Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Новая эра демократии, мира и единства.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 27 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Права человека, демократия и верховенство закона Мы подтверждаем, что без какой-либо дискриминации каждый человек имеет право на: свободу мысли, совести, религии и убеждений... Мы подтверждаем, что этническая, культурная, языковая и религиозная самобытность национальных меньшинств будет защищена и что лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право свободно выражать, сохранять и развивать эту самобытность без какой-либо дискриминации и в условиях полного равенства перед законом. Мы выражаем свою решимость бороться против всех форм расовой и этнической ненависти, антисемитизма, ксенофобии и дискриминации в отношении кого бы то ни было, а также преследования по религиозным и идеологическим мотивам. «Известия», 22.11.1990 г., № 326 (26409). КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.. (Извлечения) Ст. 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Ст. 14. (1) Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. (2) Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. 342 Ст. 17. (1) В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Ст. 28. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Ст. 29. (2) Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Ст. 59. (2) Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с Федеральным законом. (3) Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных, установленных Федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
УКАЗАТЕЛЬ Августин Аврелий (354-430) 8, 113 Религиозный — авторитет 218 — антагонизм 212 — братство 197 — вера 6-7, 215, 253 — войны 202 — воспитание 226 — 227, 232, 305 — группы 51, 177, 184, 190, 210-211, 306 — движения 210, 236 — запрет 197 — идеи 51 — идеология 20 и далее, 179, 181 — конфликты 19 — 20, 25 — культ 5, 8, 16, 27, 47, 74, 79, 92, 95, 135, 143, 147-148, 161, 169, 187, 191, 207 — личность 223 — любовь 89, 93, 251 — мировоззрение, миропонимание, мироощущение 173, 193, 286 — мотивация 130, 235 — нравственность 130 — обращение 29 — обучение 218 — организация 251 — отношение к миру, действительности 129, 215 — опыт 28 и далее, 214-215, 220, 237, 239, 242 — отчуждение 21, 54 и далее, 125 — 126 — переживание 213 — 214, 219, 221 — плюрализм 173, 184, 268, 291 — поведение 208, 215, 221, 227 — практика 67, 94, 147, 150, 152 представления 14, 28, 51, 215, 244 — символ 13, 22, 30, 68, 152, 169 — 170, 173, 177, 240 — сознание 7, 23, 28, 51 и далее, 67 347 — убеждения 240, 243 — утешение 234 — чувства, переживания 30 и далее, 152 Религиозность — индивида 29, 215, 222, 235, 238 — общинная 151, 197 — современная 268 Религия — античная 8, 63, 101, 124, 140 — архаическая 47, 63, 101, 149, 157, 266 — будущее религии 289 — динамическая 74 — ее человеческая основа 238 — естественная 9 — «истинная» и «ложная» 8 — 9, 48 — историческая 63 — 64, 151, 266-267, 276 — и государство 20 и далее, 56 и далее, 102, 110, 116 — и культура 247, 274 — и магия 17 — и моральное поведение, мораль 18, 124, 158 — и семья 110, 182, 226 — и экономика 198 — как «встреча» с богом, священным 6 — как институт, созданный человеком 27, 59 — как предмет научного исследования 6, 9 — как предмет психологического анализа 18, 28 и далее — как предмет социологического анализа 18 и далее, 163 — как психологический феномен 28, 213, 218 — как социальный феномен 19 и далее, 165, 209 и далее — как фактор интеграции и сегрегации 142 — как феномен культуры 7, 33, 64 — 65 — народная 13 — определение религии 7, 23, 25, 163, 167 — примитивная, первобытная 17, 22, 47 и далее, 91, 156, 165, 250 — пророческая 86, 88 — происхождение р. 15, 18, 53 — ранее-современная 267 — современная 268 — универсальная 201 — функции религии 20, 23, 77, 167 — 168, 170, 172-173, 207 — элементы религии 240 Ренан Жозеф Эрнест (1823-1892) 14-15, 32
[1] Термин “религиеведение” вошел в употребление сравнительно недавно и встречается в двух написаниях: религиеведение и религиоведение. На наш взгляд, предпочтительнее первый вариант, образованный по традиционной модели от русского “религия”, а не от латинского “religio” — Авт.
[2] М. Мюллер (1823—1900) по праву считается основоположником научного религиеведения. Только сравнение разных религий народов мира, включая и христианство в этот ряд, дает возможность понять, что такое религия, “какое основание имеет она в человеческой душе и каким законам следует в своем историческом развитии”. Для этого и нужна, полагал М. Мюллер, “наука о религии”. Курс лекций, из которых взят данный фрагмент, был издан в 1873 г. в Лондоне в виде книги “Введение в науку о религии”.
[3] Т а й л о р Э. Б. Первобытная культура. М., 1989. Первое издание книги вышло в Лондоне в 1871 г. [4] Ф р э з е р Дж. Золотая ветвь. М., 1986. Первое издание вышло в Лондоне в 1890 г. [5] Заклинание духов с целью заставить их служить человеку иногда обозначается термином “экзорцизм” (в отличие от собственно магии и умилостивительного культа). [6] Д ю р к г е й м Э. Элементарные формы религиозной жизни //”Социология религии. Реферативный журнал”, 1991. № 4 (ИНИОН РАН). Первое издание вышло в Париже в 1912 г. [7] Очевидно, мы придаем слову “истоки” (“engines”), так же как и слову “первобытный”, совершенно относительный смысл. Мы понимаем под ним не абсолютное начало, но наиболее простое общественное состояние, известное в Настоящий момент, такое, дальше которого углубиться сейчас невозможно. Когда мы говорим об истоках, о начале истории или религиозного мышления, то эти выражения надо понимать именно в отмеченном смысле.
[8] М а р к с К. Из ранних произведений. М., 1956. [9] В качестве частных лиц. [10] Война всех против всех – афоризм Т. Гоббса. (Здесь и далее – прим. автора) [11] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 1 2-е издание. Написано в конце 1843 – начале 1844 г. [12] Самоапология (буквально: речь в защиту алтарей и очагов). [13] Вопрос чести. [14] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 23. 2-е издание. [15] По оценкам археологов, число жителей царского города Ур составляло 25 тыс. человек. Считается маловероятным, чтобы какой-либо город III тысячелетия до н. э когда-либо насчитывал свыше 50 тыс. жителей.
[16] Сегодня в Индии насчитывается несколько десятков тысяч персов. [17] 25 декабря – день солнцеворота, рождение Митры в этот день подтверждает его солнечную природу. [18] Достаточно назвать дуалистические секты манихеев (Ш в.), павликиан (VII в.), богомилов (с Х в.), катаров, альбигойцев и др. в ХП-ХШ вв. [19] В это примерно время в Индии возникли Упанишады и жил Будда; в Иране проповедовал Зороастр; в Палестине выступали ветхозаветные пророки — Илия, Исайя, Иеремия. В Греции — это время Гомера и философов Парменида, Гераклита, Платона.
[20] Вопрос о том, существовал ли Иисус, если отбросить связанную со многими привходящими обстоятельствами дискуссию, сам по себе достаточно прост. Христианские источники рисуют Иисуса как инициатора исторического движения, у истоков которого стояла палестинская первообщина его учеников. О жизни и личности Иисуса эти источники сообщают очень мало, они излагают его слово, учение. Носителем этого слова, этого учения предание называет Иисуса, и в высшей степени вероятно, что так оно и было в действительности. Можно согласиться с теми теологами, которые полагают, что если было по-другому, то это все равно ничего не меняет из сказанного в предании. Мы говорим об Иисусе как провозвестнике христианского учения, образ которого в таком именно качестве и рисуют христианские источники. Множество публикаций последних полутора столетий о жизни и личности Иисуса — не более чем вольные “фантазии на тему”. [21] Ясперс К. Истоки истории и ее цель //Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. [22] Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987. [23] Токарев С.А. О религии как социальном явлении (мысли этнографа) // “Советская этнография”, 1977. № 3. [24] Оппенхайм А. Древняя Месопотамия. М., 1990. [25] Фюстель де Куланж Н. Гражданская община древнего мира. С-П., 1906. Первое издание вышло в Париже в 1864 г. [26] Это были новые религиозные верования, связанные с “богами физической природы”. Главными лицами этой религии были Зевс, Гера, Афина, Юнона — боги эллинского Олимпа и римского Капитолия. Новая религия принесла с собой и другие нравственные понятия. Она не ограничивалась тем, что указывала человеку его семейные обязанности. Юпитер был богом гостеприимства, и во имя его приходили странники, просящие, “почтенные бедняки”, т.е. с которыми надлежало обходиться как с братьями. Все эти боги принимали часто человеческий облик и являлись смертными. Иногда они делали это, чтобы помочь им в борьбе, принять участие в их битвах, часто также, чтобы внушить им согласие и научить взаимопомощи... Мало-помалу бог приобретает все более власти над душой человека, он отказывается от покровительства, покидает домашний очаг; он получает собственное жилище, собственные жертвоприношения. Жилище это было построено по образцу древних святилищ; оно находилось, как и раньше, против очага, cella, расширенная, украшенная, стала храмом.
[27] Durkheim E. The Elementary Forms of the Religions Life /Glencoe, 1954, pp. 230-231 / Перевод В.И. Гараджа. [28] Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. [29] “Не может быть угодным Богу” (лат.) [30] “Без гнева и пристрастия” (лат.) [31] Malinowski В. Magic, Science and Religion. Glencoe, 1948; pp. 29—35/ Перевод В. И. Гараджа.
[32] Сорокин П.А. Система социологии. Т. 2. Пг., 1920. [33] Социологический аспект такого анализа мы смотрели в главе Ш на примере концепций Р. Бергера, Т. Парсонса. [34] Речь здесь вовсе не идет о том, что своеобразие религии сводится к простой функции социального положения той группы, которая выступает в качестве ее носителя. Имеется в виду просто тот бесспорный факт, что в числе факторов, оказывающих воздействие на религию, должны быть приняты во внимание и социальные обстоятельства.
[35] Джемс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1910. Первое издание книги вышло в 1902 г. [36] Фрейд З. Будущее одной иллюзии //Сумерки богов. М., 1989. [37] Фромм Э. психоанализ и религия //Сумерки богов. М., 1989. [38] Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. [39] Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. N.Y., 1976. /Перевод А.К. Оганесяна в кн.: Этическая мысль. М., 1990. С. 251—255. [40] Сорокин П. Кризис нашего времени //Человек, цивилизация, общество. М., 1992. [41] Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность //Вопросы философии. 1981. № 10-11. [42] Да и сами эти гарантии были весьма урезанными. Принятая в 1936 г. Конституция СССР в статье 124 провозглашала: “В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви, Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами”. Эта Конституция ставила, таким образом, верующих и неверующих в неравное положение. Признавая свободу антирелигиозной пропаганды, она ограничивала права верующих лишь “отправлением религиозных культов”. В Конституции СССР 1977 г. утверждалось, что граждане СССР равны перед Законом, независимо от их отношения к религии (ст. 34). Гарантировалась свобода совести как “право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, Отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду”. К этому добавлено также: “Возбуждение враждыили ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается” (ст. 52).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.193.166 (0.015 с.) |