Христианство как мировая религия.Христианские источники о происхождении Иисуса Христа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Христианство как мировая религия.Христианские источники о происхождении Иисуса Христа.



Христианство возникло в 1-ом веке на территории восточной части Римской империи в Палестине. На рубеже нашей эры в Иудее родился от Девы Марии давно уже предсказанный библейскими пророками Мессия-спаситель, Сын Божий Иисус, который, совершая многочисленные чудеса, доказал, что он ниспослан с неба на землю во имя спасения рода человеческого. За выступления против официального иудаизма Иисус был распят на кресте в Иерусалиме. Своей мученической смертью он искупил грехи человеческие.

Три основные ветви христианства: католицизм, православие, протестантизм.

В центре христианства находится образ Богочеловека – Иисуса Христа. По словам Иисуса «царствие Божие внутри нас», то есть это внутренний мир человека, который он сам в себе должен открыть и развить. Для любящего нет ничего внешнего, весь мир внутри него. Социальный кризис, имевший место в малоазиатских провинциях Римской империи, начавшийся в эпоху античного мира способствовал быстрому распространению христианства в этом регионе. Антагонизм как между рабами и свободными, римскими гражданами и поданными провинций и так и между римской потомственной знатью и обогатившимися всадниками, а также отсутствие общего идеала и общепринятой морали создавали невообразимый хаос в империи. Христианство стало религией, которую могли принять все слои общества, все народности. Христианство возникло на базе иудаизма, выйдя за рамки него, даже во многом противореча ему. Оно провозглашает равенство всех людей как грешников. Христиане создают Новый Завет. В христианстве идея лучшего будущего слилась с идеей нового, преображенного человека, человека которым должен стать христианин по примеру Иисуса Христа. Благодаря этой идее и Евангелиям в 18-19 веках в Западной Европе появляется идеология прогресса. Иисус утверждает равенство людей перед возможностью достижения божественной высоты, напоминает о вторичности Законов, призывает к свободе, таким образом, пренебрегая обрядами, установленными Моисеем.

Евангелие есть учение о Христе, а не учение Христа! В центре христианства не учение, а Личность Христа. Один из догматов христианства – Троица, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в качестве трех ипостасей: Бог-отец, Бог-сын и Бог-Святой-Дух. Термин появился в конце 2-ого века, учение о Троице развито в 3-ем веке и вызвало острую дискуссию в христианской церкви. Догмат о Троице закреплен на 1-м (325 г.) и 2-м (382 г.) Вселенских соборах.

В 4-ом веке христианство стало государственной религией Римской империи и постепенно распространилось по всему миру.

Назовите христианские источники о происхождении Иисуса Христа

Новый Завет, в который входят четыре Евангелия (благая весть). Это четыре жизнеописания Иисуса Христа и четыре изложения его учения. Они врьируют события, дополняют друг друга и создают единый и цельный художественный образ Христа.

В странах Средиземноморья был распространен культ египетских богов Исиды и Осириса. В Сирии был культ Адониса и Астарты, в Малой Азии – Кибелы и Аттиса, в Вавилоне – Таммуза и пр. Во всех этих культах большую роль играли страдания умирающего бога и его воскресение. Иранский культ Митры уже в 1-ом веке до нашей эры был распространен на территории римской средиземноморской державы. При императоре Аврелиане достиг апогея сирийский культ Непобедимого Солнца.

Христианству, чтобы победить эти культы необходимо было многое позаимствовать у них. (Сходство с митраизмом:Рождество – 25 декабря – день зимнего солнцестояния; крест – символ солнца с расходящимися лучами; лев, бык и орел также символы Митры, крещение в купели, тайная вечеря, празднование воскресенья, вера в бессмертие души, загробную жизнь с раем и адом, Страшный суд).

Заметное влияние на основы христианского учения оказали неоплатонизм Филона Александрийского (25 г. до н.э.-50 г. н.э.) и нравственное учение римского стоика Сенеки (4 г. до н.э. – 65 г н.э.) Филон Александрийский дал личностное понимание Бога. Филон использует античное понятие Логоса, интерпретируя его как мировой порядок, но это в первую очередь божественный разум, сотворенный Богом дух. В представлении Филона недоставало лишь отождествления логоса с мессией-Христом.

Сенека утверждал, что человек должен стремится к самоусовершенствованию, и что умершие праведники возносятся на небеса и ведут там блаженное существование. Основа человеческой мудрости – покорность судьбе. Проповедовал взаимную любовь, всеобщее сострадание, заботу какждого человека о себе подобных, независимо от социального положения. Провозгласил «золотое правило морали»: «Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обходились стоящие выше».

Разделение христианства на православное и католическое.

Политическое и культурное разделение Римской империи уже в III – IV веках привело к обособлению восточных и западных церквей. Фактически раскол христианства на два основных направления – православие и католицизм – произошел после распада Римской империи в начале V в. на Восточную и Западную. Уже к началу V в. между образовавшимися двумя религиозными центрами – в Риме и Константинополе – практически исчезает административная связь, выявляются и углубляются различия в догматике, обрядах, организационной структуре. Православие сформировалось в Восточной части Римской империи. Католицизм – в Западной части Римской империи.

Причины раскола церкви коренились в разных социально-экономических условиях Византии и Западной Европы, а также во влиянии специфических культурных традиций античной Греции на восточную церковь и Рима – на западную.

Одним из формальных предлогов разделения церкви стал спор о филиокве – исхождении святого духа как от бога-отца, так и от сына, на чем настаивала западная, католическая церковь. Восточная же, православная, церковь считает, что святой дух исходит лишь от бога-отца. Данное разногласие долгое время рассматривалось приверженцами католической и православной церквей как одно из главных и непримиримых.

Православное вероучение.

Православие – восточная ветвь христианства, получившая распространение по большей части в странах Восточной Европы, Ближнего Востока и на Балканах. Сложилась после разделения Римской империи на Западную и Восточную (395 г.) и оформилась после разделения церквей (1054 г.). Название «православие» (от греч. «ортодоксия») впервые встречается у христианских писателей 2-го века. Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в 4-11 веках.

Основой вероучения признаны Священное писание (Библия) и Священное придание (решения семи Вселенских соборов 4-8 веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения. Оно шло в долгой борьбе с многочисленными отклонениями, вариантами, многие из которых осуждены соборами как ереси. Одним из главных противоборствующих направлений стало арианство. Арианство – учение Ария – пресвитера Александрийской школы, утверждающее, что только Бог-отец есть истинный бог, Сын Божий сотворен и вместе с Духом Святым находится в подчиненном отношении к Богу-Отцу. Из-за широкого распространения арианста был собран первый Вселенский собор (325 г), на котором был принят Символ Веры, в котором определено равенство и единосущие всех трех ипостасей. Тем не менее учение ария продолжало завоевывать новые умы и в 381г. был созван новый Вселенский собор, где Символ Веры был дополнен новыми догматами, а ариане были вторично осуждены. Так сформировались основные принципы православия. Это признание триединого Бога, загробного мира, посмертного воздаяния, искупительной миссии Иисуса Христа. Итак, основу православного вероучения составляет Никео-Царьградский символ веры, о котором говорилось выше. Состоит из 12 членов, содержащих догматеческие формулировки основных положений вероучения о Боге как о Творце, о его отношении к миру и человеку, о триединстве Бога, Боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, спасающей роли церкви. С.В.читается как молитва на богослужениях и исполняется хором.

С догматами вероучения тесно связана система культовых действий. Это семь главных обрядов (таинств): крещение, причащение (евхаристия), покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение (соборование), священство. Таинствами они называются потому, что в них «под видимым образом сообщается верующим невидимая божественная благодать». Помимо совершения таинств культовая система включает в себя молитвы, поклонение кресту, иконам, реликвиям, мощам, святым. Важное место занимаю праздники и посты. Наиболее почитаемый праздник – Пасха, затем идут двунадесятые праздники: Рождество, Крещение, Благовещение, Преображение, Рождество Богородицы, Воздвижение Креста, Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье), Вознесение и Троица. Далее следует пять великих праздников: Обрезание Господне, Рождество Иоана Предтечи, Праздник святых Иоана и Павла, Усекновение главы иоана предтечи, Покров Пресвятой Богородицы. Остальные праздники – престольные, то есть связанные с престолами – святыми местами в храме, посвященными тому или иному святому.

Православие как и католицизм признает такие фундаментальные мировоззренческие принципы как теоцентризм (Бог – источник бытия, блага, красоты…), креационизм (все изменяемое сотворено Богом из ничего и все сотворенное изменяется и стремится к ничтожеству), провиденциализм (Бог единолично правит созданным им миром, историей и каждым отдельным человеком), персонализм (человек – персона – неделимая личность, обладающая разумом и свободой воли, сотворенная по образу и подобию Бога и наделенная совестью), ревеляционизм (способ познания всех истин лежит в постижении смысла священных писаний, заключающих в себе божественное откровение).

Сейчас в мире насчитывается около 100 миллионов приверженцев православия. П. Изначально не имеет единого центра управления. Во времена Византийской империи было четыре самостоятельных равнозначных религиозных центра, а в процессе исторического развития сложилось 16 автокефальных (самостоятельных церквей): Константинопольская, Александрийская (Египет и часть Африки), Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская (Палестина), Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греция), Албанская, Чешская и Словацкая, Американская, украинская. Кроме того имеются 4 автономных православных церкви: Синайская (Иерусалимский патриарх), Финляндская и Критская (Константинопольский патриарх), Японская (патриарх московский и всея Руси).

Православная философия взяла начало в Византии в связи с борьбой за утверждение восточной разновидности христианства и обоснование основных принципов вероучения. Иоанн Дамаскин и патриарх Фотий (7 и 9 вв. соотв) на основе патристики, платоновско-аристотелевской традиции и мистики ареопагитиков попытались обосновать истинность и непреходящую ценность христианского вероучения, сделав это посредством аристотелевской логики. Позже Григорий Палама и Григорий Синаита (13-14 вв.) признали молитвенное созерцание, аскетический подвиг и мистическое озарение единственным средством познания божественной истины. Григорий Палама утверждал, что существует два модуса Бога. Бог как сущность абсолютно непознаваем. Он не может быть определен через атрибуты «бытия», «сущности», так как является сверхсущностью. Бог проявляет себя в энергиях, которые доступны человеческому сознанию через созерцание, т.е. Бога можно принять, но нельзя объяснить.

Академическая философия (П.Д.Юркевич, С.С.Гогоцкий, 19 век) считает своей задачей формирование христианского мировозрения посредством согласования важнейших догматических представлений с различными способами познания божественной сущности. В.С. Соловьев пытался создать мировозрение, которое бы удовлетворяло запросам человека как члена общества и деятельного участника социальной жизни и как религиозного индивида, принимающего трансцедентные цели бытия, при этом он пытался совместить религиозное мировоззрение с новейшими достижениями естествознания, истории, философии. Основной принцип – учение о всеединстве. Н.А.Бердяев разработал вариант православного персонализма, включающего философские, политические, экономические, нравственные, эстетические воззрения. Исходный принцип – понятие универсального абсолютного бытия. Три ступени этических установок: этика закона (Ветхий завет, различие между добром и злом), этика искупления (подражание нравственному подвигу Христа), этика творчества (предполагает свободную любовь человека к Богу, независимую от страха и наказания).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 1042; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.012 с.)