Жанр тоталитарной антиутопии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жанр тоталитарной антиутопии



 

Проблема свободы и несвободы личности приобретают отнюдь не теоретический характер в мире, столкнувшимся с реальностью гитлеровской диктатуры (1933-1945), тоталитарного режима (Советский Союз), жесткой организацией потребительского капиталистического рая (США). Поэтому вполне органично возникновение жанра тоталитарной антиутопии, в котором раскрывается оборотная сторона власти коллективных архетипов – на уровне политических манипуляций.

Парадокс развития просветительских идеалов, обещавших дать людям свободу и равенство независимо от социального происхождения, национальной и половой принадлежности, состоит в том, что к середине ХХ века всеобщая демократизация привела к торжеству «человека-массы» (термин Х. Ортеги-и-Гассета из эссе «Восстание масс»). Обыватель, получивший доступ к материальным и духовным благам, комфортно обустроивший свою жизнь, не желал нести исторической ответственности за происходящее. Именно в условиях «молчаливого большинства» оказались возможны национальные и мировые катастрофы ХХ века. Механизмы воздействия власти на индивида и превращение его в «человека-массу» изобретательно раскрыты в романе английского писателя Дж. Оруэлла («1984», 1948). Английский писатель показывает, как манипуляция общественным и индивидуальным сознанием производится путем насильственного вторжения государства в сферу частной, интимной жизни, а также с помощью перемоделирования языка – конструкт Новояза призван изменить само сознание человека, устранив обозначения для всего индивидуального, многовероятностного в жизни.

О. Хаксли («О дивный новый мир», 1932) идет дальше: он разоблачает готовность человека поступиться свободой ради комфорта, иными словами, предпочесть цивилизацию культуре. Опасность погружения в технократическую утопию, воочию представшую перед писателем в облике Америки, с новой остротой осознается сейчас, в начале третьего тысячелетия (ср. «Элементарные частицы», «Возможность острова» М. Уэльбека). Постиндустриальный «рай» оказался ловушкой, в которой человек лишен исторической памяти, истины, любви, красоты и индивидуальности, то есть свободы быть собой и выбирать свое будущее (ср. также «99 франков» Ф. Бегбедера).

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ

Т. Драйзер. Финансист.

Б. Шоу. Пигмалион. Дом, где разбиваются сердца.

Л. Пиранделло. Шесть персонажей в поисках автора.

А. Бретон. Манифест сюрреализма // Называть вещи своими именами. (Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века). – М., 1986. – С. 40-73.

Ф.Т. Маринетти. Первый манифест футуризма. Технический манифест сюрреалистической литературы // Называть вещи своими именами… - С. 158-168.

П. Элюар. Из сборников: Животные и их люди, люди и их животные. Град скорби. Свободные руки.

М. Пруст. По направлению к Свану.

Р. Олдингтон. Смерть героя.

Э. Хемингуэй. Прощай, оружие! Фиеста. По ком звонит колокол. В снегах Килиманджаро. Старик и море.

Э.М. Ремарк. На Западном фронте без перемен.

Ф.С. Фицджералд. Великий Гэтсби.

Дж. Дос Пассос. Манхэттен.

У. Фолкнер. Шум и ярость. Свет в августе.

Дж. Стейнбек. Гроздья гнева. О мышах и людях.

Дж. Джойс. Улисс.

Т.С. Элиот. Бесплодная земля. Полые люди.

Ф. Кафка. Замок. Процесс. Новеллы: «Голодарь», «Приговор», «Превращение», «В исправительной колонии».

Т. Манн. Волшебная гора. Доктор Фаустус. Смерть в Венеции.

Г. Гессе. Степной волк. Игра в бисер.

Сартр. Тошнота. Пьесы: «За закрытыми дверями», «Мухи». Эссе: Экзистенциализм – это гуманизм. Объяснение «Постороннего».

Камю. Чума. Посторонний. Калигула. Эссе «Миф о Сизифе».

Р.М. Рильке. Сонеты к Орфею.

Б. Брехт. Мамаша Кураж и ее дети. Трехгрошовая опера.

Дж. Оруэлл. 1984.

О. Хаксли. О дивный новый мир.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Общая характеристика литературного процесса первой половины ХХ века.

2. Творчество Б. Шоу в контексте поэтики новой драмы (на материале пьес «Пигмалион», «Дом, где разбиваются сердца»).

3. Драматургическое новаторство Л. Пиранделло. Анализ пьесы «Шесть персонажей в поисках автора».

4. Соединение реалистических и натуралистических тенденций в творчестве Т. Драйзера. Концепция героя и общества в романе «Финансист».

5. Поэтика литературного авангарда начала ХХ века. Анализ программы футуризма.

6. Поэтика литературного авангарда начала ХХ века. Анализ программы сюрреализма.

7. Поэзия П. Элюара в контексте сюрреализма. Анализ художественного мира и стилевых особенностей сборников: «Животные и их люди, люди и их животные», «Град скорби», «Свободные руки».

8. Поэтика литературного авангарда начала ХХ века. Идеологические и художественные основы экспрессионизма.

9. Поэтика модернизма.

10. Поэтика лирики Р.М. Рильке. Неомифологизм лирического цикла «Сонеты к Орфею».

11. Поэзия Т.С. Элиота в контексте имажизма. Анализ поэм «Бесплодная земля», «Полые люди».

12. Поэтика «романа-реки» М. Пруста «В поисках утраченного времени». Анализ художественного мира романа «По направлению к Свану».

13. Общая характеристика литературы потерянного поколения. Анализ романа Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен».

14. Общая характеристика литературы потерянного поколения. Анализ романа Р. Олдингтона «Смерть героя».

15. Крушение «американской мечты» в романе Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби».

16. Общая характеристика литературы потерянного поколения. Анализ романов Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!», «Фиеста».

17. Жанр «романа большого города»: анализ романа «Манхэттен» Дж. Дос Пассоса.

18. Поэтика творчества У. Фолкнера. Анализ романа «Шум и ярость».

19. Поэтика творчества У. Фолкнера. Анализ романа «Свет в августе».

20. Поэтика романа Дж. Джойса «Улисс» в контексте модернизма.

21. Творчество Ф. Кафки. Поэтика романа-притчи «Процесс».

22. Творчество Ф. Кафки. Поэтика романа-причти «Замок».

23. Творчество Ф. Кафки. Поэтика новелл «Голодарь», «Приговор», «Превращение», «В исправительной колонии».

24. Жанр философско-мифологического романа в творчестве Т. Манна. Анализ романа «Доктор Фаустус».

25. Жанр философско-мифологического романа в творчестве Т. Манна. Анализ романа «Волшебная гора».

26. Поэтика новеллы «Смерть Венеции» в контексте культурной мысли рубежа XIX-XX веков (Шпенглер, Ницше, Вагнер).

27. Жанр философского романа-притчи в творчестве Г. Гессе. Анализ романа «Степной волк» в свете философских и психологических концепций (Кьеркегор, Юнг, Фрейд).

28. Жанр философского романа-притчи в творчестве Г. Гессе. Анализ романа «Игра в бисер» в контексте модернизма и предвосхищения идей постмодернизма.

29. Экзистенциализм как философская концепция и литературное направление. Общая характеристика художественных идей А. Камю и Ж.-П. Сартра.

30. Творчество Ж.-П. Сартра. Поэтика романа «Тошнота».

31. Творчество Ж.-П. Сартра. Драматургия как арена реализации философских идей: пьесы «Мухи», «За закрытыми дверями».

32. Философские и литературные взгляды Ж.-П. Сартра в эссеистике: «Экзистенциализм – это гуманизм», «Объяснение “'Постороннего”'».

33. Творчество А. Камю. Экзистенциалистские идеи в эссе «Миф о Сизифе».

34. Творчество А. Камю. Поэтика романа-притчи «Чума».

35. Творчество А. Камю. Проблематика пьесы «Калигула».

36. Творчество А. Камю. Концепция героя в философской повести «Посторонний». Интерпретация повести Ж.-П. Сартром («Объяснение “Постороннего”»).

37. Синтез художественных направлений в творчестве Дж. Стейнбека (реализм, натурализм, модернизм). Анализ романа «Гроздья гнева».

38. Синтез художественных направлений в творчестве Дж. Стейнбека (реализм, натурализм, модернизм). Анализ повести «О мышах и людях».

39. Концепция эпического театра Б. Брехта. Проиллюстрируйте ее на примере пьес Мамаша Кураж и ее дети», «Трехгрошовая опера».

40. Жанр тоталитарной антиутопии в творчестве Дж. Оруэлла: «1984».

41. Жанр тоталитарной антиутопии в творчестве О. Хаксли: «О дивный новый мир».

42. Обогащение реалистических традиций в творчестве зрелого Э. Хемингуэя («По ком звонит колокол», «В снегах Килиманджаро», «Старик и море»).

МОДУЛЬ II

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

 

Отсчет истории западной литературы второй половины ХХ столетия связывают с окончанием Второй мировой войны и формированием нового типа общества – постиндустриального общества потребления, характеризующегося сверхбыстрыми темпами технического прогресса, выдвижением идеи материального комфорта как высшей ценности. В таком обществе процветает новый тип человека – конформист, «человек-масса» (Ортега-и-Гассет), ценящий стабильность и внешний успех выше всего и отказывающийся осмысливать свой человеческий удел с точки зрения категорий истории, духовного смысла, будущего.

Именно поэтому литература, чутко реагирующая на опасность подобной потребительской философии, ориентированной на материальное «здесь и сейчас», создает произведения-предупреждения, своего рода новые антиутопии, использует максимально условные, экспериментальные, подчас провокационные формы. Тем самым авторы пытаются нарушить спокойствие «человека-массы», равнодушного к страданиям, любви и смерти.

Поэтика модернизма, с ее высоким устремлением к идеалам, десакрализуется в актах тотальной интертекстуальной игры, которая лежит в основе поэтики постмодернизма.

На рубеже XX-XXI вв. человечество, как и во время Второй мировой, встало перед угрозой катастрофы, на сей раз экологической и политической (терроризм, угроза новой «холодной войны»). Сегодня западная литература переживает состояние пост-постмодерна, которое иронично предвосхитил в 1970-х Ж. Бодрийяр, задав вопрос: «Что делать после оргии?». Иными словами, плюрализм и релятивизм ценностей, на котором была построена культура постмодерна, привел к образованию духовной пустоты, дефицита подлинности. Поисками форм подлинности, «новой искренности» и занята литература 1990-2000-х годов (М. Уэльбек, Ф. Бегбедер, Э. Лу и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.212.39.149 (0.02 с.)