Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Жанр тоталитарной антиутопииСодержание книги Поиск на нашем сайте
Проблема свободы и несвободы личности приобретают отнюдь не теоретический характер в мире, столкнувшимся с реальностью гитлеровской диктатуры (1933-1945), тоталитарного режима (Советский Союз), жесткой организацией потребительского капиталистического рая (США). Поэтому вполне органично возникновение жанра тоталитарной антиутопии, в котором раскрывается оборотная сторона власти коллективных архетипов – на уровне политических манипуляций. Парадокс развития просветительских идеалов, обещавших дать людям свободу и равенство независимо от социального происхождения, национальной и половой принадлежности, состоит в том, что к середине ХХ века всеобщая демократизация привела к торжеству «человека-массы» (термин Х. Ортеги-и-Гассета из эссе «Восстание масс»). Обыватель, получивший доступ к материальным и духовным благам, комфортно обустроивший свою жизнь, не желал нести исторической ответственности за происходящее. Именно в условиях «молчаливого большинства» оказались возможны национальные и мировые катастрофы ХХ века. Механизмы воздействия власти на индивида и превращение его в «человека-массу» изобретательно раскрыты в романе английского писателя Дж. Оруэлла («1984», 1948). Английский писатель показывает, как манипуляция общественным и индивидуальным сознанием производится путем насильственного вторжения государства в сферу частной, интимной жизни, а также с помощью перемоделирования языка – конструкт Новояза призван изменить само сознание человека, устранив обозначения для всего индивидуального, многовероятностного в жизни. О. Хаксли («О дивный новый мир», 1932) идет дальше: он разоблачает готовность человека поступиться свободой ради комфорта, иными словами, предпочесть цивилизацию культуре. Опасность погружения в технократическую утопию, воочию представшую перед писателем в облике Америки, с новой остротой осознается сейчас, в начале третьего тысячелетия (ср. «Элементарные частицы», «Возможность острова» М. Уэльбека). Постиндустриальный «рай» оказался ловушкой, в которой человек лишен исторической памяти, истины, любви, красоты и индивидуальности, то есть свободы быть собой и выбирать свое будущее (ср. также «99 франков» Ф. Бегбедера). ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ Т. Драйзер. Финансист. Б. Шоу. Пигмалион. Дом, где разбиваются сердца. Л. Пиранделло. Шесть персонажей в поисках автора. А. Бретон. Манифест сюрреализма // Называть вещи своими именами. (Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века). – М., 1986. – С. 40-73. Ф.Т. Маринетти. Первый манифест футуризма. Технический манифест сюрреалистической литературы // Называть вещи своими именами… - С. 158-168. П. Элюар. Из сборников: Животные и их люди, люди и их животные. Град скорби. Свободные руки. М. Пруст. По направлению к Свану. Р. Олдингтон. Смерть героя. Э. Хемингуэй. Прощай, оружие! Фиеста. По ком звонит колокол. В снегах Килиманджаро. Старик и море. Э.М. Ремарк. На Западном фронте без перемен. Ф.С. Фицджералд. Великий Гэтсби. Дж. Дос Пассос. Манхэттен. У. Фолкнер. Шум и ярость. Свет в августе. Дж. Стейнбек. Гроздья гнева. О мышах и людях. Дж. Джойс. Улисс. Т.С. Элиот. Бесплодная земля. Полые люди. Ф. Кафка. Замок. Процесс. Новеллы: «Голодарь», «Приговор», «Превращение», «В исправительной колонии». Т. Манн. Волшебная гора. Доктор Фаустус. Смерть в Венеции. Г. Гессе. Степной волк. Игра в бисер. Сартр. Тошнота. Пьесы: «За закрытыми дверями», «Мухи». Эссе: Экзистенциализм – это гуманизм. Объяснение «Постороннего». Камю. Чума. Посторонний. Калигула. Эссе «Миф о Сизифе». Р.М. Рильке. Сонеты к Орфею. Б. Брехт. Мамаша Кураж и ее дети. Трехгрошовая опера. Дж. Оруэлл. 1984. О. Хаксли. О дивный новый мир. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Общая характеристика литературного процесса первой половины ХХ века. 2. Творчество Б. Шоу в контексте поэтики новой драмы (на материале пьес «Пигмалион», «Дом, где разбиваются сердца»). 3. Драматургическое новаторство Л. Пиранделло. Анализ пьесы «Шесть персонажей в поисках автора». 4. Соединение реалистических и натуралистических тенденций в творчестве Т. Драйзера. Концепция героя и общества в романе «Финансист». 5. Поэтика литературного авангарда начала ХХ века. Анализ программы футуризма. 6. Поэтика литературного авангарда начала ХХ века. Анализ программы сюрреализма. 7. Поэзия П. Элюара в контексте сюрреализма. Анализ художественного мира и стилевых особенностей сборников: «Животные и их люди, люди и их животные», «Град скорби», «Свободные руки». 8. Поэтика литературного авангарда начала ХХ века. Идеологические и художественные основы экспрессионизма. 9. Поэтика модернизма. 10. Поэтика лирики Р.М. Рильке. Неомифологизм лирического цикла «Сонеты к Орфею». 11. Поэзия Т.С. Элиота в контексте имажизма. Анализ поэм «Бесплодная земля», «Полые люди». 12. Поэтика «романа-реки» М. Пруста «В поисках утраченного времени». Анализ художественного мира романа «По направлению к Свану». 13. Общая характеристика литературы потерянного поколения. Анализ романа Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен». 14. Общая характеристика литературы потерянного поколения. Анализ романа Р. Олдингтона «Смерть героя». 15. Крушение «американской мечты» в романе Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби». 16. Общая характеристика литературы потерянного поколения. Анализ романов Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!», «Фиеста». 17. Жанр «романа большого города»: анализ романа «Манхэттен» Дж. Дос Пассоса. 18. Поэтика творчества У. Фолкнера. Анализ романа «Шум и ярость». 19. Поэтика творчества У. Фолкнера. Анализ романа «Свет в августе». 20. Поэтика романа Дж. Джойса «Улисс» в контексте модернизма. 21. Творчество Ф. Кафки. Поэтика романа-притчи «Процесс». 22. Творчество Ф. Кафки. Поэтика романа-причти «Замок». 23. Творчество Ф. Кафки. Поэтика новелл «Голодарь», «Приговор», «Превращение», «В исправительной колонии». 24. Жанр философско-мифологического романа в творчестве Т. Манна. Анализ романа «Доктор Фаустус». 25. Жанр философско-мифологического романа в творчестве Т. Манна. Анализ романа «Волшебная гора». 26. Поэтика новеллы «Смерть Венеции» в контексте культурной мысли рубежа XIX-XX веков (Шпенглер, Ницше, Вагнер). 27. Жанр философского романа-притчи в творчестве Г. Гессе. Анализ романа «Степной волк» в свете философских и психологических концепций (Кьеркегор, Юнг, Фрейд). 28. Жанр философского романа-притчи в творчестве Г. Гессе. Анализ романа «Игра в бисер» в контексте модернизма и предвосхищения идей постмодернизма. 29. Экзистенциализм как философская концепция и литературное направление. Общая характеристика художественных идей А. Камю и Ж.-П. Сартра. 30. Творчество Ж.-П. Сартра. Поэтика романа «Тошнота». 31. Творчество Ж.-П. Сартра. Драматургия как арена реализации философских идей: пьесы «Мухи», «За закрытыми дверями». 32. Философские и литературные взгляды Ж.-П. Сартра в эссеистике: «Экзистенциализм – это гуманизм», «Объяснение “'Постороннего”'». 33. Творчество А. Камю. Экзистенциалистские идеи в эссе «Миф о Сизифе». 34. Творчество А. Камю. Поэтика романа-притчи «Чума». 35. Творчество А. Камю. Проблематика пьесы «Калигула». 36. Творчество А. Камю. Концепция героя в философской повести «Посторонний». Интерпретация повести Ж.-П. Сартром («Объяснение “Постороннего”»). 37. Синтез художественных направлений в творчестве Дж. Стейнбека (реализм, натурализм, модернизм). Анализ романа «Гроздья гнева». 38. Синтез художественных направлений в творчестве Дж. Стейнбека (реализм, натурализм, модернизм). Анализ повести «О мышах и людях». 39. Концепция эпического театра Б. Брехта. Проиллюстрируйте ее на примере пьес Мамаша Кураж и ее дети», «Трехгрошовая опера». 40. Жанр тоталитарной антиутопии в творчестве Дж. Оруэлла: «1984». 41. Жанр тоталитарной антиутопии в творчестве О. Хаксли: «О дивный новый мир». 42. Обогащение реалистических традиций в творчестве зрелого Э. Хемингуэя («По ком звонит колокол», «В снегах Килиманджаро», «Старик и море»). МОДУЛЬ II ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
Отсчет истории западной литературы второй половины ХХ столетия связывают с окончанием Второй мировой войны и формированием нового типа общества – постиндустриального общества потребления, характеризующегося сверхбыстрыми темпами технического прогресса, выдвижением идеи материального комфорта как высшей ценности. В таком обществе процветает новый тип человека – конформист, «человек-масса» (Ортега-и-Гассет), ценящий стабильность и внешний успех выше всего и отказывающийся осмысливать свой человеческий удел с точки зрения категорий истории, духовного смысла, будущего. Именно поэтому литература, чутко реагирующая на опасность подобной потребительской философии, ориентированной на материальное «здесь и сейчас», создает произведения-предупреждения, своего рода новые антиутопии, использует максимально условные, экспериментальные, подчас провокационные формы. Тем самым авторы пытаются нарушить спокойствие «человека-массы», равнодушного к страданиям, любви и смерти. Поэтика модернизма, с ее высоким устремлением к идеалам, десакрализуется в актах тотальной интертекстуальной игры, которая лежит в основе поэтики постмодернизма. На рубеже XX-XXI вв. человечество, как и во время Второй мировой, встало перед угрозой катастрофы, на сей раз экологической и политической (терроризм, угроза новой «холодной войны»). Сегодня западная литература переживает состояние пост-постмодерна, которое иронично предвосхитил в 1970-х Ж. Бодрийяр, задав вопрос: «Что делать после оргии?». Иными словами, плюрализм и релятивизм ценностей, на котором была построена культура постмодерна, привел к образованию духовной пустоты, дефицита подлинности. Поисками форм подлинности, «новой искренности» и занята литература 1990-2000-х годов (М. Уэльбек, Ф. Бегбедер, Э. Лу и др.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.211.173 (0.011 с.) |