Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Справочные и учебные пособияСодержание книги Поиск на нашем сайте
1. Руднев В. Словарь культуры ХХ века. – М., 1997. 2. Гуревич П.С. Культурология. – М.: Гардарики, 2004. 3. Лексикон нон-классики. Художественно-эстетическая культура ХХ века. – М., 2003. 4. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. Николюкина А.Н.. Институт науч. информации по общественным наукам РАН. – М., 2003. 5. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. – М., 1987. 6. Зарубежная литература ХХ века: Учеб. для вузов / Андреев Л.Г., Карельский А.В., Павлова Н.С. и др. Под ред. Андреева Л.Г. 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001. 7. Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000 / Под. ред. Андреева Л.Г. – М., 2001. 8. Зарубежная литература ХХ века: практические занятия / Под ред. Кабановой И.В. – М., 2007. 9. Засурский Я.Н. Американская литература ХХ века. – М., 1984. 10. История швейцарской литературы. / Отв. ред. Павлова Н.С. – М., 2002. - Т. 1-2. 11. Березина А.Г., Белобратов А.В., Полубояринова Л.Н. История западноевропейской литературы: Германия. Австрия. Швейцария. – СПб.; М., 2005.
Теоретическая литература К курсу «История зарубежной литературы ХХ века» 1. Руднев В. Модернистская и авангардная личность как культурно-психологический феномен. – М., 1993. 2. Руднев В. Философия языка и семиотика безумия: Избранные работы. – М., 2007. 3. Тавризян Г.М. О. Шпенглер, Й. Хейзинга: две концепции кризиса культуры. – М., 1989. 4. Зверев А.М. Модернизм в литературе США. – М., 1979. 5. Балашова Т. Французская поэзия ХХ века. – М., 1982. 6. Ионкис Г.Э. Английская поэзия ХХ века. 1917-1945. – М., 1980. 7. Называть вещи своими именами. (Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века). – М., 1986. 8. Элгер Д. Дадаизм // Пер. с нем. Т.А. Граблевской, Л.И. Кайсаровой. – М.: Taschen / Арт-родник, 2006. 9. Лионель Р. Энциклопедия экспрессионизма. – М., 2003. 10. Пестова Н.В. Лирика немецкого экспрессионизма: профили чужести. – Екатеринбург, 1999. 11. От конструктивизма до сюрреализма. – М., 1996. 12. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства // Самосознание европейской культуры XX века. М.,1991. - С.208-230. 13. Неоавангардистские течения в зарубежной литературе 1950-1960 гг. – М., 1972. 14. Антология французского сюрреализма. 1920-е годы. – М., 1994. 15. Структурализм: «за» и «против». – М., 1975. 16. Косиков Г.К. От структурализма к постструктурализму. – М., 1998. 17. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. – М., 1996. 18. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. – М., 1998. 19. Ильин И. Постмодернизм: словарь терминов. – М., 2001. 20. Баткин Л.М. О постмодернизме и «постмодернизме»: о судьбе ценностей в эпоху после модерна // Октябрь. 1996. № 10. С.176-108. 21. Художественные ориентиры зарубежной литературы ХХ века. – М., 2002. 22. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. – М., 2000. 23. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Пер. с итал. В. Резник, А. Погоняйло. – СПб., 2006. 24. Эко У. Полный назад: «Горячие войны» и популизм в СМИ. – М., 2007. 25. Ямпольский М.Б. Память Тиресия: Интертекстуальность и кинематограф. – М., 1993. 26. Пятигорский А.М. О постмодернизме // А.М. Пятигорский. Избранные труды. – М., 1996. 27. Игровая поэтика. Вып. 1. Сб. науч. трудов. – Ростов н/Д, 2006. 28. Волков И.В. Лабиринты Джона Барта. – М., 2006. 29. В.В. Набоков: pro et contra / Сост. Б. Аверина, М. Маликовой, А. Долинина. – СПб., 1999. 30. Кофман А.Ф. Латиноамериканский художественный образ мира. – М., 1997. МОДУЛЬ I ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ века Для исторической ситуации, открывающей ХХ век, характерен усилившийся разрыв между успехами цивилизации и кризисом духовной культуры. Технический прогресс, планомерное овладение законами природы и их использования для изменения ландшафта человеческого обитания достигают на рубеже XIX-XX вв. невиданных темпов. Однако в картине мира Запада происходит крушение рационализма и религиозного мироощущения, лежавшего в основе всей западной метафизики. Культура ХХ века развивается в ситуации «метафизической пустоты», «смерти Бога» и открывшейся многовероятностной Вселенной. Открытия в области физики (Эйнштейн, Планк, Гейзенберг), психологии (Фрейд, Юнг), философии (Дильтей, Бергсон, Витгенштейн, Хайдеггер, Бодрийяр, Пригожин) кардинально изменили позитивистскую картину мира, в которой индивид был прочно укоренен и не испытывал эпистемологической «неуверенности». Начало ХХ века свидетельствует о радикальной смене художественного метода в литературе в соответствии с новыми представлениями о мире и человеке. Эпохальным рубежом столетия становится окончание Второй мировой войны – поворот к созданию постиндустриального общества.
Нетрадиционная драма начала ХХ века Театр как наиболее чутко реагирующий на настроения эпохи, совершает поворот от образа человека, натуралистически детерминированного средой, темпераментом, судьбой, к гротескной, диссоциированной личности, утратившей свои связи с привычными институтами и ценностями. Западноевропейская «новая драма» открывает символическое, универсально-мифическое измерение человека, который снова поставлен перед вечными вопросами смысла жизни и смерти. В драматургии Б. Шоу уход от жизнеподобия, гротескное искажение «типов» наглядно проступает в пьесе «Дом, где разбиваются сердца» (1913-1917): дом - традиционный для Англии символ преемственности поколений, верности традициям - превращается в «сумасшедший корабль», движение которого во времени утратило какой-либо смысл. Переход от реалистической поэтики к поэтике «деформации реальности» (Х. Ортега-и-Гассет) еще более резко обозначен у итальянского драматурга Л. Пиранделло: в пьесе «Шесть персонажей в поисках автора» (1921) распаду подвержены основополагающие элементы самой структуры произведения – система персонажей, иерархия отношений автор – зритель – герой, организация сценического пространства. Эксперимент Пиранделло созвучен поискам нового драматургического языка, которые в разных направлениях предпринимали в первой половине ХХ века Г. Аполлинер, А. Арто, Э. Пискатор, Б. Брехт и др.
Литературный авангард 1910-20-х годов
Наиболее радикально отреагировал на смену эстетических ожиданий европейский авангард 1910-1920-х годов. Дадаисты полностью отказываются от словесной фигуративности, наделяя поэтической значимостью алогичное звукоподражание, монтируя в своих «стихотворениях» вырезки газет, живописные и фотообразы. Экспрессионисты обновляют лирический язык избыточной метафоричностью, синэстетическими ассоциациями, надрывными, апокалиптическими интонациями. Сюрреалисты осваивают пограничные формы сознания, признавая художественную ценность за «автоматическим письмом», порожденным игрой бессознательного. Футуристы провозглашают отказ от психологизма в литературе и стремятся сконструировать новую,урбанистическую модель «человека-кентавра» (человека на мотоцикле), пытаясь очистить художественный язык от привычных логических связей, выраженных в его синтаксической структуре. Имажисты ищут новый язык в тотальном литературном диалоге с другими эпохами, радикально переосмысляя на этом фоне национальную поэтическую традицию. Авангард, таким образом, обозначил начало эпохи великого отказа: от реалистической типизации, рационализма, поэтики «хорошо сделанного» произведения.
Литература потерянного поколения
Первая мировая война лишь подтвердила общие апокалиптические ожидания «заката Европы» (О. Шпенглер), несостоятельность просветительской модели человека как существа разумного и прогрессивно развивающегося. Переживание реального опыта войны или же драмы послевоенного разочарования в привычных ценностях составило содержание литературы потерянного поколения. Англичанин Р. Олдингтон в своем романе-джазе «Смерть героя» (1929) подводит под катастрофу поколения социально-историческую базу (трагедия подготовлена кризисом викторианского общества), а американец Э. Хемингуэй обращается к неоруссоистскому идеалу «естественного» человека, пытающегося заслониться от бессмысленного братоубийства утопией «сепаратного мира» («Прощай, оружие!», 1929). Ф.С. Фицджеральд изображает драму послевоенного поколения в контексте крушения американской мечты («Великий Гэтсби», 1925). Немецкий писатель Э.М. Ремарк показывает беспощадную бытовую правду войны, которая является лишь оборотной стороной безликой политической машины, превращающей юные жизни в пушечное мясо («На Западном фронте без перемен», 1929).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.103 (0.008 с.) |