Спрос и предложение денег. Субъекты и механизм регулирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спрос и предложение денег. Субъекты и механизм регулирования.



В отличие от обычного спроса на товарных рынках, который формируется как поток купленных товаров за определенный период, спрос на деньги выступает как запас денег, который стремятся иметь в своем распоряжении экономические субъекты в определенный момент.[3, c.116] Если такой запас денег рассматривать как элемент богатства, которым владеют экономические субъекты, то спрос на деньги можно трактовать как их желание иметь определенную часть своего портфеля активов (богатства) в ликвидной форме. Если собственники портфелей активов отдают преимущество ликвидной форме, то это будет означать повышение спроса на деньги, и наоборот. Tакой (портфельный) подход к изучению спроса на деньги был применен Дж. M. Кейнсом, который назвал свою трактовку спроса на деньги теорией преимущества ликвидности.

Трактовка спроса на деньги как явления остатка обуславливает существенное отличие его от спроса на доход, который является явлением потока. Спрос на деньги не только по сути отличается от спроса на доход, a и имеет относительно самостоятельные источники удовлетворения.

При такой трактовке спроса на деньги это явление приобретает важное значения в практике управления денежной сферой. Наличие спроса на деньги означает, что экономические субъекты будут держать деньги у себя, не «выбросят» на товарный, валютный или фондовый рынки и не нарушат сформированное там равновесие. Поэтому рост спроса на деньги расширяет экономическую границу эмиссии денег, приведет к повышению уровня монетизации экономики.

Как и спрос на деньги, предложение денег является явлением остатка. Суть предложения денег состоит в том, что экономические субъекты в любой момент имеют в своем распоряжении определенный запас денег, которые они могут при благоприятных обстоятельствах направить в оборот.[3, c.127]

Ha уровне отдельного экономического субъекта предложение денег взаимодействует со спросом на деньги как его альтернатива. Если фактический запас денег отдельного индивида превышает его спрос на деньги, а это возможно при росте альтернативной стоимости сохранения денег, то индивид будет предлагать часть своего запаса денег на рынок к продаже. И наоборот, при превышении спроса над имеющимся запасом индивид будет покупать их на рынке или другими способами удовлетворять спрос. При повышении уровня процента экономический субъект будет выступать на рынке с предложением денег, а при снижении - со спросом на деньги.

Ha макроэкономическом уровне предложение денег формируется несколько по другому. Считается, что все экономические субъекты одновременно не могут предложить на рынок денег больше имеющихся y них запасов денег. Т.е. фактическая масса денег в обороте является естественной границей предложения денег. Никакие стимулирующие факторы, например повышение процента, не могут увеличить предложение денег свыше этой границы. Если же возникает потребность увеличить предложение свыше этой границы, что возможно при росте совокупного спроса на деньги, то это можно сделать только дополнительной эмиссией денег в оборот. Поэтому эмиссия денег рассматривается как повышение предложения денег на денежном рынке, a изъятие денег из оборота - как сокращения предложения денег.

Спрос на деньги изменяется прежде всего под влиянием объективных факторов, которые формируются внутри сектора реальной экономики, a предложение денег имеет преимущественно экзогенный характер. Из этого следует, что только спрос на деньги может быть первичным фактором во взаимодействии с предложением денег. А предложение денег должно в своей динамике постоянно ориентироваться на изменение спроса на деньги.

Итак, те факторы, которые определяют изменение спроса на деньги, в конечном счете определяют границы изменения предложения денег.

Итак, в механизме рынка денег определяющую роль играет спрос на деньги. Это желание экономических субъектов иметь в своем распоряжении определенный запас денег в определенный момент.[5,c.76] Спрос на деньги может формироваться под влиянием многих факторов, среди которых различают: изменение объема ВНП, уровня цен, скорости обращения денег, уровня процента и др.[4, c.28]

Точно предвидеть спрос на деньги не только тяжело, а иногда просто невозможно.

Предложение денег – это запас денег, которые экономические субъекты готовы предоставить во временное пользование заемщикам. Это экзогенное явление. Предложение денег формируется на основе имеющейся массы денег в обороте и эмиссионной деятельности банков. Поэтому банки, регулируя предложение денег, должны ориентироваться на изменение спроса на деньги, а не наоборот.

Равновесие на рынке денег имеет место в точке пересечения кривых спроса и предложения и определяет уровень ставки процента, при котором достигается стабилизация коньюктуры этого рынка.

В кейнсианской денежной теории за государством остается основная роль по регулированию количества денег в обращении. Тем самым данная теория подтверждает позицию Кейнса, согласно которой государство в лице правительства является активным участником и регулятором рынка и экономики в целом.

Равновесие денежного рынка в кейнсианской модели можно представить в трех вариантах: в условиях «жесткой», «гибкой» и «смешанной» политики правительства.

«Жесткая» политика регулирования денежной массы подразумевает, что предложение денег является фиксированным. Значит, предложение не меняется, независимо от колебаний рыночной ставки процента

«Гибкая» политика регулирования денежной массы означает, что правительство старается сохранить процентную ставку на одном уровне.

Иногда правительство прибегает к совмещению «жесткой» и «гибкой» политики. Тогда проводится «смешанная» политика

Таким образом, предложение денег во всех теориях задается государством и зависит от пропорции распределения денег между наличной и безналичной формой хранения денег. Спрос на деньги определяется у классиков - пенами, у монетаристов - оптимизацией капитала (финансового и физическою), а у кейнсианцев величиной дохода и банковской процентной ставки.

Доходы населения, их дифференциация и социальная политика.

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведённых домашними хозяйствами за определённый промежуток времени. Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и структура потребления населения прямо зависит от размера дохода. Доходы отдельного домохозяйства, как правило, подразделяют на четыре группы:

ð доход, получаемый в виде оплаты за труд, принимающий форму заработной платы;

ð доход, получаемый за счет использования иных факторов производства: доход от владения капиталом - процент, доход от владения землёй - рента, предпринимательский доход;

ð трансфертные платежи: пенсия по возрасту, стипендия, дополнительные пособия (сверх заработной платы), пособие по безработице, пособия на детей и т.д.;

ð доходы, получаемые от занятости в неформальном секторе экономики.

Дифференциация доходов.

Причины.

Один из источников социальной напряженности в любой стране - разница в уровнях благосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень богатства определяется двумя факторами:

1) величиной имущества всех видов, находящегося в собственности отдельных граждан;
2) величиной текущих доходов граждан.

Люди получают доходы в результате того, что создают собственный бизнес (становятся предпринимателями) или предоставляют находящиеся в их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в пользование другим людям или фирмам, а те используют эту собственность для производства необходимых благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства. Причиной тому:

1) разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем в форме лопаты);

2) разная успешность использования факторов производства (например, работник в фирме, производящей дефицитный товар, может получать более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом);

3) разный объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины).

Все люди рождаются разными и наделены разными способностями, некоторые из которых встречаются реже других. Так, в любой стране всегда крайне мало людей, способных достичь вершин математики, стать выдающимися футболистами или создать процветающее предприятие. Поэтому на общенациональном рынке труда спрос на такие способности намного превышает предложение. А это ведет к росту цены трудовых способностей таких людей, то есть их доходов.

Социальная политика - система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов. Различают:

- социальную политику в области образования, здравоохранения, занятости и социально-трудовых отношений; а также

- культурную, жилищную, семейную, пенсионную, женскую и молодежную социальную политику.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.012 с.)