса и Хлои». В «Северном вестнике» состоялся дебют и Мережковского-критика: статья о начинающем А. П. Чехове — «Старый вопрос по поводу нового таланта». Робкий намек автора на возможность существования некой «иной», иррациональной Истины, обусловил окончательный разрыв его с Михайловским. Неприятно поразила Мережковского и реакция Чехова, который отнесся к статье без энтузиазма, заметив в письме Плещееву: «Главный её недостаток — отсутствие простоты». Впоследствии Чехов, в основном, сторонился Мережковского, пресекая все попытки последнего обрести в нём хотя бы собеседника. В дальнейшем — здесь же, а также в других изданиях («Русское Обозрение», «Труд») — Мережковский продолжал печатать эссе и статьи о Пушкине, Достоевском, Гончарове, Майкове, Короленко, Плинии, Кальдероне, Сервантесе, Ибсене, французских неоромантиках. Часть их вошла в сборник «Вечные спутники: портреты из всемирной литературы». По мнению А. Долинина, одного из первых исследователей творчества Мережковского, именно ему «должна по праву принадлежать слава одного из самых тонких и проницательных критиков рубежа веков».

 

Гиппиус В 1899-1901 Гиппиус тесно сотрудничает с журналом «Мир искусства»; в 1901-1904 является одним из организаторов и активным участником Религиозно-философских собраний и фактическим соредактором журнала «Новый путь», где печатаются ее умные и острые критические статьи под псевдонимом Антон Крайний, позже становится ведущим критиком журнала «Весы» (в 1908 избранные статьи вышли отдельной книгой — «Литературный дневник»). Гиппиус не была выдающимся журналистом, но статьи, написанные ею в первые годы эмиграции, свидетельствуют о ее остром уме и незаурядной проницательности. Нам, досмотревшим послереволюционную драму и живущим в ее скучном шестом акте, ясно многое из того, что в двадцатые годы было скрыто, и кажется невероятным, как погруженная в литературу и религию Гиппиус могла понять ситуацию лучше, чем профессиональные политики. Ее тезис был прост: основное зло в России – большевики, и только борьбой с ними следует заниматься всем, оказавшимся на свободе. В то же время Милюков полагал, что Россия должна опасаться восстановления монархии, скорее чем последствий коммунистической диктатуры.

Брюсов Свою журналистскую деятельность Брюсов начал в журнале далёком от литературных бурь — «Русском архиве», где с конца 90-х годов прошёл школу научного публикаторства под руководством видного историка и редактора журнала П. И. Бартенева, а с 1900 по 1903 год состоял секретарём редакции журнала. Публикуется в «Ежемесячных сочинениях» И. И. Ясинского (1900—1902).

Позднее Брюсов стал основным действующим лицом в журнале «Весы» (1904—1909), главном органе русского символизма. Всю свою энергию Брюсов вложил в редакторское дело. Брюсов был и основным автором, и редактором «Весов». В. Я. Брюсов руководил также книгоиздательством «Скорпион» и участвовал в издании альманаха этого издательства «Северные цветы».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 633; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.89.70.161 (0.538 с.)