Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Справочные и учебные пособия

Поиск

1. Руднев В. Словарь культуры ХХ века. – М., 1997.

2. Гуревич П.С. Культурология. – М.: Гардарики, 2004.

3. Лексикон нон-классики. Художественно-эстетическая культура ХХ века. – М., 2003.

4. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. Николюкина А.Н.. Институт науч. информации по общественным наукам РАН. – М., 2003.

5. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. – М., 1987.

6. Зарубежная литература ХХ века: Учеб. для вузов / Андреев Л.Г., Карельский А.В., Павлова Н.С. и др. Под ред. Андреева Л.Г. 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.

7. Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000 / Под. ред. Андреева Л.Г. – М., 2001.

8. Зарубежная литература ХХ века: практические занятия / Под ред. Кабановой И.В. – М., 2007.

9. Засурский Я.Н. Американская литература ХХ века. – М., 1984.

10. История швейцарской литературы. / Отв. ред. Павлова Н.С. – М., 2002. - Т. 1-2.

11. Березина А.Г., Белобратов А.В., Полубояринова Л.Н. История западноевропейской литературы: Германия. Австрия. Швейцария. – СПб.; М., 2005.

 

Теоретическая литература

К курсу «История зарубежной литературы ХХ века»

1. Руднев В. Модернистская и авангардная личность как культурно-психологический феномен. – М., 1993.

2. Руднев В. Философия языка и семиотика безумия: Избранные работы. – М., 2007.

3. Тавризян Г.М. О. Шпенглер, Й. Хейзинга: две концепции кризиса культуры. – М., 1989.

4. Зверев А.М. Модернизм в литературе США. – М., 1979.

5. Балашова Т. Французская поэзия ХХ века. – М., 1982.

6. Ионкис Г.Э. Английская поэзия ХХ века. 1917-1945. – М., 1980.

7. Называть вещи своими именами. (Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века). – М., 1986.

8. Элгер Д. Дадаизм // Пер. с нем. Т.А. Граблевской, Л.И. Кайсаровой. – М.: Taschen / Арт-родник, 2006.

9. Лионель Р. Энциклопедия экспрессионизма. – М., 2003.

10. Пестова Н.В. Лирика немецкого экспрессионизма: профили чужести. – Екатеринбург, 1999.

11. От конструктивизма до сюрреализма. – М., 1996.

12. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства // Самосознание европейской культуры XX века. М.,1991. - С.208-230.

13. Неоавангардистские течения в зарубежной литературе 1950-1960 гг. – М., 1972.

14. Антология французского сюрреализма. 1920-е годы. – М., 1994.

15. Структурализм: «за» и «против». – М., 1975.

16. Косиков Г.К. От структурализма к постструктурализму. – М., 1998.

17. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. – М., 1996.

18. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. – М., 1998.

19. Ильин И. Постмодернизм: словарь терминов. – М., 2001.

20. Баткин Л.М. О постмодернизме и «постмодернизме»: о судьбе ценностей в эпоху после модерна // Октябрь. 1996. № 10. С.176-108.

21. Художественные ориентиры зарубежной литературы ХХ века. – М., 2002.

22. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. – М., 2000.

23. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Пер. с итал. В. Резник, А. Погоняйло. – СПб., 2006.

24. Эко У. Полный назад: «Горячие войны» и популизм в СМИ. – М., 2007.

25. Ямпольский М.Б. Память Тиресия: Интертекстуальность и кинематограф. – М., 1993.

26. Пятигорский А.М. О постмодернизме // А.М. Пятигорский. Избранные труды. – М., 1996.

27. Игровая поэтика. Вып. 1. Сб. науч. трудов. – Ростов н/Д, 2006.

28. Волков И.В. Лабиринты Джона Барта. – М., 2006.

29. В.В. Набоков: pro et contra / Сост. Б. Аверина, М. Маликовой, А. Долинина. – СПб., 1999.

30. Кофман А.Ф. Латиноамериканский художественный образ мира. – М., 1997.

МОДУЛЬ I

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ века

Для исторической ситуации, открывающей ХХ век, характерен усилившийся разрыв между успехами цивилизации и кризисом духовной культуры. Технический прогресс, планомерное овладение законами природы и их использования для изменения ландшафта человеческого обитания достигают на рубеже XIX-XX вв. невиданных темпов. Однако в картине мира Запада происходит крушение рационализма и религиозного мироощущения, лежавшего в основе всей западной метафизики. Культура ХХ века развивается в ситуации «метафизической пустоты», «смерти Бога» и открывшейся многовероятностной Вселенной.

Открытия в области физики (Эйнштейн, Планк, Гейзенберг), психологии (Фрейд, Юнг), философии (Дильтей, Бергсон, Витгенштейн, Хайдеггер, Бодрийяр, Пригожин) кардинально изменили позитивистскую картину мира, в которой индивид был прочно укоренен и не испытывал эпистемологической «неуверенности».

Начало ХХ века свидетельствует о радикальной смене художественного метода в литературе в соответствии с новыми представлениями о мире и человеке. Эпохальным рубежом столетия становится окончание Второй мировой войны – поворот к созданию постиндустриального общества.

 

 

Нетрадиционная драма начала ХХ века

Театр как наиболее чутко реагирующий на настроения эпохи, совершает поворот от образа человека, натуралистически детерминированного средой, темпераментом, судьбой, к гротескной, диссоциированной личности, утратившей свои связи с привычными институтами и ценностями. Западноевропейская «новая драма» открывает символическое, универсально-мифическое измерение человека, который снова поставлен перед вечными вопросами смысла жизни и смерти. В драматургии Б. Шоу уход от жизнеподобия, гротескное искажение «типов» наглядно проступает в пьесе «Дом, где разбиваются сердца» (1913-1917): дом - традиционный для Англии символ преемственности поколений, верности традициям - превращается в «сумасшедший корабль», движение которого во времени утратило какой-либо смысл. Переход от реалистической поэтики к поэтике «деформации реальности» (Х. Ортега-и-Гассет) еще более резко обозначен у итальянского драматурга Л. Пиранделло: в пьесе «Шесть персонажей в поисках автора» (1921) распаду подвержены основополагающие элементы самой структуры произведения – система персонажей, иерархия отношений автор – зритель – герой, организация сценического пространства. Эксперимент Пиранделло созвучен поискам нового драматургического языка, которые в разных направлениях предпринимали в первой половине ХХ века Г. Аполлинер, А. Арто, Э. Пискатор, Б. Брехт и др.

 

Литературный авангард 1910-20-х годов

 

Наиболее радикально отреагировал на смену эстетических ожиданий европейский авангард 1910-1920-х годов. Дадаисты полностью отказываются от словесной фигуративности, наделяя поэтической значимостью алогичное звукоподражание, монтируя в своих «стихотворениях» вырезки газет, живописные и фотообразы. Экспрессионисты обновляют лирический язык избыточной метафоричностью, синэстетическими ассоциациями, надрывными, апокалиптическими интонациями. Сюрреалисты осваивают пограничные формы сознания, признавая художественную ценность за «автоматическим письмом», порожденным игрой бессознательного. Футуристы провозглашают отказ от психологизма в литературе и стремятся сконструировать новую,урбанистическую модель «человека-кентавра» (человека на мотоцикле), пытаясь очистить художественный язык от привычных логических связей, выраженных в его синтаксической структуре. Имажисты ищут новый язык в тотальном литературном диалоге с другими эпохами, радикально переосмысляя на этом фоне национальную поэтическую традицию. Авангард, таким образом, обозначил начало эпохи великого отказа: от реалистической типизации, рационализма, поэтики «хорошо сделанного» произведения.

 

 

Литература потерянного поколения

 

Первая мировая война лишь подтвердила общие апокалиптические ожидания «заката Европы» (О. Шпенглер), несостоятельность просветительской модели человека как существа разумного и прогрессивно развивающегося. Переживание реального опыта войны или же драмы послевоенного разочарования в привычных ценностях составило содержание литературы потерянного поколения. Англичанин Р. Олдингтон в своем романе-джазе «Смерть героя» (1929) подводит под катастрофу поколения социально-историческую базу (трагедия подготовлена кризисом викторианского общества), а американец Э. Хемингуэй обращается к неоруссоистскому идеалу «естественного» человека, пытающегося заслониться от бессмысленного братоубийства утопией «сепаратного мира» («Прощай, оружие!», 1929). Ф.С. Фицджеральд изображает драму послевоенного поколения в контексте крушения американской мечты («Великий Гэтсби», 1925). Немецкий писатель Э.М. Ремарк показывает беспощадную бытовую правду войны, которая является лишь оборотной стороной безликой политической машины, превращающей юные жизни в пушечное мясо («На Западном фронте без перемен», 1929).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.103 (0.008 с.)