Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ситуация пост-постмодерна 1990-2000-х годов: дефицит подлинности↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
К началу 1990-х годов в западной литературе обозначилась ситуация творческого истощения постмодернизма. Кризис назревает изнутри, поскольку многие авторы, по-прежнему использующие постмодернистские приемы, наделяют их уже критическим потенциалом, доводя до самопародии, навязчивой стилизации. Как художественное содержание, мироощущение, постмодернизм перестает удовлетворять потребностям культуры. Довольно радикально эта тенденция выражена в творчестве австрийской писательницы Э. Елинек, парадоксально соединившей постмодернистскую стилистику (коллаж интертекстов, плетение философских и литературных аллюзий, диалог с текстами массовой культуры) и леворадикальные, т.е. откровенно ангажированные действительностью, взгляды. Ее ранний роман «Михаэль. Книга для инфантильных мальчиков и девочек» уже открывает тематику разоблачения массовой культуры как сферы производства бесконечных симулякров. Этот текст-коллаж демонстрирует механизм зомбирования индивидуального сознания телевидением, политикой, корпоративной идеологией, превращающих людей в обезличенные марионетки. Роман «Дети мертвых» (1999), стилизуя и пародируя роман-триллер, выполненный в поэтике «безобразного» (Х.-Р. Яусс), доводит эту сатирическую линию до абсурда. Английский писатель Дж. Барнс также обнажает «мифологическую» природу современных представлений, превративших в «бренды» не только материальные товары, но прежде всего идеальные представления, такие как, например, национальные символы («Англия, Англия», 1998), будь то шедевр «Алиса в стране чудес», музыка «Битлз» или легендарный Робин Гуд. Возрождение интереса к экзистенциальной проблематике четко обозначилось в творчестве французского писателя М. Уэльбека. Через его разные романы проходит один и тот же герой – органическая часть мира потребления, тридцати-сорокалетний усталый интеллектуал, иронизирующий по поводу вовлеченности всех и вся в глобальное «шоу». В романе «Расширение пространства борьбы» (1994) показаны тихий бунт такого героя против унифицированной системы ценностей общества потребления и попытка обрести свое подлинное «я». Вместе с исповедальными интонациями в текст возвращается форма психологического романа от 1-го лица, имитирующего дневниковую, документальную стилистику. Новый шаг в критическом освоении постсовременности осуществлен М. Уэльбеком в романе «Возможность острова» (2005), тоже использующем дневниковое повествование. Следуя философско-утопической традиции, восходящей к просветителям, и мировому опыту антиутопии ХХ века, автор описывает возможное будущее человечества, отказавшегося от великих «иллюзий» - истины, Бога, любви, сострадания – и поставившего на их место опасную иллюзию всемогущества научного разума. Отныне индивид, согласно фантастической утопии Уэльбека, живет в виртуальной реальности, не знающей «слишком человеческих» феноменов - смерти (она устранена клонированием), страдания, красоты, страха и др. Однако развитие сюжета раскрывает тупиковость такой цивилизационной модели, а финал демонстрирует попытку, пусть трагическую, возврата к экзистенциальным ценностям. «Возможность острова» представляет собой новый вариант цивилизационной, технической антиутопии, главным настроением которой является ностальгия по «естественному» человеку. Современник и соотечественник М. Уэльбека Ф. Бегбедер создает в романе «99 франков» (1998) язвительно-ироничную пародию на мир рекламного бизнеса, показывая, что тот поглотил реальность, и выйти за пределы «маркетинга» в подлинное бытие невозможно. Бегбедер развивает линию «разрушителей рекламы» - движения, актуального в западной культуре последней четверти ХХ века (см. Н. Кляйн. NO LOGO: Люди против брендов). В недрах этой бунтарской литературы «антикарьеры» формируются новые ценности, и они связаны с экзистенциальным императивом «быть собой». Более глубокое, уже философско-религиозное осмысление современного состояния западного общества автор дает в романе-дискуссии «Я верую – Я тоже нет» (2004). Здесь воскрешены эссеистическая мысль Монтеня, Паскаля, Шатобриана, переосмыслена в популярной форме, близкой интервью, традиция модернистского философского романа, содержатся прозрачные для романского мира аллюзии на средневековые жанры «словопрения», диалога между Учителем и учеником.
***
На пороге XXI века западная литература снова находится в ситуации пересмотра наследия века предшествующего, мало отступая от свойственной тому стратегии «заметок на полях» (И. Бродский). ХХ век был эпохой глобальной ревизии мирового наследия, рефлексии культуры рационализма, подошедшей к своему закату, над собственными истоками. Именно этим топтанием перед пропастью, «метафизикой молчания» объясняется более или менее радикальный отказ от категорий оригинальности, авторства, по сути, создавшими всю великую литературу Нового времени. Интертекстуальность, бесконечное диалогизирование с кодами других эпох, жанров и авторов, стали для последней трети ХХ столетия единственно жизнеспособной стратегией, указующей на онтологический кризис литературы. Одна из серьезных проблем, обозначившихся в развитии словесных искусств Запада (и пока лишь отчасти России) сегодня, но назревавшая по мере бурного развития медиатехнологий и медиаментальности, – это переориентация культуры со словесной парадигмы на визуальную, на культуру клипового образа, быстрой смены картинок, что позволяет редуцировать умственную, психологическую рефлексию до эмоциональных реакций. Литература в традиции индивидуального словесного творчества, требующего как медленного сотворения, так и медленного вчитывания и вычитывания смыслов, размывается под натиском «сверхбыстрых» (В.А. Шкуратов «Историческая психология») дискурсов повседневности, овладевших в век масс некогда законным пространством Книги. Постмодернистский тип личности взыскует не «глубины», а объема информации, предпочитая сосредоточенному ее выбору тактику ускоренного перелистывания – страниц, сайтов, TV-каналов. Можно, по-видимому, говорить о ситуации онтологической растерянности литературы перед реальностью нового типа реципиента – уже не «читателя» и отнюдь не пытливого и старательного «со-автора» золотого периода постмодерна 1970-80-х, а требовательного потребителя, отказывающегося от формы диалога в пользу модели «сервиса». Литература, согласно всё более активно утверждающейся идеологии, призвана «обслуживать» такого реципиента и конкурировать за его инфантильно-переменчивое внимание с другими источниками информации. Единственная альтернатива такой культурной модели, которую литература 1990-2000-х смогла предложить, - это пост-экзистенциальный роман и документальный гиперреализм (жанры дневников, бесед, хроник, свидетельств, репортажей). «Подлинность», «истина», «достоверность» - таковы главные ценностные полюсы, которые может выдвинуть мыслящий автор в противовес массовой продукции «симулякров». Однако и эти формы относятся к уже бывшим и лишний раз свидетельствуют о позиции ностальгирования, об охранительно-консервативных тенденциях высокой литературы, не способной предложить в незнакомых ей доселе (и генетически чуждых) условиях качественно новые виды высказывания. Можно предположить, что литература будущих десятилетий будет двигаться в двух направлениях – неоконсервативном (реконструкция и трансформация реалистических и модернистских форм, сегодня уже работающих в культурной памяти как «архаика») и «футурологическом». Второе направление - это уже начавшееся активное слияние вербального искусства с медиатехнологиями, поглощение литературы «моментальными» жанрами перформанса, инсталляции, видео-арта, искусством кино, телевидением, виртуально-компьютерным моделированием художественных интерактивных миров. Вербальный текст будет всё более срастаться с контекстом своего «исполнения» - театрально-сценического, перформативного, телевизионного, компьютерно-виртуального. Стационарно зафиксированный в книге текст уходит из постмодерной культуры так же, как картина на холсте – из изобразительных искусств. Кстати, в критическом искусствоведческом языке всё чаще термин «изобразительное» искусство вытесняется понятием «визуальное», «визуалистика», и это словоупотребление не случайно. За последние 20-30 лет произошла перефокусировка акцента с творца-субъекта, изображающего объект, на реципиента, видящего его. Фактор коммуникации становится более важной составляющей в contemporary art, чем предшествующая встрече публики и произведения стадия созидания. Акт созидания десакрализован, профанирован, почти уравнен с актом рецепции – и это итог постструктуралистских усилий по символическому «умерщвлению» Автора. Такое развитие может сформировать принципиально новую, ранее не существовавшую форму литературы внутри синтетического медиацелого и, не исключено, заставит в будущем изучать период словесного искусства ХХI века в рамках искусствоведческого образования, поскольку расчленить «тело» будущих медиатекстов на составляющие арт-языки будет и некорректно, и невозможно. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ
Т. Уильямс. Стеклянный зверинец. Трамвай «Желание». С. Беккет. В ожидании Годо. Счастливые дни. Эндшпиль. Э. Ионеско. Лысая певица. Стулья. Носороги. А. Роб-Грийе. В лабиринте. Проект революции в Нью-Йорке. Г. Бёлль. Глазами клоуна. 3 рассказа на выбор (Мое грустное лицо. Ящик для Копа. В темноте. Белая ворона и др.). М. Фриш. Назову себя Гантенбайн. Г. Грасс. Собачьи годы. Ф. Дюрренматт. Поручение. Физики. Г. Грин. Комедианты. У. Голдинг. Повелитель мух. Дж.Д. Сэлинджер. Над пропастью во ржи. К. Воннегут. Бойня номер 5, или Крестовый поход детей. К. Кизи. Над кукушкиным гнездом. И. Кальвино. Если однажды зимней ночью путник. М. Павич. Хазарский словарь. Дж. Фаулз. Женщина французского лейтенанта. Волхв. У. Эко. Имя розы. Заметки на полях «Имени розы» М. Кундера. Бессмертие. Дж. Барт. 1 роман на выбор: Плавучая опера. Химера. В. Набоков. Подлинная жизнь Себастьяна Найта. Дар. Х. Кортасар. Игра в классики. 3 новеллы. Х.Л. Борхес. Тема предателя и героя. Три версии предательства Иуды. Евангелие от Марка. Пьер Менар, автор «Дон Кихота. Сад расходящихся тропок. Г. Гарсиа Маркес. Сто лет одиночества. Э. Елинек. Михаэль: Книга для инфантильных мальчиков и девочек. Дж. Барнс. Англия, Англия. М. Уэльбек. Возможность острова. Ф. Бегбедер. 99 франков.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. «Пластический театр» Т. Уильямса. Анализ пьес «Трамвай “Желание”», «Стеклянный зверинец». 2. Творчество Г. Бёлля в контексте «литературы развалин». Поэтика романа Г. Бёлля «Глазами клоуна». 3. Жанр короткого рассказа в творчестве Г. Бёлля. Проанализируйте художественные особенности трех рассказов («Мое грустное лицо», «Ящик для Копа», «В темноте», «Белая ворона» или др.). 4. Творчество Г. Грасса. Реализация гротеска в романе «Собачьи годы». 5. Проблемы воспитания личности и диалога поколений в романе Дж.Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Особенности повествовательной формы. 6. Особенности организации повествования в романе К. Воннегута «Бойня номер 5, или Крестовый поход детей». 7. Оппозиция «нормального» и «больного» мира в романе К. Кизи «Полет над гнездом кукушки». Философские и сатирические интенции автора. 8. Философские идеи и поэтика театра абсурда. Система персонажей и философская проблематика пьесы С. Беккета «В ожидании Годо». 9. Поэтика пьес С. Беккета «Счастливые дни», «Эндшпиль». 10. Критика социальных и речевых клише в пьесе Э. Ионеско «Лысая певица». 11. Поэтика пьес Э. Ионеско «Стулья», «Носороги». 12. «Повелитель мух» У. Голдинга как роман-притча. 13. Общая характеристика творчества Г. Грина. Поэтика романа «Комедианты». 14. Поэтика романа Ф. Дюрренматта «Поручение». 15. Драматургия Ф. Дюрренматта. Проблематика и художественный язык пьесы «Физики». 16. Специфика повествовательной структуры романа М. Фриша «Назову себя Гантенбайн». 17. Художественная программа французского «нового романа». Анализ романа А. Роб-Грийе «В лабиринте». 18. Художественная программа французского «нового романа». Анализ романа А. Роб-Грийе «Проект революции в Нью-Йорке». 19. «Состояние постмодерн»: культурфилососфская характеристика данного феномена. 20. Основные идеи постструктурализма (Р. Барт, Ю. Кристева) и их влияние на поэтику постмодернизма. 21. Поэтика постмодернизма. 22. Роман И. Кальвино «Если однажды зимней ночью путник» как классический постмодернистский текст. 23. Роман Дж. Фаулза «Волхв» как постмодернистский текст. 24. Роман Дж. Фаулза «Женщина французского лейтенанта» как постмодернистский текст. 25. Структура романа М. Павича «Хазарский словарь». 26. Особенности композиции романа М. Кундеры «Бессмертие». Функция метапрозаических (метаповествовательных) элементов. 27. Роман У. Эко «Имя Розы» как постмодернистский текст. Автоинтерпретация романа в «Заметках на полях “Имени Розы”». 28. Общие черты новой латиноамериканской литературы (Х.Л. Борхес, Х. Кортасар, Г.Г. Маркес). Понятие «магического реализма». 29. «Филологические» новеллы Х.Л. Борхеса («Пьер Менар, автор Дон Кихота», «Сад расходящихся тропок»). 30. Черты поэтики постмодернизма в новеллах Х.Л. Борхеса («Три версии предательства Иуды», «Тема предателя и героя», «Евангелие от Марка», «Сад расходящихся тропок» и др.). 31. Поэтика новелл Х. Кортасара. 32. Экзистенциалистское и постмодернистское прочтение романа Х. Кортасара «Игра в классики». 33. Реализация постмодернистской поэтики в творчестве Дж. Барта (на примере романов «Плавучая опера», «Химера»). 34. Магический реализм и постмодернизм в поэтике романа Г.Г. Маркеса «Сто лет одиночества». 35. Творчество В. Набокова в свете поэтики метапрозы: анализ романа «Дар». 36. Творчество В. Набокова в свете поэтики метапрозы: анализ романа «Подлинная жизнь Себастьяна Найта». 37. Критика массовой культуры в романе Э. Елинек «Михаэль». Особенности композиции романа. 38. Деконструкция национальных мифов и проблемы глобализации в романе Дж. Барнса «Англия, Англия». 39. Критика общества потребления в романе Ф. Бегбедера «99 франков». Специфика композиции романа. 40. Модель виртуального человека-клона и проекция будущего в романе-антиутопии М. Уэльбека «Возможность острова».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 666; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.143 (0.013 с.) |