В чем заключаются различия мифологического и научного мировоззрения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В чем заключаются различия мифологического и научного мировоззрения.



Мировоззрение – целостный взгляд человека на мир и его место в нем, то, как человек понимает мир и самого себя.

Структура мировоззрения:

1. познавательный компонент – различные знания, представление человека о мире, действительности, ее устройстве («картина мира»)

2. целостно – нормативный компонент. Ценность – все, что имеет значимость для человека. Представление о добре, зле, справедливости, несправедливости.

3. практически – волевой компонент – мотивы, идеалы, убеждения, которые заставляют человека поступать согласно им. Мировоззрение связано с тем, как мы живем.


Уровни мировоззрения:

1. обыденно – практический: те взгляды, убеждения, которые складываются стихийно в процессе жизни на основе жизненного опыта.

2. теоретический – концепции, учения, теории, которые создаются профессионалами.


Исторические типы мировоззрения:

 

1. мифология. Миф – особая форма человеческого знания, в котором естественное и сверхъестественное, реальное и нереальное слиты в единое целое (сказка).

2. религиозное – предполагает «удвоение мира»: в любой религии предполагается, что есть мир реальный и божественный, невидимый, который управляет реальным.

3. философское. Предполагается, что философия изучает наиболее общие законы природы, общества и человеческого мышления.

Основными чертами философского мировоззрения являются:

 

  • философское мировоззрение универсально, поскольку предметом изучения философии является мир в целом, в самом многообразном единстве его проявления, поскольку философия первоначально в себе объединяла формы рационального знания;
  • философское мировоззрение системно, поскольку с нем органически сочетаются в единстве природные, духовные и социальные образования;
  • философское мировоззрение субстанционально (субстанция – предельно общее основание), поскольку при построении философских систем всегда берется какое – либо основание, основываясь на котором, выстраивается общая картина;
  • философское мировоззрение рационально, поскольку здесь присутствует не простое отношение сознания и мира, а отношение разумного мышления и мира. При этом заметим, что разумное мышление не передается генетически и не приходит с возрастом, а выступает индивидуального развития каждого человека.

 

Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.

Метод философии – система правил и норм, используя которые, можно получить истинные знания о мире.

Методы философии:

 

  • диалектический метод – система наиболее общих законов и закономерностей развития мира;
  • герминефтика – метод понимания текстов;
  • дедуктивный метод – метод познания, при котором мысль движется от общего к частному;
  • индуктивный метод – метод познания, в котором мысль движется от честного к общему;
  • формально – логический метод – группа методов формальной логики, по которым выстраиваются суждения о мире.


Задачи философии. Все многообразие задач философии можно свести к группе вопросов: Что есть мир? Что есть человек? Он существо биологическое или социальное? Есть ли смысл жизни? Основные этапы жизни предопределены? Познаваем ли мир?


Функции философии:

 

1. мировоззренческая – ее главная задача - сформировать целостное рациональное мировоззрение;

2. методологическая – ее главная задача – разработать систему универсальных методов познания мира;

3. онтологическая – ее главная задача – разрабатывать систему знаний об устройстве мира на его макро – и микроуровнях;

4. аксиологическая – разрабатывается система ценностей и происходит активное их вливание в социальную жизнь.

 

Направления философии выделяются через призму решения основного вопроса философии, который имеет две стороны:

 

1. это первично – материя или сознание?

2. познаваем ли мир?


Те философы и философские школы, которые считали, что первична материя, образовали философское направление материализм.

Философы и школы, которые считали первичным сознание, образовали философское направление идеализм.

Философы, которые считали в качестве первоначала и сознание и материю, образовали направление дуализм.

Философы, которые отрицали возможность познания мира, образовали философское направление агностицизм.

В истории философии выделяют 4 ее типа:

1. западно – европейская философия;

2. восточная философия;

3. арабо – мусульманская философия;

4. русская философия.

Основные этапы западно – европейской философии:

 

  • античная;
  • средневековая;
  • философия эпохи Возрождения;
  • философия Нового времени;
  • немецкая классическая философия;
  • постклассическая философия.

4. Восточная философия: учения философов Индии, Китая.
Арабо – мусульманская философия: идеи этой философии основаны на Коране.
Русская философия: славянофилы, западники.

С середины XIX века наряду с теоло­гическим и философским начинает формироваться научный подход. В чем же заключается различие между философским и научным подходом в исследовании религии? Это различие состоит как в пред­метной сфере, так и в методах исследования. Предметной сферой философии является исследование действительности под углом зрения решения мировоззренческих проблем. Поэтому философия делает акцент на изучении мировоззренческой стороны религии. Для философов наиболее существенным является то, как решается в религии проблема устройства бытия, что первично: духовное или материальное начало, Бог создал этот мир, в том числе и человека, или человек создал в своем сознании Бога. Тот или иной ответ на этот вопрос служит основанием для решения конкретных смысложизненных вопросов. Предметом науки о религии не являются пробле­мы устройства бытия, ни объект религиозной веры — Бог и все его атрибуты. Наука изучает религию как одну из сторон общественной жизни, в ее связях и взаимодействии с другими областями этой жиз­ни: каким путем формируется религия, как те или иные религиозные системы объясняют мир, какие ценности, нормы и образцы поведе­ния они формируют у людей, как действуют те или иные религиоз­ные организации, каковы функции религии в обществе и т. д.

Различие между философией и наукой проявляется не только в предметной сфере, но также и в методах исследования религии. Философия не проводит эмпирического исследования действитель­ности. Она в большей мере решает свои проблемы умозрительно, ру­ководствуясь определенными установками, которые развиваются на основе цепи логических размышлений. Наука же в своих исследо­ваниях религии опирается на эмпирический материал, фактические данные, полученные на основе непосредственных исследований ми­ровоззренческих представлений тех или иных народов, их верова­ний, обычаев, организации жизни и т. д.

В научном религиоведении с самого начала его формирования широко применяется исторический метод, предполагающий изуче­ние религиозных систем в процессе их возникновения, становления и развития, а также учет взаимодействия в этом процессе как общих закономерностей истории, так и своеобразных конкретных обстоя­тельств. Исторический метод может быть реализован в виде генети­ческого подхода, когда исследователь выводит все последующие стадии из начальной фазы. В ходе этой процедуры важное значение имеет отыскание всех промежуточных стадий в цепи эволюции ре­лигии. Активно используется в религиоведении и сравнительно-историческое исследование. В ходе этого исследования осуществля­ется сопоставление различных этапов развития одной и той же религии в различные моменты времени, разных религий, существу­ющих одновременно, но находящихся на разных этапах развития, проводится реконструкция тенденций развития.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 1232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.195.249 (0.008 с.)