ТОП 10:

Ресурсы и экономический выбор.



Вопросы к экзамену

 

Потребности и блага.

Главное назначение экономики состоит в создании богатства, способного удовлетворить материальные потребности людей.

Потребности - это нужда или недостаток в чем-то, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, группы людей, общества в целом.

Потребности человека многообразны.

Общая характеристика потребностей:

ПОТРЕБНОСТИ ЛЮДЕЙ: средства существования, социально-культурные, средства деятельности, материальные, нематериальные, индивидуальные, групповые, общественные.

Пирамида Маслоу:

первые три-ВТОРИЧНЫЕ,

последные две- ПЕРВИЧНЫЕ

 

Удовлетворение потребностей происходит от низших к высшим.

Классификации потребностей более подробно рассмотреть самостоятельно

Потребности развиваются по закону возвышения потребностей (подобно спирали), т.е. потребности изменяются в количественном и качественном отношении.

Способность удовлетворять человеческие потребности называется ПОЛЕЗНОСТЬЮ.

Все то, что обладает полезностью, называется благом.

БЛАГА – это окружающие нас материальные и нематериальные носители полезности, которые служат для удовлетворения потребностей.

 

Неценовые факторы спроса.

Рассматривая категорию «спрос», мы акцентировали внимание на влиянии изменения цены товара на величину спроса. При этом предполагалось, что меняется только цена товара, все же остальные факторы, которые могут оказывать влияние на спрос (вкусы потребителей, доходы домохозяйств, цены на другие товары и т. п.), остаются неизменными. Но каждый из этих факторов сказывается на спросе на товар X, и под воздействием этих факторов спрос может меняться. В част­ности, при неизменной рыночной цене товара потребители могут предъявлять спрос на большее или меньшее его количество.

В том случае когда под влиянием изменения какого-то фак­тора величины спроса меняются при каждой данной цене, про­исходит смещение всей кривой спроса вправо или влево парал­лельно самой себе; говорят, что произошло изменение спроса — спрос возрос или сократился.

Если кривая D0 смещается вправо, спрос увеличивается. Если кривая D0 сместится влево, то спрос уменьшится. Неце­новые факторы спроса иначе называются неценовыми детерми­нантами спроса.

Наиболее существенное воздействие на поведение покупателей, а следовательно, и на сдвиг кривой спроса оказывают следующие детерминанты.

1. Вкусы и предпочтения потребителей» которые, в свою оче­редь, определяются такими факторами, как мода, реклама, каче­ство потребляемых благ, обычаи, традиции и т. п. Если вкусы потребителей изменятся в пользу данного товара, то спрос на него увеличится, и кривая спроса сместится вправо.

2. Уровень доходов населения. Увеличение дохода потребителей приводит к тому, что они предъявляют спрос на большее
количество данного блага при каждой цене, т. е. спрос растет
и кривая спроса смещается вправо из положения D0 в положение D1. Соответственно, снижение уровня доходов населения
вызывает понижение спроса и сдвиг кривой спроса до положения D2.

3. Цены на другие товары могут повлиять на изменение спроса на данный товар. В частности речь идет о ценах на взаимозаменяемые и взаимодополняющие друг друга товары. Взаимозаменяемые товары — товары, которые по своим потребительским свойствам похожи и могут быть заменены друг другом. Представим, что цена товара Y, заменителя X, возросла, тогда очевидно, что товар X становится относительно дешевле (по сравнению с Y) и покупатели будут стремиться приобретать в больших количествах товар Х при каждой возможной его цене, и график спроса на товар X сместится вправо. Аналогичным образом происходит смещение графика спроса на товар X влево при снижении цены Y. Например, чай и кофе в некотором смысле являются заменителями; с повышением цены на кофе увеличивается спрос на чай. Таким образом, между ценой на один из взаимозаменяемых товаров и спросом на другой существует прямая зависимость. Взаимодополняющие товары — товары, которые не могут быть использованы друг без друга (бензин и автомобиль, фотоаппарат и фотопленка, магнитофон и кассеты). Если товар Z дополняет товар X, то снижение цены Z повлечет за собой увеличение спроса на товар X и сдвиг кривой спроса на него вправо, а повышение цены Z вызовет обратный эффект, т. е. здесь зависимость между ценой на один товар и спросом на другой — обратная. Очень многие товары не связаны друг с другом, и изменение цены одного из них не оказывает воздействия на спрос на другой. Количество покупателей. Рост числа покупателей (напри­мер, за счет увеличения населения) в конечном итоге вызовет расширение спроса на товар.

4. Ожидания потребителей. Если покупатели ожидают изме­нения цен на товары, повышения или понижения своих доходов, определенных действий правительства, затрагивающих доступ­ность товаров, то это может повлиять на их желание приобретать товар в данный момент, а, следовательно, вызовет изменение спроса. Так, ожидания будущего повышения цены товара (ин­фляционные ожидания) подстегивают спрос, т. е. потребители стремятся приобрести товар в больших количествах сегодня, бо­ясь потерять возможность его купить в будущем, когда цена на него возрастет. Результатом ажиотажного спроса будет смещение графика D вправо.

5. Эффект отложенного спроса связан с существованием циклических колебаний спроса во времени — годовые, кварталь­ные, недельные колебания. Так, в течение года имеют место три «пика» и три «провала» спроса. Первый «пик» — конец декаб­ря — начало января (новогодние праздники), затем следует па­дение спроса. Второй «пик» — февраль — март — в России тоже приходится на праздники (23 Февраля, 8 Марта). Третий «пик» обычно приходится на август — сентябрь (период массовых от­пусков, время подготовки к новому учебному году). Циклич­ность существует и в течение месяца — выделяют два «пика» — аванс и зарплату. В течение недели возрастание спроса наблюда­ется перед выходными.

Итак, на спрос оказывают воздействие как цена, так и неце­новые факторы. В этой связи не следует путать изменения в спросе, происходящие под действием ценовых и неценовых фак­торов. При изменении в спросе происходит сдвиг кривой спроса, по­скольку в этом случае при каждой цене предъявляют спрос на иное (большее или меньшее) количество товара. Перемены в спросе могут произойти только в случае изменения неценовых детерминант спроса. Когда же все неценовые факторы постоян­ны и не изменяются, а цена товара или увеличивается, или уменьшается, то мы от одного соотношения «цена—количество спрашиваемой продукции» при прочих равных условиях по зако­ну спроса переходим к другому, новому соотношению «цена—ко­личество спрашиваемой продукции». Соответственно, при сни­жении цены с Р1 до Р2происходит смещение из точки А в точку В одной и той же кривой спроса. В подобных случаях вследствие действия закона спроса происходит лишь изменение величины (объема) спроса, перемещение вдоль кривой спроса.

 

12. Эластичность спроса и предложения.

Эластичность спроса и предложения

 

Эластичность - степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной.

 

Понятие "эластичность" ввел в экономическую литературу А. Маршалл (Великобритания), его идеи были развиты Дж. Хиксом (Великобритания), П. Самуэльсоном (США) и др.

 

Способность одной экономической переменной реагировать на изменение другой может быть проиллюстрирована различными методами, исходя из выбранных единиц измерения. В целях унификации выбора единиц измерения используется метод измерения в процентах.

 

Количественную меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности.

 

Коэффициент эластичности - это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Эластичность может изменяться от нуля до бесконечности.

 

Виды эластичности. Выделяют следующие виды эластичности:

 

эластичность спроса по цене;

эластичность спроса по доходу;

эластичность предложения по цене;

перекрестная эластичность спроса по цене;

точечная эластичность спроса;

дуговая эластичность спроса;

эластичность соотношения цен и заработной платы;

эластичность технического замещения;

эластичность прямой линии.

Формы эластичности. Эластичность спроса по цене выступает в следующих основных формах:

 

эластичный спрос (ED > 1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в большей степени, чем цены. Например, рост цены на 1% вызывает снижение величины спроса на 4%;

неэластичный спрос (ED < 1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена. Например, рост цены на 1% приводит к снижению спроса лишь на 0,3%;

единичная эластичность спроса (ED =1). Она возникает в том случае, когда на каждый 1% изменения цены количество спроса изменяется на 1%;

совершенно эластичный спрос (ED = ~). Ситуация, при которой величина спроса бесконечно изменяется при малом изменении цены. В этом случае кривая спроса строго горизонтальна;

совершенно неэластичный спрос (ED = 0). Ситуация, при которой величина спроса абсолютно не меняется при изменении цены. Такой спрос представлен вертикальной кривой спроса.

Деление эластичности на указанные формы достаточно условно, поскольку разные блага имеют разный коэффициент эластичности. Так, основные продукты питания имеют низкую эластичность спроса по цене. А предметы роскоши, наоборот, обладают более высокой эластичностью по цене. Эластичность может изменяться в зависимости от фактора времени, от групп населения, от наличия товаров-субститутов.

 

Нельзя отождествлять эластичность и наклон кривой спроса, ибо это разные понятия. Различия между ними можно проиллюстрировать на эластичности прямой линии спроса (рис. 13.1).

 

На рис. 13.1 мы видим, что прямая линия спроса в каждой точке имеет одинаковый наклон. Однако выше середины спрос эластичный, ниже середины спрос неэластичный. В точке, расположенной посередине, эластичность спроса равна единице.

 

Об эластичности спроса можно судить по наклону только вертикальной или горизонтальной линии.

 

Эластичность

 

Рис. 13.1. Эластичность и наклон - разные понятия

 

Эластичность предложения выступает в следующих основных формах:

 

эластичное предложение, когда объем предложения изменяется на больший процент, чем цена. Эта форма характерна для долгого периода;

неэластичное предложение, когда объем предложения изменяется на меньший процент, чем цена. Эта форма характерна для короткого периода;

абсолютно эластичное предложение присуще долгому периоду. Кривая предложения строго горизонтальна;

абсолютно неэластичное предложение характерно для текущего периода. Кривая предложения строго вертикальна.

Основные формы перекрестной эластичности спроса:

 

положительная, характерна для взаимозаменяемых благ;

отрицательная, присуща взаимодополняемым благам;

нулевая, свойственна благам, не относящимся ни к взаимозаменяемым, ни к взаимодополняемым.

Основные формы эластичности спроса по доходу:

 

положительная, при которой объем спроса увеличивается с увеличением дохода. Эта форма относится к нормальным товарам, в частности к предметам роскоши;

отрицательная, при которой объем спроса сокращается с сокращением дохода. Эта форма характера для низших товаров, выступающих в виде некачественных благ;

нулевая, когда объем спроса не реагирует на изменение дохода. Она присуща благам, потребление которых нечувствительно к доходам. Это товары первой необходимости.

Основные формы использования эластичности в микроэкономическом анализе:

 

анализ поведения потребителя;

определение ценовой политики фирмы;

определение стратегии фирм и деловых предприятий, максимизирующей их прибыль;

выработка мероприятий государственного регулирования экономики, особенно политики занятости населения;

разработка структуры налогообложения;

прогнозирование изменений в расходах потребителей и в доходах продавцов из-за изменения цены благ.

 

13. Основные факторы производства и предложения.

 

13. Основные факторы производства и предложения. Функционирование предприятий и домашних хозяйств основывается на использовании факторов производства и получении от их использования соответствующих доходов. Под факторами производства понимаются особо важные элементы или объекты, которые оказывают решающее воздействие на возможность и результативность хозяйственной деятельности.

Традиционно подразделяются на составляющие:

трудовые ресурсы, или труд; инвестиционные ресурсы, или капитал;

природные ресурсы, или земля;; сырьевые ресурсы;

предпринимательский талант, или предпринимательские способности;

информация; специфической формой информации является технология; знания, или управленческие способности.

Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности умственных и физических способностей человека.

Капитал включает в себя совокупность созданных прошлым трудом человека благ. К факторам производства относится не весь капитал, а только реальный капитал - здания, сооружения, станки, машины и оборудование, инструменты и проч. - то есть все то, что используется для производства и транспортировки товаров и услуг. Финансовый же капитал (акции, облигации, банковские депозиты и деньги) к факторам производства не относится, поскольку не связан с реальным производством, а выступает в качестве инструмента получения реального капитала.

Земля как фактор производства охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг.

Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении:

организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства;

принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса;

рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность на рынке связана с большой неопределенностью, а результат не гарантирован;

быть новатором, то есть внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.

Одним из ключевых экономических ресурсов на современном этапе развития общества является информация.

Предложение - это товары, которые находятся на рынке или могут быть туда доставлены по определенной цене. Следует различать натурально-вещественную (по ассортименту) и стоимостную (выраженную в деньгах, ценах сумму товаров) формы товарного предложения

Объем предложения - это количество товара, которое продавцы готовы предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.

Факторы предложения (детерминанты предложения) - факторы, влияющие на величину предложения. Основным детерминантом является цена товара, влияющая на предложение в соответствии с законом предложения. Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами предложения. Неценовые факторы предложения (неценовые детерминанты предложения) - факторы, влияющие на величину предложения, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина предложения при заданных величинах цены.

К неценовым факторам относят:

Уровень технологии. С ростом уровня технологии растет производство товаров, а значит, и их предложение.

Цены ресурсов. Цена на ресурсы находится в обратной зависимости к величине предложения товара.

Величина налогов. Налоги влияют на прибыль производителя; для того, чтобы компенсировать рост налогов, производители увеличивают цену продукции. Этот фактор наиболее значим для тех товаров, которые облагаются высоким налогом.

Количество производителей. При увеличении числа производителей какого-либо продукта предложение будет расти.

К другим неценовым факторам предложения относят:

Ожидания производителя. Предложение может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, сырье, изменения налоговых ставок и др.

Цены на другие товары. При повышении цены на какой-либо товар он становится привлекательным для капиталовложений, и происходит приток капитала в сферу его производства. Этот фактор наиболее значим для товаров со схожими условиями производства, поскольку в этом случае переход на другой вид продукции не требует больших затрат.

 

14. Убывающая предельная производительность и эффект масштаба.

14 Убывающая предельная производительность и эффект масштаба

Предельная производительность труда (предельный продукт труда) - это прирост объема производства от каждой последующей единицы труда.

Закон убывающей предельной производительности гласит, что по мере увеличения количества переменного фактора при неизменном количестве всех остальных будет достигнут такой рубеж, после которого предельный продукт переменного фактора начнет уменьшаться.

Предельный продукт фактора производства, исчисленный в физических единицах, показывает изменение в объеме выпуска продукции, вызванное использованием дополнительной единицы данного фактора при неизменном количестве всех остальных.

Средний продукт фактора определяется путем деления объема выпускаемой продукции на количество используемого переменного фактора.

Эффемкт масштамба связан с изменением стоимости единицы продукции в зависимости от масштабов ее производства фирмой. Рассматривается в долгосрочном периоде. Снижение затрат на единицу продукции при укрупнении производства называется экономией на масштабе.

 

Взаимосвязь между изменением масштаба производства и соответствующим изменением в объеме выпуска продукции называется отдачей от масштаба. Отдачу от масштаба можно измерить путем сравнения процентного изменения в выпуске продукции с процентным изменением в количестве всех применяемых факторов.

Принято различать постоянную, возрастающую и убывающую отдачу от масштаба.

Если при пропорциональном увеличении количества факторов в n раз объем производства тоже возрастет в n раз, то имеет место постоянная отдача от масштаба. Например, фирма столкнется с ситуацией постоянной отдачи от масштаба, если при пропорциональном удвоении количества всех ресурсов объем производства тоже удвоится.

В случае, когда пропорциональное увеличение количества всех применяемых факторов в n раз вызовет рост объема производства больше, чем в n раз, наблюдается возрастающая отдача от масштаба.

Когда пропорциональное увеличение всех применяемых факторов в n раз вызывает рост объема производства меньше, чем в n раз, имеет место убывающая отдача от масштаба

 

15. Цели, задачи и формы организации фирм.

15 Цели, задачи и формы организации фирм

Фирма (предприятие) - это хозяйственное звено, которое действует в собственных интересах, изготавливая и продавая товары и услуги, путем планомерного комбинирования факторов производства с целью получения прибыли.

Существует различие в понятиях фирма и предприятие. Фирма может включать одно или несколько предприятий и производств. Под предприятием, как правило, подразумевается однопрофильное производство.

Все фирмы можно классифицировать по двум основным критериям: форме собственности на капитал и степени концентрации капитала.

В зависимости от характера собственности на капитал фирмы разделяются на государственные и частные.

На государственных предприятиях в качестве организатора производства и учредителя выступает государство или муниципалитет. Обычно государственная предпринимательская деятельность охватывает те сферы экономики, которые не привлекают частный бизнес из-за чрезмерно крупных первоначальных капиталовложений либо инвестиций с очень большим сроком окупаемости (наукоемкое производство), общественной значимости производимой продукции.

Частные фирмы имеют следующие основные формы:

1) единоличные фирмы, где собственником капитала является один человек. Они обладают полной самостоятельностью, свободой и оперативностью. Интерес в получении дохода максимален. Недостатками единоличных хозяйств являются трудности привлечения больших капиталов, неопределенность сроков деятельности;

2) товарищества или партнерства на паях, где соединяется капитал нескольких лиц. Имеют такие преимущества, как финансовая мощь, коллективное управление, свобода и оперативность действий. Недостатки: непостоянство и зависимость партнеров, их неограниченная ответственность;

3) акционерные общества (корпорации). Обладают возможностью широкого привлечения дополнительного капитала, имеют ограниченную ответственность акционеров. Недостатки: склонность к монополизации, сложность в управлении и др.

Акционерные общества делятся на закрытые общества с ограниченной ответственностью (их акции размещаются в закрытом порядке по предварительной подписке среди заранее выбранных учредителями возможных владельцев и несут ответственность только вложенным капиталом) и открытые общества с ограниченной ответственностью (выпускают акции, которые можно покупать и продавать без каких-либо ограничений, и несут ответственность по обязательствам всем имуществом общества).

По степени концентрации производства (количество работников) фирмы делятся на следующие виды:

1) малые (до 50 человек);

2) средние (от 50 до 500 человек);

3) крупные (свыше 500 человек).

 

16. Сущность, классификация издержек и доходов.

16 Сущность, классификация издержек и доходов

В бухгалтерском учете под издержками понимается совокупность затрат на приобретение предприятием ресурсов на рынке факторов производства.

Согласно наиболее распространенной в современной экономической теории позиции издержки производства - это вмененные издержки, т. е. издержки наилучшей из утраченных альтернатив.

Полные вмененные издержки включают:

1) явные издержки;

2) неявные (скрытые) издержки;

3) нормальную прибыль.

Явные издержки определяются рыночной ценой факторов производства, т. е. ценой, которую поставщик ресурсов выбирает в качестве наилучшей из альтернатив.

Скрытые издержки не предусматривают передачу денежных средств в качестве цены за ресурсы. Например, собственник оборудования вместо сдачи этого оборудования в аренду использует его в своей производственной деятельности. Вмененные издержки здесь - арендная плата.

Нормальная прибыль - это прибыль, которая позволяет капиталу удерживаться в данной сфере применения (т. е. цена присутствия в бизнесе).

Все издержки производства можно разделить на следующие виды.

Фиксированные издержки - издержки, величина которых не зависит от объема производства. Они включают в себя все обязательные платежи, как то содержание зданий, налоги, проценты по займам, арендная плата, платежи по долгосрочному лизингу оборудования, оплата труда ценных специалистов и др.

Переменные издержки прямо зависят от объема производства и меняются вместе с ним. К ним относятся оплата труда наемных рабочих и служащих, затраты на материалы и сырье, на электроэнергию и др.

Совокупные (общие) издержки производства - это сумма фиксированных и переменных издержек.

Отдельную группу видов издержек составляют средние издержки. Они представляют собой частное фиксированных, переменных и общих издержек на объем выпуска продукции. Средние издержки свидетельствуют о типичных затратах на производство единицы продукции.

Различают:

1) средние фиксированные издержки;

2) средние переменные издержки;

3) средние общие издержки, или просто средние издержки.

Средние общие издержки равны сумме средних фиксированных и средних переменных издержек.

Чем выше производительность на единицу ресурса, тем ниже будут издержки в расчете на единицу продукции. В классификации издержек важное место принадлежит категории предельных издержек. Предельные издержки характеризуют возрастание общих издержек в связи с выпуском дополнительной единицы продукции.

Общие переменные издержки равны сумме всех предельных издержек. Предельные издержки равны разнице переменных издержек при производстве дополнительной единицы продукции с предыдущим значением совокупных переменных издержек.

Доход - это сумма денежных средств и материальных благ, получаемых или производимых домашними хозяйствами за определенный промежуток времени.

Источники доходов:

1) зарплата;

2) доходы от собственного хозяйства;

3) выплаты по программам госпомощи, а именно пенсии, различные пособия;

4) денежные доходы, получаемые через финансово-кредитную систему, а именно государственного соцстрахования, банковские ссуды, % по вкладам, выплаты компенсаций и т.д.

5) выручка от продажи вещей через комиссионные и скупочные магазины.

Виды доходов:

а) основной доход - это постоянный доход;

б) дополнительный - это доход от ценных бумаг, от наследства, от снижения налогов и др.

Доходы бывают:

1) легальные - получаемые законным путем;

2) не легальные - скрытые от налогообложения;

Доходы бывают:

1) номинальные - получаемые до уплаты налогов;

2) реальные - сумма средств на которые человек может произвести материальные блага для жизни;

Доходы бывают:

1) материальные - доходы включают все поступления денег;

2) нематериальные - включают продукцию произведенную домашними хозяйствами для собственного потреблении, а так же подарки т.п.

 

17. Предельные издержки и предельный доход, максимизация прибыли.

Чистое общественное благо

Внешние эффекты – не единственная трудность рынка. Несостоятельность рынка проявляется также в отношении общественных благ, являющихся одной из разновидностей благ, потребляемых совместно всеми потребителями независимо от того, оплачивают их или нет.

Все блага можно разделить на:

· частные – исключительные блага, являющиеся объектом рыночного соперничества. Исключительные они потому, что можно помешать людям ими пользоваться, а объектами соперничества являются вследствие того, что потребление блага одним человеком сокращает возможность для других;

· чистые общественные, которые не являются исключительными и не выступают объектом соперничества, так как появление дополнительного потребителя не снижает полезности, получаемой другими, при этом невозможно исключить кого-либо из потребителей блага (например, прослушивания духового оркестра в парке);

· промежуточные, которые не обладают в полной мере свойствами ни частного блага, ни общественного. Если людей невозможно исключить из потребления блага, несмотря на его уменьшение в потреблении (например, рыбалка на озере), то такие блага называются общим ресурсом. В случае, когда благо исключительно, но не является объектом соперничества (например, содержание пожарной команды в городе), оно является естественным монопольным благом.

Хозяйственный оборот частных благ эффективно регулирует рынок. Общественные блага должно обеспечить государство за счет общего налогообложения населения. Промежуточные блага предполагают косвенное воздействие государства на рыночный механизм. Здесь часто возникает проблема нахлебников – своеобразных «зайцев» – людей, которые, пользуясь неисключительностью благ, стремятся воспользоваться ими бесплатно (например, полюбоваться салютом, произведенным на частные средства). Это приводит к тому, что часть благ уходит из рыночного оборота вследствие невозможности компенсировать затраты и, чтобы их предоставить населению, государство должно само заплатить за них из своего бюджета. При этом выгоду извлечет каждый потребитель.

Типичными примерами общественных благ являются:

· национальная оборона;

· фундаментальные научные исследования;

· программы борьбы с бедностью.

Целесообразность предоставления государством чистых общественных благ населению определяется на основе сравнения сопутствующих издержек и выгод. Подобный анализ «затраты – выгоды» является неточным и приблизительным из-за невозможности проверить его рынком. В связи с этим предоставление общественных благ населению находится под сильным влиянием не столько экономических, сколько политических факторов

 

 

31. Налоговое бремя и несостоятельность государственного сектора.

Основные понятия макроэкономики

Макроэкономика - раздел экономической теории, изучающий экономику как единое целое. Вернее сказать, макроэкономика изучает основные рынки, существующие в реальной экономике, т.е. рынок благ, рынок труда, рынок денег и рынок капитала, не учитывая процессы, происходящие внутри каждого из этих рынков.

Макроэкономика изучает масштабы экономики (в частности масштабы производства и масштабы цен) и их изменения, абстрагируясь от изменений пропорций, которые изучаются в микроэкономике. Также в сферу интересов макроэкономики входят глобальные количественные взаимосвязи в экономике.

Основные показатели, используемые в макроэкономике для измерения дохода и результатов производства.

Валовой внутренний продукт - это сумма добавленных стоимостей, созданных за рассматриваемый период (год) всеми производителями, ведущими производство на территории страны. При этом под добавленной стоимостью понимают разность между выручкой и ценностью материальных затрат на производство и реализацию продукции.

Валовой национальный продукт - это ВВП минус сумма добавленных стоимостей, созданных на территории страны посредством использования факторов производства, принадлежащих иностранцам, плюс сумма добавленных ценностей, произведенных за границей за счет факторов, принадлежащих гражданам данной страны.

Чистый национальный продукт - это ВНП за минусом амортизации средств производства.

При расчете всех указанных здесь показателей используются рыночные цены, как для благ, так и для сырья и ресурсов.

Если вычесть из ЧНП косвенные налоги и прибавить субвенции, получится Национальный Доход, т.е. величина доходов владельцев факторов производства. Если же из национального дохода вычесть прямые налоги и прибавить субсидии, мы получим Располагаемый Доход.

Национальное богатство - совокупность (сумма стоимости) имущества, принадлежащего частным лицам, фирмам и государству.

Для сравнения цен используют понятия уровень цен, под которым понимают денежную оценку какого-то блага или корзины благ; и индекс цен, т.е. относительное изменение стоимости некоторой корзины благ за период.

Наряду с индексом цен и уровнем цен в макроэкономике используют дефлятор, известный также как индекс Пааше. Дефлятор - отношение ВВП за текущий период, рассчитанного в ценах текущего периода, к этому же ВВП, рассчитанному в ценах базового периода.

 

33. Общее равновесие в макроэкономической модели.

Стабилизационная политика

Стабилизационная политика государства - это политика, целью которой является смягчение колебаний, вызванных шоком в экономике, и восстановление равновесного объема производства и занятости на прежнем уровне.

Шок - это резкое изменение совокупного спроса и совокупного предложения, которое приводит к отклонению объема выпуска и занятости от потенциального уровня.

Шок спроса - это шок, возникший, например, по причине резкого изменения предложения денег, резких колебаний инвестиционного спроса и т.д.

Шок со стороны предложения может быть вызван резкими скачками цен на ресурсы, стихийными бедствиями, приводящими к утрате части ресурсов экономики и возможному уменьшению потенциала, усилением активности профсоюзов, изменениями в законодательстве и т. д.

Например, негативный шок предложения вызывает рост общего уровня цен и падение объема производства.

При уровне производства и занятости ниже потенциального цены начнут постепенно снижаться, а уровень занятости и выпуска вернется к прежнему состоянию.

Такой процесс приспособления может оказаться очень длительным, что повлечет за собой длительный спад в экономике.

Центральный банк может нейтрализовать спад, увеличив предложение денег, но последствием этого станет более высокий уровень цен, установившийся в результате шока.

Увеличение государственных расходов повлечет аналогичный результат.

Экономическая политика государства сталкивается с известной дилеммой: длительный спад и безработица или рост цен при сохранении уровня занятости и выпуска.

 

42. Взаимосвязь потребления, сбережений, инвестиций и накопления.

Деньги и денежный рынок

Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого выражается стоимость всех других товаров.

Деньги выполняют определенные функции.

Функция денег как меры стоимости. Деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров. Все товары на рынке являются результатом общественно необходимого труда, поэтому действительные деньги (серебро, золото), сами обладающие стоимостью, являются мерой ценности товаров.

Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой.

Функция денег как средства обращения. Использование денег при покупке и продаже товаров и услуг позволяет обществу избежать неудобства бартерного обмена.

Функция денег как средства платежа. Деньги позволяют фиксировать величину обязательств и долгов, поэтому как средство платежа они используются при продаже товаров в кредит. Необходимость этой функции вызвана разной продолжительностью производства и обращения, сезонным характером производства, а также выплатой заработной платы рабочим и служащим.

Функция денег как средства накопления и сбережения. Деньги являются всеобщим воплощением общественного богатства. Получая деньги в оплату за свою продукцию, экономический субъект создает некий запас чистой ценности. Этот запас может быть краткосрочным, а может быть и долгосрочным (если индивид сберегает деньги для совершения покупок).

Функция мировых денег. Развитие международных отношений, проявлением которых являются внешнеторговые связи, международные займы, определили появление мировых денег. Мировые деньги действуют как всеобщее платежное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщее воплощение общественного богатства.

Денежный рынок - это совокупный рынок институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения денег, на которые цена- уровень процентной ставки - определяется спросом и предложением на них.

Модель денежного рынка соединяет спрос и предложение денег.

 

46. Банковская система и предложение денег.

Денежно-кредитная политика







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.172.213 (0.034 с.)