ТОП 10:

Салическая правда как памятник раннефеодального права.



Становление раннефеодального права Западной Европы. "Варварская правда"

 

 

В эпоху варварских королевств регулирование отношений внутри германских племен строилось, помимо королевского законодательства, на обычном праве. Основы общественно-юридического быта германских народов были в главном едиными, поэтому формирующееся право к середине I тыс. составило целостную систему особого германского типа. Это германское право стало вторым по важности, наряду с римским правом, источником всей позднейшей европейской юридической культуры. В условиях сначала протогосударств, а затем и ранней государственности обычное право германцев было записано и частично кодифицировано. Эти письменные своды получили название варварских правд. У разных ветвей германских народов оформление писаного обычного права происходило в разное время: это соотносилось с историческими различиями в степени проникновения ранней государственности в общественный быт, с местными особенностями становления публично-правовой общности того или другого народа. При всем типическом сходстве варварские правды поэтому различаются по содержанию конкретных предписаний, наличию тех или других правовых институтов, по соотношению с королевским законодательством своего времени.

 

Ни одно из известных варварских правд не дошла в своем первоначальном и подлинном виде, многие известны в разных по составу и относящихся к разному времени редакциях. Для большинства правд время их возникновения определяется примерно: Вестготская правда - конец V в., Бургередская - конец V - начало VI в., Салическая - конец V - начало VI в., Аллеманская - VI-VIII вв., Баварская - середина VIII в., Рипуарская - VI-VII вв., Лангобардские законы - середина VIII в., Тюрингская - IX в., Саксонская правда - VIII-X вв. Известно еще несколько правд более мелких племенных союзов. К тому же типу варварских правд относятся многочисленные ранние систематизации англосаксонских законов и записи исландских, скандинавских, датских правовых обычаев.

 

Все варварские правды сложились под значительным влиянием институтов и принципов римского права. Это влияние главным образом отразилось на регулировании новых социальных отношений, рабства, обязательств, а также отношений между королевской властью и подданными. Все правды были записаны на варварской латыни. Как исторический тип варварская правда - сложный по составу, разноплановый кодекс. Значительное место в них заняли выдержки из королевских капитуляриев и эдиктов; многие из таких или меняли правила обычного права, зафиксированного в других разделах правд, или санкционировали государственное применение писаного права.

 

Правды были записью права узко-национального применения: они не исключали того, что проживавшее на территории варварских королевств галло-римское, итальянское или испанское население будет судиться по своим законам. Поэтому крайне малое место в правдах заняло частное право: не только в силу недостаточной выраженности соответствующих отношений в быту германцев, но и потому, что наряду с германским в королевствах продолжало жить и римское право. Правды были поэтому привилегированным правом. Их содержание ограничивалось особо значимыми обычаями в земельных или семейно-родовых отношениях и нормами судебного и уголовного права. Нормы имели в подавляющем большинстве казусный характер; в более поздних правдах появляются уже и предписания общего содержания, посвященные охране привилегий церкви или короны.

 

Во всех известных случаях оформление записи обычного права связано с инициативой королевской власти. Государственную силу правды подчеркивали специально изданные указы, сопровождавшие текст. Иногда издание было приурочено к собранию союза или объединения племен. Причина такой заинтересованности власти не вполне ясна, поскольку основой судебных порядков еще долгие века оставалось произнесение права особыми судьями - рахинбургами. Возможно это было признание обычного права юрисдикцией королевских судов, возможно - конкретные политические соображения.

 

Одной из ранних и вместе с тем классических правд считается Салический закон, принятый у франков; его самая ранняя часть относится к концу V в. (486 - 496 гг.). Утвержденная приемниками первого франкского короля, редакция текста состояла из 65 глав - титулов, каждый из которых посвящался своему юридическому вопросу. Позднее, оставаясь основным сводом собственного права франков, Салический закон неоднократно дополнялся и расширялся; так возникли редакции, названные Эмендатс (VI-XII вв.) и Геральдия. Сохранилось предание, что первоначальная запись Салического закона была произведена специально избранными мужами от четырех франкских племен в целях "приверженности к справедливости и сохранения благочестия". Однако в целом бытование Закона тесно связано только с заинтересованностью королевской власти, санкционированием обычного права желавшей вмешиваться в сферу действия общинных и племенных судов. Появление самой ранней редакции связано также и с денежной реформой, проведенной первым из королей: заменой медных денег на серебренные и золотые и соответственно новой тарификацией судебных штрафов.

 

Салический закон в самой минимальной степени испытал воздействие римского права, сохранил даже некоторые остатки языческой старины и родовых обычаев германцев. Традиционной архаичности предписаний сопутствовала еще одна особенность: многие судебно-правовые процедуры были неразрывны с символическими священно-обрядовыми действиями, лишенными реального содержания, но важными для общественного признания тех или других факторов.

 

Так, заявление о желании заключить вторичный брак сопровождалось взвешиванием монет, передача имущества - особым разбрасыванием стеблей растения, призывание родственников к помощи в обязательствах - бросанием "горсти земли" и перепрыгиванием через плетень. Поддержанием общественного мира было в большей степени целью Салического закона, чем проведение государственной репрессии; это характерно для раннего, в значительной степени еще догосударственного права.

 

Регулирование имущественных отношений

 

 

Земля находилась в индивидуальном владении семьи. Выделенные ей участки как пахотного поля, так и лугов считались "огороженным листом". Различные посягательства на чужое поле или луг были или преступлениями, или вообще противоправными, хотя и с разной мерой ответственности. Леса и некоторые другие угодья рассматривались только как совместная собственность общины, и их использование регламентировалось коллективным интересом. Наследственное владение постепенно формировало особый институт аллод, под которым понималось чисто семейное право пользование огороженными участками и принадлежащим к ним имуществом. Право пользование наследовалось с преимуществом мужского потомства. Закон не предусматривал никаких сделок с аллодом. Движимое имущество также рассматривалось как семейное владение: распорядиться им на случай смерти кого-либо в пользу третьего лица мог только через особо сложную процедуру аффитомии с участием общинной сходки и отсрочкой передачи на год.

 

Обязательства из договоров

 

 

Обязательственные отношения в Салической правде освещаются довольно слабо. Это объясняется неразвитостью товарно-денежных отношений, частной собственности. Упоминаются такие виды сделок, как купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение. Передача права собственности при этих сделках осуществлялось публично путем простой передачи вещи. Неисполнение обязательств влекло за собой имущественную ответственность. Просрочка в исполнении обязательств влекла за собой дополнительный штраф. Истребование долга происходило в строго установленной форме. В Салической правде говорится о принуждении "упорного должника", об описании имущества "упорного должника".

 

Преступления и наказания. Процесс

 

 

Судебный процесс по Салической правде носил состязательный характер. Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права, и процесс протекал в виде состязания. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом.

 

Салическая правда называет 3 вида доказательств, применяемых в судебном процессе. Среди них важное место занимает соприсяжничество. Соприсяжники - это родственники, друзья или соседи обвиняемого, которые являются "свидетелями доброй славы" обвиняемого. Большое значение имело свидетельство очевидцев. Распространенным видом доказательства являлись ордалии, при которых преступник устанавливается при помощи "божественной силы". Салическая правда описывает "суд божий" в форме испытания "котелком". К ордалию обычно прибегали те, кто не мог представить соприсяжников. Вместе с тем обвиняемому предоставлялось право за определенную плату откупиться от испытания "котелком".

 

Судебные споры разбирались на собраниях свободных людей сотни под председательством выборного судьи - тунгина. Приговор выносили выборные заседатели - рахинбурги. Впоследствии осуществления суда постепенно переходит в руки королевской администрации. Место тунгнна занимает граф, назначаемый королем, и роль народных заседателей исполняют скабины, которые избираются графом из среды "лучших" людей округа и отправляют свои обязанности пожизненно. Высшей судебной инстанцией являлся суд короля.

 

Салический закон, как большинство иных варварских правд, был прежде всего сводом уголовных наказаний. Наказание по варварскому праву преследовало двоякую цель, что соответствовало двойному характеру предписаний и запрещений уголовного характера в законах: оно должно было искупить вину преступника в удовлетворении сородичей потерпевшего, также оно должно охранить соблюдение "королевского мира", т. е. установленного и признанного властью общественного порядка. Поэтому главенствующим видом наказания становился выкуп. Этот выкуп был больше или меньше по размеру в зависимости от общественной оценки значимости преступления: его характера, его последствий. Особый смысл заключался в назначении выкупа за убийство - он носил специфическое название вергельд. Вергельд выплачивался уже не самому потерпевшему, а его детям и боковым родственникам, и в случае отсутствия последних часть отходила в королевскую казну. К выплате штрафов мог быть осужден только полноправный свободный франк. В отношении несвободного населения применялись другие наказания: смертная казнь, кастрирование, битье плетьми и пытка. Но если и свободный общинник оказывался настолько беден, что не мог заплатить присужденного ему, то и франков предписывалось казнить смертью. В чисто королевском праве в ходу были и другие, более жестокие наказания: "снять голову за неповиновение", выколоть глаза и т. п. Возможные отношения с государственной властью еще не были объектом уголовно-правовой охраны. Салический закон вообще не знает таких преступлений, в Рипуарском измена королю влекла уплату высшего вергельда или смертную казнь. В Салическом законе наивысшая расплата ждала только за злоупотребление государственной должностью - это был единственный пример государственных преступлений. Все остальные карались штрафами.

 

 

Наиболее тяжким из прочих преступлений считалось разбойное нападение банды на дом, повлекшее убийство, - оно наказывалось самым большим известным Салическому закону штрафов в 1800 золотых солидов. Штраф уменьшался в зависимости от социально-правового статуса потерпевшего. Вторым на лестнице штрафов преступлением стояло убийство. Штрафы за него различались в зависимости от статуса убитого или от других обстоятельств. Отягчающим обстоятельством считалось "убийство коллективное - "скопищем"". Наказывалось и несвершившееся покушение на убийство.

 

К числу преступлений, в которых объектом преступного посягательства была личность свободного франка, относились членовредительство, избиение, оскорбление - все они штрафовались в зависимости от последствий.

 

Среди имущественных преступлений основное место занимала кража. Штрафы здесь зависели от значимости украденного, но также и от того, из закрытого или открытого помещения было украдено, с взломом или без, в сообществе или нет, со злым умыслом или нет. Специальные штрафы назначались за грабеж, поджог, конокрадство, незаконное вторжение в чужое "огороженное место" или дом, заход на чужой луг или поле, покушение на кражу там. Особой квалификации подвергалась кража чужих рабов и даже простое их сманивание.

 

Своеобразной чертой Салического закона было присутствие наказаний за преступление против нравов. Не только изнасилование, но и обычное прелюбодеяние "по обоюдному согласию" наказывалось штрафами, сопоставимыми со штрафами за убийство римлянина или конокрадство. Даже сожительство с рабыней каралось уплатой штрафа ее господину. Кроме того, вступление в явный брак с рабом или рабыней влекло потерю свободы. Несвободных за такие преступления, кроме малых штрафов, кастрировали. Отдельное место занимали преступления против правосудия, которые рассматривались как посягательство на основы общинного общежития и взаимной честности. Незаслуженное обвинение перед королевским судом наказывалось наравне с покушением на жизнь. В этом же ряду стояло и подстрекательство к преступлениям, подкуп других для совершения теми злодейств. Наказывалось также пренебрежение правосудием: неявка по вызову истца, лжесвидетельство.

 

14. Становление и развитие "Священной Римской империи германской нации". Политический распад Германии. "Золотая булла"

С распадом империи Каролингов (середина IX в.) на исторических территориях германских племен образовалось самостоятельное Восточно-Франкское государство. В королевство вошли земли преимущественно с германским населением. Такая этническая сплоченность была редкой для средневековья. Королевство не обладало, однако, государственно-политическим единством. К началу Х в. Германия представляла совокупность Герцогств, крупнейшими из которых были Франкония, Швабия, Бавария, Тюрингия, Саксония.

 

Герцогства не были реально взаимосвязаны друг с другом, они существенно различались даже по социальному укладу. В западных областях прочно утвердился вотчинно-ленный феодализм, почти не осталось свободного крестьянства, возникали новые социально-экономические центры – города. В восточных областях феодализация общества была слабой, социальный уклад был сориентирован на общинные связи, сохранялись значительные территории с догосударственным бытом варварских времен; там только появлялись позднейшие из варварских правд (см. § 23).

 

Единство государства окрепло с утверждением на королевском престоле Саксонской династии (919 – 1024). Были временно преодолены междуусобные распри, несколькими удачными внешними войнами в основном определены территории, принадлежащие королевству, установлено особое политическое место короля в феодальной иерархии – король Оттон I был коронован (в условном центре государства – Аахене). Формирование единой государственной организации королевства было своеобразным в силу большой зависимости королевской власти от племенных герцогств. Становление государственности в Германии шло в опоре на церковь как единственную носительницу государственного начала.

 

Единственными органами государственного управления в королевстве были церковные институты: монастыри, аббатства, епископства. Только они реально и были заинтересованы в создании более централизованного государства: Римская церковь надеялась найти в новом государстве воспреемницу идеи Христианской Империи. Чтобы прочнее привязать церковь к королевской власти, германские монархи стали практиковать большие земельные пожалования духовенству. Пожалования сопровождались передачей церкви юрисдикции и даже политических прав в отношении населения этих областей, включая и феодалов. В начале XI в. началась даже передача в руки церкви целых графств, а графов ставили епископами. Епископам и аббатам предоставлялось право королевского бана в отношении подвластной территории (совокупность военных, административных и судебных полномочий).

 

Назначение на высшие церковные должности производилось королем. Тем самым церковная администрация превращалась, по сути, в государственную, учитывая, что священнический стаж большинства высших иерархов начинался только с назначением. Церковные сановники привлекались к несению дипломатической, военной службы, выполнению политических дел. Вассалы епископов и аббатов составляли большую часть армии, нередко сами епископы и возглавляли полки. Это была особая имперская церковь (Reichskirche).

 

Такая церковная государственность несла в себе предпосылки очень неоднозначных политических следствий. Во-первых, к XIII в. многие епископства превратились в обособленные и политически замкнутые территории, лишь номинально подчиненные в ленной иерархии королю. Во-вторых, активная процерковная политика германских королей неизбежно вовлекла Германию в вековую внешнеполитическую авантюру: борьбу за доминирование над Римом и папством, за подчинение Италии. Эта борьба дополнялась стремлением обогатиться за счет цветущих городов Северной Италии.

 

Война за Италию и возобладание над папством поначалу принесли огромные политические выгоды. В 962 г. Отгон I был коронован в Риме императорской короной. Образовалась Священная Римская империя, куда, помимо Германии, включились Италия, часть Южной Франции и территории Центральной и Восточной Европы. Однако исторически образование империи, несомненно, воспрепятствовало германскому национально-политическому единству.

Золота́я бу́лла 1356 года (лат. Bulla Aurea) — законодательный акт Священной Римской империи, принятый имперским рейхстагом в 1356 году; самый известный из документов, называвшихся «Золотая булла». Текст документа, составленный на латыни, был утвержден императором Карлом IV Люксембургским. Действие буллы прекратилось с окончанием существования империи (1806).

 

Карл IV, озабоченный более всего укреплением своей власти в Чехии и расширением личных владений, закрепил политический распад империи, издав в 1356 "Золотую буллу". Булла признавала полный суверенитет князей в их владениях, узаконивала войны между феодалами, вновь запретила союзы городов.

 

Булла регламентировала избрание германского короля (императора) коллегией семи имперских курфюрстов (архиепископов Майнца, Трира и Кёльна, короля Чехии, Рейнского пфальцграфа, герцога Саксонии и маркграфа Бранденбурга) и определяла права этих курфюрстов. Ведущая роль в рейхстаге отводилась архиепископу Майнцскому. Кроме того, булла запрещала разделение территорий курфюршеств.

 

 

15. Сословно-представительная монархия во Франции. Великий "мартовский ордонанс"

В конце 13-начале 14 века в экономическом развитии и социальных отношениях во Франции происходят существенные изменения. Королевский домен охватывал ¾ территории страны, а политическим и хозяйственным центром стал Париж. Развиваются товарно-денежные отношения и складывается общенациональный рынок и складывается единая этническая территориальная общность, народность. Происходит отмена личной зависимости крестьян. Пахотные земли сеньоров передавались в пользование крестьянам, за что они платили фиксированную ренту («ценз»), а такая форма землепользования называлась цензива. Крестьянин мог передавать цензиву по наследству и продать с согласия сеньора. В 14-15 веках завершилось оформление сословий. Каждое сословие имело определенные привилегии и обязанности. Все население было разделено на 3 сословия:

1. Духовенство.

2. Дворянство.

3. Третье сословие.

Духовенство.Объединение духовенства в сословие было связано с победой королевской власти в конфликте с римскими папами за политическое верховенство. В течение века римские папы находились в прямой зависимости от французских королей. Резиденция пап была перенесена из Рима во французский город Авиньон, из чего королевская власть извлекла не мало пользы. Французское духовенство должно было жить по законам королевства и рассматривалось как часть французской нации ранее духовенство подчинялось римским папам. Короли присваивали часть доходов церкви, сократился круг лиц, попадавших под духовную юрисдикцию. Вместе с тем, за духовенством закрепились важнейшие привилегии: право получать десятину, пожертвования, оно сохранило налоговый и судебный иммунитет. Духовенство занимало высокие посты в управлении.Дворянство.Дворянство объединило всех светских феодалов, которые рассматривались уже не как вассалы короля, а как его слуги. Дворянство было замкнутым и наследственным сословием. Покупка поместий лицами незнатного происхождения теперь не давала им дворянского звания.Дворянство сохранило свою основную привилегию: исключительное право собственности на землю с правом передачи по наследству. Дворяне также не платили налогов.Третье сословие.Третье сословие включало городское население и крестьян-цензитариев. Это сословие не имело личных привилегий и имущественных прав вообще и не было защищено от произвола королевской администрации. Третье сословие несло основное бремя налогов.Гос. стройВ 14 веке королевская власть приобретает новые полномочия и даже новое политическое содержание. Приоритетный сеньориальный статус короля сменился государственным. Этот статус основывался не на отношениях вассалитета, а на подчинении безусловного подданства. Престол стал наследственным в роде царствующего монарха по мужской линии. Сложилась политическая доктрина новой французской монархии. Ее исходный мотив составляло положение о том, что король располагал независимым положением и неограниченными правами. Король являлся защитником публичного мира в стране, а знать – его слугами.Личность короля и его права охранялись особым образом, а покушение на них составило особый состав преступления. Королевские указы, которые назывались ордонансы, становятся законами.Стремление короля к централизации вызвало оппозицию знати, а в кризисные политические моменты общественное согласие для короны было острой необходимостью. Вследствие этого возникло учреждение с чертами сословного представительства – Генеральные штаты. Впервые генеральные штаты были созваны королем в 1302 году для того, чтобы штаты поддерживали короля в борьбе с римскими папами. В генеральных штатах заседали представители трех сословий. Заседали они раздельно и принимали каждое свое решение. Обычно, король придерживался решений, одобренных двумя или тремя сословиями. Представители первых двух сословий приглашались в генеральные штаты письмом короля, а представители третьего сословия избирались. Единой организации работы генеральные штаты не имели, а их компетенция была неопределенной. В основном, они высказывались по следующим вопросам:

1. Установление новых налогов.

2. По мирным соглашениям или переговорам.

3. По предложениям и просьбам от сословий к королю.

Наибольшего могущества генеральные штаты достигли в середине 14 века, когда Франция несла поражение в годы столетней войны. В 1356 году после поражения французских войск и пленения короля англичанами, регент государства Карл созвал генеральные штаты, чтобы получить их разрешение на сбор налога для выкупа короля из плена и продолжения войны, однако штаты заняли независимую позицию и передали власть комиссии из 5 человек и поручили ей провести реформу государственного управления.Регент распустил генеральные штаты, а созванные в 1357 году генеральные штаты оказались еще более оппозиционными. Они потребовали смещения ряда должностных лиц, требовали расширения прав штатов в текущем управлении страной, установления контроля за выпуском монеты расходованием средств. Правительство принимает эти условия и в 1357 году издается Великий Мартовский Ордонанс.- обнародован в марте по настоянию франц. Ген. штатов во время нар. движения 1356-58 в Париже, возглавленного купеч. старшиной Этьенном Марселем. В. м. о. был выражением глубокого недовольства горожан политикой монархии и должен был осуществить коренную реформу гос. управления. В. м. о. предоставлял Ген. штатам право собираться самостоятельно без королев. разрешения для обсуждения гос. дел 2 раза в год (§ 5); они получали контроль над налогами, расходованием гос. средств (§ 2); королев. власть не могла без штатов вводить новые налоги, заключать перемирие с противником (§ 39), изменять ценность монеты (§ 15). Контролю штатов подлежали совет короля, армия и гос. аппарат. В. м. о. намечал реформу администрации и суда, сокращение числа чиновников и уменьшение расходов на их содержание. Реформа 1357 являлась одной из наиболее решит. попыток Ген. штатов, гл. обр. богатых горожан Парижа, добиться самостоят. значения в политич. жизни ср.-век. Франции. В. м. о. был попыткой ограничения королев. власти. На Генеральных штатах 1357 г. делегаты третьего сословия добились от дофина Карла, который в тот период фактически правил страной в отсутствие находившегося в английском плену короля Иоанна II (и через несколько лет стал французским королем Карлом V), издания т. н. Великого мартовского ордонанса, содержавшего обещание ряда реформ и в определенной степени ограничивавшего королевскую власть в пользу Генеральных штатов. Этим документом, в частности, устанавливалась обязанность короля регулярно созывать Генеральные штаты, а также запрет устанавливать налоги и изменять ценность монеты без их согласия. Однако вскоре дофин издал несколько распоряжений, сводивших авторитет Генеральных штатов к нулю.

 

В ответ на это в феврале 1358 г. в Париже вспыхнуло восстание. 22 февраля 1358 года восставшие во главе с Этьеном Марселем ворвались в королевский дворец, убили на глазах у дофина нескольких его приближенных и добились от дофина подтверждения Великого мартовского ордонанса.

Генеральным штатам было предоставлено право собираться 3 раза в год по своей воле без приглашения короля. Решения штатов считались окончательными без королевского одобрения, а финансы могли расходоваться только на цели, предписанные штатами. Однако, ордонанс почти не применялся и штаты продолжали созываться по королевскому желанию.К 14 веку большинство прежних должностей утратили свое значение. Сохранил свой статус только канцлер. Для управления финансами были созданы должности казначеев. Появляются должности тайных секретарей (секретари - нотариусы), которые вели дела королевского совета. Королевский совет стал основным органом принятия государственно-политических решений. В нем заседали вместе с легистами 42 представителя светской и духовной знати. Совет собирался 1 раз в месяц. С начала 15 века он переключился в основном на разбор судебных дел. В этот период формируется регулярная армия, а дворянство получило исключительное право на занятие офицерских должностей.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.241.176 (0.015 с.)