Кризис республики и переход к монархии в Риме. Принципат и доминат 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кризис республики и переход к монархии в Риме. Принципат и доминат



Кризис республиканской формы правления, соответствовавшей общинному принципу организации общества, явился, на наш взгляд, составной частью кризиса полиса.

 

Кризис надстроечных явлений полисной организации имел те же корни и причины, что и кризис полиса в целом (о них речь шла выше), а также и причины специфические, к которым, в частности, можно отнести неспособность полисного аппарата управлять необозримо расширившейся территорией и выполнять возросшие государственные функции: нормативное регулирование социально-правовых отношений, защиту граждан, защиту территории государства от посягательств извне, поддержание должного экономического уровня и т.п.

 

Во всех республиканских учреждениях римского государства: комициях, сенате, магистратурах, армии - на протяжении первого века до нашей эры так или иначе фиксируются кризисные явления.

 

С древних времен в Риме существовали три вида народных собраний (комиций): центуриатные, куриатные и трибутные. К I веку до н.э. куриатные комиции выполняли столь малозначительные функции (вручение власти избранным магистратам, решение некоторых вопросов семейного права), что граждане перестали собираться по куриям, и тридцать курий были заменены тридцатью ликторами. Но и ликторы собирались почти исключительно для выполнения обряда transitio ad plebem (перехода в плебеи).

 

Значение центуриатных и трибутных комиций во II - I веке до н.э. еще велико, что видно, в частности, из того, что они могли принимать решения вопреки воле сената, а также из того, какие страсти кипели на форуме: дело доходило до жестоких схваток между сторонниками противоположных мнений, как, например, при вторичном избрании трибуном Тиберия Гракха, во время принятия законопроектов Апулея Сатурнина (100 г. до н.э.) и в других случаях. Рассказ Плутарха об истории с Лукрецием Офеллой дает пример прямого противодействия комиций воле диктатора.

 

Вместе с тем, после того, как в 90-88 гг. до н.э. права римского гражданства были распространены на всех италиков, трибутные комиции превратились, в определенном смысле, в юридическую фикцию. Они перестали быть инструментом прямого народовластия, в первую очередь, в силу того, что два миллиона граждан не могли съезжаться на собрания со всей Италии. Кроме того, новые граждане первоначально были причислены не ко всем трибам, а к последним восьми или десяти (наравне с вольноотпущенниками), в связи с чем, даже присутствуя на комициях, новые граждане не могли бы оказать сколько-нибудь существенное влияние на их решения. Аппиан так говорит об этом: «Все новые граждане зачислены были в десять новых триб, с той целью, чтобы они не смешались с гражданами, находившимися в старых трибах, и при голосовании не получили перевеса вследствие своего многолюдства». Но и после того, как в период диктатуры Цинны (в 87 г. до н.э.) новые граждане были уравнены в правах со старыми и распределены по всем трибам, положение мало изменилось: граждане, занятые делом у себя дома, дома и оставались, в результате чего на комиции стали собираться не граждане римского государства, а граждане, живущие в городе Риме. Таким образом, народные собрания периода кризиса римского полиса уже не были способны выражать мнения и защищать интересы всех граждан.

Принципат и доминат

 

Объявленный пожизненно диктатором, Гай Юлий Цезарь шел к установлению царской власти. Недовольные политикой Цезаря сенаторы, возглавляемые Брутом и Кассием, организовали заговор. 15 марта 44 г. до н.э. Цезарь был убит. Это вызвало очередную волну гражданских войн. В результате сложился второй триумвират, в который вошли приемный сын Цезаря Октавиан и бывшие военачальники Марк Антоний и Эмилий Лепид. После разгрома оппозиции и отстранения Эмилия Лепида от власти Гай Юлий Цезарь Октавиан в 31 г. до н.э. в морской битве у мыса Акций разбил Марка Антония и установил единоличную власть в Римской державе. Однако сделал он это в скрытой форме. Опираясь на свой авторитет, в 27 г. до н.э. на заседании сената он отказался от чрезвычайных полномочий и заявил о восстановлении республики. Сенат даровал ему за это почетный титул Августа и высшую военную власть, к которой он периодически добавлял консульские полномочия. Установившаяся власть принцепса (первого гражданина) покоилась прежде всего на личном авторитете Октавиана, связанном с уважением к его титулам и должностям. На смену республике пришла империя.

 

Такая форма единоличного правления принцепса с сохранением внешних атрибутов республиканизма и с привлечением к управлению государством прежней элиты получила название "принципат". За два века принципата сменились три династии: Юлиев-Клавдиев, Флавиев, Антонинов. Время правления некоторых принципсов: Калигула (37 - 41 гг.), Нерон (54 - 68 гг.), Домициан (81 - 96 гг.) - было ознаменовано жестокостью и расправами с сенатом и политическими противниками. Умело управляемая империя переживала "золотой век" при Антонинах, расширив свои владения до Британии, Дакии и на короткое время - до Персидского залива.

 

В III в. ситуация изменилась. Из-за высоких расходов на армию, защищавшую границы от германцев и персов, и на содержание роскошного двора финансы пришли в упадок. Вымиравшую староримскую аристократию заменили чужеземцы (особенно после дарования прав римского гражданства всем свободным жителям провинций в 212 г.). На место привилегированного римского гражданина пришел подданный римского императора. В эпоху правления "солдатских императоров" трон переходил от одного полководца к другому, которые захватывали власть лишь на короткое время.

 

В результате очередного переворота в 284 г. к власти пришел император Диоклетиан, который провел денежную, налоговую, военную и административную реформы. Он преследовал все религиозные секты, и прежде всего христиан. В результате была установлена абсолютная монархия, получившая название "доминат". Разделение империи между двумя верховными правителями - августами и двумя их помощниками - цезарями должно было, по мнению Диоклетиана, стабилизировать жизнь в государстве. Однако такое правление четырех (тетрархия) не прижилось. Придя к власти, Константин I Великий (324 - 337 гг.) установил единоличное правление. Одновременно христианство превратилось в господствующую религию, которая в 380 г. стала государственной.

 

 

Образование державы франков и становление в ней феодального строя. Империя Карла Великого и ее раздел.

 

 

Возникновение классового общества у франков, наметившееся у них еще до переселения на новую родину, резко ускорилось во времена завоевания Галлии.

 

На смену рабовладельческому типу государства и права в результате закономерного исторического процесса приходит феодальный тип государства и права как составная часть феодальной общественно-экономической формации.

 

Каждый новый поход увеличивал богатства франкской военно-племенной знати. При дележе военной добычи ей доставались лучшие земли, значительное количество колонов, скота и т.д. Знать возвысилась над рядовыми франками, хотя те по-прежнему оставались лично свободными и даже не испытывали усиления экономического гнета. Вожди и старейшины, входя во вкус роскоши, превратили случайные подарки в виде зерна, мяса, живности и т.д. в регулярные обязанности, а римляне приучили их принимать золото и деньги.

 

Они (франки) расселились на новом месте сельскими общинами, так называемыми марками. Марка считалась собственником всей земли общины, включавшей леса, пустоши, луга, пахотные земли. Пахотные земли делились на наделы и довольно быстро перешли в наследственное пользование отдельных семей.

 

Галло-римляне оказались в положении зависимого населения, которое по численности превышало число франков в несколько раз. Но, несмотря на это, галло-римская аристократия сохранила свои богатства. Единство классовых интересов положило начало постепенному сближению франкской и галло-римской знати, причем первая стала доминирующей. И это особенно дало о себе знать при формировании новой власти, с помощью которой можно было бы держать в повиновении колонов и рабов. Прежняя родоплеменная организация не имела и, следственно, не давала средств и способов осуществления этих целей. И учреждения родоплеменного строя начинают уступать место новой организация с военным вождем - королем и лично ему преданной (в идеале) дружиной во главе. Король и его приближенные фактически решают важнейшие вопросы государственной жизни: вопросы, касающиеся налогов, вопросы войны и мира и т.д., хотя еще сохраняются народные собрания и некоторые другие институты прежнего строя франков. Формируются новая "публичная власть", которая уже не совпадает непосредственно с населением. Она состоит не только из вооруженных людей, не зависящих от рядовых свободных, но и принудительных учреждений всякого рода, которых не было при родоплеменном строе. Утверждение новой публичной власти связано с введением территориального разделения населения. Земли, заселенные франками, стали делиться на "паги", состоявшие из более мелких единиц - сотен. Управление населением, проживавшим в пагах и в сотнях, вручалась специальным должностным лицам. В южных районах Галлии вначале было сохранено римское административное деление. Формирование феодальных отношений у франков и галло-римлян было не одинаковым, хотя бы потому, что оно начиналось с различных исходных рубежей: фраки вступали в эпоху феодализма в период разложения первобытнообщинного строя, а галло-римляне - в ходе распада рабовладельческого общества.

 

Переход к феодализму в условиях сравнительно низкого уровня развития производительных сил и преобладания сельскохозяйственного производства был связан с развитием феодальной собственности на земли. Именно поземельные отношения определяли в это время само общество, характер его социального и политического строя, классовую сущность государства.

 

Исторически феодализм возникает двумя основными путями: в результате разложения рабовладельческого строя и зарождение в его недрах феодальных отношений, постепенно превращающихся в господствующие производственные отношения (как это имело место в рабовладельческих государствах) в результате разложения первобытнообщинного строя, возникновение в его недрах рабовладельческого и/или феодального укладов и победы феодальных отношений, превращающихся в господствующие производственные отношения (например, у восточных и западных славян). Народы Европы перешли к феодализму, минуя рабовладельческий строй.

 

При всем многообразии путей возникновения феодализма содержание этого процесса всюду заключалась в одном и том же.

 

Во-первых, происходит разложение сельской общины, и общинная собственность, а также выделившаяся в руки феодализирующейся светской духовной знати. Образуется крупное землевладение и возникает класс феодалов.

 

Во-вторых, свободные крестьяне-общинники и несвободные землевладельцы, оставшиеся от предыдущей формации, превращаются в класс феодально-зависимых крестьян, лишенных права собственности на землю и обрабатывающих землю, принадлежащую феодалам. С этим связан процесс превращения свободной крестьянской сельской общины там где она сохранятся, в зависимости либо от крупных землевладельцев, либо от государства.

 

Основными классами феодального общества являлись феодалы и феодально-зависимое крестьянство. Феодальной эксплуатации подвергались не только крестьяне, но и ремесленники, проживающие в городах, расположенных землях феодалов.

 

Особенность классового феодального общества заключалась в его сословном характере. Различие классов фиксировалось и в составном делении населения, сопровождалось установлением особого юридического места в государстве для каждого класса.

 

Еще одна особенность являлось то, что феодальная собственность на землю носила иерархический характер, при котором высшим собственником земли считался монарх, а от него получали землю крупные феодалы подчиненные непосредственно ему. Последние предавали землю в держание феодалам меньшего ранга и так далее, в результате чего устанавливались отношения сюзеренитета-вассалитета: вышестоящий феодал был сюзереном нижестоящего, являвшегося по отношению к сеньору вассалом.

 

Типичной формой феодального государства является монархия. В странах Европы вообще, и во Франции в частности быстрое развитие феодализма влекло за собой существенные изменения во всей социально-политической организации общества, которые в свою очередь обуславливали последовательную смену ряда специфических форм феодальной монархии. В большинстве стран Европы в период становления феодальной собственности формирующийся феодальный класс группируется вокруг политически укрепившейся королевской власти, и впервые, относительно крупные феодальные государства складываются в виде раннефеодальной монархии (V-IX Века). Рассвет феодального способа производства и господства натурального хозяйства повлекли за собой феодальную раздробленность, сопровождавшуюся переходом власти от короля к отдельным крупным феодалам, к организации государственной власти на основе вассальных отношений. В этих условиях феодальные государства в Европе практически повсеместно выступают как сеньориальная монархия (X-XIII века). Развитие товарно-денежных отношений, рост городов повлекли за собой глубокие изменения в феодальном обществе, обусловили консолидацию сословий, способствовали централизации государства и возникновению королевской власти. Для этого периода характерно возникновение сословно-представительных монархий (XIV-XV века). Наконец, в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений, упадка некогда могущественной феодальной олигархии, постепенного складывания класса буржуазии королевская власть предпринимает попытку предельно централизовать и тем самым укрепить феодальное государства, которое принимает форму абсолютной монархии (XVI-XVII века).

 

Формы и методы осуществления политической власти (политические режимы) в феодальных государствах отличались большим разнообразием и спецификой. Однако демократические методы управления не имели под собой при феодализме социальной почвы и получили крайне незначительное распространение. Они сохранились лишь в раннефеодальных монархиях как пережитки военной демократии, а также на уровне общинного и городского самоуправления. Но даже городским республикам в период феодализма свойственны не демократические, а преимущественно автократические и олигархические формы политической жизни.

 

Исключительное место в феодальном обществе занимала церковь. Ее политическая власть проистекала не только из того, что она была крупнейшим земельным собственником, но и из ее решающего влияния на духовную жизнь общества. Церковь, как правило, не ограничивала свою деятельность в религиозной сфере, а стремилась овладеть монопольными позициями в политической жизни общества, сосредоточила в своих руках ряд важных властных прерогатив и юридических привилегий, оказывала непосредственное воздействие на государственное управление и правовую жизнь феодального общества.

 

Несмотря на характерную, особенно для определенных периодов феодализма, рассредоточенность политической власти, главным институтом в политической системе феодального общества было государство.

 

Карл Великий — самый выдающиймя представитель династии Каролингов. От его имени произошло название этой династии. Он стал королем рано, и его царствование растянулось на 46 лет (768-814 гг.). Это был крупный государственный деятель, выдающийся полководец. Есть люди, которые не мыслят себе жизни без завоеваний, и Карл Великий из их числа. За 46 лет своего правления этот государь участвовал в 50-ти военных походах.

В результате многочисленных военных побед Карл Великий оказался во главе громадного государства, подобного которому не было в Западной Европе со времени падения Римской империи (476 г.).

В 70-х гг. VIII в. Карл возобновил войну с лангобардами, которую вели еще его предшественники, и захватив столицу лангобардов Павию, низложил лангобардского короля Дезидерия. Лангобардия была присоединена к Франкскому королевству и с этих пор управлялась уже франкскими графами. Вице-королем Лангобардии становится сын Карла I Пипин.

Вскоре Карл I начинает войну с арабами, которые к тому времени завоевали вестготское королевство на Пиренейском полуострове. В 778 г. войско Карла I переходит Пиренеи и пытается взять г. Сарагосу, один из важных арабских стратегических пунктов. Этот поход был неудачен, и Сарагосу взять не удалось. На обратном пути, в Ронсевальском ущелье, на франкский арьергард нападают баски. В битве франки потерпели поражение. Это сражение описывается в знаменитом французском эпосе «Песнь о Роланде», который был записан в XI в. В это же время была записан и другой эпос, испанский — «Песнь о Сиде». «Песнь о Роланде» записывал француз, арабы представлены там завоевателями, разрушителями, язычниками. Автором «Песни о Сиде» был коренной житель Пиренейского полуострова. Оценка событий дается изнутри арабо-мусульманского мира, и отношение к арабам в «Песне о Сиде» лояльно, это отношение их приятия.

В конце VIII в. — в самом начале IX в. франки предпринимают еще несколько экспедиций за Пиренеи, в связи с тем, что арабская конкиста не прекращается. Эти походы были уже более удачны, чем поход 778 г. Карлу Великому удалось завоевать область на территории современной Испании, лежащую между Пиренеями и рекой Эбро. На этой территории Карл I создает Испанскую марку, которая служит пограничным форпостом для защиты Франкской империи от арабских вторжений. На территории марки позднее оформится Барселонское графство. Один из сыновей Карла I становится королем Аквитании.

Большую часть своих завоеваний Карл I проводит на востоке, в Центральной Европе. Особенно долго и упорно он воюет с саксами (772-804). Присоединение Саксонии имело для Карла I большое значение — приобретение новых земель, крепостных крестьян (саксы в это время в своей массе были свободными крестьянами), выход на Балтийское море и балтийскую торговлю. Впервые Карл I покорил саксов в 70-х годах VIII в. На съезде в Падерборне в 777 г. вожди саксонских племен приносят присягу на верность королю франков. На этом съезде Карл ставит саксонским вождям условие: отныне они и все их племена должны отказаться от язычества и принять христианскую веру. В Саксонию прибывает франкское духовенство. По всей Саксонии строятся церкви, создаются монастыри. С этого времени саксы облагаются новым налогом — церковной десятиной. Свободное саксонское крестьянство закрепощается.

С конца 70-х гг. VIII в. в Саксонии начинаются восстания против франков. Карл Великий жестоко подавлял восстания саксов. Тысячи восставших были казнены, но даже после этого свободолюбивые саксы не утратили стремления к независимости. Волнения продолжались. Тогда Карл I идет по другому пути: он щедро подкупает саксонскую знать. В 785 г. один из главных вождей восставших, саксонский герцог Видукинд, изменяет восставшим и переходит на сторону Карла I. В XX в. фашистская историография возведет Видукинда в ранг национального героя Германии.

Последнее восстание саксов произошло в нач. IX в. Основными его силами были рядовые саксы. Восстание закончилось неудачей.

В тот же период Карл I воюет с полабскими славянами (славянами, жившими по реке Лабе, на территории современной Польши). Несколько славянских племен (лютичей, лужичан) Карл I обложил данью.

Карл I поставил в зависимость от франков сильное Аварское царство на среднем Дунае.

При Карле I окончательно было завоевано Баварское королевство на Верхнем Дунае, которое ранее платило франкам дань, и то нерегулярно.

Карл Великий присоединил к империи Каринтию и хорватские земли на северо-востоке Балканского полуострова.

В результате завоеваний Карла Великого и его паладинов границы Франкского государства стали необозримы. На западе владения Карла I начинались от Пиренеев, Атлантического океана, а на востоке заканчивались Дунаем и Адриатическим морем. Северная граница проходила по побережьям Немецкого, Северного и Балтийского морей, на юге империя простиралась до Южной Италии.

Папство при Карле Великом находилось от него в вассальной зависимости.

Обширность и значимость созданной империи приводила Карла I и его советников к мысли о перемене королевского титула на императорский.

В 800 г., во время пребывания в Риме, 25 декабря на Рождество в соборе св. Петра, во время торжественного молебна Карл I был коронован папой Львом III как «император римлян» — именно в такой форме был зафиксирован документально его новый титул. Коронование Карла I как «императора римлян» после того, как ни Римской империи, ни римлян уже не существовало, свидетельствует о том, как сильна была в IX в. идея Римской государственности, римской традиции.

После некоторого сопротивления титул императора, или басилевса, признает за Карлом Великим и Византия.

Создав в Западной Европе огромное государство, по территории превосходящее Римскую империю, Карл I дипломатическими путями расширяет свое влияние на Востоке. Он заставляет признать себя императором не только Византию, но и мусульманский мир, в лице могущественного и легендарного властителя Востока — Гаруна-аль-Рашида. Между этими двумя государями устанавливаются дипломатические отношения, происходит обмен посольствами.

Созданная империя потребовала полностью реорганизовать административный аппарат управления. Карл I стремился создать сильное централизованное государство, управляемое разветвленным аппаратом чиновников. Центр аппарата управления находился при Карле I в его резиденции в г. Аахене (на территории современной Германии)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 650; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.31 (0.043 с.)